реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ бухгалтерской отчетности на примере ООО "Индекс"

2.4 Возможные пути оптимизации процесса составления бухгалтерской отчётности

Законодательной основой в области реформирования системы российского бухгалтерского учёта является Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утверждённая Постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 года.

Согласно данной Программе целью реформирования является - «приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчётности», а задачи реформы заключаются в:

· формировании системы стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

· обеспечении увязки реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

· оказании методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта.

В июле 2004 года была принята Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу. Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

· недостаточные темпы реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в течении 1992 - 2003 годов;

· тенденции развития бухгалтерского учёта в мире;

· административная реформа.

Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО путём создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учётного процесса.

Для реализации поставленной цели намечены основные направления по дальнейшему развитию бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу:

· повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности;

· создание инфраструктуры применения МСФО;

· изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;

· усиление контроля качества бухгалтерской отчётности;

· существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учёта.

В основе модели дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и отчётности, представленной в концепции лежит разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.

За период 1991 - 2009 гг. произошло резкое сокращение участия государства в регулировании бухгалтерского учёта, в основном связанного с методическим и техническим обеспечением учётного процесса, разработкой отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учёта применительно к специфике отдельных видов деятельности. Вместо существовавших ранее (по состоянию на 1991 год) около сотни отраслевых министерств сохранилось только четыре, которые естественно, не могут заниматься разработкой соответствующих указаний в прежнем объёме и режиме. На наш взгляд, потребность в создании таких методических рекомендациях, применительно к условиям конкретного предприятия должны удовлетворять не государственные органы, а сами бухгалтеры через свои профессиональные объединения (саморегулируемые организации). В этой ситуации напрашивается вопрос: Какова же роль профессионального сообщества в процессе реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности? Концепция, учитывая важность привлечения профессионального сообщества к регулированию бухгалтерского учёта и отчётности, наметила определённые шаги в этом направлении.

Переход от действовавшей системы нормативного регулирования к новой системе с участием саморегулируемых организаций можно проиллюстрировать следующим рисунком (рис. 2. 2.):

44

77

Рис. 2.2. Переход от действовавшей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта к новой

Как видно из рисунка, важным моментом в обновлённом регулировании следует признать необходимость функционирования обратной связи: запросы, поступающие в Министерство финансов и комментарии различных авторов по одному и тому же документу показывают насколько могут быть различны позиции.

Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов предлагается осуществить через специальный орган из высококвалифицированных специалистов. При создании данного органа можно воспользоваться опытом зарубежных стран. В частности, в Германии ещё в 1998 году было узаконено создание Германского Комитета по стандартам финансовой отчётности, работой которого руководит правление, избираемое собранием членов данного Комитета. При Комитете работает Консультативный совет, в состав которого входят юридические и физические лица, непосредственно заинтересованные в вопросах стандартизации финансовой отчётности. Через этот орган общественность имеет возможность участвовать в разработке самих стандартов, а также влиять на деятельность Комитета. Создание такой частной организации в нашей стране позволило бы ускорить процесс реформирования бухгалтерского учёта в России.

В концепции чётко определены функции саморегулируемых организаций:

· представление и защита интересов профессионального сообщества;

· подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;

· участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных актов в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности, а также их разъяснений;

· профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;

· контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;

· повышение квалификации членов профессионального сообщества;

· взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности.

В процессе выполнения Концепции предстоит ещё выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учёта, что в первую очередь, зависит, на наш взгляд, от осознанного подхода к данной проблеме со стороны самого профессионального сообщества.

Подводя итоги второй главы, следует отметить, что сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране система бухгалтерской финансовой отчётности не является совершенной по ряду причин:

· недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности);

· большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами;

· отсутствие контроля за составителями отчётности.

Устранение сложившихся противоречий нам видится в максимальном приближении национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.

2.5 Сравнение отечественных и зарубежных бухгалтерских отчётов

Составленная в соответствии с международными стандартами отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово - хозяйственной деятельности компании, облегчает выход на мировые рынки капитала и снижает затраты на привлечение инвестиций, является базой для принятия обоснованных решений.

Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В полный комплект включаются:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках или финансовых результатах;

3) отчет о накопленной нераспределенной прибыли;

4) отчет о движении денежных средств;

5) отчет об изменении финансового состояния или отчет об использовании и источниках средств;

6) отчет об изменениях в собственном капитале;

7) пояснительная записка или примечания.

Обычно компании представляют не только финансовую отчетность, но и финансовый обзор руководства, в котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:

основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакция компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;

источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;

достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно МСФО.

Многие компании помимо финансовой отчетности представляют дополнительные отчеты: отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости.

МСФО1 не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе, но в нем представлен перечень статей, которые заслуживают отдельного представления. Баланс отражает финансовое состояние предприятия на определенную дату. Элементы, характеризующие финансовое положение фирмы, в соответствии с МСФО, являются активы, обязательства и капитал фирмы. Дата составления отчетности, в отличие, от российской системы, может быть любой.

Единственное требование - постоянство выбранной даты. В целом могут быть выделены две формы бухгалтерского баланса: - форма счета (горизонтальная форма); - форма отчета (вертикальная форма). Наиболее привычна для российского пользователя горизонтальная форма.

Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу участия; запасы; торговые и другие дебиторские задолженности; денежные средства и их эквиваленты; задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; налоговые обязательства и требования; резервы; долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов; доля меньшинства (часть акционерного капитала дочерних компаний, не принадлежащих материнской компании); выпущенный капитал и резервы. Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании. В балансе или в примечаниях необходимо раскрывать также следующую информацию:

для каждого класса акционерного капитала: количество акций, разрешенных к выпуску; количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью; номинальную стоимость акции или указание на то, что акции не имеют номинальной стоимости; сверку количества акций в обращении в начале и конце года; акции компании, принадлежащие самой компании или её дочерним или ассоциированным компаниям; акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;

описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;

сумма любых непризнанных дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям.

Отчет о прибылях и убытках аккумулирует информацию о доходах и расходах компании за прошедший период. Отчет о прибылях и убытках может иметь одноступенчатую форму, когда отдельно группируются все доходы и расходы, а чистая прибыль составляет разницу между ними (классификация расходов по функции) и многоступенчатую форму, когда чистая прибыль получается путем последовательных расчетов (классификация расходов по характеру). Данная форма может иметь следующий вид: выручка от продаж (чистая, без возвратов товаров и скидок) себестоимость реализованной продукции (прямые затраты труда, прямые затраты материалов, производственные накладные расходы) = валовая прибыль операционные расходы (общие и административные расходы, расходы на продажу) = операционная прибыль () другие прибыли и убытки + () случайные прибыли и убытки = прибыль од налогообложения налог на прибыль = чистая прибыль.

Как минимум отчет прибылях и убытках, согласно МСФО1, должен включать следующие статьи: выручка; результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных компанией и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; расходы по налогу; прибыль и убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль или убыток за период. Названия, порядок и дополнительные статьи могут определяться фирмой самостоятельно.

Отчет о нераспределенной прибыли обеспечивает пользователя развернутой информацией о величине накопленной нераспределенной чистой прибыли, которая представлена в балансе. Обычно он имеет следующую структуру: накопленная нераспределенная чистая прибыль на начало периода + чистая прибыль за период = накопленная чистая прибыль объявленные дивиденды (за прошедший год) = накопленная нераспределенная чистая прибыль на конец периода.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию о движении денежных средств компании в результате трех видов деятельности и соответственно состоит из трех разделов: денежные потоки от операционной деятельности; денежные потоки от инвестиционной деятельности; денежные потоки от финансовой деятельности. Отчет может составляться прямым (прямой расчет изменения денежных средств от операционной деятельности) и косвенным (корректировка чистой прибыли) методами.

Отчет об изменениях в собственном капитале отражает изменения в собственном капитале, произошедшие за период и показывает, как получилась цифра собственного капитала в балансе. Данный отчет содержит следующие показатели: чистая прибыль (убыток) за период; сумму доходов и расходов, прибылей и убытков, которые, согласно, требованиям других стандартов, признаются непосредственно в капитале; кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировку фундаментальных ошибок; операции капитального характера с владельцами и распределения им; сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и отчетную дату, а также изменение за период и др.

В примечании к финансовой отчетности компании должны: представлять информацию об основе подготовки финансовой отчетности и конкретной учетной политике, выбранной и примененной для значительных операций и событий; раскрывать информацию, требуемую международными стандартами финансовой отчетности, которая не представлена в других формах финансовой отчетности; обеспечивать дополнительную информацию, которая не представлена в самой финансовой отчетности, но необходима для достоверного представления.

Компания должна раскрывать следующие моменты в информации, опубликованной вместе с финансовой отчетностью: постоянное местонахождение и юридическую форму и адрес компании; описание характера операций и основной деятельности компании; название материнской компании и конечной материнской компании группы; количество работников в конце периода или среднее количество работников в течение периода.

Состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности российских организаций (кроме кредитных и бюджетных организаций) регулируются, начиная с отчетности 2000 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Одной из целей принятия данного положения было приведение отечественного бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. ПБУ 4/99 устанавливает содержание бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и отчета об изменениях капитала. Российская бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним - отчет о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иные отчеты, предусмотренные нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета; пояснительной записки; аудиторского заключения.

Если на основании отчетности, составленной по правилам ПБУ 4/99, пользователь не может сформировать полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности, то в бухгалтерскую отчетность следует включить дополнительные показатели и пояснения 3. Изменения принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускаются в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности.

Показатели отчетности приводятся в нетто-оценке за вычетом регулирующих статей и оборотов, не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков. В балансе должны быть разграничены активы и пассивы, срок обращения и погашения которых свыше одного года, и краткосрочные, обращение и погашение которых происходит в течение года. Внесённые ПБУ 4/99 некоторые изменения ещё больше сблизили российские стандарты бухгалтерской отчётности с МСФО:

в составе нематериальных активов бухгалтерского баланса была выделена статья «Права на объекты интеллектуальной собственности»;

по группе статей «Доходные вложения в материальные ценности» бухгалтерского баланса были введены статьи «Имущество для передачи в лизинг» и «Имущество, предоставляемое по договору проката»;

в пассив баланса была введена группа статей «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток-вычитается).

В отчёте о прибылях и убытках показатель нетто-выручки стал определяться как выручка от продажи товаров. Все эти и другие изменения, несомненно, приблизили отечественную отчётность к отчётности, составляемой по МСФО. Последние изменения в содержании форм бухгалтерской отчётности были внесены приказом Министерства финансов №67Н от 13.07.03 «О формах бухгалтерской отчётности организаций». Данные изменения сводятся к следующему:

в бухгалтерском балансе убраны многие расшифровки, в частности по статье «Основные средства»; появились две новые статьи - в разделе 1 «Внеоборотные активы» введена статья «Отложенные налоговые активы»; в разделе 4 «Долгосрочные обязательства» - статья «отложенные налоговые обязательства»;

в отчёте о прибылях и убытках все доходы и расходы объединены в 2 группы: доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы; заложена иная схема формирования конечного финансового результата - чистой прибыли: прибыль от продаж+прочие доходы-прочие расходы = прибыль/убыток до налогообложения +/- отложенные налоговые активы и обязательства - текущий налог на прибыль = чистая прибыль/убыток отчётного периода.

Кардинальные изменения коснулись формы №3 «Отчёт об изменениях капитала» и формы №4 «Отчёт о движении денежных средств».

Все произошедшие изменения значительно приблизили отчётность российских организаций к требованиям МСФО. Раскрывая содержание активов, обязательств и капитала в балансе, МСФО не предписывают строгой формы, перечня статей, порядка расположения и названия этих статей и выделяет лишь те статьи, должны раскрываться как минимум.

Российские организации получили возможность самостоятельно разрабатывать формы отчетности, при сохранении кодов итоговых строк и кодов строк разделов и групп статей баланса, приведенных в образце его формы. Но, тем не менее, ряд несоответствий МСФО в отражении положения организации в бухгалтерском балансе остался и после принятия новых форм отчетности - в составе запасов выделяются отдельной строкой «Товары отгруженные» (в соответствии с МСФО данная категория не относится к запасам, а учитывается как дебиторская задолженность); остается в форме №1 строка 220 «НДС по приобретенным ценностям» (согласно МСФО, организация должна производить взаимозачет текущих налоговых требований и обязательств и показывать в балансе сальдированный платеж по НДС в обязательствах перед бюджетом или в примечаниях к финансовой отчетности); по-прежнему отсутствует статья, отражающая долю меньшинства (в соответствии с МСФО доля меньшинства представляется в сводном бухгалтерском балансе отдельно от обязательств и капитала материнской компании).

На сегодняшний день остается еще достаточно много несоответствий требованиям МСФО в отражении финансового положения и финансовых результатов предприятий в РФ.

Существует ряд причин (теоретических и практических), ограничивающих возможности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности российскими предприятиями в соответствии с МСФО. Данные причины и их возможные решения были рассмотрены на примере исследуемого предприятия ООО «ИНДЕКС».

Таблица 2.3. Теоретические и практические причины, ограничивающие возможности применения МСФО

Теоретические причины

Практические причины

1.политика налоговых органов в отношении бухгалтерского учёта и отчётности;

2.отсутствие механизма по приданию МСФО правового статуса в РФ;

3.отсутствие контроля за применением МСФО.

1. перестройка системы электронного ведения

учёта;

2. нехватка квалифицированных специалистов по применению МСФО и аудиторов отчётности, составленной по МСФО;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.