реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия

2

Реферат

Ключевые слова: организация бухгалтерского учета, аудит организации бухгалтерского учета, нормативное правовое регулирование аудита, процесс аудита.

Цель данной курсовой работы - изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.

Предметом исследования является процесс аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Содержание

  • Реферат
  • Содержание
  • 1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование
  • 1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • 1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации
  • 1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • 2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • 2.1 Понимание деятельности аудируемого лица
  • 2.2 Оценка системы бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска
  • 2.3 Формирование плана и программы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • 3. Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки
  • 3.1 Сбор аудиторских доказательств и их документирование
  • 3.2 Обобщение результатов проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • 3.3 Совершенствование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики с использованием компьютера
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Введение
  • Вопросы организации бухгалтерского учета и учетной политики относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим организация бухгалтерского учета и учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В этом и заключается актуальность выбранной тему курсовой работы.
  • Цель данной работы - изучение российского законодательства в области аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия, исследование процедуры проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики, выявление проблем и спорных вопросов, связанных с осуществлением данной проверки.
  • В рамках реализации цели курсовой работы будут решены следующие задачи:
  • · определить цель и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики;
  • · рассмотреть нормативное правовое регулирование данного вопроса и выявить спорные моменты в нем;
  • · определить этапы аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики;
  • · оценить системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, уровень существенности и аудиторский риск, указать проблемы при их оценке;
  • · сформировать план и программу аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия;
  • · рассмотреть процесс сбора аудиторских доказательств и их документирование;
  • · обобщить результаты проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики.
  • Предметом исследования является процесс аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия.
  • Методологической и теоретической основой работы являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Положения по бухгалтерскому учету, которыми утверждаются основные нормы и правила регулирования аудита, а также труды российских экономистов.
  • 1. Сущность аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики и их нормативное правовое регулирование
  • 1.1 Цель, задачи и информационная база аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики
  • Согласно п.3 ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
  • Цель и основные принципы аудиторской проверки аудитор определяет согласно правилу (стандарту) №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
  • Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях.[19]
  • В соответствии с п.3 ст.5 Федерального Закона РФ от 21 ноября 1996г. №129 ФЗ. «О бухгалтерском учете» организации самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
  • Требования Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н, распространяются на все организации независимо от организационно - правовых форм.
  • Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организация является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения. В настоящее время почти во всех действующих правил (стандартов) аудиторской деятельности сдержатся ссылки на учетную политику как на один из основополагающих документов, регламентирующих деятельность проверяемой организации.
  • Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.
  • Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:
  • · установить соответствие организационной структуры бухгалтерии и формы бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;
  • · проанализировать учетную политику организации.
  • В соответствии с поставленной целью определим источники информации - документы, необходимые для проведения аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики:
  • 1. Организационная и юридическая документация:
  • приказ об учетной политике организации;
  • график документооборота;
  • утвержденные методики учета отдельных показателей и другие приложения к приказу об учетной политике проверяемой организации;
  • пояснительная записка, которая раскрывает сведения, относящиеся к учетной политике организации;
  • рабочий план счетов.
  • 2. Первичные учетные документы:
  • перечень утвержденных форм первичных документов и форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • 4. Учетные регистры бухгалтерского учета:
  • журналы-ордера, ведомости (при журнально-ордерной форме учета);
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • Главная книга;
  • Анализ указанных источников в аудиторской деятельности является информационным обеспечением аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики.
  • Для наиболее полного представления об организации бухгалтерского учета и учетной политики и порядках их аудита необходимо обратиться к нормативному правовому регулированию данного вопроса, он будет рассмотрен в следующем подразделе.
  • 1.2 Нормативное правовое регулирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации
  • Знание нормативно-правовых основ организации бухгалтерского учета и учетной политики базой для проведения аудита.
  • Основными документами, регламентирующими аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики в Российской Федерации, являются:
  • 1. На законодательном уровне:
  • · Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • · Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (в ред. от 23.11.2009) (с изменениями и дополнениями);
  • · Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ(с изменениями и дополнениями);
  • · Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ(с изменениями и дополнениями).
  • 2. На нормативном уровне:
  • · Постановление Правительства от 23.09.2002 №696 (ред. от 22.07.2008) «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;
  • · Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утверждены приказом Минфина РФ от 06.10.2008 №106н (с изменениями и дополнениями);
  • · Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утверждены Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н (с изменениями и дополнениями);
  • · Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (с изменениями и дополнениями);
  • · О формах бухгалтерской отчетности организаций. Утв. Приказом Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н;
  • · Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждены Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (с изменениями и дополнениями);
  • · Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утверждено Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  • 3. На методическом уровне:

· Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (с изменениями и дополнениями);

· Письмо Минфина России «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» от 24.07.1992 № 59;

· План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (с изменениями и дополнениями).

4. Организационный уровень:

· Внутренние стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.

1.3 Этапы аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

Работы при проведении аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики можно разделить на три последовательных этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

1 этап - ознакомительный.

На данном этапе аудитор предварительно знакомится с клиентом, оформляет свои отношения с ним.

Производится проверка наличия и ознакомление с организационной и юридической документацией:

· приказ об учетной политике организации;

· график документооборота;

· рабочий план счетов;

· свидетельством о государственной регистрации;

· справками о постановке на учет в налоговом органе, о регистрации в органах статистики и соответствующих отделениях внебюджетных и экологических фондов;

· лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с законодательством;

· планами и прогнозами;

· прочей существенной документацией

Далее аудитор осуществляет планирование аудиторской проверки, путем ознакомления с деятельности аудируемого лица, расчета уровня существенности, оценки аудиторских рисков, оценки средств внутреннего контроля и составления плана и программы предстоящей аудиторской проверки.(29)

2 этап - основной.

Это самый трудоемкий этап работы. На данном этапе производится проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров учета, оценка правильности организации бухгалтерского учета и формирование учетной политики, а также иные аудиторские процедуры, предусмотренные программой аудита. Для каждой аудиторской процедуры аудитору необходимо разработать свой рабочий документ.

Аудиторские процедуры:

· тестирования средств внутреннего контроля;

· аудиторские процедуры по существу.

Тесты средств внутреннего контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Данные процедуры проверки проводятся в форме детальных тестов, оценивающие правильность отражения операций и остатка средств на счетах бухгалтерского учета, и в форме аналитических процедур.

Аудитор подтверждает информацию об организации бухгалтерского учета и учетной политике, изучает весь комплект представленной бухгалтерской отчетности. В результате проведения аудиторских процедур выявляются различные нарушения в организации бухгалтерского учета и формировании учетной политики, которые обобщаются на следующем этапе. (28)

3 этап - заключительный.

На последнем этапе проверки аудитор завершает подготовку документации в виде аудиторского файла, подготавливает письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита, формулирует свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта, подготавливает аудиторское заключение.

Ряд авторов считают (28, 29, 31), что на этом этапе аудитор должен осуществлять в том числе проверку своевременности проведения инвентаризации, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета, а именно:

· проводилась ли инвентаризация в случаях, установленных законодательством;

· были ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;

· соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям Методических указаний.

Если аудитор лишь проверяет результаты инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качестве инвентаризации целесообразно провести ее самостоятельно.

2. Планирование аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики

2.1 Понимание деятельности аудируемого лица

В соответствии с п.3 Правила (стандарта) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.11.2008 № 863), понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита. В частности, такое понимание дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора.

Понимание аудитором деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, согласно п.19 Правила (стандарта) №8, заключается в понимании следующих проблем:

· отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

· характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;

· цели и стратегические планы аудируемого лица, связанные с ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;

· основные показатели деятельности аудируемого лица и тенденции их изменения;

· система внутреннего контроля.

Аудитор может получать сведения о сфере деятельности и аудируемом лице из нескольких источников, например, таких, как:

· различных документов аудируемого лица;

· информации, полученной от работников аудируемого лица в устной и письменной форме;

· информации, полученной от сторонних лиц (поставщиков (подрядчиков), покупателей (заказчиков), контролирующих органов, властных структур и т.п.) в устной и письменной форме;

· правовых актов, регулирующих деятельность аудируемого лица;

· публикаций об аудируемом лице или относящихся к его сфере деятельности. (25)

Таким образом, еще до заключения договора оказания аудиторских услуг, либо в начале аудита, аудитору необходимо получить требуемый объем информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, который будет востребован как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур.

Однако следует учитывать, что приобретение информации о деятельности аудируемого лица - это непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

Понимание деятельности аудируемого лица является основой для выражения профессионального суждения аудитора. Понимание деятельности и надлежащее использование информации о деятельности аудируемого лица помогает аудитору:

· оценивать риски и выявлять проблемные области;

· эффективно планировать и проводить аудит;

· оценивать аудиторские доказательства;

· обеспечивать высокое качество аудита и обоснованность выводов. (25)

Аудитор должен получить требуемый объем информации о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, который будет востребован как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур до заключения договора оказания аудиторских услуг.

Однако следует учитывать, что приобретение информации о деятельности аудируемого лица - это непрерывный процесс сбора и оценки информации, а также соотнесения ее с аудиторскими доказательствами и полученными сведениями на всех стадиях аудита.

2.2 Оценка системы бухгалтерского учета системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска

Составлению плана проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики предшествует оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Остановимся более подробно на проблемах, с которыми может столкнуться при этом аудитор.

Согласно Правилу (стандарту) № 1 одной из причин ограничения, присущих аудиту и влияющих на возможность обнаружения существенных искажений, выступает несовершенство систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета. В этой связи на этапе планирования и в процессе сбора аудиторских доказательств необходимо достичь адекватного понимания закономерностей функционирования данных систем и убедиться в их надежности.

Правило (стандарт) № 8 устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений об определенных сторонах хозяйственной деятельности предприятия, в том числе:

- учетной политике и основных принципах ведения бухгалтерского учета;

- организационной структуре подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;

- распределении обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности;

- организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

- порядке отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;

- порядке подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

- роли и месте средств вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

- критических областях учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок;

- средствах контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Аудитор должен убедиться, что принятая предприятием система бухгалтерского учета обеспечивает:

- использование общих принципов управления;

- текущее наблюдение, измерение и регистрацию финансово-хозяйственных операций;

- систематизацию информации, содержащейся в учетной первичной документации;

- осуществление контроля за достоверностью используемой информации;

- своевременное составление отчетности;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.