реферат бесплатно, курсовые работы
 

Валютный рынок России и валютное законодательство

- контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами российского законодательства и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте,

- участие в ведении контроля за соблюдением порядка квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг и правильности использования полученных квот и лицензий,

- контроль за правомерностью предоставления или отказа в предоставлении права на экспорт стратегически важных сырьевых товаров предприятиям и организациям,

- организация с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчетности по валютным, экспортно-импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации,

- контроль за эффективностью использования кредитов в иностранной валюте, предоставляемых России на основе международных договоров,

- анализ и обобщение практики валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области, а также другие функции.

Для реализации своих функций ВЭК имеет право:

- получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы,

- проводить проверки финансовых документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций, контрактов, соглашений и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами экспорта и импорта товаров и услуг, бартерных операций, иных внешнеэкономических операций, с получением и переводом валютных ценностей, с выполнением обязательств перед государством в иностранной валюте,

- ставить вопрос в установленном порядке о приостановлении валютных, экспортно-импортных операций, о лишении хозяйствующих субъектов лицензий и других прав в области внешнеэкономической деятельности,

- вносить в установленном порядке предложения по исключению хозяйствующих субъектов из перечня экспортеров стратегически важных сырьевых товаров в случаях непредставления (или отказа в представлении) органам федеральной службы соответствующих документов, связанных с проведением указанных операций,

- давать предложения в установленном порядке о приостановлении или об отмене ведомственных нормативных актов по вопросам осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций,

- а также обладает другими правами, необходимыми для эффективного выполнения своих функций и решения задач, поставленных перед этой федеральной службой.

1.5. Центральный банк как регулятор валютного рынка РФ

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как органа валютного регулирования. В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

- определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте,

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами,

- проводит все виды валютных операций,

- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а такж-е правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации,

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации,

- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии,

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;

- готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того. Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле":

- устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2),

- устанавливает, совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);

- определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4),

- устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);

- может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4)-;

- устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);

- устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);

- устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6); -

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);

- устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);

- устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валют-е Российской Федерации (п. 2 ст. 7);

- устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);

- выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

Таким образом, можно выделить основные функции ЦБ. Центральный банк Российской Федерации как орган валютного контроля управляет валютными операциями; выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей; выдает разрешения уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту; выдает разрешения на открытие счетов за границей; устанавливает единые формы первичной учетной документации, отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками.

Глава 2. Валютная политика России

2.1. Необходимость, направления и механизмы валютного регулирования

Валютное регулирование можно определить как деятельность уполномоченных государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка проведения валютных операций, правил владения, пользования и распоряжения валютными ценностями в целях обеспечения защиты и устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны, формирования и развития внутреннего валютного рынка.

В СССР валютное регулирование сводилось к распределению валютных ресурсов на основе валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Для советской валюты в принципе все это было запрещено, если не считать некоторых исключений, которое трудно воспринимать серьезно. Так, разрешалось временно вывозить советскую валюту до 30 рублей на одно лицо, но без права расходования за границей с обязательным ввозом обратно, советские монеты можно было ввозить и вывозить не более одной штуки каждого достоинства. Затем с рядом стран были заключены соглашения о расширении этих прав. Ввоз наличной валюты практически свободен, вывоз -- при наличии подтверждения о ее ввозе или законности приобретения (таможенной декларации, разрешения на вывоз, выдаваемого Внешэкономбанком или Минфином). Экономика была фактически изолирована от мирового рынка, хотя, как показала практика, это не помогло защититься от неблагоприятных внешних влияний. Напротив, результатом стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних факторов, таких как изменение цен на нефть и курс доллара США.

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают:

- уровень и динамика курса национальной денежной единицы

- структура и сальдо внешнеторгового баланса

- состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов

- борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д.

Каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Различают два вида обменных курсов: номинальный и реальный. Номинальный обменный курс -- это цена национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты. Реальный курс -- относительная цена товаров, произведенных в двух странах. Реальный курс валюты определяется по ценам товаров, выраженным в национальных валютах.

В практике используемых странами рыночной экономики систем валютного регулирования можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок. Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: система фиксированных валютного курсов и режим свободного флоатинга.

Режим фиксированных валютных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонения от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует обменные курсы валют. В данном случае Центральный банк должен располагать адекватными резервами иностранной валюты -- для смягчения колебаний на валютном рынке.

Режим свободного флоатинга. Здесь государство может полностью оставаться вне пределов валютного рынка, полагается на эффективность рыночных механизмов перераспределения финансовых ресурсов, снимая прямые ограничения. Центральный банк управляет в основном конъюктурными колебаниями спроса и предложения, полагая, что свобода рыночных отношений выводит курс на оптимальный уровень.

Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного обмена является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на валютных рынках, связанная с использованием режима свободного флоатинга, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.

Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место система управляемого флоатинга, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.

В условиях гибких валютных курсов, как и при системе фиксированных курсов, государство в лице Центрального банка проводит интервенции на валютных рынках. Центральный банк продает или покупает валюту, чтобы влиять на ее курс, или покрывает разницу между спросом и предложением, чтобы оставить его на прежнем уровне. Это методы прямого воздействия. Однако, когда отток капитала становится очень большим, валютные резервы Центрального банка, в случае его стремления поддержать стабильный курс национальной валюты, быстро истощаются. Тогда ЦБ может применить косвенные меры воздействия на валютный курс, основными из которых являются изменение резервной нормы и учетной ставки.

1. Резервная норма -- это часть банковских депозитов, которые коммерческие банки не имеют права использовать для осуществления своих операций. Регулируя ее, государство увеличивает или уменьшает совокупную денежную массу в стране, что, в свою очередь, уменьшает или повышает валютный курс.

Предположим, что Центральный банк принял решение об увеличении резервной нормы. Выполняя решение Центробанка, коммерческий банк вынужден уменьшить кредитную эмиссию. Кроме этого, увеличение резервной нормы заставит коммерческий банк сократить текущие счета и направить часть средств для увеличения резервов. Это вызовет рост процентов по кредитам и, как следствие, уменьшение денежной массы в стране и увеличение курса национальной валюты. Соответственно, когда ЦБ снижает резервную норму, это увеличивает денежную массу и понижает курс национальной валюты. Аналогично действует механизм учетной ставки.

2. Учетная ставка -- это процент по ссудам, которые предоставляет Центральный банк коммерческим банкам. Ее рост снижает желание коммерческих банков получить кредиты и тем уменьшает денежное предложение в стране, а понижение -- увеличивает и то, и, другое.

На показатели валютного рынка в той или иной степени оказывают влияние практически все макроэкономические параметры. Поэтому политика государственных органов на валютном рынке во многом обусловлена текущим состоянием экономики и перспективными интересами ее развития.

2.2. Курсовая политика: анализ "силы" рубля в период с 1992 по 2001 гг.

"Силу" рубля, как и "силу" любой другой валюты, можно представить как его (ее) способность противостоять валютным кризисам, иными словами, его (ее) способность избегать девальвации, то есть резкого изменения его (ее) фактической цены, измеренной в единицах другой валюты. Одним из важнейших показателей, характеризующих "силу" валюты, является обеспеченность денежной базы валютными резервами, или валютная обеспеченность (рис. 1; см. тж. [6, рис. 2]).

??????! ??????????? ???????? ?????.

???. 1. "????" ????? ? ???????? ??????????? ???? ??????

В практических расчетах часто пользуются показателем реального валютного курса, представляющим собой изменение уровня цен в одной стране по сравнению с уровнем цен в другой, измеренное через номинальный валютный курс. Поскольку индекс реального валютного курса является функцией трех факторов -- изменения уровней цен в двух странах и изменения курса их валют друг к другу, его величина меняется в зависимости от изменений как любого из них, так и их совокупности. Например, при повышении уровня цен в России на один процент и неизменных уровнях цен в США и номинального курса доллара к рублю реальный курс рубля к доллару также повысится на один процент. При одинаковом повышении уровня цен в обеих странах и неизменном номинальном курсе реальный курс рубля к доллару останется на прежнем уровне. При неизменных уровнях цен в обеих странах и снижении (повышении) номинального курса рубля к доллару реальный курс рубля к доллару также снизится (повысится).

Поскольку внешнеэкономические отношения страны не ограничиваются одной страной-партнером, расчеты реального курса к доллару дополняются расчетами реальных курсов к евро, иене, фунту стерлингов, гривне, тенге и другим валютам. Взвешивание индивидуальных реальных курсов по доле соответствующих стран во внешнеторговом обороте приводит к величине реального эффективного валютного курса, показывающего изменение уровня внутренних цен в данной стране относительно средневзвешенного уровня цен в странах-торговых партнерах.

Будет полезно сопоставить эти два показателя для уяснения их роли в валютной политике страны. Далее рассматриваются положения, сформулированные советником Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова в статье [6].

Превышение показателем валютной обеспеченности уровня 100% (в июле 2000 г. - декабре 2001 г.) означает, что в условиях гипотетической "атаки на рубль" все рублевые обязательства денежных властей могут получить валютное покрытие без изменения номинального валютного курса. В этом случае номинальный курс валюты оказывается весьма устойчивым, а сама она может именоваться "сильной".

Снижение же показателя валютной обеспеченности, например, до 50% и ниже (в январе 1992 г. - феврале 1993 г., ноябре 1993 г. - марте 1995 г., апреле - августе 1998 г., июле - декабре 1999 г.) означает, что в условиях гипотетической "атаки на рубль" все рублевые обязательства денежных властей в случае их предъявления к обмену на иностранную валюту могут быть покрыты лишь при условии двукратной девальвации национальной валюты. Такой номинальный курс валюты является неустойчивым, а сама она может именоваться "слабой".

В отличие от "силы" валюты реальный валютный курс имеет отношение не к цене валюты или ее устойчивости, а к внутренним ценам страны, измеряемым с помощью валютного курса, или, что еще точнее, к изменениям этих внутренних цен. Различная природа отражаемых этими показателями явлений отчетливо видна на рис. 3. Высокие значения реального валютного курса в период действия так называемого "валютного коридора" в июле 1995 - августе 1998 ни в коей мере не свидетельствовали о "силе" рубля. Наоборот, обеспеченность обязательств денежных властей валютными резервами была как раз весьма низкой, что на самом деле свидетельствовало о серьезной "слабости" российской национальной валюты.

Различная природа этих явлений становится особенно ясной в периоды разнонаправленной динамики указанных показателей -- в январе - мае 1992 г., сентябре 1993 г. - декабре 1994 г., январе - апреле 1995 г., ноябре 1997 г. - июле 1998 г., августе - октябре 1998 г., апреле - июле 1999 г. Так, например, накануне августовского кризиса -- в ноябре 1997 г. - июле 1998 г. -- происходил рост реального эффективного курса рубля (то есть повышение внутрироссийского уровня цен по сравнению с ценами в странах-торговых партнерах). Однако как раз именно тогда валютная обеспеченность рубля катастрофически снижалась, то есть рубль "слабел" с каждым месяцем, что и стало совершенно очевидным в результате девальвации. И наоборот, сразу же после ее начала -- в конце августа - октябре 1998 г. произошло существенное снижение реального валютного курса. При этом за два с небольшим месяца обеспеченность рубля валютными резервами заметно выросла, амплитуда колебаний номинального курса значительно сократилась, сам рубль стал более устойчивой, более обеспеченной и, следовательно, более сильной валютой.

Как видно на рис. 1, начиная с июля 2000 г. впервые как минимум за последнее десятилетие рубль оказался обеспеченными валютными резервами на сто и более процентов (при сохранении его конвертируемости по текущим операциям). Таким образом, за последние полтора года российский рубль приобрел значительную порцию "иммунитета" от возможных валютных катаклизмов и тем самым серьезно продвинулся по пути превращения в поистине "сильную" валюту.

Этот анализ является одним из положений, которые А. Илларионов выдвигает для доказательства тезиса о том, что в настоящее время реальный курс рубля не нуждается в повышении [6]. Рассмотрим более подробно его выводы.

2.3. Влияние валютного курса на экономический рост; инструменты его регулирования, рекомендации

2.3.1. Постановка вопроса

Одним из основных показателей, отражающих свойственную переходным экономикам повышенную нестабильность, является курс национальной валюты. Проблема регулирования курса особенно важна при переходе к рыночной экономике, поскольку он диктует необходимость немедленной макроэкономической стабилизации. К числу основных задач переходных экономик относится ограничение инфляционных процессов. Стабилизация цен открывает возможности предвидения средне- и долгосрочных перспектив экономического развития народного хозяйства.

Уровень реального валютного курса регулярно называется среди факторов, оказывающих значительное влияние на экономический рост, интенсивность структурных изменений, инвестиционную привлекательность страны, уровень жизни населения и другие параметры экономического и социального развития. Широкое признание самого факта такого влияния сочетается с существенными разногласиями относительно направленности этого воздействия, его "силы", оценки величины заниженности (завышенности) курса, характера экономической политики, способной приблизить величину реального валютного курса к "желаемым" значениям.

Среди вопросов, наиболее активно обсуждаемых в этой связи в последнее время, можно назвать следующие.

1. Характер воздействия реального валютного курса на темпы экономического роста

2. Характер воздействия реального валютного курса на направленность структурных изменений

3. Идентификация экономических (социальных, политических) групп, заинтересованных в тех или иных уровнях реального валютного курса

4. Степень недооценки (переоценки) текущих значений реального валютного курса

5. Потенциал дальнейшего повышения реального курса рубля

6. Приемлемая (желаемая) скорость повышения реального курса

7. Наличие (отсутствие) инструментария экономической политики, способного воздействовать на уровень реального курса рубля. В случае позитивного ответа на этот вопрос -- вытекающие из ответов на предыдущие вопросы рекомендации для экономической политики.

2.3.2. Правительственная программа

В основу правительственной Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) была положена следующая концепция [6]:

1. Поддержанию (ускорению) экономического роста в долгосрочной (в противовес краткосрочной) перспективе способствует не снижение, а повышение реального валютного курса.

2. Повышение реального валютного курса способствует сокращению оттока капитала; росту инвестиций, в том числе иностранных; увеличению импорта машин и оборудования (особенно из стран дальнего зарубежья). В результате происходит структурная перестройка и модернизация российской экономики. Снижение же реального валютного курса, наоборот, ведет к консервации неэффективной структуры российской экономики, закреплению ее положения в качестве "сырьевого придатка" развитых стран мира, препятствует росту кредитования экономики и увеличению банковских депозитов.

3. В снижении реального курса рубля заинтересованы экспортеры-представители сырьевых отраслей промышленности (газовой, металлургической, лесной), иными словами, "нефтяные короли" и "алюминиевые бароны". И, наоборот, от повышения реального курса рубля выигрывают импортеры и население, получающие доступ к дешевому импорту, а также государство, у которого возрастают бюджетные доходы и снижается долговая нагрузка.

4. Нынешний реальный валютный курс рубля существенно недооценен.

5. Имеется значительный потенциал дальнейшего роста реального курса рубля.

6. Приемлемые (желаемые) темпы повышения реального курса рубля в нынешних условиях колеблются в зависимости от авторских предложений: 4-5% в год (С. Алексашенко), 6-8% в год (С. Игнатьев), 7-10% в год (М. Задорнов), "чуть медленнее, чем 10% в год через пять-шесть лет" (Е. Гавриленков), 10-12% в год (А. Улюкаев), до 45% в год в течение четырех лет (М. Гилман).

7. В качестве возможных инструментов повышения реального курса рубля предлагается использовать валютное регулирование, включая ограничение экспорта ("утечки") капитала, а также (в том числе -- для ликвидации "деформаций" в структуре внутренних цен и стимулирования экономического роста) повышение тарифов (цен) на продукцию (услуги) "естественных монополий", а также минимума оплаты труда.

2.3.3. Уровень относительных цен, экономический рост и структура промышленного производства

Далее рассматривается позиция советника Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова [6].

Завышенный валютный курс отрицательно влияет на темпы экономического роста. Степень завышенности (переоценки) реального валютного курса можно оценить по размерам отклонения его фактических значений от значений, соответствующих уровню экономического развития страны. Реальный курс российского рубля в настоящее время является завышенным. Его рост в 1999 - 2001 гг. происходил темпами, существенно опережавшими темпы прироста производительности труда в российской экономике. Сохранение в дальнейшем подобных темпов повышения реального валютного курса неизбежно приведет к замедлению экономического роста и в конечном счете -- к его прекращению.

В нынешних условиях оптимальным представляется прекращение дальнейшего роста реального курса рубля и, возможно, даже его некоторое снижение. Существует ряд инструментов экономической политики (фискальной, денежно-кредитной, внешнеторговой), использование которых способствует замедлению роста реального курса рубля, не вызванного ростом производительности труда в национальной экономике (например, увеличение бюджетного профицита; погашение внешнего долга, в том числе опережающее по сравнению с оригинальным графиком; создание бюджетного стабилизационного фонда; дерегулирование валютного рынка как по текущим, так и по капитальным операциям; снижение импортных пошлин и т.д.).

Для того чтобы сделать обоснованное утверждение о самом факте и масштабах заниженности (завышенности) реального курса той или иной валюты, необходимо прежде всего выяснить, относительно чего наблюдается такое отклонение. Необходимо определиться с количественным критерием, признаваемым за эталон уровня относительных цен.

Поскольку различия в уровне цен предопределяются прежде всего различиями в уровнях производительности труда в соответствующих обществах, то в качестве важнейшего фактора этих различий в долгосрочной перспективе можно использовать различия в уровнях экономического развития, определяемые по величине произведенного ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности валют (рис. 2). Закономерность, связывающая уровень экономического развития с уровнем относительных цен и описанная, в частности, Д. Рикардо, Р. Харродом, Дж. Винером, получила известность под названием "эффекта Балаша".

??????! ??????????? ???????? ?????.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.