реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит и публичность бухгалтерской отчетности

Это безусловно является положительным результатом и можно говорить о хорошей организации бухгалтерского учета, под которой понимается научно обоснованная система выполнения учетных работ, построение учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации, обеспечение необходимой информацией руководство фирмы для принятия управленческих решений, построение эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины успехов, а также недостатков в работе, помогает наметить пути совершенствования деятельности организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс Российской Федерации;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г.

4. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденные приказом Минфина России от 06.07.99 № 43 н;

5. Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 29.07.98 № 34 н;

6. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №119-ФЗ

от 07.08.2001г.

7.Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

8. Бухгалтерская отчетность организации / под ред. А.С. Бакаева. - М.: ИПБР - БИНФА, 2006. - 598 с.

9. Аудит: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / под ред. Шеремет А.Д., Суйц В.П. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 448 с.

10. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Подольского В.И. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Аудит, 2008.-744 с.

11. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие /

Е.В Лупикова, Н.К. Пашук - М.: КНОРУС, 2005.-368 с.

12. Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации, - М.: Бухгалтерский учет, 2005.

13. Подольский В.И. Представление результатов аудиторской проверки.- Аудиторские ведомости.-2006 № 10.

14.Морозова Ж.А. Внутрифирменный стандарт «Цели и основные принципы бухгалтерской отчетности» Аудиторские ведомости. - -2006 №3.

15. Консультант - плюс, справочное пособие - 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

"АКДИ "Экономика и жизнь", N 3, 2003

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРИ СДАЧЕ ГОДОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерскую отчетность организации составляют бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отдельные приложения к указанным документам, пояснительная записка, а также аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.

Аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности организации в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (п.86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Обязательный аудит

Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, определен ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой либо бухгалтерской отчетности осуществляется в отношении:

- организаций, имеющих организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

- кредитных организаций, страховых организаций или обществ взаимного страхования, товарных (фондовых) бирж, инвестиционных фондов, государственных внебюджетных фондов, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, а также фондов, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

- организаций или индивидуальных предпринимателей, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. (500 тыс. МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. (200 тыс. МРОТ);

- государственных или муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб.;

- организаций, обязательный аудит в отношении которых предусмотрен иными федеральными законами.

В частности, отдельными федеральными законами определено требование об обязательном аудите финансово-промышленных групп (ст.ст.16, 17 Федерального закона от 30.11.1995 N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах"), сельскохозяйственных кооперативов (ст.32 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"), акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов (ст.ст.49, 50 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах"), профессиональных объединений страховщиков (ст.28 Федерального закона от 25.05.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

* * *

Пунктом 2 ст.7 Закона "Об аудиторской деятельности" установлено требование проведения обязательного аудита исключительно аудиторскими организациями. Аудиторской организацией признается коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги на основании соответствующей лицензии (ст.4 Закона "Об аудиторской деятельности").

Приведенное положение означает, что индивидуальные аудиторы (ст.3 Закона "Об аудиторской деятельности") не вправе осуществлять обязательные аудиторские проверки.

В соответствии со ст.1 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская проверка представляет собой независимую проверку бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, по результатам которой аудиторской организацией выдается соответствующие заключение.

Согласно ст.10 Закона "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству. Форма и содержание аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

При проведении аудиторских проверок применяются федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696, а также ряд Правил (стандартов) аудиторской деятельности, одобренных Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 N 80).

Необходимо отметить, что на основании п.41 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) к годовой отчетности организации прилагается итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам аудиторской проверки.

* * *

Согласно ст.21 Закона "Об аудиторской деятельности" неисполнение лицом требования об обязательном аудите влечет применение мер уголовной, административной и гражданско-правовой ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Напомним, что в первоначальной редакции ст.21 Закона "Об аудиторской деятельности" была установлена ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей, подлежащих обязательному аудиту, за уклонение от его проведения или воспрепятствование обязательному аудиту в виде штрафа в размере от 500 до 1000 МРОТ. Однако с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ данные положения утратили силу (ст.2 Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ).

В настоящее время за нарушения требований об обязательном аудите должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности на основании ч.1 ст.15.6 КоАП РФ. Поскольку аудиторское заключение представляется в составе годовой бухгалтерской отчетности, отсутствие данного документа можно квалифицировать как непредставление в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влекущее наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб.

В случае непредставления в налоговый орган в составе годовой бухгалтерской отчетности аудиторского заключения в порядке, установленном пп.4 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ, организация также может быть привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании ч.1 ст.126 НК РФ. Данная норма предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Особенности проведения обязательного аудита отдельных организаций

На основании ст.97 Гражданского кодекса РФ открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

С этой целью для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности открытое акционерное общество должно ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками. Как определено ст.86 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", аудитором (гражданином или аудиторской организацией) общества осуществляется проверка финансово-хозяйственной деятельности общества на основании заключаемого с ним договора. Аудитор общества утверждается на годовом общем собрании акционеров, которое проводится в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Размер оплаты услуг аудитора определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества (ст.ст.47, 48, 68 Закона "Об акционерных обществах").

Поскольку обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, в целях обязательного подтверждения годовой финансовой отчетности открытых акционерных обществ должны привлекаться именно аудиторские организации, тогда как, например, аудиторская проверка ОАО, осуществляемая по требованию акционеров (ст.103 ГК РФ), может проводиться индивидуальным аудитором.

Специальные правила проведения обязательного аудита установлены в отношении организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет не менее 25%. Согласно п.2 ст.7 Закона "Об аудиторской деятельности" заключение договоров на оказание аудиторских услуг при осуществлении обязательного аудита таких организаций должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса в порядке, установленном Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 утверждены Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее - Правила проведения конкурса). Согласно указанным Правилам организатором конкурса является орган управления организации, подлежащей обязательному аудиту, в обязанности которого входит осуществление мероприятий по извещению о проведении конкурса, разработка и утверждение положения о конкурсной комиссии на основе Типового положения, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2002 N 107н.

* * *

Государственные и муниципальные унитарные предприятия подлежат обязательному аудиту, только если объем их выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает 50 млн. руб. или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года 20 млн. руб. При этом обязательный аудит федеральных государственных унитарных предприятий также осуществляется аудиторскими организациями, отобранными в результате проведения конкурса в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 N 409 (п.14 Правил проведения конкурса).

Собственник имущества унитарного предприятия может определить иные случаи, когда бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором (ст.26 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"). Решение вопроса о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг находится в компетенции собственника имущества унитарного предприятия.

* * *

Правила обязательного аудита негосударственных пенсионных фондов установлены ст.22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.

* * *

Отдельно следует обратить внимание на установление Законом "Об аудиторской деятельности" обязанности индивидуальных предпринимателей по обязательному аудиту. Проведение обязательного аудита индивидуальных предпринимателей поставлено в зависимость от объема их выручки от реализации продукции.

В соответствии со ст.1 Закона "Об аудиторской деятельности" под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Однако особенностью правового режима индивидуальных предпринимателей является то, что для них не установлено обязанности по ведению бухгалтерского учета. Требование об обязательном ведении бухгалтерского учета распространяется на организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ (ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Пунктом 2 ст.4 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Согласно ст.54 НК РФ индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России.

Таким образом, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет и, следовательно, открытым остается вопрос относительно того, что может явиться предметом обязательной аудиторской проверки индивидуального предпринимателя.

Кроме того, важным обстоятельством является отсутствие прямого указания в законодательстве на обязанность индивидуального предпринимателя представлять в соответствующие органы вместе с отчетностью аудиторское заключение. Существующие формы отчетности индивидуальных предпринимателей (например, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц) не предусматривают включение в состав отчетности аудиторского заключения.

А. Музыченко

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

10.03.2003

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ООО «АУДИТ - ПЛЮС» О БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ООО ТД « КОМПЛЕКТ-СЕРВИС» ЗА 2007 ГОД

Нами ООО «Аудит-Плюс», на основании договора № 17 от 01 апреля 2007 г., заключенного с ООО ТД «Комплект- Сервис», проведен аудит бухгалтерского учета и отчетности в ООО ТД «Комплект-Сервис».

ООО «Аудит- Плюс» имеет лицензию на проведение общего аудита № Е- 001227, выданную Центральной Аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Министерства Финансов Российской Федерации 24 июля 2007 года. Лицензия действительна по 24 июля 2009 года.

Свидетельство о государственной регистрации ООО «Аудит-Плюс» № 11996 серия ЧЛ выдано Управлением Государственной Регистрации Администрации города Челябинска на основании Постановления Главы города Челябинска № 616-п от 24 мая 1999 года регистрационный номер 13016. Номер и дата регистрационного свидетельства в едином государственном реестре серия 74 № 002061256 от 19 ноября 2004 г. Основной государственный регистрационный номер 1027402903285.

Расчетный счет № 40702810300010001710 в АКБ Челябинвестбанке г. Челябинска,

БИК 047501779, Корреспондентский счет 30101810400000000779.

ИНН 7451079454

ОКОНХ 84400

ОКПО 49143581

Юридический адрес 454092 г. Челябинск Свердловский проспект 86 тел. 778-15-50, 778-15-52, 778-15-53.

Аудит проводился за 2007 год:

с участием: директора ООО «Аудит-Плюс» Ивановой Татьяны Михайловны (квалификационный аттестат № 006476, выдан ЦАЛАК Минфина РФ - протокол № 25 от 26.10.1995 г., продлен протоколом № 104 от 28.03.2002г.)

В выполнении аудиторской проверки принимали участие аудиторы:

Уткина Валентина Анатольевна

Токарева Ирина Васильевна

Перчаткина Евгения Владимировна

Общество с Ограниченной Ответственностью Торговый Дом «Комплект-Сервис» (ООО ТД «Комплект-Сервис») зарегистрировано в ИМНС РФ по Калининскому району г. Челябинска. Номер и дата регистрационного свидетельства в едином государственном реестре серия 74 № 0185374 20.11.2002г. Основной государственный регистрационный номер 1027402548271.

Основным видом деятельности ООО ТД « Комплект-Сервис» является:

o Оптовая торговля прочими потребительскими товарами

ООО ТД « Комплект-Сервис» осуществляет свою деятельность на основании лицензий:

Ш Серия БА № 099836 рег. № ГСС- 74- 100579 от 14.06.02г. выдан Челябинским областным отделением Российской транспортной инспекции на перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонн. Срок действия до 13.06.09г.

Валюта баланса на 31.12.2006 г. Составляет 517335 тыс. руб.

Расчетный счет № 40702810907110000467 в АКБ «Челиндбанк» г. Челябинска,

БИК 047501711,

Корреспондентский счет - 30101810400000000711

Идентификационный номер - 7447109272

Юридический адрес и фактическое место нахождения: 454021, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, 47 корп.А

На момент проведения проверки ответственными лицами за ведение финансово-хозяйственной деятельности являлись:

Генеральный директор - Клегг Александр Владиславович;

Главный бухгалтер - Нагнич Людмила Николаевна.

1. Данная отчетность подготовлена исполнительным органом ООО ТД «Комплект- сервис» за 2007 г., исходя из Федерального закона РФ от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, Положения по бухгалтерскому учету

«Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ №43-н от 06.07.99г. (ПБУ 4/99).

2. Ответственность за составление представленных аудиторской организации документов, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение достоверности бухгалтерских записей, налоговых отчетов (деклараций) и данной отчетности несет исполнительный орган ООО ТД «Комплект- сервис».

Наша обязанность заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности во всех существенных аспектах данной отчетности на основе проведенного аудита.

3. Мы проводили аудит в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001г. №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Мы полагаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данной отчетности.

По нашему мнению, прилагаемая к настоящему Заключению бухгалтерская отчетность за 2007 год, достоверна, т.е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов ООО ТД «Комплект- сервис» по состоянию на 31 декабря 2007 г. и финансовых результатов его деятельности за 2007 год, исходя из Федерального закона РФ от 21.11.96 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. №34н, Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Минфина РФ №43-н от 06.07.99г. (ПБУ 4/99).

Директор ООО «АУДИТ-ПЛЮС»

(квалификационный аттестат № 006476

выдан ЦАЛАК Минфина РФ

пртокол № 25 от 26.10.95 г.

продлен протоколом № 104 от 28.03.02г.) Т.М. Иванова

31марта 2008 г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.