реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит

- карточка и анализ счетов 66 и 67 (при автоматизированном учете);

- договоры займа и кредита.

Рекомендуемые аудиторские процедуры:

- отнесение процентов не на операционные расходы, а на расходы по обычным видам деятельности;

- отнесение на текущие расходы процентов по кредиту, полученному для приобретения инвестиционного актива;

- отнесение процентов по кредиту на стоимость материально-производственных запасов после их оприходования.

5.13 Проверка формирований уставного капитала и расчетов с

учредителями

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.

Задачи проверки:

- Соответствие суммы уставного капитала, отраженного в учете и отчетности, учредительным документам;

- Соответствие вкладов учредителей способу формирования уставного капитала, предусмотренного учредительными документами;

- Своевременность формирования уставного капитала;

- Правильность и соответствие начисления и выплаты дивидендов решениям учредителей;

- Правильность отражения в бухгалтерской отчетности данных по формированию уставного капитала и расчетам с учредителями.

Источники информации:

- Журнал-ордер №8, №12 (при журнально-ордерном учете);

- Карточка и анализ счетов 75, 80 (при автоматизированном учете);

- Учредительные документы предприятия (устав, учредительный договор);

- Протоколы собрания учредителей.

Рекомендуемые процедуры:

- опрос,

- просмотр документов, сравнение документов.

Характерные ошибки:

- несоответствие уставного капитала, предусмотренного уставом, отраженному в учете;

- несвоевременность формирования (несформированность) уставного капитала;

- формирование уставного капитала иным способом, чем это предусмотрено учредительными документами.

5.14 Проверка формирования показателей бухгалтерской отчетности

Законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.;

- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.);

- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.);

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.);

- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ №43н от 06.07.1999 г.);

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (Приказ Минфина РФ №60н от 28.06.2000 г.);

- «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ Минфина РФ №4н от 13.01.2000 г.);

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и Методическими рекомендациями Минфина РФ в состав годовой бухгалтерской отчетности, которую проверяет аудитор, входят:

- бухгалтерский баланс (форма №1);

- отчет о прибылях и убытках (форма №2);

- отчет об изменении капитала (форма №3);

- отчет о движении денежных средств (форма №4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6 - для некоммерческих организаций);

- пояснительная записка.

Достоверность данных, отраженных в форме №1 и форме №2, удостоверяется в ходе проверок соответствующих сегментов аудита (основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т.д.).

Вместе с тем бухгалтерская отчетность является самостоятельным сегментом аудита, поскольку в ПБУ 4/99 и в Методических рекомендациях выдвинут ряд требований именно к ней.

Исходя из анализа указанных требований, могут быть сформулированы следующие задачи проверки бухгалтерской отчетности как самостоятельного сегмента аудита:

- включение в бухгалтерскую отчетность показателей деятельности всех обособленных подразделений;

- соответствие данных бухгалтерской отчетности данным учетных регистров и инвентаризации (эта задача решается в ходе проверки соответствующих сегментов аудита);

- полнота раскрытия информации о данных бухгалтерской отчетности, приведенной в пояснительной записке; соответствие этого раскрытия требованиям ПБУ 4/99;

- соблюдение взаимоувязки форм бухгалтерской отчетности.

Источниками информации при проверке этого сегмента являются формы №1, №2 и др.

процедуры, которые при этом могут быть использованы: просмотр документов, сравнение документов.

5.15 Проверка системных документов

Под системными документами понимаются те, которые не относятся к первичным, учетным регистрам, налоговым декларациям, но являются той системной основой, на которой формируются учетные и налоговые документы. К системным документам могут быть отнесены:

- учредительные документы организации (устав, учредительный договор);

- свидетельства (о государственной регистрации, о постановке на налоговый учет, о регистрации выпуска акций и т.д.);

- лицензии;

- внутрифирменные положения (о документообороте, об обособленных подразделениях, об оплате труда и др.);

- приказы руководства;

- реестр акционеров;

- протоколы собрания акционеров (участников);

- протоколы заседаний совета директоров;

- трудовые договоры с работниками;

- гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами;

- акты инвентаризации активов и акты сверок обязательств;

- прочие.

К системным документам может быть отнесена и учетная политика организации, но ввиду важности этого документа для результатов аудита в целом проверка его выделена в отдельный сегмент.

Практически все перечисленные выше системные документы включены в ходе проверок отдельных сегментов аудита (например, устав организации при проверке формирования уставного капитала, гражданско-правовые договоры при проверке расчетов с дебиторами и кредиторами и т.д.).

Но, тем не менее законодательными и нормативными актами РФ установлен ряд специфических требований к оформлению системных документов, несоблюдение которых может повлечь за собой неприятные для организации последствия (например, несоответствие договора требованиям ГК РФ может повлечь его недействительность, а значит и неправомерность предъявления бюджету НДС, уплаченного по такому договору).

Поэтому перечисленные выше системные документы целесообразно выделить в отдельный сегмент для их проверки на предмет соответствия установленным к ним требованиям.

Упомянутые требования к системным документам установлены следующими законодательными и нормативными актами:

- Гражданский кодекс РФ, часть I от 30.11.1994 г.;

- Гражданский кодекс РФ, частьII от 26.01.1996 г.;

- Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 г.;

- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ от 08.02.1998 г.;

- Федеральный закон «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ от 12.01.1996 г.;

- Федеральный закон «О производственных кооперативах» №41-ФЗ от 08.05.2002 г.;

- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» «128-ФЗ от 08.08.2001 г.;

- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» №39-ФЗ от 22.04.1996 г.;

- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;

- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г.;

- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» «129-ФЗ от 21.11.1996 г.

Задачи проверки системных документов могут быть сформулированы следующим образом:

- Соответствие устава и учредительного договора предприятия требованиям Федеральных законов («Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах» и пр.);

- Наличие свидетельств, лицензий, необходимость которых обусловлена требованиям Федеральных законов («О лицензировании отдельных видов деятельности», «О рынке ценных бумаг» и пр.);

- Соответствие оформления и содержания договоров (трудовых и гражданских) требованиям Кодекса законов о труде и Гражданского кодекса РФ;

- Соответствие ведения реестра акционеров требованиям закона РФ «Об акционерных обществах»;

- Соответствие прочих системных документов требованиям законодательных актов РФ.

При проверке системных документов могут быть использоваться такие аудиторские процедуры, как просмотр документов и сравнение документов.

В качестве характерных ошибок при составлении системных документов могут быть указаны следующие:

- несоответствие системных документов требованиям законодательных актов (чаще всего это несоответствие содержания гражданско-правовых договоров требованиям ГК РФ);

- отсутствие системных документов (например, отсутствие свидетельства о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, отсутствие свидетельства о регистрации выпуска акций в ЗАО, отсутствие трудовых договоров с работниками и т.д.).

5.16 Проверка учетной политики

Нормативный акт:

- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ №60н от 09.12.1998 г.)

Задачами проверки является необходимость удостоверения в:

- соответствии учетной политики организации требованиям ПБУ 1/98, в частности, наличии в учетной политике следующих моментов:

а) рабочего плана счетов;

б) форм первичных учетных документов, по которым Госкомстатом не установлены типовые формы;

в) форм документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

г) порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;

д) методов оценки активов и обязательств;

е) правил документооборота;

ж) порядка контроля за хозяйственными операциями;

- Обеспечении учетной политикой установленных ПБУ 1/98 принципов (полноты, своевременности, непротиворечивости, рациональности, приоритета содержания перед формой);

- Неизменности принципов учетной политики в течение отчетного периода;

- Полноте раскрытия в учетной политике избранных способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решения пользователем бухгалтерской отчетности (способ амортизации основных средств, оценка производственных запасов, оценка незавершенного производства, признание доходов и расходов малыми предприятиями и т.д.)

Источником информации при проверке данного сегмента является приказ по учетной политике.

Аудиторская процедура - просмотр данного документа.

5.17 Проверка исчисления и уплаты налогов

5.17.1 Проверка исчисления и уплаты НДС

Законодательные и нормативные акты:

- Налоговый кодекс РФ, часть I от 31.07.1998 г.;

- Налоговый кодекс РФ, часть II от 05.08.2000 г. (глава 21);

- Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса РФ (Приказ МНС РФ № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г.);

- Формы деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 26.12.2001 г. № БГ-3-03/572);

- Инструкция по заполнению деклараций по налогу на добавленную стоимость (Приказ МНС РФ от 21.01.2002 г. № БГ-3-03/25);

- «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами» (Письмо Минфина РФ №96 от 12.11.1996 г.);

- Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (постановление Правительство РФ № 914 от 02.12.2000 г.);

- «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ» (Постановление Правительства РФ № 806 от 18.10.2000 г.);

- Перечень товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 884 от 22.11.2000 г.);

- Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 998 от 21.12.2000 г.);

- «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей» (Постановление Правительства РФ № 1033 от 30.12.2000 г.);

- Перечень медицинских услуг, оказываемых расселению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (Постановление Правительства РФ № 132 от 20.02.2001 г.);

- Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемой по налоговой ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (Постановление Правительства РФ № 602 от 21.08.2001 г.);

- Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 240 от 28.03.2001 г.);

- Перечень предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 251 от 31.03.2001 г.);

- Перечень похоронных принадлежностей, реализация которых освобождает от обложения НДС (Постановление Правительства РФ № 567 от 31.07.2001 г.);

- Перечень важнейших и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории РФ не подлежит обложению НДС (Постановление Правительства РФ № 19 от 17.01.2002 г.);

- «О возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» (приказ МНС РФ № БГ-3-03/461 от 27.12.2000 г.).

Задачи проверки:

- полнота определения объектов налогообложения (реализация товаров, работ, услуг; передача товаров, работ, услуг для собственных нужд; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров в РФ);

- обоснованность определения места реализации товаров, работ, услуг для целей обложения НДС;

- соответствие операций, освобожденных от обложения от обложения НДС, перечням, установленным НК РФ, наличие соответствующих лицензий;

- ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденных от обложения НДС;

- последовательность применения учетной политики в отношении такого раздельного учета;

- обоснованность определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, по срочным сделкам, при реализации зависимым лицам, при реализации по ценам, различающимся более чем на 20%;

- правильность определения налоговой баз при производстве товаров из давальческого сырья;

- правильность определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

- правильность определения налоговой базы предприятием, выступающим в качестве налогового агента;

- полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (авансов, процентов, дисконта и пр.);

- правильность применения налоговой ставки (0, 10, 18, 9,09, 16,67%);

- соответствии операций, по которым применены ставки 0% и 10%, перечням, установленным НК РФ;

- своевременность и полнота включения в налоговую базу операций, облагаемых по ставке 0%, в случае непредставления в налоговый орган установленных документов в течение 180 дней;

- правильность определения даты реализации товаров, работ, услуг; выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления; передачи товаров, работ, услуг для собственных нужд;

- последовательность применения учетной политики в отношении способа определения даты реализации товаров, работ, услуг (по отгрузке, по оплате);

- соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета, книг продаж и покупок, установленному НК РФ и Постановлением Правительства РФ № 914;

- правильность отнесения НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам, на затраты по производству и реализации продукции; правильность применения налоговых вычетов (неприменение налоговых вычетов в отношении операций, не включаемых в объект налогообложения);

- подтвержденность налоговых вычетов установленными документами (счетами-фактурами, денежными документами);

- правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг продаж и покупок; а также данным учетных регистров;

- своевременность уплаты налога и представления налоговых деклараций;

- правильность определения суммы и своевременность уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений;

- правильность отражения в учете сумм начисленного и предъявленного к вычету НДС;

- своевременность и правильность отражения в учете сумм налога, зачтенных налоговым органом на уплату недоимок, пени, штрафных санкций и др.;

- своевременность проведения инвентаризации (сверки) с налоговым органом по расчетам по НДС;

- соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности задолженности по НДС данным учетных регистров и инвентаризации (сверки).

Источники информации при проверке расчетов по НДС:

- счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателям, заказчикам;

- счета-фактуры, полученные от продавцов, исполнителей;

- журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;

- книга продаж;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.