реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит финансового состояния предприятия

Аудит финансового состояния предприятия

3

Министерство аграрной политики Украины

Луганский национальный аграрный университет

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету "АУДИТ" на тему:

"Аудит финансового состояния предприятия"

Выполнил:

студент

экономического факультета

группы

Проверила:

Скоробогатова

Елена Валерьевна

Луганск

2004

Содержание:

Вступление

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база регулирования

аудиторской деятельности

2. Общие принципы организации аудита

2.1. Сущность, задача и функции аудита в условиях рыночной

экономики;

2.2. Организация и планирование аудиторской деятельности;

2.3. Последовательность проведения аудита и оформление его

результатов.

3. Методика аудита финансового состояния предприятия

3.1. Задачи, последовательность аудита и его информационное

обеспечение;

3.2. Экспресс-аудит баланса;

3.3. Аудит финансово-имущественного состояния;

3.4. Аудит платежеспособности;

3.5. Анализ ликвидности баланса.

4. Оценка состояния внутрихозяйственного контроля и соблюдение

учетной политики предприятия

Выводы

Список использованной литературы.

Приложение

Рабочая программа аудита

Вступление

Становление аудиторской деятельности связанно со становлением рыночных отношений, приватизацией государственного имущества, реформированием и развитием разных форм собственности, в том числе и частной, предоставлением самостоятельности в предпринимательской деятельности субъектам хозяйствования. В связи с этим возрастает потребность в достоверности данных учета и отчетности широкого круга внешних и внутренних потребителей информации о деловой активности предприятий с целью предотвращение риска при вкладывании своих капиталов и контроля за их эффективным использованием.

Переход Украины к рыночным отношениям предопределяет необходимость создания экономических институтов, которые регулируют взаимоотношения разных субъектов предпринимательской деятельности. Ведущее место в этом процессе может занять институт аудиторства. В особенности это важно для сельского хозяйства, где состоялись коренные изменения.

Ситуация, которая сложилась в сельском хозяйстве, требует такой организации независимого контроля, который бы оказывал содействие обоснованности принятия управленческих решений на основе учета выявленных нарушений в бухгалтерском учете, финансовой и налоговой отчетности.

В этой связи аудит на предприятиях должен быть организован и проведен по таким методическим подходам, которые обеспечивали бы достоверность проверок соответствия отражения в бухгалтерских регистрах и отчетности имеющийся в хозяйстве основные средства, ГСМ, запасные части, сырье и друг материал за период проверки, а также достоверность калькуляции продукции и оценку при переработке и реализации; определение финансовых результатов; составление точной, полной и своевременной отчетности в учете и отчетности хозяйственных фактов, получить доказательства на ее подтверждение и донести эту истину через аудиторский вывод к пользователям информации.

В ситуации, которая сложилась на предприятиях и украинской экономики в целом наиболее актуальным вопросом является аудит финансового состояния предприятия. Так как проведение данного анализа может позволить выявить слабые и сильные стороны предприятия и подсказать выбор принятия наиболее рационального управленческого решения. Что позволит спасти предприятие от банкротства, повысить независимость, ликвидность предприятия и т.д. в зависимости от сложившейся ситуации в хозяйстве.

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности

Соответственно Закону Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993 г. аудит - это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации относительно финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствование с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Понятие аудиторской деятельности более широкое и предусматривает практическое выполнение, как аудита, так и других аудиторских услуг в виде связанных с ним экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложение, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Аудиторская деятельность начала развиваться в Украине с переходом к рыночным отношениям, которые были обусловлены такими обстоятельствами:

- разделение учета на налоговый и бухгалтерский, постоянные изменения в законодательстве создали спрос на аудит и такие аудиторские услуги, как предоставление консультаций по вопросам бухгалтерского учета, права, налогообложение, непосредственное осуществление бухгалтерского учета и составления отчетности и т.п.;

- иностранные инвесторы общих предприятий требовали подтверждения достоверности показателей финансовой отчетности аудитором;

- создание и развитие акционерных обществ, собственники которых не уверенные в достоверности показателей финансовой отчетности, не осведомленные с системой бухгалтерского учета, результатом которой являются данные показатели.

Предмет аудиторской деятельности - процесс расширенного воспроизводства общественно-необходимого продукта и соблюдения его экономико-правового регулирования в условиях рыночной экономики.

Объектами аудита являются ведение бухгалтерского учета, достоверность отчетности, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических и технических служб, налогообложение, планирование, нормирование, стимулирование, внутрихозяйственный контроль, организация и технология производства, процессы хозяйственной деятельности, проектно-сметная документация, исполнительная дисциплина и др.

Методические приемы аудита - это совокупность способов изучения законности, целесообразности и эффективности для оценки деятельности предприятия. Методические приемы аудита разделяют на три группы:

1 Приемы научного мышления (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, сравнение).

2. Приемы фактического аудита (инвентаризация, обследование, наблюдение, лабораторные анализы, экспертизы (экспертные оценки), контрольные обмеры выполненных работ, контрольный запуск сырья и материалов в производство).

3. Приемы документального аудита (аналогия, моделирование, встречная проверка документов, логическое осмысление операций, способ обратного счета, коэффициентный способ косвенного распределения израсходованных материалов, прием специальных расчетов, экспертизы (экспертные оценки) документов, балансовый метод, статистические методьего (группирование, абсолютной, относительные и средние, величины, дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации, амплитуда колебаний, индексный метод, корреляция), экономико-математические метод (математической модели, система сетевого планирование и управление), эвристические методы, оценка реальности баланса, логическая проверка достоверности машинограм, приемы экономического анализа, программного контроля введенной в ЭВМ информации, дублирование.

Приемы фактического и документального аудита взаимосвязанные и взаимообусловленные. Это обнаруживается в том, что при любом приеме фактического аудита проверка должна заканчиваться тогда, если она дополненная необходимой информацией из соответствующей экономической и технической документации. Такое же состояние с приемами документального аудита, при котором необходимые дополнительные данные о фактическом наличии ценностей, целость имущества, реальность статей баланса и др.

Аудитор оценивает предназначенную для представления пользователям финансовую информацию с позиции объективности и релевантности, достаточный уровень которых определенный определенными нормативными документами (стандартами и нормами профессиональных организаций или действующим законодательством).

Международная федерация бухгалтеров вместе с Международным Комитетом по аудиторской практике разработала аудиторские нормы в количестве 29 основных нормативов и 4 сопутствующих работ.

Аудиторская палата Украины (АПУ) - является независимым самостоятельным органом, цель которого способствовать развитию, совершенствованию и унификации аудиторского дела в стране.

Полномочия Аудиторской палаты Украины определяются Законом Украины "Об аудиторской деятельности" и Уставом АПУ принятым 28 октября 1993 г.

АПУ с целью регламентирования правил и порядка проведение аудита, и выполнение аудиторских услуг разработала национальные стандарты (нормативы) аудита. Они базируются на законодательстве Украины об аудиторской деятельности и международных нормах аудита.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, которые определяют нормативные требования относительно качества и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Аудиторские стандарты являются основой для доказательства качества проведение аудита и определение меры ответственности аудиторов.

Аудиторские стандарты определяют: общий подход к проведению аудита; масштаб аудиторской проверки; виды отчетов аудиторов; вопрос методологии аудита, базовые принципы, которых должны придерживаться аудиторы, и прочие вопросы.

Значение стандартов состоят в том, что они:

- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

- оказывают содействие внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

- помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

- создают общественный имидж профессии;

- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2. Общие принципы организации аудита

2.1. Сущность, задача и функции аудита в условиях рыночной экономики

Согласно закону Украины "Об аудиторской деятельности", понятие "аудиторская деятельность" включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (аудит) и предоставление других аудиторских услуг. Аудиторские услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок (аудиту) и связанных с ним экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложение, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономически-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Вместе с этими видами услуг аудиторские фирмы в Украине проводят работы по приватизации имущества государственных предприятий, коммерциализации торговли, акционирование предприятий, готовят материалы для рассмотрения дел клиенте в арбитражных судах. Благодаря аудиту осуществляются посреднические контакты.

Необходимость проведения аудита обуславливается потребностью пользователей информации о реальном финансовом состоянии субъекта хозяйствование. Пользователями этой информации могут быть:

-- уполномоченные на основании законов Украины представители органов государственной власти;

-- собственники, основатели хозяйничающего субъекта;

-- другие юридические и физические лица, которые имеют материальную заинтересованность в результатах хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствование (кредиторы, инвесторы, поставщики и прочие лица).

Надо также указать, что пользователи этой информации имеют право в соответствии с ст. 9 Закона Украины "Об аудиторской деятельности" выступать заказчиками на проведение аудита и выполнение других аудиторских услуг, определять объемы и направления аудиторских проверок в границах полномочий, предоставленных законодательством, учредительными документами или отдельными договорами.

Объективность аудиторского вывода является обязательным условием и. одной из основных специфических черт. Это условие предполагается независимостью аудиту и диктуется потребностями пользователей.

Уверенность в достоверности и полноте информации, предоставленной аудитором пользователям, не является абсолютной. Аудит дает лишь приблизительный, хотя достаточно высокий, степень этой уверенности.

Аудиторский вывод не может быть свидетельством абсолютной точности другой информации и гарантией ее правильности, он может лишь подтверждать достоверность информации. Аудит -- это процесс уменьшения уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

Аудитор не утверждает отчетов субъектов хозяйствование и не отвечает за самую отчетность. Он только высказывает свою мысль относительно финансовой отчетности. Ответственность за финансовую отчетность лежит на руководителях хозяйничающего субъекта, который проверяется. Аудит не освобождает руководство субъекта от ответственности.

Целью аудита финансовой отчетности является освещение аудитором вывода о том, отвечает ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и составления финансовых отчетов. По результатам аудита составляется аудиторский вывод о реальном финансовом состоянии субъекта хозяйствования. Итак, целью проведения аудита является составление аудиторского вывода о финансовом состоянии субъекта, который проверяется. Основные задачи аудита -- собирание и обработка достоверной информации о хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования и формирование на этой основе аудиторских выводов.

Кроме того, аудит должен адекватно отражать все аспекты деятельности субъекта, который проверяется. Для того чтобы составить достоверный аудиторский вывод, аудитор должен получить безусловную гарантию того, что информация, которая помещается в бухгалтерской документации и первичных документах, достаточная и достоверная.

2.2. Организация и планирование аудиторской деятельности

Организация и планирование аудита должно основываться на знании деятельности клиента. О клиентах собирают информацию относительно их деловой репутации, финансового состояния, отношений с предшествующей аудиторской фирмой, по возможности налаживают контакты с правоохранительными органами, банками и предприятиями, с которыми клиент имеет деловые отношения.

Важное значение имеет изучение особенностей области клиента, правового статуса и формы хозяйствования, поскольку это связано с отличиями в законодательстве, которое регулирует производственно-финансовую деятельность. Собирают данные о размере предприятия, специализацию, уровень рентабельности, форму учета и др. Исходя из заказа на вид аудиторских услуг и анализа собранной информации, подбирают конкретных исполнителей, формируют группы аудиторов, учитывая их специализацию и наиболее эффективное использование на соответствующих объектах. В плане предусматривают инструктаж аудиторов о выполнении их обязанностей, приводят все необходимые сведения о клиенте.

На основе анализа данных предшествующего аудиторского отчета, актов и справок проверок контрольно-ревизионных органов и другой собранной информации определяют зоны риска и зоны доверия, чтобы направить работу на наиболее важные объекты и участки. В плане отмечают перечень объектов проверки. Одновременно определяют разработку аудиторских процедур, тестов, программ по конкретным объектам проверки, использование компьютеров, объекты инвентаризации и сроки проведения. В плане предусматривают сроки проведения аудита, сумму гонорара, форму расчетов с клиентом.

Для реализации плана составляют программу аудита (см. Приложение). Программы могут быть типичными и индивидуальными с разной степенью детализации по объектам и направлениям аудита.

2.3. Последовательность проведения аудита и оформление его результатов

Процесс аудита важно организовать в определенном порядке выполнения работ. Целесообразно осуществлять аудит поэтапно, в такой последовательности.

Стадии (этапы) аудита:

1. Предшествующее обследование деятельности клиента.

2. Составление плана аудита.

3. Проверка системы учета и внутреннего контроля.

4. Аналитическая проверка финансовой информации.

5. Выборочное обследование -- получение аудиторских свидетельств.

6. Заключительный обзор финансовой отчетности.

7. Подготовка аудиторского отчета.

После назначения аудитора для проведения аудита на конкретном предприятии он осуществляет предшествующее обследование деятельности клиента. Нужно выучить отчетность предприятия за предшествующий год, проанализировать изменения в текущем году в сравнении с прошедшим по производству валовой продукции, ее себестоимости и других показателях. На этом этапе в общих чертах изучается состояние учета и внутрихозяйственного контроля, изменения в учетной политике в сравнении с прошедшим годом. Важно также ознакомиться с актами проверок налоговой инспекции, Пенсионного фонда и других контрольно-ревизионных органов.

Все это дает возможность составить общее воображение о состоянии дел клиента, бухгалтерского учета и контроля, определить приблизительный объем работы и основные направления и объекты аудита, зоны риска, наметить соответствующие методы проверки.

После этого составляется договор на проведение аудиторских услуг, и аудитор продолжает собирать и изучать дополнительную информацию о предприятии-клиенте и составляет план Аудита.

Планирование аудита нужно для четкого определения направлений аудита, объектов и методов проверки.

После составления плана аудитор проводит экспертизу системы учета и внутреннего контроля. Он должен выучить систему учета и отражение операций в учетных реестрах на предприятии, оценить их пригодность для подготовки финансовой отчетности, а также для определения способов проведения проверки.

Аудитор исследует процесс отражения отдельных операций, начиная с первичных документов и заканчивая отчетностью; проверяет наличие всех необходимых реестров и порядок их ведения, выполняет арифметические проверки оборотов и остатков на счетах и итогов отчетов и отдельных документов; устанавливает правильность оформления первичных документов, использование плана счетов, в том числе введенных новых счетов.

Особое внимание обращают, учитываются ли при ведении учета новые положения и изменения относительно действующих нормативных актов.

Обследование внутреннего контроля необходимо проводить с целью определения степени доверия информации финансовой отчетности и фактическому состоянию дел на предприятии.

Аудитор должен установить, в какой мере контроль обеспечивает: эффективную деятельность предприятия, сохранение материальных ресурсов, своевременное и полное отображения операций в учете.

Необходимо проверить наличие плана проведение инвентаризаций и его выполнение, проведение контрольных замеров работ, эффективность организации внутреннего контроля, в том числе работы ревизионной комиссии предприятия, менеджеров на всех рабочих местах (бригадиров, специалистов-технологов и др.), компетентность контролирующего персонала.

На слабость внутреннего контроля указывают: отсутствие отдельных реестров, фальсификация документов, несанкционированные операции, наличие просроченной задолженности, штрафов, пени, большие выплаты денежной наличностью, значительные выплаты консультантам и посредникам за сомнительные услуги, наличие спрял в правоохранительных органах и т.п.

Аналитическая проверка финансовой информации осуществляется для определения тенденций процессов производства, взаимосвязи экономических показателей и выявления так называемых необыкновенных отклонений, расчетов экономических коэффициентов для оценки финансового состояния и подготовки обзора финансовой информации. Аналитические процедуры включают: анализ показателей в динамике, в сравнении с планом (сметой), с аналогичным!! показателями другого предприятия, которое функционирует в подобных условиях. Важное значение имеет структурный анализ (определение удельного веса отдельных статей в общей сумме), что дает возможность выделить наиболее существенные объекты контроля.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.