реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит по учету и использованию финансовых результатов

Аудит по учету и использованию финансовых результатов

Содержание

Введение

1. Цели и задачи аудита по учету и использованию финансовых результатов

2. Основные методы и приемы аудита по учету и использованию финансовых результатов

3. Система регулирования аудиторской деятельности

4. Основные нормативные документы по аудиторской проверке

5. Понятие «Финансовый результат организации»

6. Источники информации и первичные документы

7. Нормативные документы по данному участку бухгалтерского учета

8. Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2

9. Характеристика счетов, применяемых для учета финансовых результатов

10. Корреспонденция счетов

10.1 Счет 90 «Продажи»

10.2 Счет 91 «Прочие доходы и расходы»

10.3 Счет 84 «Нераспределенная прибыль (убыток)

11 Что должен знать аудитор? (наиболее распространенные и типичные ошибки)

Заключение. Выводы о работе с материалом

Список литературы

Введение

Становление экономического контроля в России и его составляющий элемент - аудит - в настоящее время является одним из важнейших элементов развития рыночной экономики.

Аудит является независимым контролем, который обеспечивает пользователей бухгалтерской отчетности экономических субъектов информацией о ее достоверности. Поскольку на основании данной информации пользователи отчетности принимают соответствующие решения, влияющие на их финансово-хозяйственную деятельность, то принято, что к аудиторам и аудиторским фирмам предъявляются все большие требования.

Специалисты, осуществляющие аудиторскую деятельность, должны иметь системное представление о бухгалтерском, налоговом и управленческом учете, анализе хозяйственной деятельности, трудовом и гражданском праве, знать методологию, методику и методы, применяемые в бухгалтерском учете и налогообложении, обладать конкретными познаниями о тенденциях и перспективах развития учетной системы.

Одним из важнейших разделов аудита является аудит учета и использования финансовых результатов организации.

В данном реферате описаны основные задачи и методы аудита, основные нормативные документы и наиболее распространенные ошибки аудиторов в ходе аудиторской проверки.

Так же описаны основные документы, входящие в состав финансовой отчетности организаций и счета, применяемые при учете финансовых результатов.

1. Цели и задачи аудита по учету и использованию финансовых результатов

Цель аудита - это выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Так же, целью аудита является решение той задачи, которая определяется договором между клиентом и аудитором.

Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к бухгалтерской отчетности, пользователь не может принимать данное мнение ни как выражение уверенности в жизнеспособности аудируемого лица в будущем, ни как подтверждении эффективности ведения дел руководством данного лица.

При этом необходимо указать, что под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Согласно Международным стандартам аудита понятие «достаточная уверенность» имеет отношение к сбору аудиторских доказательств, необходимых для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности. Понятие достаточной уверенности применимо ко всему процессу аудита.

Термин «Объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимым для достижения цел аудита при данных обстоятельствах.

Процедуры, необходимые для проведения аудита в соответствии с Международными стандартами аудита, должны определяться аудитором с учетом требований Международных стандартов аудита, соответствующих профессиональных организаций, законов и нормативных актов и, если необходимо, с учетом условий договоренностей о проведении аудита и требований по составлению отчетности.

Помимо правил (стандартов) различного уровня аудитор при определении объема аудита обязан принимать во внимание законы, нормативные акты и, если необходимо, условия аудиторского задания и требования по подготовке заключения.

Задачами аудита в процесс проверки являются следующие:

1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля, квалификации учетного персонала, качества обработки бухгалтерской документации.

2. Контроль за соблюдением законодательства по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

3. Оказание помощи администрации предприятия путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности.

4. Подтверждение достоверности или недостоверности финансовых (бухгалтерских) отчетов.

5. Выявление резервов лучшего использования основных и оборотных средств, заемных источников, материальных активов и обязательств.

Так же к задачам аудита относится предоставление содержательных и точных записок клиенту по всем неясным вопросам, возникающим в процессе выполнения договора на оказание аудиторских услуг.

К сопутствующим аудиту услугам относится:

1. постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2. разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

3. налоговое консультирование;

4. оценка стоимости имущества, предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

5. осуществление маркетинговых исследований;

6. управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

7. правовое консультирование, а так же представительство в судебных и налоговых органах по налогам и таможенным спорам;

8. проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области аудиторской деятельности, а так же информации об их результатах, в том числе на бумажных и электронных носителях;

9. автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

10. анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

11. обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12. оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

2. Основные методы и приемы аудита по учету и использованию финансовых результатов.

Метод аудита - это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов.

Методы делятся на 3 группы:

1. Приемы первой группы - это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определить количественное состояние объекта; лабораторный анализ, цель которого - определение качественного состояния объекта.

2. Приемы второй группы (аналитические процедуры). На стадии планирования анализ помогает аудитору планировать характер, время и объем аудиторских процедур, на стадии проведения существенных проверок - обрабатывать значительную детализированную информацию, на финансовой стадии - делать общий обзор финансовой информации.

3. Приемы третьей группы - это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления.

К конкретным методам проверки операций, счетов и документов бухгалтерского учета относится:

1. Пересчет - это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов (осуществляется выборочно).

2. Инвентаризация - позволяет получить точную информацию о наличие имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состояние и стоимости такого имущества.

3. Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций. Этот метод позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполненными бухгалтером.

Но основным методом при аудиторской проверке финансовых результатов организации является проверка документации.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедится в реальности проверяемых документов. Для этого рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтвердить реальность и целесообразное выполнение этой операции.

Виды проверки документов:

1. Формальная проверка - проверяется правильность заполнения всех реквизитов, наличия неоговоренных исправлений, подчисток в тексте и цифрах.

2. арифметическая проверка - проверяется правильность показательных итогов в первичных документах, учетных регистрах и отчетных форм.

3. Проверка документов по существу - проверяется законность и целесообразность операций; правильность отнесения на счета и статьи.

Одним из методов аудита является прослеживание и подготовка альтернативного баланса.

Прослеживание - это процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно отражены в бухгалтерском учете.

Подготовка альтернативного баланса заключается в том, что для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг)

Незначительным методом аута является устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой стороны.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой третьей стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

Результаты устного опроса должны быть записаны в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а так же фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

Существуют и другие приемы и методы аудиторской проверки.

3. Система регулирования аудиторской деятельности

В настоящее время в России действует шестиуровневая система регулирования аудиторской деятельности.

1. Федеральный закон об аудите и аудиторской деятельности.

2. Законодательные и подзаконные нормативные акты.

3. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в Российской Федерации (постановления Правительства РФ от 23.09.2002 №696 и от 22.07.2003 №405).

4. Правила (стандарты) специальных видов деятельности.

5. Стандарты общественных объединений аудиторов.

6. Внутрифирменные аудиторские стандарты.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в России определяет Закон об аудите, который заменил Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (временные правила - это не постоянный документ, он лишь предварил процедуру принятия Федерального закона).

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону об аудите и иным федеральным законам. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в любых других федеральных законах, также должны соответствовать указанному Закону. В случае противоречия Указы Президента РФ или постановления Правительства РФ Закону об аудите или иному федеральному закону применяется Закон об аудите или соответствующий федеральный закон.

На основании и во исполнение Закона об аудите и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам до утверждения полного комплекса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности предписано руководствоваться в своей деятельности Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и иметь требования ниже последних.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и внутренним правилам (стандартам) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

4. Основные нормативные документы по аудиторской проверке

1. Бухгалтерский баланс - Форма №1

2. Отчет о прибылях и убытках - Форма №2

3. Отчет об изменение капитала - Форма №3

4. Отчет о движении денежных средств - Форма №4

5. Приложение к бухгалтерскому балансу - Форма №5

6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6 - для некоммерческих организаций).

Достоверность данных, отраженных в форме №1 и форме №2, удостоверяется в ходе проверок соответствующих сегментов аудита (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т.д.).

Рассматривая тему «Аудит учета и использования финансовых результатов» наиболее важным документом будет являться отчет о прибылях и убытках - форма №2.

5. Понятие «Финансовый результат организации»

Финансовый результат организации - это изменение (прирост или уменьшение) собственного капитала организации за отчетный период в процессе предпринимательской и других видов деятельности. Финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса, представляет собой разницу между доходами и расходами.

Основные принципы отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете определяются Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденными приказами Министерства финансов РФ от 6.05.1999 г. № 32н и 33н.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Внереализационные доходы организации - это доходы, не связанные с основной деятельностью данной организации: финансовые вложения, продажа прочего имущества и т.д.)

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) формируется в организации из:

ы финансового результата от обычных видов деятельности (предпринимательской (операционной), инвестиционной, финансовой);

ы операционных доходов и расходов (за вычетом результатов от продажи имущества);

ы внереализационных доходов и расходов;

ы чрезвычайные доходы и расходы (прочие доходы и расходы), т.е. которые имели место в силу чрезвычайных обстоятельств (пожар, авария и т.д.).

6. Источники информации и первичные документы

1. Журнал-ордер № 11 и ведомость № 16 (при журнально-ордерном учете).

2. Карточки и анализ счетов 90, 91, 98, 99 (при автоматизированном учете).

3. Товарные (форма ТОРГ - 12, 13, 14) и товарно-транспортные накладные.

4. Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15).

5. Акт на списание основных средств (форма ОС-4).

6. Акты приемки-передачи результатов выполненных работ.

7. Документы, свидетельствующие о факте оказания услуг.

8. Отчеты агента, комиссионера об отгрузке товаров комитента.

9. Уведомления участника, ведущего общие дела по совместной деятельности, о причитающейся участнику прибыли.

10. Решения суда о присуждении штрафов, пени, неустоек в пользу предприятия.

11. Счета-фактуры, выставленные покупателям.

12. Книга продаж.

13. Договоры с покупателями, заказчиками (купли-продажи, мены, подряда, оказания услуг и т.д.)

7. Нормативные документы по данному участку бухгалтерского учета

v Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

v Федеральный закон «О бухгалтерском учете» « 129-ФЗ от 21.11.96 г.;

v Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н от 29.07.98 г.);

v План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению (Приказ Минфина № 94н от 31.10.00 г.)

v Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ № 49 от 13.06.95 г.)

v Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ № 43н от 06.07.99 г.)

v Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (Приказ Минфина РФ № 60н от 28.06.00 г.)

v «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (приказ Минфина РФ № 4н от 13.01.00 г.).

8. Отчет о прибылях и убытках - Форма №2

Отчет о прибылях и убытках - форма №2 отражает финансовые результаты деятельности организации, их формирование и использование. Эта форма дает сведения о доходах и расходах отдельно по разным направлениям деятельности организации. Данные о формировании и использовании прибыли рассматриваются вместе со сведениями об имущественном положении.

Составляется (форма №2) «Отчет о прибылях и убытках» прежде всего по данным счета 99 «Прибыли и убытки» с использованием записей по ряду других счетов, связанных с формированием финансовых результатов.

Раздел первый, «Доходы и расходы по обычным видам деятельности», представляет информацию о доходах, расходах и прибыли, полученной от основной деятельности - производства и продажи продукции, товаров, работ, услуг.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (строка 010) является основным видом доходов организации, используется с целью формирования информационной базы для анализа и оценки таких важнейших показателей результативности работы, как оборачиваемости активов, средняя продолжительность сроков погашения дебиторской и кредиторской задолженности, материалоотдача, затратоемкость (в том числе по отдельным статьям расходов, формирующих себестоимость производства и продажи продукции) и т.д.

Наличие в отчете показателя валовой прибыли (строка 029), рассчитываемого в виде разницы между выручкой от продаж (строка 010) и себестоимостью проданных товаров, продукции работ, услуг (строка 020), позволяет определить, покрывает ли выручка произведенную себестоимость или же основная деятельность изначально приносит убытки. Некоторые виды расходов, включаемые в состав полной себестоимости производства и продажи товаров, продукции, работ, услуг, показываются в отчете обособленно. К ним относятся коммерческие и управленческие расходы. Это существенно расширяет базу для аналитических исследований. Наряду с показателями валовой прибыли с 1 января 2000 года в отчете о прибылях и убытках отражаются показатели выручки от продаж в разрезе видов деятельности (количество строк, начиная с 011-й зависит от количества видов деятельности организации), а также показатели себестоимости по тем же видам деятельности (строка 021 и далее). Это дает возможность определить сумму валовой прибыли и индивидуальные уровни рентабельности по каждому виду деятельности, соотнеся величины валовой прибыли с величинами выручки от продаж, что позволяет установить более или менее рентабельные направления деятельности организации.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.