реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит финансовых результатов

При организации аудита финансовых результатов важное значение имеет правильное установление последовательности включения в контрольный процесс взаимосвязанных этапов данной системы (наблюдения, проверки, сбора, систематизации, обобщения информации и др.).

Важно при этом опираться на организационные принципы аудита, на законодательные, нормативные, методические и другие материалы [7].

Таким образом, организацию аудита финансовых результатов можно рассматривать как целенаправленную деятельность, включающую взаимосвязанные элементы (рисунок 4) [17, с. 5].

Рисунок 4 - Основные элементы организации аудита финансовых результатов

Совокупность организационных аспектов, методических и технических приемов, осуществляемых с помощью определенных процедур, составляет процесс аудита, практическое осуществление аудита финансовых результатов экономического субъекта.

Данный процесс включает организационную стадию, методико-технологическую стадию и завершающую стадии. Для успешной реализации разработаны модели содержания процесса аудита, сюда включены аспекты научной организации аудита и труда аудиторов, управленческие аспекты процессом аудита и контроля качества его проведения, аспекты оценки эффективности аудита финансовых результатов [16, с.56].

1.4 Установление уровня существенности и аудиторского риска при аудите финансовых результатов

Одним из важнейших аспектов аудита финансовых результатов является его планирование и программирование, как при внешнем, так и при внутреннем аудите. Предшествующим аспектом планирования аудита финансовых результатов является изучение деятельности экономического субъекта, включающее комплекс элементов предмета познания:

- деловая репутация организации;

- уровень квалификации учетно-финансовых работников;

- виды деятельности организации;

- учредительные документы;

- результаты предыдущих проверок;

- формы и методы организации управления и учета;

- показатели финансовой отчетности;

- результаты основной, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций;

- состояние системы внутрихозяйственного контроля и учета финансовых результатов [8].

Для разработки оптимального плана и программы аудита, по мнению Р.И. Поташник [16, с. 55], необходимо руководствоваться не только федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита», но и внутренними (внутрифирменными) стандартами аудита. Поэтому возникает объективная необходимость разработки концептуальных основ формирования внутренних стандартов аудита финансовых результатов организаций (рисунок 1 Приложения 2).

На основании приведенной модели внутренних стандартов аудита с наибольшей степенью оптимальности автором разработан план и детализированная программа аудита финансовых результатов.

В плане предусмотрены: разделы аудита; объекты и предметы аудита; планируемые виды работ; период проведения аудита.

В программе аудита - разделы и формы проведения аудита; методические приемы и процедуры аудита; исполнители; порядок обобщения и реализации результатов аудита по каждому разделу программы [16, с. 56].

Аудит финансовых результатов различных организационно - правовых форм многопрофильных организаций в соответствии с законодательством и нормативными актами должен проводиться группой (бригадой) аудиторов, в состав которой входят специалисты из разных отраслей знаний (юрист, экономист - профессиональный бухгалтер, аудитор). Деятельность аудиторов при этом можно регулировать путем соблюдения календарных графиков, рабочих программ и другой организационно - распорядительной документации.

Но аудиторский процесс финансовых результатов организаций требует также соответствующего управления. Наиболее рациональное решение этих проблем возможно с применением сетевого планирования и управления аудиторским процессом финансовых результатов [17, с.7].

В систему сетевого планирования и управления аудиторским процессом финансовых результатов необходимо включить четыре основных этапа работ, составляющих критический путь аудита финансовых результатов:

- определение целей и ограничений выполнения программы аудита;

- установление продолжительности аудиторских процедур (работ);

- составление сетевого графика выполнения программы;

- построение календарного сетевого графика для определения критического пути выполнения работ и резервов времени на их выполнение при аудите финансовых результатов.

На рисунке 5 представлен перечень видов работ по целям аудита. Расчетная продолжительность каждого вида работ, обозначенные символами (например, ИФД - выбор объектов аудита, оценка СБУ И СВК финансовой деятельности организации; УЗП - учет затрат на производство и реализацию продукции; ДРО - доходы и расходы от обычных видов деятельности; ОДР - доходы и расходы от операционной деятельности и т.д.). Кроме того, определена очередность выполнения работ и разработан календарный сетевой график аудита финансовых результатов [17, с. 8].

Рисунок 5- Календарный сетевой график аудита финансовых результатов

Критическим путем на графике (рисунок 5) является непрерывная последовательность работ, проходящая через центр графика (ИФД и ДРФ). Длина критического пути определяет продолжительность работ по выполнению программы аудита. Любые задержки на критическом пути ведут к увеличению сроков работ.

Кроме того, следует учитывать, что для сокращения продолжительности работ по программе аудита необходимо сокращать длину критического пути. Резерв времени в данном случае - это разность между самым ранним возможным сроком завершения операций и самым поздним допустимым временем ее выполнения. Резерв времени имеется только в тех аудиторских процедурах (работах), которые не лежат на критическом пути. Таким образом, сетевой график дает наглядную и понятную картину последовательности работ по реализации программы аудита, а также показывает начало и окончание работ. Кроме того, на нем наглядно видны последствия запаздывания любой процедуры (вида работ) аудита с точки зрения времени реализации всей программы аудита [17, с. 11-12]. При планировании аудита финансовых результатов, необходимо установить уровень существенности по данному основному объекту контроля. При оценке уровня существенности при аудите финансовых результатов необходимо учитывать следующие факторы (таблица 2) [27].

Таблица 2 - Факторы влияния на оценку уровня существенности в процессе планирования аудита финансовых результатов

Факторы

Содержательные аспекты

Абсолютная

величина ошибки

Размер абсолютной величины ошибки является важным для оценки существенности при аудите финансовых результатов, так как этой ошибке предшествует система ошибок в учете затрат, доходов и расходов, которые подлежат исправлению

Относительная величина ошибки

Данная оценка используется как отношение вероятной ошибки к соответствующей базовой величине. Проблемой здесь является выбор этой базовой величины, которая должна стать точкой отсчета погрешности

Содержание счетов

финансовых результатов и статей

отчетности

Возможные ошибки по счетам 20, 90,91 должны рассматриваться как более существенные, нежели вероятные ошибки по счетам 99 и 84. Незаконные операции по счетам 20, 90, 91 являются существенными не из-за своего абсолютного или относительного размера, а вследствие своей необоснованности и в конечном итоге искажают результаты на счетах 99 и 84

Конкретные

условия

Необходимо уделять большое внимание даже незначительным ошибкам в учете формирования и отчетности финансовых результатов

Неопределенность

финансовой

деятельности

В данном случае необходимо использовать более строгие критерии существенности

Кумулятивный эффект

Следует оценивать общий размер уже известных и предполагаемых ошибок в финансовых результатах

Концепция существенности должна использоваться следующим образом: - как основа для планирования аудита финансовых результатов;

- как основа оценки эффективности аудита;

- как основа для принятия решений о содержании оформления результатов аудита, а также решений по стратегии развития финансовой деятельности организации. В настоящее время уровень существенности в аудите определяют в соответствии с требованиями федерального правила (стандарта) «Существенность в аудите». Основной недостаток стандартной методики заключается в том, что если базовые показатели будут различаться очень сильно, то их расчетные значения для нахождения уровня существенности будут значительно отличаться от средней величины этих показателей. Поэтому приходится отбросить при дальнейших расчетах наименьшие и наибольшие значения, а для расчета уровня существенности - использовать только один базовый показатель. Это может привести к дезориентации аудиторов [16, с.57]. В связи с этим при аудите финансовых результатов для установления уровня существенности лучше использовать другой подход, который заключается в поэтапном определении уровня существенности (рисунок 6).

Рисунок 6 - Методика определения уровня существенности при аудите финансовых результатов

Важным элементом аудита финансовых результатов должна стать научно обоснованная методика оценки аудиторского риска для планирования и проведения проверки. При проведении аудита финансовой отчетности, аудиторы рассчитывают аудиторский риск для проверки годовой отчетности. Но, так как финансовые результаты в любой организации являются основными объектами учета, контроля и управления, а также основным источником формирования собственных средств, то аудиторский риск целесообразно рассчитывать в отдельности при проверке финансовых результатов и влияющих на них факторов [8].

Так, на величину валовой прибыли (прибыли от обычных видов деятельности) влияет выручка от реализации продукции (работ, услуг) и полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). Достоверность этих факторных показателей зависит от достоверности учета и эффективности внутрихозяйственного контроля расходов (затрат) и доходов от обычных видов деятельности.

Отсюда можно рассчитать:

а) аудиторский риск при проверке расходов (затрат) по обычным видам деятельности (Аз):

Аз = Вр Ч Кр Ч Нр (2)

б) аудиторский риск при проверке доходов от обычных видов деятельности (Ад):

Ад = Вр Ч Кр Ч Нр (3)

в) аудиторский риск при проверке достоверности показателя прибыли от обычных видов деятельности (Апд ):

Апд = Аз Ч Ад (4)

Аналогично определяется аудиторский риск при проверке:

- прибыли от операционной деятельности (Апо);

- внереализационных операций (Апв);

- результата чрезвычайных ситуаций (Апч).

Отсюда аудиторский риск при проверке в целом финансовых результатов можно определить:

Ар = Апд Ч Апо Ч Апч (5)

Для того чтобы объективно оценить финансовую политику проверяемой организации, установить законность, целесообразность и достоверность финансовых результатов, оценить состояние учета и контроля доходов, расходов (затрат) и конечных финансовых результатов, можно использовать в аудиторской практике «оперативно-операционный» метод контроля, проводимый путем устного или письменного тестирования и проверки взаимосвязи аналитического и синтетического учета финансовых результатов с

формами бухгалтерской (финансовой) отчетности [18, с. 12-14].

Сущность метода заключается в том, что до начала документальной проверки аудитор проводит тестирование отдельных значимых совершенных или совершаемых операций организацией, связанных с финансовыми результатами.

Градации оценок состояния системы учета и внутреннего контроля отмечаются символами:

- учета - Н1; Н2; Н3; Н4; Н5;

- внутреннего контроля - С1; С2;С3; С4; С5.

Эти символы означают, соответственно, низкий уровень, ниже среднего уровня, средний уровень, выше среднего уровня и высокий уровень эффективности учета и внутрихозяйственного контроля финансовых результатов.

На основании практического аудиторского опыта количественные значения рисков по указанным градациям можно установить:

Н1 = 0,8; Н2 = 0,6; Н3 = 0,5; Н4 = 0,4; Н5 = 0,2;

С1 = 0,6; С2 = 0,4; С3 = 0,3; С4 = 0,2; С5 = 0,1.

По этим градациям определяется средний неотъемлемый (внутрихозяйственный) риск и средний риск средств контроля расходов (затрат), доходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов, финансовых результатов. Обратным показателем в градациях оценок является уровень эффективности учета и внутреннего контроля (например, если Н1 = 0,8, то это означает, что уровень эффективности учета указанных объектов составляет всего лишь 20%).

Следующим аспектом оперативно - операционного аудита должна стать проверка адекватности данных аналитического и синтетического учета по счетам, отражающим информацию о затратах (расходах), доходах и финансовых результатах (20, 43, 90, 91, 99, 84), и их взаимосвязи с данными соответствующих статей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для установления арифметической точности суммы финансового результата организации при проведении оперативно-операционного аудита целесообразно использовать балансовый метод контроля:

а) при контроле нераспределенной суммы прибыли (Пн):

Пн=(УБк - УБн) ± (УКк - УКн) ± (УДКн -УДКк) (6),

где УБк, УБн - итоги баланса на конец и на начало отчетного периода, руб.; УКк, УКн - сумма собственного капитала на конец и на начало отчетного периода, руб.;

УДКн, УДКк - сумма кредиторской задолженности на начало и на конец отчетного периода, руб.;

б) при контроле общей суммы прибыли (до налогообложения) (Пдн):

Пдн = Пн + НПФ (7),

где НПФ - платежи по налогу на прибыль и финансовым санкциям [18, с. 14-17].

2 Методика аудита финансовых результатов

2.1 Информационная база методики аудита финансовых результатов

Основной информационной базой аудита финансовых результатов является бухгалтерский финансовый учет. Поэтому от правильности постановки учета финансовых результатов зависит достоверность полученных данных и объективность решений аудиторов при проведении внутреннего и внешнего аудита [15]. Методика текущего и заключительного аудита финансовых результатов представлена на рисунке 7.

Рис. 7. Методика текущего и заключительного аудита финансовых результатов

Так, группировка расходов (затрат) по элементам должна отвечать принципам: последовательности формирования затрат, начиная с первичных подразделений и кончая центральной бухгалтерией; объективности и обоснованности построения элементов расходов (затрат) исходя из их экономического содержания; подконтрольности всеми субъектами управления и контроля независимо от организационной структуры и ступенчатости управления экономического субъекта. Кроме указанных принципов данная группировка расходов (затрат) должна обеспечивать осуществление бухгалтерским финансовым учетом его основных функций в системе управления и аудита: аналитической; информационной; контрольной; обратной связи; оценочной [15].

Отсюда следует, что элементы расходов (затрат) в бухгалтерском финансовом учете необходимо строить в следующей последовательности и структуре: оплата труда; материальные затраты; работы и услуги вспомогательных производств и сторонних организаций; затраты на содержание основных средств; прочие затраты; организационно-управленческие расходы; страховые платежи и отчисления на социальные нужды; расходы на продажу.

Приведенный перечень элементов расходов является гибким для адаптации финансового учета в организациях к обобщению расходов по центрам финансовой ответственности, а также в целом по организации и ее иерархическим уровням контроля, анализа и управления финансовыми результатами.

Для правильности обобщения аналитической информации о доходах, расходах и финансовых результатах и оценки эффективности структурных подразделений возникает объективная необходимость открытия не только субсчетов, но и полусубсчетов второго порядка к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» [7].

Одной из основных инструментариев расширения информационной базы аудита финансовых результатов для получения доказательств является экономический анализ. Но экономическому анализу должно предшествовать нормирование (планирование) показателей финансовых результатов организации. От обоснованности нормирования (планирования) указанных показателей зависит объективность экономического анализа при аудите финансовых результатов, так как фактические показатели должны быть проанализированы по сравнению с нормативными (плановыми) [16, с.57].

При этом анализу должны быть подвергнуты такие показатели от обычных видов деятельности, как: валовая продукция (ВП); затраты на производство и реализацию продукции (ЗПР); переменные затраты (ПЗ); постоянные затраты (ПОЗ); маржинальный доход (МД = ВП - ПЗ); прибыль (П), отклонение фактического маржинального дохода от нормативного:

ДМДф = МДф - МДн (8)

Данная методика анализа показателей при аудите финансовых результатов позволяет аудиторам судить, в какой степени повлияли управленческие решения менеджеров по размещению и использованию ресурсов на окупаемость расходов (затрат) в организации [26].

2.2 Проверка доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности

Целью аудита финансовых результатов является определение соответствия применяемой методики учета операций по формированию и использованию финансовыми результатами, на соответствие нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации.

На основе этого формируется мнение о достоверности финансового результата и бухгалтерской (финансовой) отчетности по финансовым результатам во всех существенных аспектах [15].

Выполняя процедуру проверки доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Бухгалтерский учет продаж соответствует положениям нормативных актов?

2) Данные аналитического и синтетического учета по счету 90 «Продажи» соответствуют данным главной книги и баланса?

3) Корреспонденция счетов по счету 90 «Продажи» составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

Порядок проведения аудита доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности включает ряд последовательных этапов:

Этап 1. Сверка данных аналитического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности, с оборотами и остатками синтетического учета.

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 90 синтетического учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 90 учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Этап 2. Проверка правильности учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке учета доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности.

Согласно Инструкции по применению плана счетов [5], для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним предназначен счет 90 «Продажи».

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результата отчетного периода.

Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» предназначены для систематизации и накапливания информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На счете 90 «Продажи» формируется финансовый результат от экономической деятельности, составляющей основную цель создания организации. Он представляет собой разницу между выручкой от продажи и себестоимостью проданной продукции (работ, услуг). На счете 91 «Прочие доходы и расходы» отражаются все операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме чрезвычайных доходов и расходов, а также расходов по уплате налога на прибыль) [6].

По окончании каждого месяца сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносится на счет 99 «Прибыли и убытки». Непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» находят отражение доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, или так называемые чрезвычайные доходы и расходы. Прямо на счет 99 «Прибыли и убытки» также относятся суммы платежей налога на прибыль [12, с.169].

В результате на счете 99 «Прибыли и убытки» выявляется чистая прибыль организации, которая является основой для объявления дивидендов и иного распределения прибыли. Эта величина заключительными записями декабря переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Производится распределение прибыли. Оно подразумевает начисление дивидендов (доходов), отчисление средств в резервные фонды организации, покрытие убытков прошлых лет.

Все эти операции регистрируются в учете по дебету счета 84 в корреспонденции со счетами 75 «Расчеты с учредителями» (на сумму начисленных дивидендов) и 82 «Резервный капитал» (на сумму отчислений в резервные фонды). После отражения указанных операций сальдо по счету 84 показывает сумму нераспределенной прибыли, которая остается неизменной до соответствующего решения акционеров акционерного общества или участников общества с ограниченной ответственностью.

Аудитору необходимо проверить:

1) правильность определения предприятием предполагаемой прибыли и выручки от реализации продукции (работ, услуг) для исчисления авансовых платежей в бюджет;

2) наличие приказа по учетной политике с указанием метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);

3) правильность определения и законность отражения фактической прибыли от реализации продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета;

4) правильность определения прибыли от реализации основных фондов и иного имущества организации;

5) правильность отражения данных о бартерных сделках;

6) правильность отражения прибыли, полученной от покупателя в виде финансовой помощи, краткосрочного кредита;

7) правильность отражения в учете выручки от реализации продукции подсобных, вспомогательных и обслуживающих производств;

8) правильность отражения в учете выручки от реализации продукции при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

9) правильность отражения в учете убытков, полученных от безвозмездной передачи основных средств и прочих активов;

10) правильность отражения в учете финансовых санкций, подлежащих изъятию в бюджет за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;

11) правильность отражения в учете результатов от сдачи имущества в аренду;

12) правильность отражения выручки от произведенного капитального ремонта основных фондов, выполненного хозяйственным способом;

13) правильность ведения бухгалтерского и налогового учета по счету 90;

14) правильность ведения аналитического и синтетического учета по счету 90;

15) правильность реформации баланса [15].

2.3 Проверка финансового результата отчетного года

Целью аудиторской проверки финансового результата является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих суммы прибыли (убытка).

Выполняя процедуру проверки финансового результата отчетного года, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Бухгалтерский учет прибылей и убытков соответствует положениям нормативных актов?

2) Порядок реформации баланса соответствует положениям нормативных актов?

3) Данные аналитического и синтетического учета по счету 99 «Прибыли и убытки» соответствуют данным главной книги и баланса?

4) Корреспонденция счетов по счету 99 «Прибыли и убытки» составлена в соответствии с положениями нормативных актов? [7]

Порядок проведения аудита финансовых результатов включает ряд последовательных этапов:

Этап 1. Сверка данных аналитического учета финансового результата с оборотами и остатками синтетического учета

1. При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 99 синтетического учета прибыли или убытка.

2. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

3. Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 99 учета прибыли или убытка.

4. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Этап 2. Сверка данных бухгалтерского учета финансового результата с данными бухгалтерской отчетности

Аудитор при проведении аудита должен получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

- конечные сальдо по счету синтетического учета нераспределенной прибыли (убытка) (84) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

- соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета нераспределенной прибыли (убытка);

- проверка правильности формирования чистой прибыли (убытка)

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке формирования чистой прибыли.

Для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году предназначен счет 99 «Прибыли и убытки».

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов. По дебету счета 99 «Прибыли и убытки» отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода [15].

На счете 99 «Прибыли и убытки» в течение отчетного года отражаются:

- прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»;

- сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы»;

- суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» [6].

На счете 99 отражается конечный финансовый результат деятельности вашей организации за отчетный период: чистая прибыль или чистый убыток.

Чтобы завершить работу над годовым балансом, нужно провести его реформацию. То есть списать полученные предприятием за год прибыль или убыток. Проводки по реформации баланса - последние в учете ушедшего года. Их также нужно сделать 31 декабря. Во-первых, надо закрыть счета 90 и 91. На них в течение всего года организация учитывала финансовые результаты, которые теперь необходимо отнести к нераспределенной прибыли и непокрытому убытку. Когда все проводки будут сделаны, дебетовые и кредитовые обороты субсчетов счетов 90 и 91 сравняются. Поэтому по состоянию на 1 января счета 90 и 91 сальдо иметь не будут.

Затем необходимо начислить налог на прибыль.

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.

Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называется условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленная сумма налога отражается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает [12, с.172].

Если налоговая инспекция по результатам проверки начислила организации пени и штрафы, против уплаты которых организация не возражает, в учете производятся записи:

Дебет 99 Кредит 68 соответствующий субсчет - начислены пени (штрафы) за нарушения налогового законодательства.

Суммы пеней, штрафов и иных санкций, начисленных за нарушения налогового законодательства, не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) [12, с.177].

31 декабря каждого года счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается. Эта итоговая операция отчетного года называется реформацией бухгалтерского баланса. По состоянию на 1 января следующего года сальдо по счету 99 должно быть равно нулю. Таким образом, по состоянию на 1 января следующего года сальдо по синтетическим счетам 99, 90, 91, а также по всем их субсчетам будет равно нулю.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности формирования чистой прибыли (убытка) [24].

Итоговым этапом аудита хозяйственных операций, являются обобщение результатов аудита, анализ ошибок, выявленных в ходе аудита.

Необходимо проанализировать обнаруженные ошибки и нарушения в соответствии с требованиями федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно и качественно. Для количественной оценки аудитор сравнивает обнаруженные ошибки с уровнем существенности, установленным на стадии планирования. При качественной оценке аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями.

При анализе ошибок, выявленных в ходе аудита, необходимо определить степень их влияния на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Перечень проверенных документов, выявленные ошибки и нарушения, а также мнение аудитора по результатам проверки, фиксируются в рабочих документах [8].

Заключение

Финансовые результаты оказывают существенное влияние на финансовое состояние, платежеспособность и благополучие экономических субъектов.

Поэтому эти объекты управления должны подвергаться тщательной проверке в системе внутреннего и внешнего аудита с целью установления достоверности показателей финансовых результатов, выявления неиспользованных внутренних резервов и их мобилизации для повышения прибыльности всех видов деятельности организаций.

Эффективный аудит финансовых результатов организаций требует надлежащей его организации, разработки и использовании специальных стандартов, методических и технических способов аудита, позволяющих раскрывать содержание фактов хозяйственной жизни, связанных с доходами и финансовыми результатами, и влияющих на них факторов для познания предмета и достижения поставленной цели аудита.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая). Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000).

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н.

4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н.

5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

6. Бухгалтерский учет [Электронный ресурс] / Дистанционный консалтинг - www.dist-cons.ru/

7. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Концепция выявления искажений в финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 6.

8. Галкина Е.В. Анализ аудиторских доказательств по предпосылкам подготовки финансовой отчетности //Аудиторские ведомости. - 2008. - № 11.

9. Захарьин В.Р. Бухгалтерский учет финансовых результатов// Консультант бухгалтера. - 2008. - № 2.

10. Левчаев П.А. Финансовые ресурсы предприятия: теория и методология системного подхода. - Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 2008. - 112 с.

11. Лунев В. Л. Тактика и стратегия управления фирмой - М.: «Академия», 2007.

12. Малявкина Л.И. Основы налогового учета. - М.: Академия, 2008.

13. Новодворский В.Д. Прибыль предприятия: бухгалтерская и экономическая // Финансы. - 2003. -№ 4.

14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов - М.: Норма-ИНФРА*М, 2002. - 572 с.

15. Осташенко Е.Г. Аудит: Учебное пособие [Электронный ресурс] - http://timtaller.narod.ru/audit.html

16. Поташник Р.И. Аудит финансовой отчетности в сельскохозяйственных организациях / Хоружий Л.И., Поташник Р.И.//Аудиторские ведомости. - 2006. - №10.

17. Поташник Р.И. Вопросы формирования системы внутрихозяйственного контроля / Доклады ТСХА, выпуск № 278 - М.: Изд-во МСХА, 2006.

18. Поташник Р.И. Проблемы установления уровня существенности и аудиторского риска при планировании аудита. / Хоружий Л.И., Концевая С.Р., Бобкова Е.В.// «Бухгалтерский учет и аудит в системе экономических методов» - Ижевск: ФГОУ ВПО «ИжГСХА», 2006.

19. Салтыкова А. Как отразить доходы в финансовой отчетности [Электронный ресурс] - http://www.gaap.ru/biblio/gaap-ias/compare_rus2/104.asp

20. Сергеев И. В. Экономика предприятия.- М.: Академия, 2007.

21. Способы формирования отчетности в соответствии с МСФО // Новая бухгалтерия. - 2006. - № 10.

22. Сухарев И. Сближение в учете налогов на прибыль//
МСФО: практика применения. - 2007. - №4.

23. Уильямсон О.И. Сравнение альтернативных подходов к анализу экономической организации - СПб: Вильямс, 2006.

24. Федорова Т.К. Документирование аудиторских проверок // Аудиторские ведомости. - 2007. - № 10.

25. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS. Т. 2. Вып. 4. - 2004.

26. Чернов В. А. Анализ финансовых результатов. //Финансовый менеджмент. - 2004. - № 1.

27. Щепотьев А.В. Оптимальный уровень существенности: обоснование, расчеты // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 11.

Приложение 1

Таблица 1 - Принципы, функции, цели, задачи и требования аудита финансовых результатов организации

Принципы

Функции

Цели

Задачи

Требования

1

2

3

4

5

1. Принцип доступности - доступность аудитора ко всем объектам контроля и носите-лям информации.

2. Принцип конкретности аудита - конкретным должна быть не только цель аудита, но и его результат.

3. Принцип объективности - аудит должен быть непред-взятым, ориентированным на объективную оценку досто-верности финансовых резуль-татов.

4. Принцип своевременности - систематическое, своевре-менное проведение аудита финансовых результатов.

5. Принцип действенности - направленность аудита финан-совых результатов на выра-ботку конкретных мер по

устранению недостатков.

1. Информационная функция - информация о финансовых резуль-татах является предметом аудита и содержанием управленческой дея-тельности.

2. Контрольная функция - обеспечивает соблюдение норма-тивной и законодательной базы при формировании финансовых резуль-татов, а также способствует повы-шению эффективности управлен-ческих решений.

3.Функция обратной связи - спо-собствует осуществлению аудита по выявлению резервов улучшения финансовых результатов.

4. Аналитическая функция - реализуется в использовании информации при анализе финан-совых результатов.

5. Консультационная функция - консультирование аппарата управ-ления предприятием по форми-рованию финансовых результатов.

1. Установление степени достоверности инфор-мации о финансовых результатах; выражение мнения о достоверности финансовой отчетности.

2. Оценка реализации финансовой политики организации.

3. Оценка состоятель-ности управления хозяй-ственными процессами и выработка решений по улучшению финансовых результатов деятельности организации.

1. Проверка полноты и достоверности отражения в учете расходов, доходов и финансовых результатов дея-тельности организации.

2. Выявление резервов луч-шего использования средств для улучшения финансовых результатов.

3. Разработка предложений по: улучшению контроля, бухгалтерского учета, расчет-ных процедур; повышению эффективности тактических и стратегических программ раз-вития; изменению структуры деятельности для получения максимума прибыли.

4. Проверка и подтверждение достоверности финансовой отчетности, финансовых результатов или констатация их недостоверности.

1. Гибкость.

2. Экономичность.

3.Простота.

4. Независимость.

5.Адекватность данных аудита Пользователям информации.

6. Соблюдение закон-ности при аудите.

7. Создание среды дове-рия.

8. Выполнение проце-дур аудита.

9. Соблюдение конфи-денциальности при аудите.

Приложение 2

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.