| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Аудит операций заготовления материалов- честность администрации; мотивы поведения клиента; результаты предыдущего аудита; проводимый аудит -- первоначальный или повторный; взаимоотношения с дочерними и зависимыми фирмами; нетрадиционные операции; профессионализм учетного персонала; сальдо счетов и величину сумм по статьям отчетности; количество и состав операций клиента и т.д. Риск контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента в отношении ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки. Аудитор стремится установить эту оценку на уровне ниже максимума (100%), рассматривая это как часть плана аудита. Допустим, аудитор заключает, что система внутрихозяйственного контроля абсолютно неэффективна для предотвращения или обнаружения ошибок. В этом случае аудитор определит риск контроля в 100%. Чем эффективнее система внутрихозяйственного контроля, тем ниже уровень риска контроля. Как и при неотъемлемом риске, риск контроля обратно пропорционален риску необнаружения, тогда как между риском контроля и количеством подлежащих сбору аудиторских докузательств существует прямая зависимость. Прежде чем установить уровень риска контроля ниже максимального уровня, т.е. менее 100%, аудиторы должны выполнить следующие действия: ознакомиться с системой внутреннего контроля клиента; на основе этого оценить, насколько хорошо она работает; прокотировать контрольные моменты, структура которых образует систему внутреннего контроля. Первое действие относится к любому аудитору, а второе и третье -обязательны для аудитора в тех случаях, когда он устанавливает риск контроля ниже максимального уровня. Однако если аудитор решает не оценивать риск контроля ниже максимального уровня, то он должен установить риск контроля на уровне 100% независимо от фактической эффективности системы контроля, определяющей уровень риска. При этом аудитор, используя модель аудиторского риска, должен учитывать достаточно низкий уровень риска необнаружения (подразумевая высокий уровень неотъемлемого риска). Риск необнаружения -- это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутреннего контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска. Риск необнаружения определяет количество аудиторских докузательств, которые аудитор планирует собрать. При низком уровне риска необнаружения аудитор не соглашается брать на себя большой риск невыявления ошибок из-за недостатка аудиторских доказательств, поэтому в данном случае необходимо получить большее число аудиторских доказательств. Когда аудитор готов взять на себя большой риск, аудиторских доказательств требуется меньше. Таким образом, задачами определения существенности и определения аудиторского риска являются: а) определить понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета; б) определить понятие риска в аудите и основных его компонентов: неотъемлемого риска, риска средств контроля и риска необнаружения; в) сформулировать единые требования, которыми должны руководствоваться аудиторы, используя эти понятия в ходе осуществления аудиторских проверок. Оценим аудиторский риск у аудируемого лица, выступающего в качестве объекта исследования. Учетная политика МУП «Ритуальное хозяйство состоит из двух разделов. В первом разделе описаны организационные аспекты ведения бухгалтерского учета и отчетности. Во втором - методические аспекты учетной политики. Отдельно к приказу об утверждении учетной политики утверждено приложением 2 «Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2004 год».
Таблица 2 Анализ соответствия положений учетной политики МУП «Ритуальное хозяйство» требованиям ПБУ 1/98
Таким образом, никаких существенных отклонений от требований, содержащихся в нормативном документе (ПБУ 1/98) в учетной политике МУП «Ритуальное хозяйство» не отмечено, за исключением отсутствия порядка контроля за хозяйственными операциями. Данный факт следует признать несущественным и не оказывающим влияние на аудиторский риск, т.к. внутренний контроль осуществляется вышестоящим органом. Оценку аудиторского риска и внутреннего контроля проведем путем тестирования. Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду. Под контрольной средой понимаются осведомленность и действия руководства аудируемого лица, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также понимание важности такой системы. Контрольная среда влияет на эффективность конкретных средств контроля и включает в себя следующие составляющие:Правило (стандарт) №8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом - унитарное предприятие; б) организационная структура аудируемого лица - линейно-функциональная; в) распределение ответственности и полномочий - единовластие в лице директора, который назначается вышестоящим органом; г) осуществляемая кадровая политика - кадровая политика входит в компетенцию директора предприятия; д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей - в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами РФ по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей - внутренний управленческий учет отсутствует, отчетность в выше стоящую организацию осуществляется в виде еженедельных оперативных сводок; ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства - соответствует; з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица - в составе органа управления аудируемого лица имеется служба ревизионной комиссии и внутреннего аудита. К процедурам контроля, принятым руководством аудируемого лица, относятся: а) подотчетность одних работников другим - да; б) внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности - да; в) сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и товарно-материальных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация) - да; г) сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации - да; д) проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей - да; е) осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе посредством установления контроля за изменениями компьютерных программ и за доступом к файлам данных, за правом доступа при вводе и выводе информации из системы - да; ж) ограничение доступа к активам и записям - да; з) сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями - да. Таким образом, следует дать оценку системе внутреннего контроля высокую, а аудиторский риск признать низким. Таблица 3. Относительные уровни существенности в зависимости от доли оборотных активов в валюте баланса.
Анализ данных баланса МУП «Ритуальное хозяйство» за 2004 г. (Приложение 3) показывает, что по состоянию на начало года доля сырья, материалов и других аналогичных ценностей составляла 37,6% в валюте баланса, тогда как на конец года эта доля снизилась и составила только 3,5 %. Уровень существенности в данном случае принимается равным 6 %. Следовательно, абсолютный показатель уровня существенности будет равен произведению суммы остатка по статье «Материалы» и уровня существенности (768 тыс. руб. х 6% = 46,1 тыс. руб.). Т.е. допущенные ошибки в пределах этой величины будут рассматриваться как несущественные.
2.3 Разработка программы аудита операций заготовления материалов Законодательно - нормативная база, используемая аудитором при проверке заготовления материалов, включает основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Постановлением правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 г. №80 функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет Минфин РФ.Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2003. - с. 65 Оперативное и эффективное проведение аудиторской деятельности требует предварительной работы и планирования. Планирование включает в себя составление плана ожидаемых работ и разработку оптимальной аудиторской программы. Планирование аудита должно обеспечивать: получение необходимой информации о состоянии бухгалтерского учета, отчетности и эффективности внутреннего контроля, времени проведения и объема контрольных процедур, подлежащих выполнению. Планирование включает: разработку графиков; определение сроков и обсуждение их с клиентом; проведение инструктажа с аудиторами; организацию связей с подразделениями клиента; обсуждение стратегии и подготовки к аудиту с клиентом. Планирование аудита должно проводиться в соответствии не только с общими принципами аудита, но и с частными: комплексность планирования; непрерывность планирования; оптимальность планирования. Перед началом аудита руководителем бригады аудиторов составляется общий план, в котором определяются: цель аудита; основные участки работы организации и разделы учета, подлежащие проверке; характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль); распределение и закрепление обязанностей между проверяющими аудиторами; сроки выполнения работ; уровень ответственности и оплаты труда аудиторов; форма и порядок оформления результатов аудита. Во время проведения аудита общий план может быть пересмотрен. Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита. В соответствии с Федеральным Правилом (стандартом) № 3 "Планирование аудита", аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов. Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору следует убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля, предусмотренные Федеральным Правилом (стандартом) № 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом". Имеются в виду проведение сверок расчетов, проверка наличия разрешительных записей руководящего персонала, периодических плановых и внезапных инвентаризаций кассовой наличности, бланков строгой отчетности, ценных бумаг и товарно - материальных ценностей. Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения контрольный аудиторских процедур, которые осуществляются в 4 этапа: 1) Оценка системы внутреннего контроля применительно к процессу заготовления материалов. - Проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности. - Оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения. Проверка правильности проведения организацией инвентаризаций материалов и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете или наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности - участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации. 2) Проверка соблюдения требований гражданского законодательства - Проверка наличия юридических документтов (договоров купли-продажи, мены, зачета взаимных требований); - Анализ содержания договоров и других юридических документов. 3) Проверка оборотов и сальдо по счетам учета материалов. - Проверка правильности оформления документов. - Проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций. - Проверка правильности формирования стоимости материалов при их приобретении (заготовлении). - Проверка правильности оценки материалов в текущем учете. - Проверка правильности отражения операций с материалами в бухгалтерском учете. - Проверка полноты отражения операций с материалами в бухгалтерском учете. - Проверка полноты раскрытия информации о материалах в бухгалтерской отчетности. 4) Аналитические процедура - Анализ движения материалов. 5) Заключительные процедуры. - Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности. Перечисленные процедуры в рамках направлений проверки положены в основу программы аудита, приведенной в приложении 4. В программе, кроме процедур, указаны предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, соблюдение которых аудируемым лицом должен проверить аудитор. Характеристика предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые раскрывают содержание требований к качеству информации по статье «Сырье и материалы» представлены в таблице 4. - Формирование мнения аудитора о достоверности показателей материальных запасов в бухгалтерской отчетности. Таблица 4. Характеристика предпосылок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по статье «Сырье и материалы»
В соответствии с разработанной программой будет осуществлен аудит процесса приобретения материалов в МУП «Ритуальное хозяйство». 3. Аудит операций заготовления материалов в МУП «Ритуальное хозяйство» 3.1 Оценка организации учета заготовления материалов Сырье и материалы поступают в МУП «Ритуальное хозяйство» от поставщиков, подотчетных лиц, закупающих материалы в порядке наличного расчета, от списания пришедших в негодность основных средств, от собственного производства. С продукцией поставщик высылает в МУП «Ритуальное хозяйство» расчетные и другие сопроводительные документы: счета-фактуры, товарно-транспортныe накладные, квитанции к железнодорожной накладной и др., которые поступают в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления. Затем транспортные документы передают ответственному исполнителю по снабжению для получения и доставки материалов. |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|