реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит денежных средств.

Аудит денежных средств.

43

Министерство аграрной политики Украины

Луганский национальный аграрный университет

Кафедра учета и аудита

Курсовая работа

на тему:

"АУДИТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ"

Проверила:

Скоробогатова Е.В.

Выполнила:

Луганск - 2004

Содержание.

Введение.

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база регулирования

аудиторской деятельности.

2. Общие принципы организации аудита.

2.1.Сущность, задачи и функции аудита в условиях рыночной

экономики

2.2. Организация и планирование аудиторской деятельности

2.3. Последовательность проведения аудита и оформление его

результатов

3. Методика аудита денежных средств.

3.1. Задачи, информационное обеспечение и последовательность аудита

3.2. Аудит кассовых операций.

3.3. Аудит операций по счета в банке

4. Оценка состояния внутрихозяйственного контроля и соблюдение

учетной политики на предприятии.

Выводы.

Список использованной литературы.

Приложения

Введение.

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.

Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства - это финансовые ресурсы организации, самые высоколиквидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках. Наличными же средствами ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

Контроль за движением денежных средств, расчетами и банковским кредитом является одной из основных задач для предприятий. Обычно контроль осуществляется аудиторами. Если в составе организации нет аудиторской службы, то необходимо прибегнуть к помощи сторонней аудиторской фирмы.

Исходя из актуальности темы, при написании данной курсовой работы были поставлены такие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы и общие принципы организации аудита.

2. Изучить методику аудита денежных средств.

3. Охарактеризовать оценку состояния внутрихозяйственного контроля и соблюдение учетной политики на предприятии.

Целью написания работы является приобретение и закрепление теоретических и практических знаний по основам аудита и детальное изучение методики аудита денежных средств.

Объектом исследования является ЧСП "8Марта".

1. Теоретические основы и нормативно-правовая база регулирования аудиторской деятельности.

В Украине начинается складываться новая экономическая политика, основу которой составляют рыночные отношения. Законом Украины "Об аудиторской деятельности", вошедшим в силу 22 апреля 1993года, в практику введен аудит. Как любая новая область деятельности аудит нуждается в разработке концептуальных, методологических и методических основ.

Законом Украины предусмотрены правовые основы осуществления аудиторской деятельности, направленной на создание системы независимого финансового контроля с целью защиты интересов собственника. Аудиторская деятельность включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое исполнение аудиторских проверок и предоставление аудиторских услуг. Аудиторские услуги могут предоставляться в форме аудиторских проверок и связанных с ними экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Законом об аудиторской деятельности определено, что аудит - это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации, касающейся финансово-хозяйственной деятельности предприятий с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Аудит осуществляется независимыми лицами (аудиторами), аудиторскими фирмами, которые уполномочены объектами хозяйствования на его проведение. Аудит может проводиться по инициативе предприятий, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Объем аудита отчетов определяется требованиями международных стандартов учета и соответствующих профессиональных органов. Аудит должен быть организован так, чтобы можно было учесть все аспекты объекта, относящиеся к отчету. Важность информации определяет сам аудитор. Аудитором может быть гражданин Украины, который имеет сертификат и лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.

В Украине, где рыночные отношения развиваются в ускоренном темпе, определенное место в сфере бизнеса принадлежит аудиторским фирмам, как отдельно для предпринимателей, так и для экономики в целом. Аудиторы по сути являются партнерами, то есть они имеют определенное количество клиентов и осуществляют аудит.

В настоящее время действующая организационная структура многих аудиторских фирм может дать определенное представление об их построении:

- генеральный директор, или директор аудиторской фирмы;

- менеджер;

- аудиторы;

- специалисты по отраслям деятельности.

Аудиторские фирмы, кроме проведения аудита, оказывают различные услуги:

- подтверждение достоверности и полноты годового баланса и отчетности предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;

- проверка и анализ финансового состояния предприятий различных форм собственности;

- проверка эмитентов ценных бумаг при регистрации эмиссии в Министерстве финансов Украины;

- аудиторское заключение при возбуждении вопроса о признании предприятия неплатежеспособным или банкротом;

- аудиторское заключение при ликвидации предприятий всех форм собственности;

- анализ проектов хозяйственной, финансовой, в том числе совместной деятельности на территории Украины и за ее пределами;

- консультации и экспертизы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и других видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности юридических и физических лиц;

- консультации по менеджменту и др.

Процесс аудита, с целью более общего представления, состоит из планирования, оценки системы внутреннего аудита, аудиторских свидетельств, проверки бухгалтерской и финансовой отчетности, составления отчета. Аудиторские проверки, которые осуществляют аудиторские фирмы, включают разработку модели и процедур. Обычно процесс аудита начинается с подготовительной работы с клиентами, на месте устанавливают условия работы, заключают договор, определяют договорную цену, назначают конкретного аудитора для выполнения договорных условий. В договоре определяется ответственность аудитора перед клиентом и клиента - за достоверность представляемой отчетности.

Важное значение придается планированию и, в частности, изучению информации о бизнесе, оценке риска, оценке значимости, разработке общей методики, определению оптимального доверия внутреннему аудиту, разработке и проведению окончательного плана аудита. Составляются, если нужно, независимые тесты по конкретным операциям, проверке отчетности, результатам аудита, формулировке мнения, документированию проверок.

Процесс аудита состоит из:

1. Планирование аудита.

2. Подготовительная работа аудиторов в фирме.

3. Оценка внутреннего аудита и риска.

4. Система контроля на объектах.

5. Аналитическая проверка.

6. Осуществление полных проверок хозяйственных операций.

7. Изучение финансовых документов и отчетов.

8. Проверка активов и пассивов.

9. Составление и подписание заключения.

10. Отчет перед акционерами.

Аудиторы должны сохранять правило конфиденциальности информации. Аудит должен выполняться только компетентными специалистами.

Цель аудита - это дать возможность аудитору выражать свое мнение в соответствии с законодательством и другими нормативными актами по оценке внутреннего контроля. Мнение аудитора и система учета позволяют установить достоверность финансовых отчетов, хотя аудитор отвечает за свое мнение по отчетам, но ответственность за них лежит на руководителях проверяемых объектов. Аудиторы должны быть высокими профессионалами, чтобы осознать сущность системы учета и внутреннего аудита, разбираться в оценках риска по контролю. Все это дает возможность аудиторам определять факторы риска и применять те методы проверок, которые должны дать нужный эффект.

Важно также получить от предприятия официальное подтверждение о достоверности неясных вопросов по отчетности, кроме того, знать бизнес клиента, лиц, которые управляют бизнесом, объемы предприятия, его деловые операции. Особенно важно изучить систему учета клиента, знать элементы контроля, на которые аудитор хочет опереться в дальнейшем, а также свидетельства аудита.

ВНУТРЕННИЙ АУДИТ - это, практически, внутриведомственный контроль самого предприятия. Предприниматели, заинтересованные в эффективной работе внутреннего аудита, постоянно сопоставляют затраты и выгоды для предприятия. Внутренний аудит большое внимание уделяет функционированию систем учета, их соответствию установленным нормативам и дает соответствующую оценку, а также рекомендации и советы по устойчивости финансового состояния предприятия. Именно от этого, а не от количества проверок зависит эффективность внутреннего аудита.

2. Общие принципы организации аудита.

2.1. Сущность, задачи и функции аудита в условиях рыночной экономики.

Согласно Закона Украины "Об аудиторской деятельности" ст.3, понятие "аудиторская деятельность содержит в себе организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок и предоставление аудиторских услуг. Аудиторские услуги могут предоставляться в форме аудита и связанных с ним экспертиз, консультаций по вопросам бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, анализа финансово-хозяйственной деятельности и прочих видов экономико-правового обеспечения предпринимательской деятельности физических и юридических лиц.

Аудит - это независимая аудиторская проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования с целью определения достоверности отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам.

Таким образом, целью аудита финансовой отчетности является получение аудитором вывода о том, соответствует ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах инструкциям, которые регламентируют порядок подготовки и предоставления финансовых отчетов. По результатам аудита составляется аудиторское заключение о реальном финансовом состоянии субъекта хозяйствования. То есть целью проведения аудита является составление аудиторского заключения о финансовом состоянии субъекта, который проверяется, а основной задачей аудита - сбор и обработка достоверной информации о хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования и формирование на этой основе аудиторских заключений.

Необходимость проведения аудита обусловлена потребностью пользователей информации о реальном финансовом состоянии субъекта хозяйствования. Пользователями этой информации могут быть:

- уполномоченные на основании законов Украины представители органов государственной власти;

- собственники, основатели хозяйственного субъекта;

- другие юридические и физические лица, имеющие материальную заинтересованность в результатах хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования.

Следует также подчеркнуть, что пользователи этой информации имеют право согласно ст. 9 Закона Украины "Об аудиторской деятельности" "выступать заказчиками на проведение аудита и выполнение других аудиторских услуг, определять объемы и направления аудиторских проверок в границах полномочий, предоставленных законодательством, установленными документами или отдельными договорами". Объективность аудиторского заключения является обязательным условием, предусматривается независимостью аудита и диктуется потребностями пользователей. Но аудиторское заключение не может быть свидетельством абсолютной точности информации и гарантией ее правильности, он может лишь подтверждать достоверность информации. Аудит - это процесс уменьшения уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Аудитор не утверждает отчеты субъекта хозяйствования и не отвечает за саму отчетность. Он только выражает свое мнение о финансовой отчетности. Ответственность за финансовую отчетность лежит на руководителях хозяйственного субъекта, который проверяется. Аудит не освобождает руководство субъекта от ответственности.

Кроме основных, аудит может решать и функциональные задачи, к которым относятся: задачи санации, оперативного контроля и анализа, задача стратегического анализа.

Задача санации предусматривает разработку по результатам проведенного аудита по просьбе клиента рекомендаций относительно исправления найденных им ошибок и устранение злоупотреблений. Аудитор может дать рекомендации об обновлении бухгалтерской документации, постановки бухгалтерского учета, но непосредственное участие в исправлении ошибок и проведении санации не берет.

Задача оперативного контроля и анализа предусматривает проведение оперативного аудита и анализа непосредственно в процессе хозяйственной деятельности клиента с целью предупреждения ошибок, выбора оптимальных вариантов управленческих решений без непосредственного вмешательства аудитора.

Задача стратегического анализа предусматривает, что аудитор на основании данных, полученных в процессе аудита, разрабатывает предложения по перспективным вопросам развития хозяйственного субъекта.

Предметом аудита выступает состояние экономических, организационных , информационных и других характеристик системы, которая находится в сфере аудиторской оценки. Метод аудиторской деятельности базируется на основных положениях диалектического метода познания и законах политической экономии. Экономические процессы, возникающие и осуществляющиеся на предприятиях, представляют собой определенное целое, общее, без различий между отдельными частями и особенностями. Метод аудита - это совокупность способов, приемов, используемых для исследования состояния объектов, которые изучаются. Эти приемы можно объединить в такие группы:

1. Определение количественного и качественного состояния объекта.

2. Определение отклонений реального состояния исследуемого объекта от норм и нормативов, плановых показателей и других правил.

3. Оценка состояния объекта в прошлом, текущем и будущем периодах.

В аудите также широко применяются приемы и методы, которые не являются собственно аудиторскими - это, прежде всего приемы и методы статистики и анализа хозяйственной деятельности: сравнение, группировка, детализация показателей, индексы, балансовый, сальдовый.

По форме и цели осуществления аудита различают внешний и внутренний аудит. Основное различие между ними состоит в том, что внутренний аудит проводится внутри самой организации по требованию и по инициативе ее руководства аудитором, который работает в данной организации. Поэтому в выполнении своих функций он в той или иной степени является зависимым от руководства предприятия. Внутренний аудит можно рассматривать как неотъемлемую часть общей системы контроля, который согласно международному нормативу "Использование результатов работы внутреннего аудита" осуществляется по таким направлениям (функциям):

- анализ системы учета и внутреннего контроля;

- изучение финансовой и оперативной информации по отдельным статьям;

-изучение экономической эффективности управленческих решений на разных уровнях хозяйствования;

-анализ адекватности политики в сфере менеджмента;

-оценка качества информации;

-разработка проектов управленческих решений;

-проведение стратегического (перспективного) анализа;

-разработка финансовых прогнозов.

В целом направления, по которым осуществляется внутренний аудит, свидетельствуют о его исключительной важности для предприятий. Формирование и развитие внутреннего аудита является важнейшей задачей фирм. Внутренний аудит имеет обязательный характер.

Вместе с внутренним аудитом широко распространен внешний аудит, который проводят отдельные аудиторские фирмы. Целью и задачей внешнего аудита является оценка и подтверждение достоверности финансовой отчетности предприятия. В процессе аудиторской проверки внешний аудит входит в систему внутреннего аудита и очень похож с приемами и методами, которые применяются внутренними аудиторами и с их оценками. При этом внешние аудиторы не ограничиваются вопросами подтверждения финансовой отчетности, а оценивают деятельность всех систем предприятия. Внешний аудит может быть добровольным (инициативным), когда он проводится по инициативе заинтересованной стороны, и обязательным, когда предусмотрен законом. Согласно Законам Украины "Об аудиторской деятельности" от 22 апреля 1993года № 3125-XII, "О внесении изменений и дополнений к статье 10 Закона Украины об аудиторской деятельности" от 14 марта 1995года № 81/95-ВР, Постановления Верховной Рады Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "О внесении изменений и дополнений к статье 10 Закона Украины "Об аудиторской деятельности" от 14 марта 1995года №81/95-ВР" проведение аудита является обязательным для:

- проверки финансового состояния основателей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных товариществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых посредников;

- эмитентов ценных бумаг;

- государственных предприятий в случае сдачи в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменений форм собственности;

- нарушения вопроса о признании неплатежеспособности или банкротства.

Согласно Закону Украины "О внесении изменений и дополнений к некоторым законодательным актам Украины" от 14 марта 1995года 3 90/95-ВР с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Украины от 7 марта 1996года № 85/96-ВР, проведение аудита является обязательным также с целью подтверждения:

· достоверности и полноты ликвидационного баланса, за исключением организаций, которые полностью содержатся за счет бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью;

· достоверности и полноты финансовой отчетности предприятий, исключая товарищества с годовым хозяйственным оборотом, который не превышает 250 необлагаемых налогом минимумов;

· достоверности и полноты бухгалтерского баланса и другой информации о финансовом и имущественном состоянии должника независимо от причин, по которым нарушено дело;

· финансового состояния основателей (кроме физических лиц) доверительных товариществ относительно их способности осуществлять соответственные взносы в уставный фонд другого предприятия;

· достоверности и полноты годового баланса и отчетности доверительных товариществ;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.