реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит ликвидности баланса кредитной организации

Аудит ликвидности баланса кредитной организации

26

Содержание

Введение

1. Внутренний аудит (контроль) в кредитных организациях

1.1 Понятие внутреннего аудита в кредитной организации

1.2 Система внутреннего контроля кредитной организации

1.3 Аудит рисков кредитной организации

2. Аудит ликвидности баланса кредитной организации

2.1 Обязательные требования к кредитным организациям в части поддержания ликвидности

2.2 Направления аудита ликвидности баланса кредитной организации

2.3 Методика проведения аудита резервов банка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Аудиторская деятельность -- аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторских фирм (аудиторов) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и оценке объективных данных о деятельности кредитных организаций, а также по оказанию иных аудиторских услуг.

Основной целью банковского аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций и ее соответствия действующему законодательству Российской Федерации (в том числе нормативным актам и указаниям Центрального банка Российской Федерации).

Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности кредитных организаций определяются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Центральным банком Российской Федерации после подтверждения его достоверности аудиторской организацией, аудитором, работающим самостоятельно.

Кредитные организации самостоятельно выбирают аудиторскую фирму ими аудитора, работающего самостоятельно, для проведения у них аудиторской проверки.

Аудиторские проверки не отменяют осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций со стороны Центрального банка Российской Федерации.

Аудиторские фирмы (аудиторы) помимо проведения проверок могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, по правомерности формирования уставного фонда кредитной организации, по регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

В соответствии с действующим банковским законодательством проверка деятельности кредитных организаций и их филиалов может быть осуществлена аудиторской фирмой по поручению Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе дать аудиторской фирме (аудитору) поручение о проведении аудиторской проверки кредитной организации при наличии в производстве указанного органа возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

1. Внутренний аудит (контроль) в кредитных организациях

1.1 Понятие внутреннего аудита в кредитной организации

В российском законодательстве заложен ряд норм, регулирующих вопросы внутреннего контроля в кредитных организациях. Так, Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) устанавливает, что учредительные документы кредитной организации должны содержать сведения о системе органов внутреннего контроля, о порядке их образования и об их полномочиях (ст. 10, п. 6). Статья 24 части 4 указанного закона, посвященная обеспечению финансовой надежности кредитной организации, обязывает кредитную организацию организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций. При осуществлении обязательного ежегодного аудита кредитной организации аудиторы должны составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения, в том числе о состоянии внутреннего контроля (ст. 42, ч. 3).

Нормы федерального законодательства детализируются в Положении "Об организации внутреннего контроля в банках" от 28 августа 1997 г. № 509, утвержденном приказом ЦБР от 28 августа 1997 г. № 02-372 (с изменениями от 30 ноября 1998 г., 1 февраля 1999 г.). Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и определяет общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.

В соответствии с Положением основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, согласно характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности (п. 1.2.). Установлено, что сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в уставах банков (п. 1.4., ч. 2).

Определено (п. 2.1. Положения) что, система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:

- обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства Российской Федерации, указания Банка России, иные регулятивные требования; внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики;

- обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;

- разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.

Основными задачами внутреннего контроля, исходя из указанных выше целей, являются:

- обеспечение выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

- определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;

- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;

- выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности; сохранность активов (имущества) банка;

- адекватное отражение операций банка в учете; надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с нею рисках;

- эффективное функционирование внутреннего аудита банка; эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверность учета и отчетности, организация внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности (п. 2.2. Положения).

Система внутреннего контроля организуется органами управления банка, уполномоченными учредительными документами банка. В целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, а также разработки предложений по совершенствованию системы и повышению ее эффективности, в банках создается служба внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля действует на основании устава банка и положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого советом директоров банка.

1.2 Система внутреннего контроля кредитной организации

Первым нормативным документом, который обязал кредитные организации создавать внутренний контроль был Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" (главы III ст. 24), где сказано, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций.

Наличие службы внутреннего аудита не является стопроцентной гарантией стабильности банка, это всего лишь инструмент, который может быть использован руководством для контроля за состоянием банка изнутри. В данном случае необходимо говорить не о наличии такой службы в банке вообще, а об эффективности ее работы и о правильном использовании результатов работы внутренних контролеров руководством банка.

С утверждением Положений № 509, 510 (в 1999 году Положение 510 было отменено и Центральный банк РФ опубликовал в июле 1999 г. новое Указание № 603-У "О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях") все российские коммерческие банки были обязаны создать службы внутреннего контроля.

В Положении Центральный Банк РФ определил, что обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, является основной целью создания Службы внутреннего контроля (далее СВК).

Одной из основных функций уже действовавших в некоторых банках служб внутреннего аудита как раз и являлся контроль за соблюдением законодательства РФ. И, по сути, принятием данного Положения Центральный банк обязал "втиснуть" новый контролирующий орган - СВК в уже отлаженную и отработанную систему внутреннего контроля.

Одной из задач СВК в соответствии с требованиями ЦБР является эффективный контроль и защита банка от возникающих рисков в связи с деятельностью банка. Решение данной задачи обычно не относится к компетенции внутренних аудиторов банков. В большинстве банков контроль за наиболее рисковыми операциями банков осуществлялся соответствующими подразделениями, а также непосредственно руководящим органом банка. По-видимому, с принятием данного Положения Центральный Банк надеется, что новая структура будет работать более эффективно, чем уже существующие системы контроля, которые, как уже было сказано выше, не всегда оправдывают себя. К тому же, проверяющие банк сторонние организации не всегда в состоянии получить полное представление о работе банка. СВК в соответствии в закрепленными в Положении нормами имеет неограниченный доступ ко всей информации, а следовательно имеет представление о реальном состоянии банка.

Помимо требований к самой СВК Центральный Банк предъявляет особые требования к руководителю и сотрудникам СВК.

Принимая во внимание многочисленные комментарии ЦБР об организации СВК, вполне резонным является создание службы состоящий из нескольких подразделений, задачами которых будет контроль за деятельностью банка изнутри.

В СВК может входить подразделение, отвечающее за внутренний аудит. Основные принципы работы внутренних аудиторов должны определяться самими банками во внутренних положениях. Банки могут пользоваться уже существующими Международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудитора. Кроме того, Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ был одобрен Протокол № 3 Стандарт аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудитора". При проведении проверки внутренний аудитор должен руководствоваться следующими принципами: независимость, добросовестность, объективность, конфиденциальность, аккуратность и точность оценок и сделанных выводов.

Помимо внутреннего аудита в составе СВК могут быть созданы другие специализированные подразделения. Например, отдел, отвечающий за контроль над информационными системами банка, что в последнее время становится одной из первоочередных задач СВК.

В состав службы может входить также подразделение, производящее на постоянной основе мониторинг и оценку рисков, возникающих в связи с проведением банком операций на рынках (валютном, фондовом, межбанковском), операций по кредитованию клиентов, а также контроль за рисками, которые могут возникнуть в связи с проведением банком валютных операций клиентов.

Одной из задач СВК может являться проведение экономического анализа деятельности банка. Данная задача выполняется также и другими подразделениями банка, но результаты не всегда доводятся до сведения высшего руководства. Решение данной задачи СВК позволит оперативно информировать руководство о существующих и потенциальных проблемах банка.

Конечно же, создание описанной выше структуры целесообразно только для достаточно больших банков. Мелкие и средние банки могут объединить все эти функции в одном подразделении, осуществляющем внутренний контроль.

Анализируя структуру контролирующих органов банков с иностранными инвестициями, необходимо отметить, что многие из них практически создавались по образу своих головных банков. Согласно требованиям Центральных банков большинства европейских государств создание служб внутреннего аудита является обязательным. Помимо служб внутреннего аудита банки обязаны иметь службы осуществляющие внутренний контроль.

Система внутреннего контроля представляет собой совокупность политики компании, процедур, инструкций, направленных на предотвращение, выявление и исправление существенных ошибок и искажений информации, которые могут возникнуть в бухгалтерской отчетности.

Российские стандарты аудиторской деятельности понимают под системой внутреннего контроля "совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

а) соблюдения требований законодательства;

б) точности и полноты документации бухгалтерского учета;

в) за предотвращением ошибок и искажений;

д) исполнения приказов и распоряжений;

е) обеспечения сохранности имущества организации".

Помимо внутреннего аудита и внутреннего контроля в западных банках создается отдельная структура, осуществляющая управление рисками, то есть функцию риск-менеджжмента.

Коммерческие банки обязаны предоставлять в ЦБР годовой отчет, проверенный и подтвержденный внешними аудиторами банка. Выбор внешнего аудитора кредитная организация осуществляет самостоятельно. В соответствии с ФЗ "Об акционерных обществах" (глава XII ст. 86) Общее собрание акционеров должно утвердить аудиторов банка на ежегодном общем собрании, Совет Директоров (Наблюдательный совет) должен определить размер оплаты услуг аудиторов. Процедура утверждения аудиторов происходит ежегодно. (Примерно такой же порядок определен в ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".)

Основной целью внешнего аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитной организации и соответствия совершаемых операций действующему законодательству РФ. Внешние аудиторы, помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов кредитной организации, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности. Отметим, что при проведении проверок внешние аудиторы нередко пользуются услугами сотрудников СВК или внутренних аудиторов.

Если основной задачей внешних аудиторов является подтверждение достоверности отчетности, то функции СВК определены более широко. Перечислим главные из них.

1. Обеспечение выполнения банком требований федерального законодательства и нормативных актов Центрального Банка России.

2. Определение в документах и обеспечение соблюдения установленных процедур при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов.

3. Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

4. Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.

5. Обеспечение сохранности активов (имущества) банка.

6. Обеспечение своевременного и правильного отражения операций банка в учете, а также надлежащего состояние отчетности, позволяющего получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с нею рисках.

7. Создание эффективно функционирующего внутреннего аудита банка.

8. Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

Подытоживая вышесказанное и принимая во внимание опыт последних лет, считаем, что залогом стабильного состояния банка является тесная совместная работа хорошо организованной, высококвалифицированной службы внутреннего контроля банка и внешних аудиторов.

1.3 Аудит рисков кредитной организации

В наиболее общем виде под банковским риском принято понимать вероятность, а точнее угрозу, потери банком части своих ресурсов, возникновения убытков, недополучения доходов или совершения дополнительных расходов в результате осуществления финансовых операций по сравнению с прогнозируемым вариантом.

Кредитный риск -- вероятность того, что стоимость активов банка, прежде всего кредитов, уменьшится в связи с неспособностью или нежеланием клиентов (заемщика) вернуть долг или часть долга, включая причитающиеся по договору проценты.

Наиболее серьезные последствия кредитных рисков -- потеря всей суммы кредита (в случае списания безнадежных ссуд), наименее -- задержка очередных платежей по процентам до 5 дней.

Применяются следующие основные экономические показатели-измерители кредитного риска.

1. Потери по ссудам/Ссудная задолженность. Потери по ссудам равны сумме ссуд, которые за данный период были списаны как невозвращаемые.

2. Чистые списания/Ссудная задолженность. Чистые списания -- это разница между возмещенными ссудами и списанными ссудами.

3. Возмещенные ссуды/Потери по ссудам. Возмещенные ссуды - это ссуды, которые первоначально считались списанными, но затем были погашены.

4. Просроченные ссуды/Ссудная задолженность.

5, Ссуды, по которым прекращено начисление процентов/Ссудная задолженность.

6. Ссуды, отнесенные к 4 и 5 группам риска/Ссудная задолженность.

7. Резерв на возможные потери по ссудам/Ссудная задолженность.

8. Ссуды одному заемщику/Собственный капитал банка.

9. Ссуды связанным заемщикам/Собственный капитал банка.

10. Маржа, скорректированная на риск (RAM):

RAM = Чистый процентный доход - Потери по ссудам/Активы.

Процентный риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Этот риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей. Процентный риск проявляется как по чисто банковским операциям, так и по операциям на финансовых рынках. При этом процентный риск включает:

- риск переоценки, возникающий из-за разрыва в срочности активов и пассивов (при: фиксированных ставках), а также из-за несимметричной переоценки при разных видах применяемой ставки (плавающей либо фиксированной) по активам банка, с одной стороны, и обязательствам -- с другой;

- риск, связанный с неверным прогнозом кривой доходности (ее наклона и формы);

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.