реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий

Аудиторские проверки сельскохозяйственных предприятий

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Нормативное регулирование и правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации

1.2 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)

1.3 Планирование аудита в соответствии с федеральным аудиторским правилом (стандартом)

2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1 Аудиторская проверка сельскохозяйственных предприятий

2.2 Оценка системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета затрат на производство продукции сельскохозяйственных предприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового национального продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродуктов формируется две трети потребительских товаров.

В России аудит - новое направление контроля за хозяйственной деятельностью. С развитием рыночных отношений на бухгалтеров «хлынул» поток нормативных документов, регламентирующих правовые вопросы деятельности предприятий, организаций и постановки бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядка формирования себестоимости продукции. В действующие нормативные документы часто вносятся изменения и дополнения, которые в силу разных обстоятельств не всегда доводятся до налогоплательщиков. Поэтому появились и нарушения (порой неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности предприятий.

Возникла необходимость создания формы негосударственного контроля за деятельностью предприятий, которой бы включал в себя консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказываемых с целью улучшения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии, повышения эффективности их коммерческой деятельности. Этой формой стал аудит - деятельность направленная на снижение предпринимательского риска.

Аудит способствует осуществлению всех хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности. Зарубежный и отечественный опыт убедительно подтверждает, что по мере становления и развития аудита возрастает необходимость использования в его организации принципа специализации.

Отраслевые особенности сфер хозяйственной деятельности определяют конкретный перечень способов удовлетворения и защиты имущественных интересов, правовой статус и организационные формы хозяйствования, правовые регламенты деятельности, методы учета затрат и калькулирования себестоимости, обоснования стратегии развития и другие условия выгодного использования инвестированных средств.

Практика управления и становления многоукладной экономики свидетельствует о неотложности организации аудита в сельскохозяйственном комплексе на основе общих для всей хозяйственной деятельности правовых регламентов. Здесь действуют специфичные нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию и т.д.

Как видно из вышеизложенного, государство уделяет самое пристальное внимание финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, и тем актуальнее становится проблема аудиторских проверок их деятельности и финансовой отчетности.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие, основные направления и особенности проведения аудиторских проверок сельскохозяйственных предприятий. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

- изучены теоретические материалы по аудиторской деятельности и организации аудиторских проверок;

- рассмотрены основные особенности аудиторской проверки сельскохозяйственных предприятий;

При выполнении данной курсовой работы использовалась теоретическая и методическая литература по бухгалтерскому учету и аудиту, нормативно-правовые акты РФ и статьи периодической печати.

1. ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности. Нормативное регулирование и правовое обеспечение аудиторской деятельности в Российской Федерации

Международными стандартами аудита и сопутствующих услуг, одобренных Советом Международной федерации бухгалтеров (МФБ), аудит (аudit) определяется как предоставление возможности аудитору выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности.

В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность, аудит в РФ - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований:

1. Достоверность. В целом общество испытывает потребность в достоверной информации и информационных системах.

2. Профессионализм. Аудируемые организации, работодатели и другие заинтересованные лица испытывают потребность в специалистах, являющихся профессионалами в сфере аудита.

3. Качество услуг. Необходима уверенность в том, что все услуги, предоставленные аудитором, соответствуют высшим стандартам качества.

4. Уверенность. Лицам, пользующимся услугами аудиторов, необходима уверенность в том, что услуги оказываются в соответствии с регулирующими их профессиональными этическими нормами.

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Целями аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит призван обеспечить разумную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

Понятие разумной уверенности - это общий подход, относящийся к процессу накопления аудиторских доказательств, необходимых и достаточных для того, чтобы аудитор сделал вывод об отсутствии существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, рассматриваемой как единое целое. Понятие разумной уверенности применяется ко всему процессу аудита.

Основными задачами аудита являются:

1. Изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

2. Оценка принципов и методов бухгалтерского учета, а также правил подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;

3. Определение главных оценочных значений, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4. Оценка общего представления о финансовой (бухгалтерской) отчетности.

В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 14 декабря 2001 г.), принятого Государственной Думой 13 июля 2001 года и одобренного Советом Федерации 20 июля 2001 года. ФЗ «Об аудиторской деятельности» состоит из 22 статей и определяет:

1. Понятие об аудиторской деятельности, аудиторской организации и аудитора.

2. Основные виды аудиторских услуг.

3. Порядок законодательного регулирования аудиторской деятельности.

4. Права и обязанности аудиторских организаций, аудируемых лиц и лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

5. Правовые основы обязательного аудита.

6. Понятие об аудиторской тайне и аудиторском заключении, а также заведомо ложном аудиторском заключении.

7. Правовые основы правил (стандартов) аудиторской деятельности.

8. Правовые основы независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

9. Правовые основы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

10. Правовые основы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и случаев аннулирования аттестата.

11. Правовые основы лицензирования аудиторской деятельности.

12. Правовые основы уполномоченного федерального органа по государственному регулированию аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности и аккредитованного профессионального аудиторское объединения.

13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите и порядок вступления в законную силу ФЗ.

Организация и правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется на четырех основных уровнях:

На международном;

Государственном;

Профессиональных аудиторских объединений;

Аудиторской организации и индивидуального предпринимателя.

На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают через посредство Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, по различным аспектам аудиторской деятельности. К числу международных аудиторских стандартов относятся:

- международные стандарты учета;

- международные нормативы аудита и сопутствующих работ;

- международные положения аудита;

- международные нормативы бухгалтерского образования и этики;

- общепринятые аудиторские стандарты проверки финансовой отчетности.

Аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с ФЗ «Об аудиторской деятельности», а также принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать ФЗ «Об аудиторской деятельности». Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иным федеральным законам. На основании и во исполнение ФЗ «Об аудиторской деятельности» и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ФЗ «Об аудиторской деятельности» или иному федеральному закону применяется ФЗ «Об аудиторской деятельности» или соответствующий федеральный закон. В Российской Федерации правовые основы регулирования аудиторской деятельности определены также:

1. Гражданским Кодексом РФ.

2. Налоговый Кодекс РФ.

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.1996 г.

4. Законодательные акты, определяющие правовые основы отдельных видов деятельности.

5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

6. Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые действуют до принятия федеральных стандартов.

До вступления в законную силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности», России регламентация аудиторской деятельности осуществлялась в соответствии с требованиями «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвержденных Указом Президента Российской Федерации № 2263 от 22 декабря 1993 г. и одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Постановлением Правительством РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» утверждены федеральные стандарты. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности разработаны в РФ с учетом международных стандартов аудита. Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и правил профессионального аудиторского объединения, членами которых они являются. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности и требования которых не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

1.2 Оценка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля в соответствии с российским аудиторским правилом (стандартом)

Основные требования, предъявляемые к изучению и оценке аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятий, особенности изучения и оценки этих систем в субъектах малого предпринимательства сформулированы в Правиле (стандарте) «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита».

Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности. Аудитору в ходе проверки необходима убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. Система внутреннего контроля, организованная должным образом, может способствовать формированию такой убежденности. При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех градаций: высокая, средняя и низкая. При необходимости аудиторская организация может принять решение о применении большего количества градаций, чем три вышеназванные.

Изучение и оценка особенностей систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля должны обязательно документироваться. Для этого рекомендуется использовать следующие типовые формы:

- специально разработанные тестовые процедуры;

- перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

- специальные бланки и проверочные листы;

- блок-схемы и графики;

- перечни замечаний, протоколы или акты.

С учетом требований вышеназванного и других правил (стандартов) аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур, произведенное в результате изучения особенности средств контроля экономического субъекта, должно быть надлежащим образом аргументировано.

Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности аудиторских процедур, то, соответственно, отсутствие документирования или ненадлежащее документирование может служить, в случае предъявления претензий к аудитору, доказательством низкого качества оказанных услуг.

Серьезные недостатки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете) аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта:

- учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета;

- организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

- распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;

- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров;

- роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

- критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

- средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.

Аудиторская организация обязана проверить соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам и отразить в рабочей документации аудитора случаи нарушений.

Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета экономического субъекта может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования:

- операции в учете правильно отражают временной период их осуществления;

- операции в учете зафиксированы в правильных суммах;

- операции отражены на счетах бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой;

- детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности, зафиксированы;

- ограничена возможность злоупотреблений.

Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

- систему бухгалтерского учета;

- контрольную среду;

- отдельные средства контроля.

Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, в свою очередь включает:

- стиль и основные принципы управления экономического субъекта;

- его организационную структуру;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.