| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Рынок ценных бумаг России - становление, оценка эффективности и перспективы развитияВесьма важным является то, что деятельность фондовых бирж регулирует Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Президенте РФ (ФКЦБ). Вступивший в силу с момента опубликования Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”, сохраняя преемственность со старыми регламентирующими документами, в значительной мере дополняет и уточняет их положения и требования, учитывая опыт развития российского фондового рынка. 2.2.3 Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами” Федеральный закон “О налоге на операции с ценными бумагами”, один из первых, регулирующих работу российского рынка ценных бумаг, принят 12 декабря 1991 г. (опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 11, ст. 523), почти на две недели раньше утверждения Постановлением Правительства РСФСР № 78 знаменитого Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР. В течение нескольких лет эти документы, наряду с Положением об акционерных обществах, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. (с изменениями -- № 255 от 15 апреля 1992 г.), являлись основными документами, регламентирующими работу фондового рынка. С развитием российского рынка ценных бумаг все более отчетливо стала проявляться ограниченность этого Закона, заключающаяся в том, что он мог в полной мере работать лишь на фондовом рынке с развитой инфраструктурой и отлаженной системой взаимоотношений участников фондового рынка. В реальных условиях функционирования рынка возможность контроля за правильностью уплаты налога при заключении договора купли-продажи ценных бумаг даже при операциях с ценными бумагами в бездокументарной форме становилась все более сомнительной. Законодательное закрепление возможности выпуска и обращения ценных бумаг на предъявителя (гл. 7 ГК РФ) сделало невозможным контроль за правильностью уплаты налога на операции с ценными бумагами со стороны участников сделки с предъявительскими ценными бумагами. Встала необходимость доработки Закона. Его новая редакция была изложена в Федеральном законе “О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами"”, опубликованном 24 октября 1993 г. в “Российской газете”. Согласно ст. 3 этот Закон вступил в силу с момента опубликования. В новой редакции Закон предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом, взимаемую в размере 0,8 % (ст. 2) с эмитента ценных бумаг (ст. 1) и уплачиваемую плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии (ст. 5). Правильность уплаты этого налога легко проконтролировать, т. е. этот Закон стал работающим. В старой редакции Закона налог на операции с ценными бумагами носил в определенной мере фискальные функции, предоставляя пусть теоретическую, но возможность налоговым органам, с одной стороны, проконтролировать правильность уплаты налога на прибыль с дисконтной части дохода, а с другой -- отследить выполнение требований антимонопольного законодательства в плане формирования крупных пакетов акций. В новой редакции Закон не ставит перед собой такие задачи. Однако необходимость их решения не снимается. Видимо, это будет предметом решения в иных законодательных актах и регламентирующих документах. Рассмотренные выше законы составляют правовую основу функционирования российского фондового рынка. Кроме того, при решении вопросов функционирования фондового рынка следует использовать и другие законы и подзаконные акты, к которым относятся: -- указы Президента РФ, регламентирующие работу российского фондового рынка; -- постановления Правительства РФ. Отдельные специфические вопросы функционирования тех или иных сторон фондового рынка регламентируются ведомственными документами: письмами, приказами, распоряжениями и т. п. Право регламентировать работу фондового рынка имеют: -- Центральный банк РФ; -- Министерство финансов РФ; -- ФКЦБ при Президенте РФ; -- Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом; -- Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и другие организации. Среди прочих документов, регламентирующих функционирование российского фондового рынка, следует отметить внутренние, регламентирующие работу фондовых бирж и торговых площадок. Особенно это относится к внутренним документам ММВБ -- крупнейшей торговой площадки, на которой обращаются государственные долговые обязательства. Требования этих и других документов по конкретным вопросам функционирования фондового рынка будут рассмотрены нами в последующих главах и особенно в комментариях к решению большого количества задач, приведенных в конце каждой главы. 3 АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА (РЫНА АКЦИЙ) В РОССИИ 3.1 Сделки с акциями за рубежом
В среднем вложения российских инвесторов в американский рынок акций составляли в 1995--2000 гг. не менее 45 % от вложений американских инвесторов в российский рынок в первом квартале 2000 г. они в два раза превышали инвестиции США в российские акции. Таким образом, может появиться неблагоприятная сточки зрения внутренних финансов тенденция ухода всё большей массы денег российских инвесторов в фондовые ценности на западные развитые рынки. Так уже случилось с российским рублем, когда массовое бегство от него привело к накоплению внутри России огромной массы наличных долларов США. То же самое может случиться и с валютными сбережениями обеспеченных классов в связи с развитием Интернет-трейдинга и с все большей легкостью доступа на финансовые рынки. Уже сейчас в Интернете существует массовое предложение Интернет-финансовых продуктов для русскоязычных. инвесторов, в первую очередь по вложению денежных средств в акции, выпущенные в США. Известно, что 20--40 % этих денег находятся в Москве, через которую проходит более 90 % оборотов фондового рынка, либо распоряжение ими осуществляется лицами постоянно живущими в столице. Это деньги, которые не дают возможности полностью покрыть потребности экономики, но за них стоит побороться. В ближайшие годы российский фондовый рынок может столкнуться не только с перемещением за рубеж торговой активности, но и со все большим вовлечением наличной валюты внутри страны (авуары в.2--20 тыс. долл.), а также российских капиталов за рубежом в инвестиции в иностранные ценные бумаги (прежде всего в акции, выпущенные в США). Мы находимся в ежечасной, даже ежеминутной, конкуренции с нашими зарубежными коллегами за те небольшие денежные ресурсы, которые созданы российским населением и которые неизбежно будут им вкладываться или в России, или на развитых индустриальных рынках. У нас нет иного выхода, чем расти быстрее западных брокеров. Мы нуждаемся в новых идеях, в спокойствии властей, в новых решениях, которые помогли бы розничным инвесторам остаться на российском рынке ценных бумаг, вернуть деньги из европейских и оффшорных банков и переломить в основном спекулятивные настроения рынка. Но больше всего мы нуждаемся в том, чтобы изменить самих себя -- перестать быть временщиками, создать мышление, рассчитанное на “длинные” политики, стремящееся преодолеть комплекс провинциалов, недавно вступивших на рынок, создающее долгосрочный бизнес и массового розничного клиента как основу бизнеса, заслуживающего доверия. 3.2 Динамика развития фондового рынка за 1997-2000гг. Рост рынка в первой половине 1999 г. обусловливался опережающим ростом цен на компании нефтяной отрасли, который, в свою очередь, был вызван наметившейся в тот момент тенденцией к росту мировых цен на нефть. Так, за первые 4 месяца года рост цен на акции ЛУКОЙЛа составил 126 %, Сургутнефтегаза -- 123%. Акции РАО “ЕЭС России” за этот же период выросли на 61 %, Мосэнерго -- на 15 %, а Ростелекома -- упали на 8 %. Говорить об адекватности рыночных данных по другим эмитентам за тот период не совсем корректно, поскольку рынок их акций был (за редким исключением) практически неликвиден. Впрочем, отметим, что в начале года наблюдался резкий рост цен на акции Сибнефти, именно в этот момент переведенные в РТС-1. Значительным оказался и рост цен на акции “Норильского никеля”, поскольку на мировом рынке никеля уже тогда начал ощущаться серьезный дефицит этого металла. Таблица 3.2 - Лидеры продаж в РТС
По итогам всего 1999 г. наилучшие результаты по темпам роста среди ликвидных акций принадлежат Сургуг-нефтегазу Активизация торгов его акциями произошла во второй половине 1998 г. Если в июне 1998 г. на долю обыкновенных акций Сургута пришлось всего 3,6 % рыночного оборота, то уже в ноябре -- свыше 21 % оборота (а если считать вместе с привилегированными, то более 26 % оборота). С этого момента Сургутнефтегаз ни разу не покидал первую тройку по оборотам в РТС (вместе с лукойлом и РАО “ЕЭС России”), а в сентябре 1999 г. стал абсолютным лидером по оборотам в РТС. За 1999 г. стоимость обыкновенных акций Сургутнефтегаза возросла на 327 %. Для сравнения: акции Татнефти выросли на 283 %, РАО “ЕЭС России” -- на 267 %, Сбербанка -- на 195 %, ЛУКОЙЛа -- на 192 %, Ростелекома -- на 157 %, Мосэнерго -- на 83 %. Надо сказать, что приведенные цифры имеют высокую долю условности. Низкая ликвидность рынка зимой 1998--1999 гг. влечет условность ценовых уровней того времени. Если, например, пытаться аналогичным образом оценить годовой рост акций Сибнефти или “Норильского никеля”, то оба эмитента покажут примерно десятикратный рост. Однако в силу того, что год назад сделок по этим акциям не было, а когда они появились, рыночные цены сразу выросли втрое вчетверо, мы не можем адекватно оценить рост этих акций на годовом интервале. Но зато рост в конце 1999 -- начале 2000 г. вполне поддается сравнительной оценке. К этому моменту на рынке сравнительно регулярно заключались сделки по обыкновенным и привилегированным акциям как минимум десятка эмитентов. Торги некоторыми акциями резко активизировались именно в этот период. Так, например, в течение 10 первых торговых дней января 2000 г. по таким активам, как акции Мосэнерго, Тат-нефти, привилегированные акции РАО “ЕЭС России”, ЛУКОЙЛа или Ростелекома, в РТС было заключено в несколько раз больше сделок, чем за весь октябрь 1999 г. В то же время среднедневное количество сделок по традиционно наиболее ликвидным акциям -- ЛУКОЙЛа и Сургутнефтегаза -- практически не возросло, хотя и осталось на высоком уровне. С начала декабря по 19 января 2000 г. в 2,6 раза увеличилась цена акций Татнефти. Прирост остальных несколько более скромный, но у всех существенный: РАО “ЕЭС России” прибавило 93, Мосэнерго -- 69. Рос-телеком -- 72, Сургутнефтегаз --- 51, Сбербанк -- 46, ЛУКОЙЛ -- 44 %. Фронтальность указанного роста акций, вовлеченность в него акций, представляющих самые различные отрасли, увеличение ликвидности рынка и рыночных оборотов внушают надежду на то, что рынок прошел большую часть пути к восстановлению. Тем не менее, дальнейшее развитие рынка по-прежнему находится под вопросом. Практика показывает, что средства иностранных инвесторов не могут гарантировать стабильность. Таким образом, перспектива рынка акций в том, чтобы новым властям удалось обеспечить привлекательность вложений в акции для среднего российского инвестора. За 1999 г. индекс РТС вырос на 201,6 %. Это означает, что совокупная капитализация акций, входящих, а расчет индекса РТС, увеличилась примерно втрое. А еще это означает, что Россия вернула себе утраченный год назад статус страны с самым быстрорастущим фондовым рынком в мире. Три из четырех последних лет на российском рынке наблюдался мощный фондовый рост. Но один единственный -- 1998 г. -- перевешивает по своей негативной значимости позитив всех остальных. И успех 1999 г. кажется таковым только на фоне рыночного коллапса, имевшего место в его начале. Уровень цен, достигнутый к концу 1999 г., близок к тому, что имел место на российском фондовом рынке в мае 1998 г. -- за 2--3 месяца до памятного 17 августа. А еще этот уровень соответствует лету 1996 г., моменту, непосредственно следовавшему за предыдущими выборами президента. Рынок на распутье. На что будет похоже дальнейшее развитие событий? Будет ли стремительный рост, как в 1996--1997 гг., или рост будет, но не слишком существенным? А может быть, оптимизм, с середины осени 1999 г. разгонявший рыночные котировки вверх не имеет под собой оснований? Опрос, проведенный на веб-сайте агентства “Финмаркет” в середине января 2000 г., показал, что свыше 29 % посетителей сайта считают рынок “перегретым”. Достаточно высокий процент скептиков еще раз демонстрирует тот факт, что январская ситуация на рынке не столь уж однозначна. В то же время почти 39 % опрошенных считают, что российский фондовый рынок находится только в самом начале роста. Это означает, что оптимистические прогнозы вполне реальны. Среди тех предпосылок, которые, по общему мнению, могли бы способствовать дальнейшему подъему -- стабильность и предсказуемость власти, обеспечение четких правил, которыми может руководствоваться любой инвестор. В настоящее время мелкий инвестор лишь теоретически может рассчитывать на то, что он сумеет отстоять свои интересы. Яркий пример пренебрежения интересами дает само государство -- ряд принудительных реструктуризации своих обязательств, таких как вэбовки, дает владельцам контрольных пакетов акций своего рода “индульгенцию” на аналогичное поведение, в отношении мелких акционеров. Еще более неудобно положение иностранных инвесторов. Их деятельность на российском рынке резко сократилась с августа 1999 г., когда наступил ценовой спад и параллельно начал разгораться памятный конфликт вокруг ВОNY. На рисунке видно, что именно с августа 1999 г. оборот фондовой секции ММВБ, где главным образом работают российские участники (банки), устойчиво превысил оборот РТС. Еще одним аргументом в пользу сокращения рыночной доли нерезидентов на российском фондовом рынке являются данные НАУФОР о крупнейших операторах рынка акций. В рэнкинге (tор-50), ежемесячно публикуемом НАУФОР положение всех крупных западных компаний за полгода несколько снизилось. Если в июле 1999 г. компании “Флеминг ЮСБ”, “Кредит Свисс Ферст Бостон” и “Бран-свик Варбург” занимали соответственно 4, 5 и 6-е мес-та по оборотам на российском рынке, то в ноябре -- 7, 9 и 13-е места. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|