| |||||
МЕНЮ
| Аудит· Общие результаты оценки надежности СВК, описание выявленных в ходе проверки существенных несоответствий СВК масштабам и характеру деятельности проверяемого предприятия; · Общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, описание выявленных в ходе проверки существенных ошибок и нарушений в ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности; · Общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово - хозяйственных операций, описание выявленных в ходе проверки существенных несоответствий совершения финансово - хозяйственных операций требованиям действующего законодательства. Перечисленные выше результаты формируются на основе информации, представленной в отчете аудитора. Целесообразно также указать в аналитической части такие сведения, как организационно - правовую форму предприятия, его официальное сокращенное наименование, юридический и почтовый адрес, телефоны, ИНН, банковские реквизиты, должности и фамилии лиц, ответственных за подготовку бухгалтерской отчетности. Итоговая часть аудиторского заключения - представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Итоговая часть должна включать: · Свое название; · Указание, кому адресована итоговая часть; · Наименование экономического субъекта; · Объект аудита · Указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность (№ 129 - ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций - приказ Минфина РФ № 60н от 28.06.2000г.); · Распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы (аудитора) в отношении бухгалтерской отчетности. При этом предполагается, что экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, а аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. · Указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 г.); · Если аудиторское заключение отлично от безусловно-положительного, то - изложение существенных фактов, обусловивших составление такого заключения, и, если это возможно, оценку влияния этих фактов на бухгалтерскую отчетность в стоимостном выражении; · Мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта; · Дату составления заключения. К аудиторскому заключению должна быть приложена проверенная бухгалтерская отчетность, идентифицированная аудиторской фирмой установленным ею способом (подписью, печатью, штампом). Мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта основывается на выводах и результатах, сформулированных в отчете и аналитической части заключения, и, в зависимости от этих выводов и результатов, может быть: · Безусловно-положительным; · Условно-положительным; · Отрицательным; · Несформированным (отказ от выражения мнения). Безусловно-положительное заключение составляется в том случае, когда аудитор уверен в том, что бухгалтерская отчетность проверяемого экономического субъекта не содержит существенных ошибок и все финансово-хозяйственные операции совершались без существенных отклонений от установленного порядка. Отрицательное заключение составляется тогда, когда аудитор уверен в том, что бухгалтерская отчетность проверяемого экономического субъекта недостоверна (не соответствует требованиям законодательных и нормативных актов РФ), поскольку содержит существенные ошибки либо отражает финансово-хозяйственные операции, осуществленные с существенными нарушениями установленного порядка. Условно-положительное заключение занимает промежуточное положение. Оно составляется в том случае, когда присутствуют какие-либо обязательства, исключающие возможность составления безусловно-положительного заключения, но не настолько значимые, чтобы заключение было отрицательным. Подобными обстоятельствами могут быть, например, обнаруженные аудитором существенные ошибки в ведении учета, исправленные проверяемым субъектом в следующем отчетном периоде. Тогда аудитор может высказать свое мнение, что бухгалтерская отчетность проверяемого субъекта достоверна, но с учетом исправлений, внесенных в следующем отчетном периоде. В подобном случае итоговая часть должна содержать перечень исправлений, которые экономический субъект должен произвести в установленном порядке. Другим подобным обстоятельством может быть аудиторский риск, который оказался высоким, несмотря на принятые аудитором меры к его снижению. Тогда аудитор может высказать мнение, что бухгалтерская отчетность проверяемого экономического субъекта достоверна, если не принимать во внимание то обстоятельство, что аудиторский риск формирования подобного мнения - высокий. Заключение с отказом от выражения мнения составляется в том случае, когда аудитор не может сформировать свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности (например, вследствие ограничения в доступе к бухгалтерской информации проверяемого субъекта). Аудиторское заключение должно быть подписано уполномоченными лицами аудиторской фирмы в установленном ею порядке. Пользователям бухгалтерской информации проверяемый экономический субъект обязан представлять только вводную и итоговую части аудиторского заключения. Поэтому аудиторская фирма должна предоставить клиенту не менее двух первых экземпляров аудиторского заключения: один экземпляр в составе вводной, аналитической и итоговой части с приложением бухгалтерской отчетности (для внутреннего пользования) и второй экземпляр в составе вводной и итоговой части с приложением бухгалтерской отчетности (для предоставления пользователям бухгалтерской отчетности). V ПРАКТИЧЕСКИЙ АУДИТ 5.1 Проверка основных средств При проверке основных средств аудитор должен руко-водствоваться следующими законодательными и норма-тивными актами: - Федеральный закон «0 бухгалтерском учете» № 129-Ф3, от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ М 34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйствен-ной деятельности организаций и Инструкция по его приме-нению (Приказ Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 1З.06.1995 г.); - Единые нормы амортизационных отчислений на пол-ное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (Постановление Совета Министров СССР № 1072 от 22.10.1990 г.) - «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Постановление Правительства РФ №1 от 01.01.2002 г.); - Положение по бухгалтерскому учету « Учет основ-ных средств» ПБУ 6/01 (Приказ Минфина РФ № 26н от 30.03.2001 г.); - «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учёту основных средств от 21.01.2003 № 7 (Постановление Госкомстата РФ) - «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» (Письмо Госплана СССР № 23-Д, Стройбанка СССР № 144, ЦСУ СССР № 6 - 14 от 08.05. 1984 г.) - Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (Постановление Госстандарта РФ № 359 от 26.12.1994 г.) Задачи проверки основных средств сводятся к тому, чтобы аудитор мог удостовериться в: - наличии основных средств, отраженных в учете ( и полном отражении в учете фактически наличествующих основных средств); - правильности отнесения активов к основным средствам, правильности формирования инвентарных объектов основных средств, правильности их группировки по классификации, участии в производственном процессе; - правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств; - правильности оценки первоначальной стоимости основных средств; правильности оформления и отражения в учете операций, изменяющих стоимость основных средств (достройка, дооборудование, реконструкция, частичная ликвидация, переоценка); - правильности определения срока полезного использования основных средств и начисления их амортизации; - последовательности применения учетной политики в отношении выбора способа начисления амортизации; - ведение аналитического учета по отдельным инвентарным объектам основных средств; - своевременности проведения инвентаризации основных средств; правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости основных средств, полноте и правильности раскрытия информации в отчетности. К объектам основных средств и документам, которые могут быть подвергнуты проверке в ходе аудита основных средств, относятся следующие: - совокупность инвентарных объектов, фактически находящихся на предприятии в качестве основных средств; - журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) №16, №13, №10; - карточки счетов, анализ счетов 01, 02 (при автоматизированном учете); - инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6); - акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1); - акты списания основных средств (форма ОС-4); - разработочные таблицы расчета амортизации основных средств; - акты инвентаризации основных средств; - договоры, связанные с операциями поступления и выбытия основных средств, изменения их стоимости (купли-продажи, мены, дарения, подряда, оказания услуг и др.). Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки основных средств: - инвентаризация основных средств; - опрос; - просмотр документов, сравнение документов (взаимная проверка); - аналитические процедуры (например, сравнение сумм амортизации, начисленной в различные месяцы; - анализ нетиповых корреспонденций со счетами 01 и 02 и др.) Характерными ошибками и нарушениями, связными с оформлением и учетом операций с основными средствами, являются: - отсутствие на предприятии основных средств, отраженных в учете (иногда под видом основных приобретается имущество для сотрудников - компьютеры, телевизоры, видеомагнитофоны и т.д.); - невключение в состав основных средств объектов, фактически наличествующих на предприятии и используемых в производственном процессе. 5.2 Проверка нематериальных активов При проверке нематериальных активов аудитор должен руководствоваться следующими законодательными и нормативными актами: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34н от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (Приказ Минфина РФ №91н от 16.10.2000 г.); - Патентный Закон РФ от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных от 23.09.1992 г.; - Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем от 23.09.1992 г.; - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету нематериальных активов (Постановление Госкомстата РФ №71а от 30.10.1997 г.). При проведении аудиторской проверки нематериальных активов основными задачами являются необходимость удостоверения в: - Правильности отнесения активов к нематериальным; - Наличии документального оформления исключительных прав, деловой репутации, организационных расходов, являющихся объектами нематериальных активов (патентов на изобретение, промышленный образец, полезную модель; свидетельств на товарный знак, программу для ЭВМ; зарегистрированных договоров уступки патента, уступки товарного знака и т.д.); - Правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию нематериальных активов; - Правильности оценки первоначальной стоимости нематериальных активов; - Правильности определения срока полезного использования нематериальных активов и начисления амортизационных отчислений; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбора начисления и отражения в учете амортизации нематериальных активов; - Ведении аналитического учета по отдельным объектам нематериальных активов; - Правильности отражения в бухгалтерской отчетности остаточной стоимости нематериальных активов, полноте и правильности раскрытия информации в отчетности. В числе документов, подлежащих проверке, должны быть следующие: - Документы, удостоверяющие право предприятия на объекты, отраженные в учете в качестве нематериальных (патенты на изобретение, промышленные образцы, полезные модели; свидетельства на товарные знаки, программы для ЭВМ; зарегистрированные договоры уступки патента, уступки товарного знака; договоры передачи имущественных прав на программу для ЭВМ и др.); - Журналы-ордера (при журнально-ордерной форме учета) №10, №13, ведомость №17; - Карточки учета нематериальных активов (форма НМА -1); - Карточки счетов, анализ счетов 04, 05 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации нематериальных активов. Аудиторские процедуры, рекомендуемые для проверки нематериальных активов: - опрос; - просмотр документов, сравнение документов (взаимная проверка); - аналитические процедуры. Характерные ошибки и нарушения, связанные с оформлением и учетом операций с нематериальными активами обычно состоят в том, что: - происходит включение в состав нематериальных активов не исключительного права владельца, а иных объектов (например, права пользования и т.д.); - необоснованно определяется срок полезного использования; - начисляется амортизация с отнесением на себестоимость по нематериальным активам, не участвующим в производственном процессе. 5.3 Проверка материально-производственных запасов Законодательные и нормативные акты: - Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996 г.; - Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ №34 от 29.07.1998 г.); - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000 г.); - Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ №49 от 13.06.1995 г.); - Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (приказ Минфина РФ №25н от 15.06.1998 г.); - Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и в организациях (Минфин СССР №166 от 30.09.1985 г.); - Инструкция о порядке учета тары-оборудования (Минфин СССР №127 от 30.09.1982 г.); - Инструкция о порядке обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС №100/П-9 от 24.05.1983 г.); - Унифицированные формы первичной учетной документации по учету материалов (Постановление Госкомстата РФ №132 от 25.12.1998 г.). Основные задачи проверки материально-производственных запасов сводятся к тому, чтобы аудитор смог убедиться в: - Отражении в учете всех материально-производственных запасов, перешедших в собственность организации; - Отражении на забалансовых счетах всех материально-производственных запасов, переданных организации во владение или пользование (на комиссию, хранение и т.д.); - Наличии в организации материально-производственных запасов, которые, согласно данным учета, должны быть в наличии; - Последовательности применения учетной политики в отношении выбранного метода учета материально-производственных запасов (по фактической себестоимости, по учетным ценам с использованием счетом 15 . 16); - Последовательности применения учетной политики в отношении метода отпуска материально-производственных запасов (ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости, себестоимости каждой единицы); - Последовательности применения учетной политики в части выбора единицы бухгалтерского учета материально-производственных запасов (номенклатурный номер, партия, однородная группа и пр.); - Правильности оценки фактической себестоимости материально-производственных запасов, в том числе при их приобретении, изготовлении их самой организацией, получении в качестве вклада в уставный капитал, получении безвозмездно, от выбытия основных средств, получении по договору мены, отпуске в производство или на сторону, списании; - Правильности оформления и отражения в учете операций по списанию материально-производственных запасов в случаи их порчи, недостачи, хищения и т.д.; - Правильности оформления и отражения в учете материалов, принятых или переданных на ответственное хранение; - Правильности оформления и отражения в учете операций по передаче материалов в переработку на сторону; - Соответствии данных складского учета данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов; - Ведении аналитического учета по местам хранения материалов и отдельным их наименованиям (видам, сортам, размерам и т.д.); - Наличии договоров о полной материальной ответственности с кладовщиками; - Правильности отражения и раскрытия в бухгалтерской отчетности стоимости учетных материально-производственных запасов. Для решения этих задач аудитором могут быть проверены следующие совокупности элементов (документов и натуральных единиц): - Фактически находящиеся в организации материально-производственные запасы (материалы и товары); - Журналы0ордера №10, 10а, 10-с, 10-н, 11, ведомости №10, 10а, 10-с, 11 (при журнально-ордерной форме учета); - Карточки и анализ счетов 10, 11, 14, 15, 16, 41, 42 (при автоматизированном учете); - Акты инвентаризации материально-производственных запасов; - Приходные ордера материалов (форма М-4); - Акты о приемке материалов (форма М-7); - Лимитно - заборные карты (форма М-8); - Требования-накладные на материалы (форма М-11); - Накладные на отпуск материалов на сторону (форма М-15); - Карточки учета материалов (форма М-17); - Акты оприходования материалов, полученных при ликвидации основных средств (форма М-35); - Акты о приемке товаров (форма ТОРГ-1-5); - Товарные накладные (формы ТОРГ-12, ТОРГ-13, ТОРГ-14); - Акты о порче товаров (форма ТОРГ-15); - Акты о списании товаров (форма ТОРГ-16); - Журнал учета товаров на складе (форма ТОРГ-18); Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|