| |||||
МЕНЮ
| Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"Риск необнаружения означает вероятность того, что применяе-мые аудитором процедуры по проверке годовой бухгалтерской отчетности не позволят обнару-жить реально существующие на-рушения, имеющие существен-ный характер. При риске необна-ружения следует учитывать: · вероятность того, что не про-ведена проверка всех хозяйст-венных операций (при выбо-рочном методе проверки и получения достаточных дока-зательств); · вероятность того, что кажу-щаяся целесообразной в дан-ном случае процедура окажет-ся неэффективной или же что на основании результатов проверки сделаны ошибоч-ные выводы, неправильно вы-полнены аудиторские проце-дуры. Как отмечается в Стандарте (п. 8.2), риск необнаружения яв-ляется показателем эффективно-сти и качества работы аудитора. Он зависит от порядка прове-дения конкретной аудиторской проверки, а также от таких фак-торов, как квалификация аудито-ров и повторность проверки. Если проверка проводится в пер-вый раз, то риск необнаружения более высок. Степень риска можно значи-тельно уменьшить в результате проведения точно и правильно запланированной проверки годовой бухгалтерской отчетности с учетом общепризнанных прин-ципов. Аудитору необходимо опреде-лить допустимый в своей рабо-те риск необнаружения на осно-ве оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля и спланировать соответствующие аудиторские процедуры. Если аудитор определяет, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля являются высокими, его задачей является снизить риск необнаружения до приемлемого значения за счет проведения в большем объеме проверок по существу. Если внутрихозяйственный риск и риск средств контроля оцениваются аудитором как низ-кие, то аудитор может уменьшить объем аудиторских процедур, так как риск необнаружения являет-ся приемлемым. Для аудиторской фирмы очень важно своевременно и пра-вильно оценить риски (при пла-нировании до заключения дого-вора), так как от них зависит объем аудиторской работы, ее фактическая себестоимость, сто-имость аудиторских услуг и рен-табельность деятельности ауди-торской фирмы. 1.5. Нормативное регулирование аудиторской деятельности Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касает-ся государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенст-вования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организаций, международного сотрудничества. Действующая в России система нормативного регулирования аудитор-ской деятельности включает пять уровней: Первый уровень - Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ. Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные пра-вовые акты уполномоченного федерального органа государственного регу-лирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван-ные обеспечить эффективное функционирование института отечественно-го аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершен-ствование, контроль за деятельностью аудиторов. Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разра-батываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпрети-руемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламен-тирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, фи-нансов и по специальным аудиторским заданиям. Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, под-готавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) ауди-торской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских про-цедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обес-печивают единый подход к проведению проверок и контролю их результа-тов в данной аудиторской организации. Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предпола-гает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительст-вом РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предос-тавлено право, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандар-ты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным. Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудитор-ской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются: - издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность; - организация разработки и представление на утверждение Правитель-ству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; - организация в установленном законодательством Российской Федера-ции порядке системы аттестации, обучения и повышения квалифика-ции аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности; - организация системы надзора за соблюдением аудиторскими органи-зациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий; - контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуаль-ными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской дея-тельности; - определение объема и разработка порядка представления уполномо-ченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; - аккредитация профессиональных аудиторских объединений. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудитор-ской деятельности будет функционировать совет по аудиторской дея-тельности при уполномоченном федеральном органе. В состав совета должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объедине-ний, пользователей аудиторских услуг, научных организаций и высших учебных заведений. Представительство аккредитованных профессиональ-ных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета [1]. Основными документами, определяющими правовые основы аудитор-ской деятельности в Российской Федерации, являются: 1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ. 2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26-.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ). 3. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 84-ФЗ). 4. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятель-ности" от 08.08.2001 г. 128-ФЗ (с 10.02.2002 г. до этого - Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ). 5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утвер-ждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятель-ности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472). 6. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. №81 "Об аудитор-ских проверках федеральных государственных унитарных предприятий". 7. Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской дея-тельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472. 8. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудитор-ской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472). 9. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и ау-диторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятель-ности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Прика-зом МФ РФ от 27.10.99 г. № 69н. 10. Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудитор-ских организаций, утв. Распоряжением Минимущества РФ от 02.08.2000 г. №331-р. 11. Примерное техническое задание на проведение аудиторской про-верки федерального государственного унитарного предприятия, утв. Рас-поряжением Минимущества РФ от 26.05.2000 г. № 9-р. 12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Ко-миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. 13. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Пре-зиденте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1. 14. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.). 15. Программа проведения квалификационных экзаменов на получе-ние квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита, утв. Решением ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99 г. В указанных документах отражены основные положения по организа-ции аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации ау-диторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений . В соответствии с действующим законодательством аудиторской дея-тельностью в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участи-ем иностранных юридических и физических лиц. Аудиторские организации регистрируются как коммерческие организа-ции, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствую-щие аудиту услуги. Они могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Не менее 50% кадрово-го состава аудиторской организации должны составлять граждане Рос-сийской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в слу-чае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. Аудитором является физическое лицо, отвечающее установленным квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве: - работника аудиторской организации; - лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основа-нии гражданско-правового договора; - индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятель-ность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель-ность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности. Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская организация. Лицензирование аудитор-ской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Фе-дерации, предъявляемым к аудиторской деятельности. В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" [1] к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие базовое образование и практический опыт работы. Базовое образование включает высшее экономическое и (или) юридическое образова-ние, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности. Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора дол-жен сдать экзамены. Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам: основы правового регулирования имуществен-ных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий, аудит. При ус-пешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат без огра-ничения срока его действия. В последующем каждый аттестованный ау-дитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, сле-дующего за годом получения аттестата, проходить обучение по програм-мам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным феде-ральным органом. Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности: - банковский аудит; - аудит страховых организаций; - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; - общий аудит (аудит иных экономических субъектов). Лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита банков) осуществляет Министерство финансов РФ (далее - лицензирующий ор-ган). Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на один, два или три года. Срок действия лицензии не продлевается. По истече-нии срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия. Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий: - аудиторская организация не может иметь форму открытого акционер-ного общества; - уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен со-ставлять не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организации); - в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%. Выдача лицензии индивидуальному аудитору, получающему ее впер-вые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской дея-тельности, указанной в заявлении на получение лицензии. Новые лицензии аудиторской организации и индивидуальному ауди-тору выдаются при отсутствии в период действия ранее выданной лицен-зии следующих фактов: - неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских про-верок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавли-ваются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом ли-цензионных требований и за качеством проведения аудиторских про-верок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской дея-тельности; - осуществления лицензиатом аудиторской деятельности, не предусмот-ренной выданной ему лицензией; - предоставления лицензиатом полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; - вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего нака-зание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений; - умышленного сокрытия лицензиатом обстоятельств, исключающих возможность проведения им аудиторской проверки; - осуществления лицензиатом деятельности, не связанной с аудитор-ской. Новая лицензия не выдается, если действие ранее выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приос-тановлено. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в размере 3-х установленных законодательством МРОТ (на дату подачи заяв-ления). В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления в пе-риод его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Он обязан уведомить соискателя ли-цензии о принятом решении в течение трех дней после его Принятия. Да-той получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата при-нятия решения о выдаче соответствующей лицензии. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 10-ти установленных законода-тельством МРОТ (на дату принятия решения о выдаче лицензии). Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в доку-ментах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или иска-женной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензион-ным требованиям. Лицензия теряет юридическую силу и считается анну-лированной в случае: - неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии; - ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица; - прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момен-та прекращения действия свидетельства; - вынесения решения судом на основании соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соот-ветствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Ежегодно до 15 апреля аудиторские организации и индивидуальные ауди-торы, получившие лицензию, представляют отчет об аудиторской деятельно-сти за прошедший год в Министерство финансов РФ. Действующее законодательство определяет следующий порядок функ-ционирования аудиторских организаций: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе про-верки недостатков; невозможность проведения проверки при родствен-ных или деловых отношениях аудитора с клиентом, превышающих рамки договора оказания аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских и сопутствующих услуг. 2. Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в ООО «Сельхозтехника» 2.1. Контроль качества аудиторской деятельности Для обеспечения высокого качества аудиторской деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и ли-цензирования аудиторов и аудиторских организаций. Текущий контроль осуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита. Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов бухгалтер-ского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения це-лей аудита. Общий контроль качества аудита базируется на определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиден-циальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распре-делении работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества; контроле за эффективно-стью политики и процедур контроля качества. В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской дея-тельности "Внутрифирменный контроль качества аудита" [8, с. 76 - 81] в каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности систе-мы контроля качества работы аудиторской организации зависят от размера аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия филиалов и подразделений. Как правило, такая система должна обеспечивать укомплектование аудиторской организации профессиональ-ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, не-обходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Ауди-торские задания должны поручаться профессиональным сотрудникам, ква-лификация которых соответствует особенностям этих заданий. Целесообразно разработать и приме-нять методику подбора и отклонения клиентов; при этом должны прини-маться во внимание как независимость аудиторской организации и ее воз-можность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репута-ция руководителей предполагаемого для будущей проверки экономическо-го субъекта. Если сотрудники не выполняют или выполняют ненадлежа-щим образом возложенные на них обязанности, то к ним следует приме-нять дисциплинарные меры воздействия. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|