реферат бесплатно, курсовые работы
 

Совершенствование доходов и расходов Национального банка Украины

Доходы от продажи памятных и юбилейных монет, др. банковской продукции

Внедрение программы развития нумизматики в Украине, начерченной Национальным банком, требует не только выполнение планов относительно выпуска и реализации новых коллекционных монет, но и значительного повышения эффективности маркетинговой составной этой программы. В Украине следует усовершенствовать механизм мелкооптовой продажи монет почтой. На нынешнем этапе освоения рынка необходимо определить приоритеты маркетинговой работы. Среди них, очевидно, должна быть активная выставочная деятельность, создание гибкой системы цен и благоприятных условий для работающих с оптовыми и мелкооптовыми дилерами и потенциальными заказчиками, поиск новых рынков сбыта.

Независимо от того, определяет ли правительство целью создание Национальным банком Украины монет и должен осуществлять ряд способов для дальнейшего развития рынка банковских металлов как относительно самостоятельного сегмента финансового рынка. На первом этапе необходимо внести изменения в Положение “О торговле банковскими металлами”, а именно: разрешить осуществить операции с ними на внебиржевом межбанковском рынке; отменить раздел клиентских операций с банковскими металлами на розничные и оптовые и установить предельный размер розничных операций; закрыть требования относительно расчётов по обязательствам по операциям с банковскими металлами на внутреннем рынке исключительно в национальной валюте. Для нормативного обеспечения операций банков с необособленным металлом необходимо разрешить Порядок осуществления операций и ведения учёта банковских металлов на металлических счетах клиентов.

На следующих этапах НБУ следует решать вопрос о выполнении функций депозитария банковских металлов и разработать нормативную базу расчётов по операциям с ними на межбанковском внебиржевом рынке. Нормативная база ликвидного и конкурентного рынка должна иметь положения о банки - маркмейкеры рынка банковских металлов и порядок осуществления операций НБУ относительно поддержания их ликвидности.

Ныне не достаточной является предложение отечественных коллекционных монет в регионах с многочисленной украинской диаспорой - в Канаде, Австралии. Перспективным рынком могут быть страны бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует выставка - продажа памятных и юбилейных монет, организованная в рамках “Дней Украины” в Эстонии, успешно проведённых в сентябре 2000 года при поддержке торгово-экономической миссии Украины в этой стране. Стабильность стратегии НБУ и далее будет базироваться на долгосрочных программах выпуска монет, разработке новых концепций.

Доходы от продажи основных средств. Уставом Национального банка Украины, который утверждён постановлением Президиума Верховной Рады Украины от 7 октября 1991 г., определено, что имущество Национального банка состоит из фондов, а также других ценностей, стоимость которых отображается в самостоятельном балансе Национального банка Украины (раздел VI, СТ.27).

Источником формирования имущества Национального банка является уставный фонд на момент создания банка, доходы, полученные от банковской деятельности согласно Закона Украины “О банках и банковской деятельности”, а также другие источники, не запрещенные законодательными актами Украины.

1.1.5. Внереализационные доходы. Национального банка включают штрафы, пени, неустойки, полученные от хозяйственных операций на основе заключённых с хозяйственными органами, субъектами предпринимательской деятельности контрактов, соглашений, договоров, и другие внереализационные доходы.

1.2 Расходы учреждений Национального банка Украины.

Расходы Национального банка Украины - это уменьшение экономической выгоды в отчётном периоде в форме отлива или использования активов или выполнение задолженности, что приводит к уменьшению собственного капитала.

Расходы Национального банка Украины подразделяются по таким признакам:

1.2.1 Процентные расходы. Они включают расходы, полученные Национальным банком Украины кредитами, по срочным депозитам коммерческих банков, кредитами, привлечёнными от международных организаций, и другие процентные расходы. В плане счетов находятся в 70 разделе, группы 702 “Процентные расходы по привлечённым средствам”, 704 “Процентные расходы по полученным кредитам”, 709 “Другие процентные расходы”.

1.2.2 Комиссионные расходы. Это расходы по операциям с банками, по операциям с ценными бумагами и на валютном рынке, другие комиссионные расходы. Определенны эти расходы в 71 разделе “Комиссионные расходы” плана счетов Национального банка. Группы счетов определенны как 710 “Комиссионные расходы по операциям с банками”, 712 “Комиссионные расходы по операциям с ценными бумагами”, 713 “Комиссионные расходы по операциям на валютном рынке” , 719 “Другие комиссионные расходы”.

1.2.3 Административные расходы. В их состав входят расходы на содержание персонала (фонд основной и дополнительной заработной платы, взносы в государственное социальное страхование, другие обязательные начисления на заработную плату, материальная помощь и другие социальные выплаты, другие расходы на содержание персонала), расходы на подготовку кадров и повышение квалификации. Раздел 73 “Административные расходы” плана счетов Национального банка Украины. К ним относятся группы счетов 730 “Расходы на содержание персонала”, 731 “Расходы на содержание основных средств и нематериальных активов”, 732 “Эксплуатационные и хозяйственные расходы”, 733 “Расходы на обслуживание телекоммуникаций”, 735 “Амортизационные отчисления”.

Расходы на содержание основных средств и нематериальных активов. Они связаны с проведением всех видов ремонта и обслуживания, содержание автотранспорта, с арендной платой, лизингом и другое. Определенны группой счетов №731.

Эксплутационные и хозяйственные расходы - включают расходы за отопление, освещение и водоснабжение, на охрану, приобретение спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, канцелярские расходы, почтово - телеграфные, расходы на связь, телефонную сеть и защиту информации и другое. Их определяет 732 группа счетов.

Расходы на обслуживание платёжной системы НБУ, а именно: расходы на SWIFT и на REUTER, на обслуживание телекоммуникаций и электронной почты, на мобильную связь, на реализацию Государственной программы электронных денег и другое. Группа 733 плана счетов Национального банка Украины.

1.2.4. Другие расходы. К ним относятся расходы на аудит, и содержание службы инкассации, представительские расходы, расходы на маркетинг и рекламу, на спонсорство и благотворительную деятельность, специальные расходы, паевое участие в строительстве жилья, арендные платежи и другое. Раздел 76 “Другие расходы” плана счетов Национального банка Украины, включая в свою очередь группы 760 “Внереализационные расходы” и 761 “Оплата не основных налогов”.

1.2.5 Внереализационные расходы. Это штрафы, пени, неустойки, оплаченные за хозяйственные операции, другие штрафы, пени, неустойки, которые оплачены, и другие внереализационные расходы, определенны группой 760 плана счетов Национального банка.

1.2.6 Оплата не основных налогов, в частности налог на землю, акцизный сбор, НДС, в Фонд Украины социальной защиты инвалидов, за не созданные рабочие места и другое. К ним относятся расходы 761 группы “Оплата не основных налогов”.

1.3 Обеспечение банковской безопасности

Одним из приоритетных направлений в решении задачи обеспечения надежности и безопасности банковской системы Украины является определение и реализация четкой стратегии по борьбе с финансовой преступностью.

Необходимость комплексного, стратегического подхода к защите кредитных организаций (банков), а следовательно, и их клиентов, от криминального воздействия приобретает все большее практическое значение. В условиях полного реформирования экономических отношений, несовершенства и даже разбалансированности правового регулирования многих сторон жизни нашего общества, возрастает угроза криминального вмешательства в наиболее важные сферы экономики, прежде всего в негосударственный банковский сектор.

Общепризнано, что из всех сфер экономики Украины именно в банковской системе произошли наиболее глубокие структурные преобразования, именно она потенциально является наиболее работоспособной, сконцентрировав у себя весьма значительные финансовые ресурсы.

Вместе с тем следует отметить, что украинская банковская система функционирует еще недостаточно эффективно. Это обусловлено не только состоянием самой банковской системы и банковского законодательства, но и более общими причинами, корни которых уходят в экономический и финансовый кризис, порождающий в свою очередь кризис правопорядка и безопасности в стране, способствующий криминализации все новых сфер экономики, и прежде всего в сфере денежного обращения.

Растущая экспансия со стороны криминального мира представляет серьезную угрозу экономической безопасности банков. В связи с этим решительное, адекватное противодействие преступным посягательствам является одной из приоритетных задач банковского сообщества.

Фактически банковская деятельность страны оказалась зоной повышенного риска, наиболее уязвимой перед преступной экспансией.

Огромны объемы нецелевого использования государственных и иных инвестиционных средств, направляемых на развитие производства. Нередко эти средства не доходят до производителей, используются для закупки различных потребительских товаров, "прокручиваются" в коммерческих структурах, отвлекаются в виде доли уставного капитала вновь создаваемых предприятий и организаций.

Значительный урон кредитно - денежным отношениям наносит незаконная банковская деятельность, а также легализация денежных средств, приобретенных преступным путем.

Особую обеспокоенность украинских предпринимателей вызывает мощный и постоянно усиливающийся прессинг на сферу частного бизнеса со стороны преступных группировок. Примерами могут служить факты создания и использования баз данных (досье) на предпринимателей профессиональными вымогателями и мошенниками, случаи хищения "чувствительной" для финансово - хозяйственной деятельности информации (в том числе данных о банковских счетах и доходах), прослушивания линий связи и установки в офисах специальных подслушивающих устройств, подделки документов в электронной форме и т. п.

Непоследовательна, к сожалению, позиция государства. Пока кризисные явления в стране сохраняют достаточно острый характер, государство пытается дистанцироваться от проблем коммерческих банков с целью уменьшения ответственности перед обществом и населением за их деятельность. Вместе с тем очевидно, что социальная напряженность, связанная с крахом большого числа банков, невыполнением ими взятых обязательств, неминуемо вынудит власти перейти к обычной (для стран с развитой экономикой) практике и принять на себя значительную часть ответственности за деятельность коммерческого банковского сектора, обеспечение ему цивилизованных условий для нормального функционирования. Безусловно, значительная роль в решении проблем безопасности в финансово - кредитной сфере принадлежит банковскому сообществу. Многое уже сделано в практическом плане. Ряд банков создали свою службу безопасности, информационно - аналитические подразделения, охрану, инкассацию, оснащаются необходимыми техническими средствами и автоматизированными системами. Но также и очевидно, что принимаемые меры не дают должного результата, поскольку сфера банковской и иной финансовой деятельности не стала менее опасной.

В числе причин, обусловивших крайне низкую эффективность предпринятых мер, можно бы выделить:

нескоординированность принимаемых мер. По существу, каждый банк, каждая кредитно - финансовая

структура реализуют те меры, которые соответствуют их возможностям, личному восприятию руководителей и к которым готов персонал;

- неполнота учета факторов, определяющих банковскую безопасность и, следовательно, игнорирование их в практической деятельности. Как правило, проблемы безопасности кредитно - финансовой структуры многие ограничивают лишь внутренними аспектами деятельности - охраной ценностей и отдельных лиц, проверкой финансового положения клиентов. Вместе с тем такие важные внешние элементы банковской безопасности, как сохранение банковской тайны, незапятнанная сомнительными сделками, криминальными связями репутация и др., в оценке безопасности кредитно - финансовой структуры, а следовательно, ее будущего, не всегда принимаются во внимание. Между тем, именно эти внешние элементы во многом определяют привлекательность, стабильность, а в конечном счете, безопасность банка в глазах клиента.

Обеспечение такой многофакторной банковской безопасности требует комплексного, системного похода к решению ее правовых, организационных, кадровых, тактических и иных проблем, что практически невозможно в одном, отдельно взятом кредитном учреждении. Начало положено разработкой и принятием Концепции безопасности коммерческого банка, но и она отражает лишь некоторые приоритетные направления, не детализируя технологию и тактику реализации.

В сложившихся условиях традиционные государственно - правовые методы и средства обеспечения безопасности в негосударственном секторе экономики зачастую оказываются неэффективными. Они не позволяют решить задачу поддержки национально ориентированного предпринимательства, защитить права корректных, законопослушных участников рыночных отношений.

Вместе с тем мы отчетливо понимаем, что борьба с криминальной экспансией на банковскую сферу может быть эффективной лишь на основе комплексного подхода, с учетом всех факторов, влияющих на безопасность, прогностических оценок развития ситуации как в сфере банковских технологий, так и определенного "мимикрирования" финансовой преступности, приспосабливания ее к новым реалиям.

По моему мнению, в основе обеспечения экономической безопасности государства должны находиться следующие приоритеты: - четкое определение социальной значимости видов экономической деятельности с максимальным поощрением (в том числе и частичное гарантирование вложений коммерческих структур, прежде всего банков, в инвестиционные проекты в рамках приоритетных национальных программ) участия хозяйствующих субъектов в реализации таких приоритетов и воспрепятствование деятельности, не связанной с получением социально одобряемых результатов;

- определение пределов контроля, осуществляемого государством в сфере экономики, развитие правовых и организационных основ деятельности государства по защите правоохраняемых и отвечающих интересам и социальным потребностям общества, устранение неоправданных ограничений, затрудняющих такую деятельность, при соблюдении гарантий финансовой безопасности страны;

2. АНАЛИЗ, УЧЁТ И КОНТРОЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

2.1 Учёт и контроль доходов учреждений Национального банка Украины.

2.1.1.Внереализационные доходы:

Доходы от штрафов, пени, неустойки, которые начислены.

Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов максимального размера риска на одного заёмщика (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н10), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н11).

Первичные данные:

фактическая сумма риска на одного заёмщика - 800 000 грн.;

учётная ставка Национального банка - 50%;

капитал на день нарушения - 3 100 000 грн.

Расчёт штрафа:

1) определяется нормативная сумма (НС) допустимого риска банка за каждым заёмщиком отдельно (с использованием установленных нормативных значений согласно Инструкции о порядке регулирования и анализ деятельности коммерческих банков, утвержденный постановлением Правления Национального банка от 14.04.98 № 141, с учётом изменений и дополнений):

НС = = 775 000 (грн.);

2) определяется сверхнормативная сумма (НДС) риска:

НДС=800 000 - 775 000 = 25 000 (грн.);

3) определяется сумма штрафу:

= 34 (грн.).

Если нарушения нормативов максимального размера риска на одного заёмщика (Н8), максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н10), максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н11), применяется к одному заёмщику одновременно, то штраф взыскивается из расчёта большей суммы, исходя из одного дня нарушения.

Для расчёта суммы штрафа насчёт кредитов, предоставленных в иностранной валюте и пересчитанных в гривневый эквивалент, также применяется учётная ставка Национального банка.

Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов ликвидности (Н5, Н6, Н7), инвестирования (Н14).

Для расчёта суммы штрафов берётся положительный результат деятельности банка, который отражается на техническом счёте 5999 "Результат деятельности", в размере прироста за месяц, в котором допущено нарушение.

Таблица 2.4.

Пример расчёта штрафов за нарушения нормативов ликвидности (Н5, Н6, Н7), инвестирования (Н14).

п/п

Нарушение

Нормативов

Факти-ческое

Значение

Норматив-ное значение

Откло-нение

Прибыль счёт 5999 (грн.)

Сумма штрафа

(грн.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Мгновенной ликвидности (Н5)

10 %

> 20 %

10 %

20 000

20 000х0,1

=2000

2

Общей ликвидности (Н6)

95 %

> 100 %

5 %

20 000

1000

3

Отношение высоколиквидных активов к рабочим активам банка (Н7)

18 %

> 20 %

2 %

20 000

400

Если банк нарушил одновременно несколько нормативов ликвидности, то штраф взыскивается из расчёта большей суммы, т.е. 2000 грн.

Расчёт штрафа за нарушение норматива инвестирования (Н14) осуществляется аналогично расчётам штрафов за нарушение нормативов ликвидности.

Пример расчёта штрафов за нарушение значений (лимитов) открытой валютной позиции, длинной валютной позиции в свободно конвертированной валюте, короткой валютной позиции в свободно конвертированной валюте, длинной (короткой) открытой валютной позиции в не конвертированной валюте, длинной (короткой) открытой валютной позиции во всех банковских металлах.

Для расчёта суммы штрафов берется положительный результат деятельности банка, который отображается на техническом счёте 5999 “Результат деятельности”, в размере прироста за месяц, в котором допущено нарушение.

Если размер прироста, например, равен 10000 грн., то сумма штрафа составляет:

Таблица 2.5.

п/п

Нарушение значений

(лимитов) открытой валютной позиции

Факти-ческое значение

Установ-ленные

Значения

(лимитов)

Отклоне-ние

Текущая прибыль счёт 5999 (грн.)

Сумма штрафа

(грн.)

1

2

3

4

5

6

7

1

Общая

45%

<35%

10%

10 000

1000

2

Длинная (в СКВ)

35%

<30%

5%

10 000

500

3

Короткая (в СКВ)

20%

<5%

15%

10 000

1500

4

Длинная/короткая (у НКВ)

5%

<3%

2%

10 000

200

5

Длинная/короткая (в банк. металлах)

2%

<2%

0%

10 000

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.