реферат бесплатно, курсовые работы
 

Проблемы повышения конкурентоспособности страховых компаний в РФ

Таблица 2.4

Значимость свойств страховой услуги для юридических лиц (в лице руководителя, принимающего решения). Какие критерии в наибольшей степени будут влиять на Ваш выбор страховой компании? (по пятибалльной шкале)

Известность

Надежность

Престижность

Уровень сервиса

Территориальная близость компании

Квалификация и доброжелательность представителя компании

Тип предприятия:

Государственное учреждение

3,9

4,9

3,3

4

2,8

4,3

Государственное или смешанное предприятие

4,1

4,7

3,6

4

2,9

4,2

Российское частное предприятие

3,7

4,7

3,4

4,4

2,6

4,2

Предприятие с иностранной собственностью, совместное предприятие

4

4,8

3,7

4,6

2,6

4,4

Другое

4

5

3,1

4

2

4

В этих таблицах в едином перечне сведены свойства самой компании (надежность, известность, близость к месту жительства страхователя, ассортимент страховых услуг, качество рекламы), а также ее продукта (понятность условий страхования, бесплатные консультации, качество обслуживания). Как уже отмечалось, с точки зрения маркетинга характеристики страховщика и его услуги надо рассматривать совместно, в качестве единого пакета свойств продукта, противостоящего его цене. Это связано с тем, что в потребительском представлении они выступают в виде неразрывного целого и свойства компании переносятся на ее продукт, а характеристики услуги -- на страховщика. В этом проявляется субъективный характер страхования и его неотделимость от компании, оказывающей соответствующую услугу.

Главной составляющей комплексного пакета свойств страхового продукта является надежность страховщика. Другое исследование фирмы GFK (сентябрь 2005 г.) позволяет определить значимость еще одного свойства страховой услуги -- быстроты и полноты выплаты возмещения. Как следует из его результатов, это второе по значимости свойство продукта после надежности компании. Быстрота (полнота) выплаты возмещения воспринимается как проекция эффективности компании, готовности и способности страховщика выполнить взятые на себя обязательства. В потребительском представлении она сливается с понятием надежности.

Очень похож на этот список и наиболее важных свойств банка. Вот как выглядит градация потребительской оценки свойств банковских учреждений (данные GFK, сентябрь 2005 г., неограниченное число ответов):

· Надежность банка -- 99%;

· Безопасность вложений -- 97%;

· Быстрота и качество обслуживания, широкий спектр услуг -- 93%.

Ввиду большой важности надежности страховщика имеет смысл более подробно рассмотреть ее составляющие в потребительском понимании. С точки зрения математики надежность выражается через вероятность отказа в выплате по причинам, не оговоренным в договоре страхования, прежде всего, из-за банкротства страховщика. Ее величина может быть с достаточной точностью определена на основании анализа объективных параметров, характеризующих состояние компании. В то же время понятно, что практически ни один страхователь не способен провести такие расчеты. В потребительском понимании (особенно применительно к физическим лицам) надежность представляет собой качественный показатель, формирующийся на основании комплекса факторов, таких как, например:

· масштаб компании,

· оценка опыта страхования, включая качество обслуживания, своевременность и полноту выплат, наличие известных страхователю немотивированных отказов в выплате или задержек возмещения;

· мнение референтных групп (т.е. лиц, авторитетных для страхователя) о компании и опыте страхования в ней,

· престижность и известность марки, часто определяемая рекламой или статьями в прессе, а также объемом операций компании, внешним видом офиса;

· вхождение компании в авторитетные финансово-промышленные группы или гарантии местных органов власти, известные и престижные учредители, государственное участие в капитале, наличие крупных иностранных компаний среди акционеров;

· долгий опыт работы на рынке;

· уровень сервиса, полнота и качество набора дополнительных услуг, предоставляемых страховщиком;

· предоставление покрытия рисков в валюте, перестрахование рисков за границей, а также другие факторы.

Таким образом, надежность -- эта качественный показатель, лишь косвенно связанный с вероятностью невыплаты возмещения. Исследование показали, что наиболее значимыми факторами, влияющими на признание данной компании надежной, являются положительный опыт страхования (включая положительный опыт референтных групп) и известность его марки, определяемое, в первую очередь, знакомством с рекламой страховщика. Но положительный опыт страхования -- полнота, быстрота выплат и качество обслуживания -- практически никак не связаны с перспективной надежностью компании, что наглядно подтверждается рядом банкротств вполне престижных страховщиков. Имидж надежной компании может формироваться на основании образов, штампов и субъективных представлений, внушенных рекламой, которая тем более никак не связана с ее устойчивостью. Более того, здесь имеется обратная зависимость: чем больше страховщик тратит на рекламу, тем больше вероятность того, что он пытается построить финансовую «пирамиду», покрывая убытки за счет резкого притока новых клиентов.

Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение страховых ущербов и своих издержек на ведение дела, но и получение прибыли. В страховании термин "прибыль" применяется условно, так как страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении.

Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат страховой деятельности, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты страхователей. Основным источником получения прибыли для страховой организации большинства цивилизованных стран является не сбор страховых платежей, а инвестиционная деятельность, которая проводится путем вложения части временно свободных средств резервного страхового фонда в прибыльные научно-технические проекты, коммерческие сделки, ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации, на депозиты и др.

Средства от инвестиционной деятельности направляются, как правило, на финансирование страховых операций, на дотации убыточным видам страхования, разработку новых видов страхования (экология и т. д.), подготовку кадров и др. [34].

В отличие от оборота средств по оказанию страховой защиты, оборот средств, связанных с организацией страхового дела и развитием страховой организации, регулируется действующим законодательством, уставом страховой организации и другими факторами.

Особенности раскладки возможного ущерба в рисковом (как правило, краткосрочном) и накопительном (сберегательном или долгосрочном) страховании породили два типа страховых фондов:

1. страховые резервные фонды по рисковым видам страхования;

2. страховые резервные фонды по накопительным видам страхования (страхование на дожитие, пенсии и др.).

Направления инвестирования средств резервов (вложения на депозиты, ценные бумаги, государственные облигации и т. д.) должны находиться в строгом соответствии с Правилами, регламентирующими деятельность страховых организаций по размещению страховых резервов (утверждены приказом Росстрахнадзора от 09.06.1993 г. № 02-02/17). Согласно Правилам в целях обеспечения финансовой устойчивости страховые организации инвестируют страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, с обязательным соблюдением следующих соотношений:

· не менее 10 % средств резервов - в государственные ценные бумаги областных, краевых и местных органов управления;

· не более 40 % - в недвижимое имущество;

· не более 50 % - на банковские вклады (депозиты)

· не более 40 % - в ценные бумаги акционерных обществ и в другие ценности;

· не более 10 % - в валютные ценности в соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле";

· не менее 5 % - на расчетный счет в банке для осуществления текущих выплат страховых сумм по проводимым видам страхования;

· не менее 80 % средств страховых резервов должно быть инвестировано на территории РФ, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

Согласно Закону РФ "О страховании" (ст. 27 п. 3) размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации (принудительном вложении свободных денег в гособлигации и другие ценные бумаги), возвратности (возврат страховых взносов страхователю при досрочном прекращении действия договора), ликвидности (способности удовлетворять претензии, предъявляемые страхователями) и прибыльности.

Запрещается использование средств страховых резервов для:

· заключения договоров займа (кредитных договоров) физическими и юридическими лицами, кроме случаев, предусмотренных Законом "О страховании" (также выдавать ссуды страхователям, заключившим договоры личного страхования, в пределах страховых сумм по этим договорам ст. 26, п. 3);

· заключения договоров купли-продажи, кроме случаев приобретения акций и паев товарных и фондовых бирж;

· вложения в интеллектуальную собственность. Страховые резервы АСО (АСК, ТОО и др.) подразделяются на резервы по личному, имущественному страхованию и страхованию ответственности, а также по финансированию мероприятий по предупреждению страховых случаев, утрате или повреждению застрахованного имущества.

Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию в федеральные и иные бюджеты. Страховые организации, как правило, активно включены в инвестиционные процессы, участвуют в разнообразных финансово-кредитных мероприятиях, поэтому они должны быть финансово устойчивыми не только относительно страховых рисков, но и по отношению к другим видам рисков (финансовому, валютному, банковскому и др.).

Вследствие этого в реальной страховой деятельности возникают ситуации, когда даже при безукоризненном расчете тарифа страховщику понадобятся дополнительные средства для выполнения своих обязательств перед другими клиентами. Например, за счет страховых взносов не могут быть покрыты:

а) неожиданное для страховщика значительное повышение убыточности страховой суммы (резкое изменение курса валют);

б) изменение рыночной ситуации, которая ведет к снижению стоимости инвестиций и доходов по ним.

Экономическое значение инвестиционной деятельности страховых компаний обусловлено большими объемами их инвестиционных ресурсов. Опыт западных стран, изученный в настоящем исследовании, неопровержимо свидетельствует о ведущей роли страховых компаний в инвестиционных процессах развитых государств. Размеры инвестиций, произведенных страховыми компаниями европейских стран, составляли в 2000 г. 50% от объема совокупного валового внутреннего продукта Европейского Экономического Сообщества. В таких государствах, как Великобритания, Швейцария, Люксембург, имеющих развитый фондовый рынок и международный финансовый авторитет, инвестиции страховщиков достигли или даже превысили годовой объем ВНП.

При этом если в развитых странах большая часть инвестиций представлена долгосрочными вложениями, осуществляемыми за счет средств страховых компаний по страхованию жизни, то в России их основная часть - это краткосрочные активы. Участие российских страховщиков в инвестиционном процессе носит иногда спекулятивный характер. Кроме того, средние и мелкие страховые компании, не обладая достаточным инвестиционным потенциалом, не стремятся самостоятельно выходить на фондовый рынок [22].

Этими обстоятельствами объясняется непроработанность вопросов научного обоснования и развития подходов к организации инвестиционной деятельности страховых компаний в нашей стране. Однако по мере развития отечественной экономики и страхового рынка, ситуация будет меняться. Тогда проблемы инвестиций займут ведущие позиции в страховой науке, как это наблюдается за рубежом.

Структура активов страхового рынка сейчас меняется. Компании уделяют все меньше внимания надежным, но низкодоходным государственным бумагам и банковским депозитам. Гораздо больше их привлекают корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, ПИФы и векселя предприятий. Такие вложения считаются гораздо более рискованными. Но страховщики все чаще говорят о том, что им не хватает качественных финансовых инструментов.

2.2. Проблемы пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке являются одним из средств государственного регулирования страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (в дальнейшем -- МАП), на которое Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» возложены функции упраздненного этим же указом государственного коммитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

Защита добросовестной конкуренции на страховом рынке и пресечение монополистической деятельности должны протекать в рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающе-го следующие формы:

1. пресечение злоупотреблением страховыми организациями доминирующим положением;

2. определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;

3. запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;

4. осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;

5. контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций:

6. пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

Союзы, ассоциации и иные объединения страховщиков для государственной регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном образовании. Это согласие на регистрацию объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном управлении антимонопольного органа России согласно порядку, устанавливаемому Положением о порядке рассмотрения хода-тайств о даче согласия МАП России и его территориальных управле-ний на государственную регистрацию объединений страховщиков.

Согласие на регистрацию объединения страховщиков выдается на основании представленных их учредителями требуемых документов. В согласии на регистрацию объединения может быть отказано, если представленные документы свидетельствуют о ведении объединени-ем страховой деятельности, о наличии соглашения или соглашений участников объединения, которое имеет или может иметь своим ре-зультатом существенное ограничение конкуренции на этом рынке, ущемление интересов других страховщиков или страхователей, в том числе раздел рынка страховых услуг по территориальному принципу или по видам страхования, установление (поддержание) единых стра-ховых тарифов по отдельным видам страхования, ограничение досту-па на рынок страховых услуг или устранение с него других страховщиков.

Для предо-ставления страховых услуг как разновидности финансовых услуг осуществляется комплекс мероприятий, который должен защитить кон-куренцию на рынке финансовых услуг. Основным законодательным актом здесь является Федеральный закон РФ от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защитe конкуренции на рынке финансовых услуг».

Финансовая услуга -- деятельность, связанная с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц.

В качестве финансовых услуг выступают:

· осуществление банковских операций и сделок;

· предоставление страховых услуг;

· предоставление услуг на рынке ценных бумаг;

· заключение договоров финансовой аренды (лизинга);

· заключение договоров по доверительному управлению денежны-ми средствами или ценными бумагами;

· иные услуги финансового характера.

Рынок финансовых услуг -- сфера деятельности финансовых организаций на территории РФ или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям.

Если действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами РФ за пределами территории РФ приводят или могут приве-сти в РФ к ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг, то применяются нормы Закона о защите конкуренции на рынке финан-совых услуг.

Группа лиц, деятельность которых ограничивается в соответ-ствии с Законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг: финансовая организация -- юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услу-ги по страхованию или иные услуги финансового характера, а также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, паевой инвестиционный фонд, лизинговая компания, кредитный по-требительский союз и иная организация, осуществляющая операции и сделки на рынке финансовых услуг.

Положения Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг в отношении финансовых организаций распространяются на:

· индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на ос-нове соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг;

· группу лиц -- группу юридических и иных физических лиц, при-знаваемых группой лиц в соответствии с законодательством РФ:

· аффилированное лицо - юридическое и (или) физическое лицо, признаваемое аффилированным лицом в соответствии с законода-тельством РФ.

Группа лиц, в чьих интересах установлено ограничение деятель-ности первой группы лиц (финансовых организаций и иных лиц, имеющих аналогичный статус):

· потребители -- определения в Законе о защите конкуренции на рынке финансовых услуг не содержится;

· финансовые организации -- конкуренты в Законе о защите кон-куренции на рынке финансовых услуг противопоставляются финансо-вым организациям, деятельность которых ограничивается.

Регулирующие и контролирующие органы: федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, с одной стороны, выступают как регулирующие и контролирующие органы, с другой -- рассматри-ваются Законом о защите конкуренции на рынке финансовых услуг как субъекты, способные допустить правонарушения, уменьшающие конкуренцию на рынке финансовых услуг.

Под доминирующим положением финансовой организации пони-мается объем финансовых услуг, предоставленных финансовой орга-низацией (несколькими финансовыми организациями) на рынке фи-нансовых услуг, дающий ей (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг или затруднить доступ на этот рынок дру-гим финансовым организациям.

Порядок признания положения финансовой организации домини-рующим утверждается федеральным антимонопольным органом по каждому виду рынка финансовых услуг по согласованию:

· на рынке ценных бумаг -- с федеральными органами исполни-тельной власти, осуществляющими регулирование ценных бумаг на рынке;

· на рынке банковских услуг -- с Центральным Банком РФ;

· на рынке страховых услуг -- с федеральным органом исполни-тельной власти, осуществляющим регулирование на рынке стра-ховых услуг;

· на рынке иных федеральных услуг -- с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке этих финансовых услуг.

Выделяются следующие нарушения законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг:

а) Злоупотребление финансовой организацией доминирующим по-ложением (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 5).

Злоупотребление финансовой организацией доминирующим по-ложением выражается в совершении действий, затрудняющих доступ на рынок финансовых услуг другим финансовым организациям и (или) оказывающих негативное влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг, в том числе:

· включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение по сравне-нию с другими финансовыми организациями;

· согласие заключить договор лишь при условии внесении в него положений, в которых финансовая организация не заинтересована;

· установление при заключении доктора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.

б) Заключение соглашения или совершение согласованных дей-ствий, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг, финансовыми организациями между собой либо с федеральными ор-ганами исполнительной власти, осуществляющими регулирование на рынке финансовых услуг, с федеральными органами исполнитель-ной власти, opганами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 6--9):

· если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничения конкуренции на рын-ке финансовых услуг;

· исключение составляют соглашения или согласованные действия финансовых организаций с Центральным Банком РФ,

в) Признание недействительными соглашении или сделок, совер-шаемых в результате согласованных действий финансовых организа-ций, ограничивающих конкуренцию на рынке финансовых услуг (За-кон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 10).

Создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых орга-низаций (Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Ст. 11) допускается только после получения предварительного согла-сия федерального антимонопольного органа.

Защищается недобросовестная конкуренция на рынке финансо-вые услуг между финансовыми организациями, выражающаяся в действиях, направленных на приобретение преимуществ при осуществ-лении предпринимательской деятельности, заключении соглашений или ведении между собой или с третьими лицами согласованных действий, которые противоречат законодательству РФ и обычаям де-лового оборота и могут причинять или причинили убытки другим фи-нансовым организациям--конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанесли ущерб их деловой репутации.

2.3. Пути повышения уровня капитализации компаний и их конкурентоспособности для выхода на мировой рынок страхования

Почему повышению капитализации страховой отрасли уделяют повышенное внимание и сами страховщики, и государство? Проблему можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, размер капитала страховой компании определяет максимальный размер страхового риска, который каждая компания может принимать на собственное удержание: больший риск компания обязана отдать в перестрахование. Во-вторых, от капитализации страховщика прямо зависят его устойчивость и платежеспособность, а следовательно, доверие к нему со стороны страхователя.

Несмотря на то что совокупный уставный капитал страховых компаний достиг в 2005 году своего максимума, увеличившись с 0,5 млрд руб. в 1994 году до 150 млрд руб. в 2005 году, капитализация всей российской страховой отрасли соизмерима с капитализацией шестого по мощности страховщика Западной Европы.

В Законе РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие акты законодательства Российской Федерации» целая статья посвящена вопросу повышения капитализации страховых компаний. Так, предусматривается увеличение базового уставного капитала. Кроме того, при осуществлении видов страхования, относящихся к страхованию жизни, вводится коэффициент 2 от базового размера уставного капитала, а при осуществлении исключительно перестрахования - 4.

Предусмотрено, что для одновременного осуществления нескольких видов страхования компания должна обладать уставным капиталом, складывающимся из минимальных уставных капиталов, установленных для каждого из осуществляемых видов страхования.

Страховщики обязаны будут довести свои уставные капиталы до размеров, определенных в законопроекте, до 1 июля 2007 года. У компаний, не выполнивших данное требование, департамент страхового надзора будет отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности без соответствующего предписания.

Проблема увеличения капитализации страховой отрасли отражена и в правительственной концепции развития страхования в Российской Федерации. Там записано, что «в целях повышения емкости рынка страховых услуг необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования».

Для многих страховщиков перестрахование является основным способом гарантировать выполнение своих обязательств перед клиентами. К сожалению, законодательное обеспечение перестраховочной деятельности еще более несовершенно: не определены ни стандартные положения договоров перестрахования, ни правила делового оборота российского рынка перестрахования.

В условиях значительного повышения тарифа на перестрахование перспективы развития российского перестраховочного рынка лежат в области создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования. Предполагается, что эти меры позволят также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу.

В связи с этим вполне своевременно новое положение законопроекта, определяющее, что страховщики могут объединяться в страховые и перестраховочные пулы - товарищества без образования юридического лица на основе договора о совместной деятельности.

Рост капитализации самым благоприятным образом повлияет и на привлекательность страховой отрасли для потенциальных инвесторов. Вместе с тем повысится и роль самих страховщиков как институциональных инвесторов.

Однако это произойдет не сразу. Например, по результатам 2005 года инвестиции 150 крупнейших страховщиков, которые собирают около 90% всех взносов, составили около 160 млрд руб. - лишь 2,6% всех инвестиций российских предприятий в экономику РФ. Так что говорить о страховых резервах как о существенном инвестиционном факторе пока преждевременно. С другой стороны, прибыль, получаемая от страховой деятельности, сейчас находится на уровне ниже среднего, каких-либо льгот по повышению капитализации страховых компаний не предусмотрено, и поэтому интерес к ним потенциальных инвесторов достаточно низок [8].

Таким образом, увеличение капитализации страховых компаний является составной частью целого комплекса проблем, которые предстоит решить в целях дальнейшего развития страхового рынка. Принятая правительством концепция наметила, а изменения и дополнения в закон «Об организации страхового дела в РФ», конкретизируют основные подходы к их решению.

До недавнего времени страховщики могли формировать свои резервы, что называется, «на глазок». Следует заметить, что резервы формируются из остатков страховых премий. Часть премии идет на ведение дела, часть отдается агентам, а остаток поступает в резерв. Такой порядок был заведен в связи с отсутствием каких бы то ни было достоверных статистических данных. Из-за этого страховщики при расчете величины страховых резервов использовали методики теоретического подсчета. Но теория всегда расходится с практикой. Это подтверждает более чем 200-летний опыт западных страховых компаний.

Что касается возможности выхода отечественных страховых компаний на мировой страховой рынок, то, как мы уже отмечали, общий уровень капитализации российского страхового рынка очень низок, а требованиям Европейского союза к платежеспособности соответствуют около 40 страховщиков, или менее 3,5% общего числа профучастников. К такому выводу пришло рейтинговое агентство Fitch Ratings в обзоре основных проблем российского страхового сектора [39].

Одной из фундаментальных проблем страхового рынка России в Fitch считают его низкую рыночную капитализацию: по данным ФССН, размер акционерного капитала российских страховых компаний составлял на 1 января 2005 г. $5 млрд. А реальный объем собственных средств страховщиков - без учета дутого капитала с использованием вексельных и иных финансовых схем - Fitch оценивает в $1,5 млрд.

Другая серьезная проблема российского рынка - соответствие страховщиков нормативам платежеспособности. Fitch решило проверить, сколько компаний отвечают стандартам Solvency I, к которым стремится привести рынок и ФССН. Результаты плачевные: лишь около 40 из 1200 страховых компаний, зарегистрированных в России на 1 июля 2005 г., капитализированы и платежеспособны по европейским меркам. Страховщиков, попавших в число этих 40 компаний, аналитик не называет.

Не обошло вниманием Fitch и псевдостраховые схемы. Так, доля псевдостраховых операций в $3,7 млрд премий по страхованию жизни - $3,55 млрд, в $3,4 млрд страхования от огня и строительно-монтажных рисков -- $2,4 млрд. Из $407 млн сборов по страхованию ответственности лишь $70 млн пришлись на реальный рынок [39, 22].

Проанализируем место России в мировом страховом рынке. Несколько цифр по итогам 2005 г. [22]:

· в 2005 г. Россия занимала долю в полпроцента (0,48%) мирового рынка - рядом с Австрией, Бразилией, Финляндией и Гонконгом;

· по темпам роста объема страховых премий при переходе от 2004 г. к 2005 г. она занимала 3-е место в группе быстро растущих национальных страховых рынков. Самый высокий темп роста объема страховых премий с учетом инфляции наблюдался на Украине - 95,5%, во Вьетнаме - 30,8%, в Российской Федерации - 26,7%. Дальше идут следующие страны - Багамы (26,4%), Тайвань (25,7%), Китай (25,3%) и т.д.;

· по плотности страхования - показателю страховой премии на душу населения - Россия в 2003 г. находилась на 55 месте, ниже, чем такие страны как Намибия, Ямайка, Ливан, уровень развития экономики которых явно уступает России.

Проведем сравнение российского страхового рынка со странами Центральной и Восточной Европы. Выбор этих стран обусловлен тем, что они находятся на близких условиях рыночной экономики переходного периода.

По итогам 2005 г. по объему собранной страховой премии российский страховой рынок являлся крупнейшим среди рынков стран ЦВЕ и чуть-чуть уступал в размере премий всем этим странам вместе взятым.

Показатель глубины рынка, т.е. отношение совокупной страховой премии к ВВП, в большинстве стран ЦВЕ составляет около 3% ВВП. В Болгарии, Румынии и странах Балтии этот показатель в 2005 г. находился в интервале 1,5-2,0% ВВП. В Словении и Чехии он превышал 4% порог (в Словении - 5,23%, в Чехии - 4,48%) и приближался к уровню стран с развитой рыночной экономикой. В России этот показатель, рассчитываемый на основе официальной отчетности, в 2005 г. был равен 3,25%, а в 2004 г. - только 2,81%.

Плотность страхования (страховая премия на душу населения) в странах ЦВЕ различна и существенно связана с уровнем дохода на душу населения. Выделяется группа стран с менее низким доходом (Болгария, страны Балтии, Сербия, Черногория, Румыния и Украина), для которых этот показатель близок к 55 долл. США на человека. В группу более богатых стран ЦВЕ входят Венгрия, Польша, Словакия. Их показатель - страховая премия в размере примерно 200 долл. США на человека. В группу самых богатых стран ЦВЕ входят Чехия (страховая премия в размере 370 долл. США на человека) и Словения (страховая премия в размере 730 долл. США на человека). В России плотность страхования в 2004 г. составила около 120 долларов США, а в 2005 г. - около 130 долларов США на душу населения [53].

По мнению специалистов, на общем фоне стран ЦВЕ российский страховой рынок занимает достаточно прочные позиции и имеет хорошие перспективы развития.

На 01.01.2005 года доля иностранного капитала в российском страховом рынке составляла 3,68%.

По мнению экспертов, существует достаточно много веских причин инвестиционной привлекательности российского страхового рынка:

· согласно прогнозам в России продолжается устойчивый рост ВВП;

· высокие цены на нефть способствуют притоку денежных средств;

· налицо хороший уровень прибыли на собственный капитал в течение прошлого и текущего периодов ( 5-25%);

· российский рынок является одним из наиболее прибыльных рынков в мире;

· в российском секторе розничных услуг наблюдается более низкий уровень конкуренции по сравнению со странами с более развитой или развивающейся экономикой;

· российские клиенты заинтересованы в высококачественных услугах и товарах;

· в России наблюдаются превосходные тенденции сбыта;

· пока в России низкий уровень конкуренции;

· в России есть 89 регионов с совершенно неравномерным их развитием;

· налоговая среда приемлема для западных компаний;

· законодательство обычно удовлетворяет интересам западных компаний;

· более 90% западных фирм утверждает, что уровень компетенции персонала в России - один из самых высоких в мире;

· пока в России наблюдается политическая стабильность.

Заметим, что еще совсем недавно большинство из этих факторов, взятые со знаком минус, рассматривались как факторы инвестиционной непривлекательности.

В таблице 2.5 приведены основные данные о главных, на сегодня, игроках на российском страховом рынке.

Таблица 2.5

Главные игроки на российском рынке страхования [53]

Компания

Владелец

Комментарий

Активы, $ млн.

Страховые резервы, $ млн.

Акции, тыс.

Ингосстрах

Сибнефть, Сибал и Нафта-Моска контролируют 84% капитала, часть акций - в руках трудового коллектива

Компания - лидер на рынке атострахования (ее доля в нем - 20%)

354

296

3 322

ПСК

НИКойл

Контролирует 30% рынка страхования жизни

299

276

16 611

РОСНО

Группа Allianz контролирует 45%, группа "Система" остальную часть капитала

Контролирует 5-10% рынка во всех сегментах

292

249

14 352

Альфа-Страхование

Группа Альфа

2-ое место на рынке страхования жизни

275

210

41 528

Росгосстрах

Тройка-Диалог контролирует 49%

Компания активна в сегментах страхования имущества и автомобилей

139

85

15 191

Интеррос-Согласие

Интеррос

1-ое место на рынке страхования ответственности

106

73

26 618

Прогресс-Гарант

ЮКОС

"Карманная компания"

119

67

542

ВСК

Менеджмент владеет 51% акций

Компания контролирует долю в 4-7% от различных рынков

79

48

23 256

РЕСО-Гарантия

МДМ-банк (менеджмент владеет 51% акций)

2-ое место на рынке автострахования

67

42

23 256

Энергогарант

РАО "ЕЭС"

Классический страховщик жизни

72

40

23 256

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.