Анализ финансовой отчетности на примере ГУП "Весна"
Как показывают данные таблицы 7, динамика коэффициента капитализации свидетельствует о достаточной финансовой устойчивости организации, так как для этого необходимо, чтобы этот коэффициент был
? 1,5. На величину этого показателя влияют следующие факторы: высокая оборачиваемость, стабильный спрос на реализуемую продукцию, налаженные каналы снабжения и сбыта, низкий уровень постоянных затрат.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами у данной организации достаточно низок. Собственными средствами покрывалось в начале отчётного периода лишь 15% оборотных активов, а в конце года ещё ниже.
Значение коэффициента финансовой независимости ниже критической точки 0,4 - 0,6, что свидетельствует о неблагоприятной финансовой ситуации. т.е. собственникам принадлежат 31% в стоимости имущества.
1.6.2 Анализ достаточности источников финансирования для формирования запасов
Таблица 8. Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
Показатели
Тип финансовой ситуации
Абсолютная
независимость
Нормальная независимость
Неустойчивое состояние
Кризисное состояние
+-Фс= СОС - Зп
- 629 < 0
-629 < 0
-629< 0
Фт= КФ - Зп
-304 < 0
-304 < 0
Фо= ВИ - Зп
-304 < 0
ФС = (с. 490 - с. 190) - с. 210 = - 629
ФТ = (с. 490 + с. 590) - с. 190 = - 304
ФО = (с. 490 + с. 590 + с. 610) - с. 190 = - 304
Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заёмных источников финансирования. Собственного капитала и долго- и краткосрочных кредитов и займов не хватает для финансирования материальных оборотных средств, то есть пополнение запасов идёт за счёт средств, образующихся в результате замедления погашения кредиторской задолженности, т.е. S (Ф) = {0,0,0}
Таблица 9. Классификация типов финансового состояния
Показатели
На начало периода
На конец периода
Общая величина запасов (Зп) стр. 210
256
298
Наличие собственных оборотных средств (СОС) стр. 490 - 190
629
-331
Функционирующий капитал (КФ)
Стр. 490 +590 -190
645
-304
Общая величина источников (ВИ)
Стр. 490 + 590 + 610 -190
645
-304
+ - ФС = СОС - ЗП
373
-629
+ - ФТ = КФ - ЗП
389
-602
+ - ФО = ВИ - ЗП
389
-602
Трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации
S(Ф) = {S(ФС), S(ФТ), S(ФО)}
(1,1,1)
(0,0,0)
Данные таблицы 9 говорят о том, что в организации было абсолютно устойчивое состояние в начале года и кризисное состояние в конце года.
В этой ситуации необходима оптимизация структуры пассивов. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путём обоснованного снижения запасов и затрат, а то, что они явно завышены (особенно в конце периода), нам показал коэффициент манёвренности капитала.
1.7 Классификация финансового состояния предприятия по сводным критериям бухгалтерского баланса
В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утверждённых Министерством экономики РФ (приказ №118 от 01.10.97), предлагается все показатели финансово-экономического состояния организации разделить на два уровня: первый и второй. Эти категории имеют между собой существенные качественные различия.
Таблица 10. Классификация уровня финансового состояния
Показатели финансового состояния
На начало года
На конец года
Фактическое значение коэффициента
Количество баллов
Фактическое значение коэффициента
Количество баллов
L2
0,37
9,6
0,018
0,2
L3
1,48
11
2,14
11
L4
1,62
10,9
1,22
4,6
L6
0,85
10
0,63
10
L7 (U2)
0,15
2
-0,09
0,2
U1
2,54
0
2,22
0
U3
0,28
0
0,31
0,8
U5
0,29
0
0,32
0
Итого
43,5
26,8
По данным расчёта получается, что анализируемая организация в начале года относилась к 3-му классу финансового состояния, но к концу года показатели стали намного хуже - 4-й класс финансового состояния. Это неустойчивое финансовое состояние, неудовлетворительная структура капитала, а платёжеспособность находится на нижней границе допустимых значений. Прибыль незначительная, достаточная только для обязательных платежей в бюджет.
2. Анализотчетаоприбыляхиубытках(формы №2)
2.1 Анализ уровня и динамики финансовых результатов.
Таблица 11. Анализ прибыли
Наименование показателя
Код стро-ки
За отчёт-ный период
За анало-гичный период прошлого года
Откло-нение
(+, -)
Уровень в% к выручке в отчётном периоде
Уровень в% к выручке в прошлом периоде
Откло-нение уровня, %
1
2
3
4
5=3-4
6
7
8
Выручка (нетто) от продажи товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей (В)
010
10838
10641
+197
100
100
-
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (С)
020
-10201
-9651
+550
94,1
90,7
3,4
В том числе:
- готовой продукции
011
- товаров
012
- услуг промышленного характера
013
Коммерческие расходы (КР)
030
Управленческие расходы (УР)
040
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 010-020-030-040) (ПП)
050
637
990
-353
5,9
9,3
-3,4
Проценты полученные (%пол)
060
Проценты к уплате (%упл)
070
-9
-9
0,1
-0,1
Доходы от участия в других организациях (ДрД)
080
Доходы от продажи основных средств (ДпОС)
090
Расходы по операциям с активами (РоА)
100
-82
-227
-145
0,8
2,1
-0,3
Прочие доходы (ПрД)
120
10
10
0,1
+0,1
Прочие расходы (ПрР)
130
-139
-77
+62
1,3
0,7
+0,6
Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 050+060-070+080+090-100+120-130)(ПБ)
140
426
677
-251
3,9
6,4
-2,5
Отложенные налоговые активы
141
Отложенные налоговые обязательства
142
-11
-16
-5
0,1
0,2
-0,1
Налог на прибыль (н/п)
150
-96
-212
-116
0,9
2,0
-1,1
Иные аналогичные обязательные платежи
180
-113
-93
+20
1,0
0,9
+0,1
Чистая прибыль (убыток) отчётного периода (стр. 140+141-142-150)(ПЧ)
190
206
356
-150
1,9
3,3
-1,4
Всего доходов (010+060+080+090+120+141) (Д)
-
10848
10641
+207
-
-
-
Всего расходов (020+030+040+070+100+130+142+150) (Р)
-
10529
10192
337
-
-
-
Коэффициент соотношения доходов и расходов
Д/Р
1,03
1,044
-0,014
-
-
-
Коэффициент доходов и расходов организации должен быть больше 1. Тогда деятельность предприятия является эффективной.
2.2 Анализ влияния факторов на прибыль
Таблица 12. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчётного года
Показатели - факторы
Сумма, тыс. руб.
1. Количество проданной продукции (работ, услуг)
-91,58
Плохо
2. Изменение цен на реализованную продукцию
+110,3
Хор
3. Себестоимость проданной продукции, товаров, работ и услуг
-329
Плохо
4. Коммерческие расходы
-
5. Управленческие расходы
-
6. Проценты к получению
-
7. Проценты к уплате
-9
Плохо
8. Доходы от участия в других организациях
-
9. Доходы от продажи основных средств
-
10. Расходы по операциям с активами
-145
Плохо
11. Прочие доходы
+10
Хор
12. Прочие расходы
+62
Хор
13. Отложенные налоговые активы
-
14. Отложенные налоговые обязательства
-5
Плохо
15. Налог на прибыль
-116
плохо
Совокупное влияние факторов
-513,28
плохо
1. Расчёт влиянияфактора «Выручкаотпродажи». При проведении факторного анализа необходимо учитывать влияние инфляции. Предположим, что цены на продукцию в отчётном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%.
Тогда индекс цены: JЦ = (100 + 12) / 100 = 1,12.
Следовательно, выручка от продажи в отчётном периоде в сопоставимых ценах будет равна: В` = В1 / JЦ, где:
В` - выручка от продажи в сопоставимых ценах;
В1 - выручка от продажи продукции в отчётном периоде;
JЦ - индекс цены
Для анализируемой организации выручка в сопоставимых ценах составит:
В` = 10838: 1,12 = 9677 тыс. руб.
Следовательно, выручка от продажи продукции в отчётном году по сравнению с предыдущим периодом увеличилась за счёт роста цены на 1161 тыс. руб.
?ВЦ = 10838 - 9677 = 1161 тыс. руб.
?Вкол-во = В` - Во = 9677 - 10641 = - 964 тыс. руб.
А сокращение количества реализуемой продукции привело к уменьшению выручки в отчётном периоде на 964 тыс. руб., общий же прирост выручки
1161 - 964 = 197 тыс. руб.
Расчёт влияния фактора «Цена».
Для определения степени влияния изменения цены на изменение суммы прибыли от продажи необходимо сделать следующий расчёт:
?ПП(Ц) = (?ВЦ х RоР) / 100 = (+1161 х 9,5) / 100 = +110,3 тыс. руб., где:
RоР - рентабельность продаж в базисном периоде (табл. 11)
То есть прирост цен на продукцию в отчётном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 12% привёл к увеличению суммы прибыли от продажи на 110,3 тыс. руб.
Расчёт влияния фактора «Количество проданной продукции (товаров)».
Влияние на сумму прибыли от продажи (ПП) изменения количества проданной продукции можно рассчитать следующим образом:
[(В1 - В0) - ?ВЦ] х RП0 ?ВК х RП0
? ПП(К) = - = - где:
100 100
? ПП(К) - изменение прибыли от продажи под влиянием фактора «количества проданной продукции»;
?ВЦ - показатель, изменение выручки от продажи под влиянием цены
Для анализируемой организации:
? ПП(К) = (-964 х 9,5): 100 = - 91,58 тыс. руб.
Таким образом, влияние получилось отрицательным, т.е. в результате сокращения в отчётном периоде объёма полученной выручки в сопоставимых ценах сумма прибыли от продажи уменьшилась на 91,58 тыс. руб., потому что на выручку помимо цены влияет и количество реализуемой продукции (товаров).
2. Расчёт влияния фактора «Себестоимость проданной продукции» осуществляется следующим образом:
В1 х (УС1 - УС0)
? ПП(С) = -, где:
100
УС1 и УС0 - соответственно уровни себестоимости в отчётном и базисном периодах.
? ПП(С) = (9677 х 3,4): 100 = -329 тыс. руб.
Расходы - это факторы обратного влияния по отношению к прибыли. Из табл. 11 видим, что себестоимость в отчётном периоде увеличилась на 550 тыс. руб., а уровень её по отношению к выручке от продажи увеличился на 3,4%. Это привело к уменьшению прибыли от продажи на 329 тыс. руб.
3. Расчёт влияния фактора «Коммерческиерасходы»
Для расчёта используется формула, аналогичная предыдущей:
В1 х (УКР1 - УКР0)
? ПП(КР) = -, где:
100
Коммерческих и управленческих расходов нет.
Остальные показатели - факторы от прочей операционной и внереализационной деятельности и чрезвычайные - не оказывают столь существенного влияния на прибыль, как факторы хозяйственной сферы. Однако их влияние на сумму прибыли можно определить. В данном случае используется метод балансовой увязки, факторная модель чистой прибыли отчётного периода аддитивного вида.
Влияние факторов определяется по колонке 5 табл. 11 (абсолютные отклонения). Все показатели нужно разделить на факторы прямого и обратного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель-фактор «прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы «обратного действия» (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.
2.3 Расчет и факторный анализ рентабельности
1. Влияние изменения выручки от продажи наRП:
В1 - С0 В0 - С0
?RП(В) = (- - -) х 100%
В1 В0
10838 - 9651 10641 - 9651
?RП(В) = (- - -) х 100 = 11% - 9,3% = +1,7%
10838 10641
2. Влияниеизменения себестоимости продажина RП:
В1 - С1 В1 - С0
?RП(С) = (- - -) х 100%
В1 В1
10838 - 10201 10838 - 9651
?RП(С) = (- - -) х 100% = 5,9% - 11% = -5,1%
10838 10838
Совокупноевлияниефакторовсоставляет:
?RП = +1,7 - 5,1 = -3,4%
Рентабельность продаж отчётного периода снизилась по сравнению с рентабельностью прошедшего периода на 3,4% табл. 11.
Снижение рентабельности отчётного периода на 1,4% произошло в основном под влиянием снижения показателей уровня рентабельности продаж, а также за счёт относительного перерасхода внереализационных расходов.
2.4 Оценка воздействия финансового рычага (ЭФР)
ЭФР показывает, на сколько процентов увеличивается сумма собственного капитала за счет привлечение заемных средств в оборот предприятия.
Находится по формуле:
?ПЧ: П0Ч
КФР = -
?ПП: П0П
?ПЧ - абсолютное отклонение прибыли за минусом процентов уплаченных, из налога на прибыль за отчётный период; (637 - 96 = 541)
?ПП - абсолютное отклонение прибыли от продажи за отчётный период;
(990 - 9 - 212 = 769)
П0Ч - величина прибыли за минусом финансовых расходов в базисном периоде;
П0П - величина прибыли от продажи в базисном периоде;
(541 - 769): 769 0,296
КФР = - = - = 82,9
(637 - 990): 990 0,357
2.5 Анализ динамики показателей деловой активности и финансового цикла
Таблица 13. Значения коэффициентов деловой активности
Показатели
Отчётный период
Аналогичный прошедший период
Отклонение (+, -)
1. Ресурсоотдача (d1)
1,913
2,167
-0,254
2. Коэффициент оборачиваемости мобильных средств (d2)
3,032
2,562
+0,47
3. Срок оборачиваемости материальных средств (запасов) (d6)
9,8
8,6
+1,2
4. Срок оборачиваемости денежных средств (d7)
1,75
32,1
-30,35
5. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (d5)
6,16
7,67
-1,51
6. Средний срок погашения дебиторской задолженности (d9)
103,2
95,6
+7,6
7. Средний срок погашения кредиторской задолженности (d11)