реферат бесплатно, курсовые работы
 

Правовой статус инвестиционных фондов и компаний

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят состояние производства, положение и уровень технической оснащенности основных фондов предприятий народного хозяйства, возможности структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем.

I.1 Правовые основы иностранного инвестирования в Украине.

Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Данный раздел курсовой работы основан на 38-й главе (Иностранные инвестиции) 7 -го раздела Хозяйственного кодекса Украины. Проработав большое количество материала, я нашел очень подходящую статью профессора Брюховецкого И.Н. и профессора Галинского Д.М.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает вследствие необходимости обновления действующих производственных фондов. В такой ситуации при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. . Все это требует от Правительства Украины проведения выверенной , научно-обоснованной и, в то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.

« В Украине порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования, и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться преимущественно на развитие приоритетных направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а также конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции , в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95 создана Украинская государственная кредитно- инвестиционная компания.С целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине ( Указ Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное агентство Украины реконструкции и развития , в функции которого входит формирование и реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности, которые безусловно распространяются и на деятельность иностранных инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно выполняет отдел иностранных инвестиций и свободных экономических зон , который организационно входит в состав Главного управления по вопросам внешнеэкономических связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка программ социально-экономического развития соответствующих территорий, внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями, осуществление управления инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,обязательная регистрация иностранных инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами , учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов и т.д.

Органами функциональной ( межотраслевой ) компетенции , в функции которых той или иной мерой входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины , Министерство финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная кредитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины и Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине не раз подвергалась изменениям , но , как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так , например , анализ заданий новоиспеченного Национального агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической помощи показывает , что по сути создан аналогичный орган государственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности - к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный практический вывод о том , что субъектом , который получает государственные гарантии по защите иностранных инвестиций , является иностранный инвестор , а не предприятие с ино-странными инвестициями . Эта особенность является очень важной при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства. Эти гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий защиты иностранных инвестиций применение к ним на протяжении 10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях , которое действовало в момент регистрации иностранной инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных действий государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду и моральный ущерб , причиненный им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в натуральной форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины , а также доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме в соответствии с их реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.

В Украине собственное законодательство об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде правовые , экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон Украины " Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности в нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных инвесторов вложили в экономику Украины меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия , в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной . Существовал завуалированный импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта 1996 года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона , которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в соответствии с государственной программой развития приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. Четко установлен момент присвоения предприятию статуса предприятия с иностранными инвестициями . Таким моментом считается день зачисления иностранной инвестиции на его баланс. Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться только после их фактического внесения , тогда как в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия с иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке, предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные иностранные инвес-тиции не дают права на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций . Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом Украины " О научно-технической информации " предусматривается право иностранных юридических и физических лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании " указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков при условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и долгам , срок уплаты которых уже наступил . Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить , что страховая деятельность в Украине осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины . В соответствии с Законом Украины " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины. В Воздушном Кодексе Украины указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине правилами .

Условия реализации продукции ( работ, услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то , что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической деятельности пользуются планом счетов и инструкцией по его применению , которые действуют на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они отображают свою деятельность и ее результаты в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ), которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной налоговой администрации кроме годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,

Национальному банку Украины предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов. В п.4 ст.19 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано, что инвестиции могут быть, а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно выбирают страховую компанию (страховика ), однако экспортные кредиты, ссуды, некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за ее пределами страхует специализированное акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .Основания для приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной деятельности может быть принято по таким причинам :

1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности;

3.стихийного бедствия;

4.введение чрезвычайного положения.»

I.2.Понятие и механизм работы паевых инвестиционных фондов.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - это объединенные средства инвесторов, переданные в доверительное управление управляющей компании. Сам паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом - это так называемый "имущественный комплекс", а по сути, это инвестиционный портфель.

Вкладывая денежные средства в паевой инвестиционный фонд, инвестор фактически заключает с управляющей компанией договор доверительного управления и становится владельцем инвестиционных паев. Паи выдает управляющая компания, осуществляющая доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.

Имущество, передаваемое в паевой фонд пайщиками, остается собственностью пайщиков, а управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, совершая сделки с этим имуществом.

Управляющая компания вправе передать свои права и обязанности по управлению паевым фондом другой управляющей компании. (Передача паевых фондов от одной управляющей компании другой уже успешно осуществлялась в России на практике).

Как отмечено в определении, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго регулируется и контролируется.

Во-первых, управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая компания может совмещать деятельность по управлению паевыми фондами только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.