реферат бесплатно, курсовые работы
 

Роль коммерческих банков

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами [24].

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения.

Как инвестиционный консультант банк оказывает консультационные услуги своим клиентам по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Если банк берет на себя роль инвестиционной компании, то он занимается организацией выпуска ценных бумаг и выдачей гарантий по их размещению в пользу третьего лица; куплей-продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т.е. объявляя на определенные ценные бумаги "цены продавца" и "цены покупателя", по которым он обязуется их продавать и покупать. Когда банк размещает свои ресурсы в ценные бумаги от своего имени и все риски, связанные с таким размещением, все доходы и убытки от изменения рыночной оценки приобретенных ценных бумаг относятся за счет акционеров банка, то он выступает в качестве инвестиционного фонда. Необходимым условием выполнения роли инвестиционного фонда является наличие в штате банка специалистов по работе с ценными бумагами, имеющих квалификационный аттестат Министерства финансов Республики Беларусь, дающий право на совершение операций с привлечением средств граждан.

1.3. Роль коммерческих банков

Для определения роли банков Беларуси в национальной экономике следует проанализировать наиболее общие показате-ли, характеризующие уровень развития денежной системы, поскольку банки сами по себе не могут существовать вне этих систем. Все показа-тели приводятся на основе статистических данных Международного валютного фонда за 2001-2003 годы [25].

Таблица 1.1. Основные показатели денежных систем (в процентах к ВВП) [25]

Деньги в обращении

(наличность и расчетные счета предприятий)

Все деньги в национальной и иностранной валюте

Инвалютные резервы Центробанке в

(твердая иностранная валюта)

Уровень покрытия инвалютными резервами денег в обращении

Евросоюз

30,3

75,1

3,9

13%

Венгрия

15,4

40,2

19,5

127%

Польша

12,8

38,7

16,3

127%

Чехия

22,7

68

22,7

100%

Латвия

16,1

25,5

12,0

75%

Литва

12,5

20,2

11,7

94%

Эстония

19,8

31,2

15,0

76%

Россия

9,6

18,0

5,9

61%

Казахстан

8,0

12,3

4,5

56%

Украина

10,0

15,5

2,3

23%

Беларусь

3,9

11,0

2,5

64%

Приведенные данные не вызывают сомнений в том, что денежная система Беларуси значительно уступает по своим важнейшим парамет-рам не только денежной системе стран Евросоюза, включающего в себя большинство индустриально развитых стран, но и денежным системам восточноевропейских государств и крупнейших стран СНГ, осуществ-ляющих переход от плановой к рыночной, то есть денежной, а не фон-довой, экономике [9, с.33]. Так, по соотношению с ВВП денег в обращении то есть тех средств предприятий и населения, которые непосредственно обслуживают процессы товарно-денежного обмена и потому именуются активными деньгами, наша страна кардинально (от 2 до 8 раз) уступает не только большинству европейских государств, но и крупнейшим стра-нам СНГ По еще одному весьма важному показателю -- соотношению с ВВП валовых инвалютных резервов центральных банков -- Беларусь уступает странам Евросоюза в 1,6 раза, России -- в 2,4 раза, прибалтийс-ким государствам -- в 5,1 раза и ведущим восточноевропейским странам -- в 7,7 раза [10, с.11].

Однако по уровню покрытия инвалютными резервами активной денежной массы Беларусь не уступает России и Казахстану, опережает Украину почти в 3 раза, а страны Евросоюза -- в 5 раз. По этому показа-телю Беларусь близка к прибалтийским странам, проводящим политику жесткой привязки своих национальных валют к твердым валютам на принципах «Валютного комитета», то есть с эмиссией национальной валюты только для покупки твердой иностранной валюты, и в среднем уступает примерно в 2 раза ведущим восточноевропейским странам, наиболее преуспевшим в осуществлении экономических реформ. Одна-ко это кажущееся на первый взгляд относительное достижение эконо-мики Беларуси на самом деле отражает ее глубочайшую демонетизацию, а не наличие значительных инвалютных резервов, абсолютная величи-на которых не покрывает стоимости месячного объема импорта товаров и услуг, в то время как оптимальная величина инвалютных резервов дол-жна быть близка к стоимости импорта за период от 3 до 6 месяцев [9, с.34].

По соотношению с ВВП чистого кредита банковской системы, составившего в 2003 году 15,3%, Беларусь уступает России в 1,9 раза, прибалтийским государствам -- в 2 раза, ведущим восточноевропей-ским странам -- в 5 раз и странам Евросоюза -- почти в 9 раз. Одна-ко по доле чистых кредитов банков правительству и отечественным предприятиям, то есть резидентам национальной экономики, показатели банковской системы нашей страны выше аналогичных показателей всех рассматриваемых стран, за исключением стран Евросоюза и Украины. При всей кажущейся на первый взгляд патри-отичности белорусских банков на самом деле это опять же свидетель-ствует о неконкурентоспособности отечественной банковской системы на мировых финансовых рынках на фоне столь же малой эффектив-ности участия экономики страны в мировом обмене факторами про-изводства.

Банковская система нашей страны находится в заколдованном кру-ге. Низкий уровень капитализации банковской системы не способствует увеличению масштабов банковского кредита и росту монетизации эко-номики. Низкий уровень монетизации экономики Беларуси, являющийся следствием длительно проводившейся в стране экспансивной эмиссион-ной политики, приводившей к безудержной инфляции, подрывавшей устойчивость национальной валюты и препятствовавшей росту внут-ренних сбережений, не дает оснований для надежд на быстрый рост капитализации белорусских банков за счет внутренних источников. Это означает, что важнейшим условием роста капитализации белорусских банков и расширения масштабов кредитования предприятий и населе-ния страны является привлечение в страну зарубежного финансового капитала, то есть интернационализация отечественной банковской системы.

Парадоксальным является факт кардинального отставания Бела-руси от ведущих стран мира в уровне обеспеченности внешнеторговой деятельности иностранными активами (4,3% ВВП) и пассивами коммер-ческих банков (1,5% ВВП). Еще наглядней это при сопоставлении вало-вых иностранных активов коммерческих банков с экспортом товаров и услуг (6%) и пассивов с импортом (2%).

Таблица 1.2. Объемы экспорта и иностранных активов банков [25]

Население (млн. человек)

Экспорт товаров и услуг (млрд. долларов)

То же на душу населения (тыс. долларов)

Иностранные активы банков (млрд. долларов)

Тоже на душу населения (тыс. долларов)

Сингапур

4,0

166

41

52

13

Гонконг

6,8

244

36

450

66

Швейцария

7,1

119

17

464

65

Евросоюз

291,5

265

0,9

1882

65

США

281,4

1103

3,9

373

1,3

Япония

1269

529

4,2

739

5,8

Швеция

8,9

108

12

101

11

Дания

5,3

71

13

64

12

Норвегия

4,5

75

17

15

3.4

Чехия

10,3

36

3,5

13

1,3

Венгрия

100

32

3,2

2,8

0,3

Польша

38,7

39

1,0

7,9

0,2

Россия

145,5

115

0,8

17

0,1

Украина

49,6

20

04

0,9

0,02

Беларусь

10,2

8

0,8

0.3

0,03

Как видно из этих статистических данных, по уровню экспорта на душу населения Беларусь опережает лишь Украину и не уступает Рос-сии, однако проигрывает последней по величине банковских активов в иностранной валюте на душу населения более чем в 3 раза Россия является крупнейшим экспортером сырья, а Беларусь вывозит за грани-цу преимущественно готовую промышленную продукцию. По этой при-чине уровень поддержки отечественными банками национального экспорта должен быть намного выше, чем в России, поскольку такие товары, как нефть, газ, уголь, лес и другое сырье, покупаются с быстрой оплатой в денежной форме, в то время как поставки машинотехнической и дру-гой сложной промышленной продукции без экспортных кредитов весь-ма затруднены, что и является главным препятствием для наращивания объемов экспорта нашими заводами даже в страны третьего мира, кото-рые вполне удовлетворяет современное качество относительно дешевой продукции и уровень ее сервиса.

2. СТАНОВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1. Развитие системы коммерческих банков

Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как госу-дарственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее не-простой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полно-го отрицания роли денег в народном хозяйст-ве и господства натурального обмена; дли-тельное время существовала в условиях, ко-гда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в пла-новом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в по-следние годы.

Датой рождения банковской системы Бела-руси принято считать 3 января 1922 года -- начало работы Белорусской конторы Госу-дарственного банка при Наркомфине БССР. Исторически это совпало с началом реализа-ции новой экономической политики (НЭПа), основанной на сочетании плановых и ры-ночных подходов к управлению экономикой. После образования конторы Госбанка были открыты местные отделения в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства -- в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке.

Банковская система тех лет известна актив-ными усилиями по стабилизации денежного обращения и ликвидации дефицита госбюд-жета. Денежная реформа 1922--1924 годов, проведенная без иностранной помощи, соз-дала прочную основу для восстановления и развития страны. Этот период в отечествен-ной экономической истории характеризует-ся снижением цен на товарном рынке, повы-шением доходности крестьянских хозяйств, ростом реальной заработной платы. В 1925 году кредитные вложения по секторам эко-номики были распределены следующим об-разом: промышленность -- 44,4%, сельское хозяйство -- 14,5%, торговля -- 40,4%, час-тный сектор -- 0,7%.

В 1923 г. в связи с образованием СССР Гос-банк РСФСР был преобразован в Госбанк СССР, в состав которого вошла и Белорус-ская контора, подчинявшаяся ранее Наркомфину БССР.

В 1923--25 гг. были открыты филиалы обще-союзных акционерных банков -- Промбан-ка, Всесоюзного кооперативного, -- а с 1936 г. -- Торгбанка. В эти годы сформиро-валась система местных банков. В 1923 г. был открыт Гомельский рабочий банк, пре-образованный в 1924 г. в местный комму-нальный банк; в 1925 г. был создан Белкоммунбанк.

С целью концентрации свободных средств для кредитования сельского хозяйства были организованы окружные товарищества сель-скохозяйственного кредита: Белорусское и Гомельское -- в 1923 г.. Витебское и Оршан-ское -- в 1924 г., Калининское -- в 1925 г., Бобруйское и Могилевское -- в 1926 г., Мозырское и Полоцкое -- в 1927 г. Систему сельскохозяйственного кредитования воз-главил Бепсельбанк, организованный в 1924 г. Представителям частного капитала было разрешено открывать товарищества взаим-ного кредита [4, с.8].

В соответствии с вышедшим в 1927 г. поста-новлением ЦИК и СНК СССР "О принципах построения кредитной системы". Госбанк стал играть доминирующую роль. А после кредитной реформы 1930--32 гг. акционер-ные банки, сельскохозяйственные кредит-ные учреждения и товарищества взаимного кредита были ликвидированы.

В 1930-1932 годах в стране была проведена кредитная реформа, суть которой сводилась к полной замене коммерческого кредитова-ния прямыми банковскими кредитами с од-новременным внедрением принципов хоз-расчета и контроля рублем. В совокупности это позволило банкам увеличить объемы краткосрочного кредитования за последую-щие десять лет в 23 раза, причем на долю промышленности в предвоенном 1940 году приходилось 58% всех кредитов. К этому го-ду в банковской системе Беларуси труди-лось уже свыше 4 тысяч человек. В послевоенные годы банки Беларуси реша-ли задачи, связанные с восстановлением раз-рушенного хозяйства, включая проведение в 1947 году денежной реформы.

С 1932 г. до 1959 г. в Белоруссии функциони-ровали Коммунальный банк, филиалы Гос-банка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбан-ка СССР и до 1957 г. -- Торгбанка СССР [4, с.7].

В 1959 году была реорганизована и сама банковская сис-тема -- упразднены специализированные банки, а их функции сосредоточены в Гос-банке и Стройбанке. Весь послевоенный пе-риод банки работали в условиях жесткого централизованного планирования и их дея-тельность была направлена на решение за-дач своего времени -- создание мощного промышленного и научного потенциала, раз-витие отраслей, определяющих технический прогресс. В 1981 году кредитные ресурсы банковской системы были распределены следующим образом: промышленность -- 33,4%, сельское хозяйство -- 23,4%, тор-говля и заготовки -- 21,8%, прочие -- 21,4%.

В 1987 г. были учреждены белорусские рес-публиканские банки, ставшие филиалами Госбанка, Внешэкономбанка, Сберегатель-ного банка, Промстройбанка, Агропром-банка, Жилсоцбанка СССР. После объявле-ния суверенитета Беларуси все банковские учреждения на территории страны были объявлены собственностью Республики Беларусь. На базе Бе-лорусского республиканского банка Госбан-ка СССР был создан Национальный банк Бе-лорусской ССР.

С этого момента началась новейшая история белорусской банковской системы.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Национальном банке Белорусской ССР" и "О банках и банковской деятельности в Бело-русской ССР", то есть было положено начало формированию двухуровневой бан-ковской системы страны: первый уровень -- Национальный банк Белоруссии, второй -- коммерческие банки. Специализирован-ные государственные банки были преобра-зованы в акционерные коммерческие, стали создаваться новые универсальные банки, у истоков которых стоял уже частный капитал. Среди них -- Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.

В конце 2000 года положения перечисленных законов были объединены в принятом на смену им Банковском кодексе Республики Беларусь.

Согласно ст. 69 Банковского кодекса Республики Беларусь, банк является коммерческой организацией, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством, и имеющей на основании лицензии, выданной Национальным банком, исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции [2].

Банк может создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

В Республике Беларусь могут создаваться в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь либо нормативными правовыми актами Национального банка универсальные банки, имеющие лицензию на осуществление всех видов банковских операций, а также специализированные банки, деятельность которых направлена на осуществление отдельных банковских операций.

Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В уставе банка должны содержаться:

наименование банка;

указание на его организационно-правовую форму;

сведения о месте нахождения (юридический адрес) банка;

перечень банковских операций и видов деятельности;

сведения о размере уставного фонда;

сведения об органах управления, в том числе исполнительных органах и органах внутреннего контроля, о порядке образования этих органов и их полномочиях;

иные сведения, предусмотренные законодательством Республики Беларусь для устава юридического лица соответствующей организационно-правовой формы [2].

Банк должен иметь наименование и фирменное наименование, соответствующие требованиям законодательства Республики Беларусь. Наименование банка должно содержать указание на характер деятельности этого банка посредством использования слова "банк", а также на его организационно-правовую форму.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.