реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для ускорения оборачиваемости можно внедрить новую технику и совершенствовать организацию труда, использовать источники формирования оборотных средств на другие цели.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность. Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера. Основными видами расчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условиях нестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата. Оплата за наличный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либо дебитной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку с указанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срока действия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебитная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. Безналичные расчеты выполняются с помощью платёжных поручений (поручение хозяйствующего субъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующему субъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатить поставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика, сделанное покупателем через свой банк об оплате счетов поставщика немедленно по получении документов об отгрузке продукции), расчётных чеков (документ, содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителю чека). Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности и так далее. Кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность делится на краткосрочную или долгосрочную кредиторскую задолженность (долгосрочные и краткосрочные пассивы). К долгосрочным пассивам относятся: · долгосрочные кредиты банка, используемые для капитальных вложений на длительный срок: на приобретение дорогостоящего оборудования, строительство зданий, модернизацию производства; · долгосрочные займы, отражающие долгосрочные кредиты (кроме банковских) и другие привлечённые средства на срок более одного года, в том числе по выпущенным предприятием долгосрочным облигациям и выданным долгосрочным векселям. К краткосрочным пассивам относятся: · обязательства, которые покрываются оборотными средствами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение года). Краткосрочные обязательства приводятся в балансе либо по их ткущей цене, отражающей будущие затраты наличных средств для погашения этих обязательств, либо по цене на дату погашения долга. В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате, возникающие в результате предоставления предприятию кредита, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам, являющаяся по существу формой кредита, предоставляемого государством данной компании; задолженность по заработной плате; часть долгосрочных обязательств, подлежащая погашению в текущем периоде.

Состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние предприятия. Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо:

1) Следить за отношением дебиторской и кредиторской задолженности (ДЗ и КЗ). Значительное превышение ДЗ создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования,

2) Контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям,

3) По возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков, с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

Для оценки состава и движения ДЗ составляется аналитическая таблица 23.

Таблица 15

Анализ состава и движения ДЗ.

Показатели

Движение средств

Остаток на конец года

Темп роста остатка, %

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Сумма руб.

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Удельный вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. .ДЗ. всего

210283

100

106792

100

50,8

1.1 Краткосрочная в т ч. просроченная - из нее длительностью свыше 3 месяцев

210283

100

106792

100

50,8

ДЗ определяется показателями:

Оборачиваемость ДЗ рассчитывается «в оборотах» и «в днях»

ДЗ за год=ДЗ1+ДЗ2/2=158537 тр

1. ОДЗ = выручка от реализации/Ср.ДЗ (об)

ОДЗн=432456/158537=3

ОДЗк=511572/158537=3

2. ОДЗ(в днях)= 360/ОДЗ

ОДЗ=360/3=120 дней

где ОДЗ- оборачиваемость ДЗ,

t- отчетный период в днях,

В-выручка от реализации (по Ф№2).

3. Доля ДЗ в общем объеме текущих активов:

УДЗ =

УДЗн=210283/407079*100%=52%

УДЗк=106792/320137*100%=33

Таблица 16

Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности

№ п/п.

Показатели

На начало года

На конец года

Изменение +,-

1

Оборачиваемость ДЗ, в оборотах.

3

3

100

1.1.

В том числе краткосрочной.

210283

106792

50,8

2.

Период погашения ДЗ, дни.

120

120

100

2.1.

В том числе краткосрочной

120

120

100

3.

Доля ДЗ в общем объеме текущих активов, %

52

33

63

3 1

В том числе доля ДЗ покупателей

44

21

48

изаказчиков в общем объеме

текущих активов, %

4.

Доля сомнительной ДЗ в общем объеме ДЗ, %.

Вывод: ДЗ к концу года составила 106792 тр по сравнению с началом года она сократилась на 103491 тр, а темп роста ДЗ составил 50,8%. Вся ДЗ является краткосрочной.

Таблица 17

Анализ состава и движения КЗ.

Показатели

Движение средств

Остаток на конец года

Темп роста остатка, %

Остаток на начало года

Возникло

Погашено

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Сумма руб.

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Удельный вес, %

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. .ДЗ. всего

306337

100

224805

100

73,4

1.1 Краткосрочная в т ч. просроченная - из нее длительностью свыше 3 месяцев

306337

100

224805

100

73,4

КЗ определяется показателями:

КЗ за год=КЗ1+КЗ2/2=164571 тр

1.ОКЗ = выручка от реализации/Ср.ДЗ (об)

ОКЗн=432456/164571=3

ОКЗк=511572/164571=4

2.ОКЗ(в днях)= 360/ОКЗ

ОКЗн=360/3=120 дней

ОКЗк=360/4=90 дней

где ОКЗ- оборачиваемость КЗ,

t- отчетный период в днях,

В-выручка от реализации (по Ф№2).

3. Доля КЗ в общем объеме текущих активов:

УДЗ =

УКЗн=306337/407079*100%=76%

УКЗк=224805/320137*100%=70%

Таблица 18

Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности

№ п/п.

Показатели

На начало года

На конец года

ТР

1

Оборачиваемость КЗ, в оборотах.

3

4

133

1.1.

В том числе краткосрочной.

306337

224805

73,4

2.

Период погашения КЗ, дни.

120

90

68

2.1.

В том числе краткосрочной

120

90

68

3.

Доля КЗ в общем объеме пассивов, %

76

70

92

3 1

В том числе доля КЗ продавцов

52

47

90

в общем объеме пассивов , %

Вывод: КЗ к концу года составила 224805 тр по сравнению с началом года она сократилась на 81532 тр, а темп роста КЗ составил 73,4%. Вся КЗ является краткосрочной.

Таблица 19

Сравнительный анализ ДЗ и КЗ.

Показатели

Кредиторская задолженность

Дебиторская задолженность

1. Темп роста, %

50,8

73,4

2. Оборачиваемость, в оборотах

3

4

3. Оборачиваемость, в днях

120

90

Вывод: Сравнив ТР ДЗ и ТР КЗ можно сказать, что динамика этих показателей отрицательна, но ТР КЗ выше ТР ДЗ на 22,6 %, то есть у предприятия уменьшается потребность в финансировании, это является положительным фактором.

Монетарные активы нг =210283+80=210363 тр

Монетарные активы кг =106792+9869=116661 тр

Монетарные пассивы нг =306337тр

Монетарные обязательства кг=224805

Нетто-монетарная позиция нг=210363-306337=-95974 тр

Нетто-монетарная позиция кг=116661-224805=-108144 тр

Вывод: нетто-монетарная позиция отрицательная, следовательно предприятие является нетто-дебитором (заемщиком), это снимает для организации проблему финансирования операционного цикла, а так же приносят определенный инфляционный доход, так как платежи по обязательствам осуществляются в более поздние сроки обесценившимися деньгами и организация имеет на этом выигрыш.

Анализ конкурентоспособности и кредитоспособности

Конечная цель всякой фирмы -- победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет -- зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами -- продукцией и услугами других фирм. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д. Покупатель -- главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них. Когда мы формируем "комплекс конкурентоспособности", в рекламе очень важно учитывать особенности психологического воспитания и интеллектуальный уровень потребителей, многие другие факторы личного характера. Рыночное хозяйство, а вслед за ним и его ученые давно и хорошо поняли, что пытаться схематически выразить конкурентоспособность товара -- это все равно что пытаться схемой показать всю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала поэтому просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов менеджмента в целом и маркетинга в частности. Конкурентоспособность -- не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего -- это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на понимание нужд потребителя и тенденций их развития; знание поведения и возможностей конкурентов; знание состояния и тенденций развития рынка; знание окружающей среды и ее тенденций; умение создать такой товар и так довести его до потребителя, чтобы потребитель предпочел его товару конкурента.

Таблица 20

Показатели конкурентоспособности

Показатели

Базисный период

Отчетный период

1. Выручка, тр

432456

511572

2.Темп роста выручки,%

-

118

3. Темп инфляции,%

-

13.3

4.Реальный темп прироста выручки,%

-

104,7

5. Рентабельность продаж,%

0,02

0,004

6. Удельный вес коммерческих расходов в выручке,%

0,2

0,3

7. Длительность оборота готовой продукции

35

46

8. Выданные авансы, тр

20316

24796

9.Полученные авансы, тр

83766

22973

10.Нетто-позиция организации (выданные-полученные), тр

-63450

1823

11. Нетто-позиция организации по расчетам(ДЗ покуп -ДЗ поставщ),тр

120487

-16577

12. Удельный вес денежных расчетов в выручке,%

100

100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.