реферат бесплатно, курсовые работы
 

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия

Для устранения данных причин необходимо:

· существенно приблизить правила налогового учёта к правилам бухгалтерского учёта;

· создать механизм по приданию МСФО правового статуса, для этого необходима организация, в которой будут работать независимые специалисты при поддержке государства;

· разработать механизм контроля за применением МСФО со стороны профессиональных организаций и крупных аудиторских компаний.

Со стороны самих предприятий зависит устранение практических причин, в этой связи руководству ООО «ИФК - ОЙЛ» было предложено несколько рекомендаций:

· внедрить новое программное обеспечение, которое позволило бы вести автоматизированный учёт согласно требованиям МСФО;

· привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, способных составлять отчетность по МСФО, либо обучение собственного персонала;

· создать на предприятие новую штатную единицу, например, отдел по внедрению МСФО, который обеспечивал бы своевременное поступление информации о последних изменениях процесса перехода на МСФО и адаптацию самих МСФО на данном предприятии, учитывая специфику деятельности организации.

Глава 3. Процесс аудита финансовой отчетности

3.1 Цели, задачи и виды аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности

Как показывает мировая практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчётности является действенный контроль качества. Основой системы контроля является аудит. Аудиторская деятельность в России организуется с учётом мирового опыта. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране находится в стадии становления.

Сложившаяся в настоящее время система нормативного регулирования состоит из четырёх уровней, что представлено в табл. 3.1.

Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст.1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью проведения аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии ведения бухгалтерского учёта действующим законодательным и нормативным актам. Из данного определения вытекают задачи аудита, которые можно определить следующим образом:

· подтверждение полноты и достоверности отражения активов, пассивов и Финансовых результатов хозяйственной деятельности экономического субъекта;

· контроль за соблюдением требований нормативных документов;

· выявление резервов более эффективного использования собственных и заёмных средств.

Таблица 3.1. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

1

2

3

4

1

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»№119-ФЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Закон принят 07.08.2001

2

Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности. обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Разработано и утверждено 31 Федеральный стандарт аудиторской деятельности

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в области аттестации и лицензировании аудиторской деятельности

3

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются аккредитованными профессиональными аудиторскими объединениями

4

Внутренние аудиторские стандарты

При проведении аудита сопутствующих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

В современной литературе предложено множество классификаций аудита по видам. На наш взгляд, наиболее полной и обоснованной является классификация, представленная в табл. 3.2.

Данная классификация разработана авторами впервые, составлена по совокупности классификационных признаков. На наш взгляд, такая классификация позволяет чётко организовать аудиторскую деятельность по любому направлению.

Внешняя и внутренняя формы аудита являются основными. Внешний аудит осуществляется независимыми аудиторскими компаниями или отдельными аудиторами в целях формирования и выражения мнения о достоверности финансовой отчётности. Итогом проведения внешнего аудита является составление аудиторского заключения, которое прилагается к годовому бухгалтерскому отчёту организации и предоставляется всем заинтересованным пользователям.

Внутренний аудит проводится работниками специальной службы, составляющей часть внутреннего контроля и независимой от других структурных подразделений. Основной задачей внутреннего аудита является контроль за качеством работы автономных подразделений в интересах его собственников, выявлении резервов и определении наиболее эффективных путей развития, предоставление обоснованных рекомендаций и консультаций. По окончании проведения внутреннего аудита составляется акт проверки и проект приказа с организационными выводами и обязательными указаниями, предоставляемый органу назначившему проверку.

Таблица 3.2 Виды аудита

Классификационный признак

Классификационная группа

1

2

1.В зависимости от назначения аудита

Внешний и внутренний

2.По степени необходимости проверок

Обязательный и инициативный

3.В зависимости от сферы деятельности

Финансовый и производственный

4.По видам деятельности хозяйствующих субъектов

Банковский, страховой, фондовый, общий

5. По направлениям аудита

Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный, затратный, операционный, маркетинговый. Компьютерный и экологический

6.В зависимости от интересов клиента

Аудит финансовой отчётности и специальный

7. По частоте поведения

Систематический, периодический, эпизодический

8. По методу проверки

Сплошной и выборочный

9.По временным этапам и содержанию процесса управления

Предварительный, последующий, текущий и прогнозный

10.По охвату проверяемых вопросов

Полный (комплексный) и частичный (тематический)

11.В зависимости от способа получения информации

Документальный и фактический

12.По способу работы с информацией

Ручной и автоматизированный

13.В зависимости от инициаторов проверки

Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников и акционеров

14.В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования

Аудит хозяйственных товариществ и обществ, проверка государственных и муниципальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций

15.По количеству проведённых проверок в организации

Впервые проводимый и очередной

16.По пользователям финансовой отчётности

Руководство организации, собственники и акционеры. Инвесторы и кредиторы т другие заинтересованные пользователи

В заключении данного параграфа хочется отметить, что правильно организовать работу отдела внутреннего аудита на предприятии довольно сложно. Как показали наши исследования, возникающие сложности связаны, во-первых, с отсутствием законодательной базы и методических материалов по этому вопросу, во-вторых, с обеспечением независимости позиции внутреннего аудитора от руководства хозяйствующего субъекта. Решением последней проблемы может стать подчинение внутреннего аудитора высшему органу управления предприятием, например, правлению акционерного общества.

3.2 Организация внутреннего аудита на предприятии

Эффективность контроля и анализа финансовой и хозяйственной деятельности организации во многом зависит от правильной организации отдела внутреннего аудита. Во многих странах решение о необходимости организации отделов внутреннего аудита на предприятиях принято на государственном уровне. В их обязанности входит проверка финансовой информации, средств внутреннего контроля и системы финансового управления, а также тесное сотрудничество с внешними аудиторами компаний.

Принимая решение о создании отдела внутреннего аудита, необходимо четко определить цели, задачи, а также регламентировать деятельность внутренних аудиторов. Цели, полномочия и ответственность отдела внутреннего аудита еще на этапе его создания должны быть оформлены в виде письменного документа, утвержденного руководством организации. Этот документ позволит обеспечить особый организационный статус, независимость и обособленность отдела, что, в свою очередь, гарантирует справедливость и беспристрастность суждений его сотрудников. Таким документом является Положение об отделе внутреннего аудита, в котором должны быть чётко оговорены цель аудита и разработанные на её основе задачи аудитора, план и программу проведения аудита, права и обязанности служащих внутреннего аудита и управляющего органа.

Одна из основных задач отдела - подтверждать достоверность бухгалтерской отчётности, помогать сотрудникам предприятия в эффективном выполнении их обязанностей, содействовать руководству в поиске наиболее результативных путей использования производственных и человеческих ресурсов и выявлении дополнительных резервов предприятия для повышения производительности и прибыльности производства. Для этого внутренние аудиторы должны предоставлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, его анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков. В число общих задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:

· достоверности и правильности информации, а также источников информации;

· соблюдение сотрудниками организации законодательных актов и инструкций;

· оценка сохранности и эффективности использования ресурсов

Исследуемое предприятие - ООО «ИФК - ОЙЛ» и его отчётность не подлежит ежегодному обязательному аудиту.

Отдел внутреннего аудита на предприятии отсутствует, что наш взгляд является большим недостатком организации внутренней системы контроля, так как:

· проведение внутреннего аудита связано с меньшими затратами по сравнению с внешним аудитом;

· услуги внутренних аудиторов могут быть востребованы в любой момент;

· внутренние аудиторы обладают более глубокими знаниями о ситуации в организации, стиле и политики управления;

· наличие отдела внутреннего аудита - гарантии постоянного соблюдения законодательства и стимулирования прогрессивных нововведений.

В процессе прохождения практики руководству ООО «ИФК - ОЙЛ» было сделано предложение о попытки образования новой штатной единицы - отдела внутреннего аудита, либо ввести новую должность - внутренний аудитор.

Организационная структура отдела внутреннего аудита исследуемого предприятия представлена на рисунке 3. 1.

Рис. 3.1. Предполагаемая организационная структура внутреннего отдела аудита ООО «ИФК - ОЙЛ»

Как видно из схемы, ключевую роль в отделе играет начальник отдела, который напрямую связан с руководством организации и сообщает о всех вопросах, представляющих взаимный интерес. Целесообразным является, чтобы показанная на схеме связь между руководством ООО «ИФК - ОЙЛ» и начальником службы внутреннего аудита была двусторонней.

С этой целью необходимо регулярное участие руководителя внутреннего аудита в заседаниях руководства организации, которые касаются вопросов аудиторской деятельности, финансовой отчётности, управления организацией, что обеспечивает обмен информацией, повышает престиж отдела среди других служб организации.

Квалифицированные, обладающие необходимым образованием и профессиональным опытом специалисты - гарантия качественного выполнения задач, поставленных перед отделом внутреннего аудита. Эти знания и навыки должны быть достаточными для правильного применения аудиторских методик и процедур. Кроме того, внутренние аудиторы должны разбираться в вопросах экономики, финансов, налогообложении и права, бухгалтерского учета, электронной обработки данных. Отсутствие такого специально обученного, квалифицированного персонала в ООО «ИФК - ОЙЛ» - ещё одна проблема, возникающая на пути образования отдела внутреннего аудита. Решение данной проблемы нам видится в привлечение специалистов со стороны, которые курировали бы первое время работу сотрудников вновь созданного отдела, либо обучение собственного персонала.

3.3 Разработка программы проведения внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности

Разработка программы аудита является завершающим этапом планирования проведения аудиторской проверки. Под планированием аудита понимают систему мероприятий, направленную на эффективное и своевременное проведение аудиторской проверки. Оно заключается в определении стратегии и тактики аудита, объёма аудиторской проверки, составлении общего плана аудита и как уже было сказано выше составлении программы аудита.

Для планирования характерны определённые принципы:

· комплексность - обеспечение взаимоувязки и согласованности всех этапов планирования;

· непрерывность - установление сопряжённых заданий группе аудиторов и увязка этапов планирования по срокам и смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям);

· оптимальность - обеспечение вариантности планирования для возможного выбора оптимального варианта плана и программы аудита.

Прежде чем приступить к разработке программы аудита, необходимо определить цель и процедуры проведения аудита. Цели аудита представляют намеченные к выполнению задачи, а процедуры аудита - это средства для достижения целей аудита. В нашем случае целью проведения внутреннего аудита является - оценка достоверности финансовой (бухгалтерской отчетности) ООО «ИФК - ОЙЛ».

Программа аудита - это совокупность методов и приёмов аудита, оформленная документально по установленной форме; включает перечень аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, также характер, сроки, объём и конкретных исполнителей. На рисунке 3.1. схематично изображено содержание программы аудита.

Разработанная нами программа учитывает положения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности №1 «Цель и основные принципы аудита бухгалтерской отчётности», №2 «Документирование аудита», №3 «Планирование аудита».

Программа оформляется документально, каждой аудиторской процедуре присваивается номер, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Аудиторская программа составлена в виде программы проведения аудиторских процедур по существу.

Рис. 3.2. Программа аудита и её составные элементы

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учёте и отчётности оборотов и сальдо по счетам.

В соответствии со стандартом «Планирование аудита» при проведении процедур по существу следует определить наиболее значимые, приоритетные области, участки аудита.

Разработанная программа аудита включает пообъектную проверку бухгалтерской отчётности ООО «ИФК - ОЙЛ» и проверку соответствия бухгалтерской отчётности требованиям действующего законодательства.

В этой связи можно выделить следующие направления проверки на соответствие бухгалтерской (финансовой) отчётности:

· Гражданскому кодексу РФ;

· Налоговому кодексу РФ;

· Федеральному закону «О бухгалтерском учёте»;

· Положению по ведению бухгалтерского учёта и отчётности в РФ;

· Положению по бухгалтерскому учёту 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации»;

· Положению по бухгалтерскому учёту 1/98 «Учётная политика организации»;

· Приказу Министерства РФ «О формах бухгалтерской отчётности организации» от 13.07.2007г. №67н.

Аудиту подвергаются бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и другие формы бухгалтерской отчётности, которые были перечислены в первой главе данной работы.

В процессе проведения аудита бухгалтерской отчётности на соответствие нормам действующего законодательства предполагается решить следующие задачи:

· проверить состав и содержание форм отчётности, увязку её показателей (соответствие значений одинаковых показателей, отражённых в различных формах отчётности);

· подтвердить достоверность показателей отчётности;

· проверить правильность оценки статей отчётности.

Подтверждение достоверности показателей отчётности подразумевает изучение результатов инвентаризации, проводимой перед составлением годового отчёта.

Проверка правильности оценки статей отчётности позволяет удостовериться в соблюдении следующих принципиальных положений при её составлении:

· отражение в отчётности стоимости имущества и обязательств предприятия должно производиться в рублях;

· оценка имущества и обязательств должна осуществляться путём суммирования произведённых расходов;

· зачёт между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков не допускается;

· методики формирования показателей отчётности должны соответствовать требованиям нормативных документов.

Пообъектная проверка бухгалтерской отчётности предполагает проверку в разрезе элементов финансовой отчётности. Среди таких элементов можно выделить: разделы баланса и их соотношение и статьи баланса и их соотношение внутри раздела. Собирая доказательства достоверности (недостоверности) каждого отдельного элемента отчётности, аудитор получает общее представление об отчётности в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.