реферат бесплатно, курсовые работы
 

Особенности организации и регулирования деятельности банка на российском рынке ценных бумаг

Первое упоминание в летописях о Москве относится к 1147 году, в связи со строительством князем Юрием Долгоруким на реке Москве города.

Москва - один из крупнейших городов мира, площадь ее равна почти 900 км2. Со времен Великой Октябрьской социалистической революции территория города увеличилась почти в 6 раз. В настоящее время граница его в некоторых районах уже вышла за пределы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) . Население Москвы составляет около 9 млн.

В Москве достаточно сильно развито машиностроение, пищёвая, химическая промышленность, чёрная и цветная металлургия, сфера услуг.

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору на финансовых рынках, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж.

Ключевыми задачами работы Федеральной службы по финансовым рынкам являются обеспечение стабильности работы российского финансового рынка, повышение его эффективности и привлекательности для инвестиций, в том числе повышение прозрачности рынка и снижение инвестиционных рисков.

Эти задачи решаются путем контроля за деятельностью участников

финансовых рынков и создания нормативно-правовой базы, определяющей условия выпуска и обращения ценных бумаг, работы профессиональных участников, а также системы отчетности.

История создания

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России)

образована согласно Указу Президента России В.В. Путина "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" №314 от 9 марта 2004 года. ФСФР России переданы функции по контролю и надзору упраздненной Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж

упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Основные функции, полномочия, порядок и организация деятельности ФСФР России определены в Постановлении Правительства Российской Федерации "Вопросы федеральной службы по финансовым рынкам" № 206 от 9 апреля 2004 года и Положении о Федеральной службе по финансовым рынкам от 30 июня 2004 года, утвержденном Постановлением Правительства Российской

Федерации №317 от 30 июня 2004 года.

Основные направления деятельности

- Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

- Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

- Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

- Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

До внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР

России возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.

Организация деятельности ФСФР России

Руководство Федеральной службой по финансовым рынкам осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает руководителя и заместителей руководителя службы. Глава ФСФР России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на службу полномочий в установленной сфере деятельности.

В составе ФСФР России 9 управлений по основным направлениям

деятельности:

- Управление регулирования и контроля над коллективными

инвестициями;

- Управление регулирования деятельности профессиональных

участников и инфраструктурных организаций на финансовом

рынке;

- Управление регулирования выпуска и обращения эмиссионных

ценных бумаг;

- Управление организации и проведения надзорных мероприятий на

рынке ценных бумаг;

- Управление общественных связей, взаимодействия и координации.

Юридическое управление

- Управление делами;

- Управление финансово-экономического обеспечения, учета и

отчетности;

- Управление административно-технического обеспечения.

Работу управлений координирует и контролирует руководитель

службы Вьюгин Олег Вячеславович и четыре заместителя руководителя Стрельцов Владислав Юрьевич, Харламов Сергей Константинович, Хулхачиев Бембя Викторович и Гусаков Владимир Анатольевич.

Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою

деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. ФСФР России переданы 14 региональных отделений упраздняемой Федеральной

комиссии по рынку ценных бумаг в следующих городах:

Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Ростов, Владивосток, Красноярск, Орел, Омск, Самара, Челябинск, Саратов, Иркутск.

2.2 Структура и функции Федеральной Службы по финансовому рынку и Регионального отделения в ЦФО

Рис. 2. Структура ФКЦБ

О региональном отделении в ЦФО

Общие положения

Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе (РО ФСФР России в ЦФО) является территориальным органом исполнительной власти Федеральной службы по финансовым рынкам. Отделение образовано в соответствии со статьей 47 Закона Российской Федерации "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года № 39-Ф3.

Региональное отделение обеспечивает выполнение установленных законодательством Российской Федерации норм, правил и условий функционирования рынка ценных бумаг, контроля за деятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций, защиту прав инвесторов, а также реализацию принимаемых ФСФР России решений. Деятельность РО ФСФР России в ЦФО осуществляется на территории Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской областей и города Москвы. РО ФСФР России в ЦФО осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за деятельностью РО ФКЦБ в ЦФО осуществляет ФСФР России (http://www.fcsm.ru/). Функции и права РО ФСФР России в Центральном федеральном округе определены Положением (приказ ФСФР России от 02.09.2004 г. № 04-445/пз-н).

Структура Регионального отделения в ЦФО

Отделы:

Отдел регистрации выпусков ценных бумаг

§ Принимает и рассматривает документы, представленные для государственной регистрации выпусков ценных бумаг, отчетов об итогах выпусков, изменений и дополнений в данные о государственной регистрации выпусков.

§ Дает заключения и оформляет решения РО ФСФР России в ЦФО о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпусков; о внесении изменений в данные государственной регистрации выпусков ценных бумаг; о приостановлении и возобновлении эмиссии ценных бумаг; об аннулировании государственной регистрации выпусков ценных бумаг.

§ Ведет реестр эмитентов, перечень которых определен решениями ФСФР России.

§ Ведет реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, размещение которых приостановлено или возобновлено.

§ Хранит документы эмитентов, связанные с государственной регистрацией выпусков ценных бумаг, до принятия соответствующих решений РО ФСФР России в ЦФО; предоставляет информацию в ФСФР России.

§ Контролирует соблюдение эмитентами порядка и процедур раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФСФР России.

§ Рассматривает жалобы и заявления по поводу действий эмитентов, связанных с эмиссией ценных бумаг и нарушением прав акционеров.

Отдел контроля эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг

§ Осуществляет контроль за соблюдением всеми участниками рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, защите прав и законных интересов инвесторов, стандартов и правил, утвержденных ФСФР России.

§ Самостоятельно, а также во взаимодействии с Представительствами РО ФСФР России в ЦФО, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводит проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.

§ Контролирует соблюдение эмитентами, инвесторами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг порядка и процедур раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ФСФР России.

§ Рассматривает жалобы, обращения физических и юридических лиц, связанные с деятельностью эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций.

§ Оформляет и направляет эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг и их саморегулируемым организациям предписания РО ФСФР России в ЦФО, а также осуществляет контроль их исполнения.

§ Оформляет и направляет материалы в ФСФР России для принятия решений об аннулировании, приостановлении действия лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также по ограничению видов их деятельности.

§ Совместно с юридическим отделом РО ФСФР России в ЦФО готовит материалы для направления в правоохранительные органы, если выявленные правонарушения находятся в их компетенции.

§ По установленным фактам правонарушений Федерального закона "О защите прав и законных инвесторов на рынке ценных бумаг" от 05.03.99 г. № 46-ФЗ передает материалы в Комиссию РО ФСФР России в ЦФО для рассмотрения и принятия соответствующих решений.

§ Изучает и обобщает практику применения действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о защите прав и законных интересов инвесторов для подготовки предложений в ФСФР России о совершенствовании нормативной базы функционирования рынка ценных бумаг.

Отдел аттестации и организации обучения

§ Осуществляет прием документов для сдачи квалификационных экзаменов и регистрации (перерегистрации) в Едином реестре аттестованных лиц.

§ Организует прием квалификационных экзаменов, выдачу и обмен квалификационных аттестатов.

§ Проверяет и осуществляет обработку информации, представленной соискателями и владельцами квалификационных аттестатов ФСФР России для направления в ФСФР России.

§ Хранит документы, связанные с аттестацией соискателей и регистрацией в Едином реестре аттестованных лиц.

§ Организует обучение сотрудников правоохранительных, судебных и контрольных органов города Москвы по различным аспектам рынка ценных бумаг.

§ Организует обучение представителей города Москвы в хозяйствующих субъектах.

§ Проводит аттестацию представителей города Москвы в хозяйствующих субъектах.

§ Организует подготовку и проведение учебных и просветительских мероприятий, в которых участвует РО ФСФР России в ЦФО.

Отдел по работе с регионами

§ Обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти Центрального федерального округа по формированию и развитию фондового рынка.

§ Осуществляет контроль за исполнением территориальными отделами РО ФСФР России в ЦФО возложенных на них функций и реализацией принимаемых РО ФСФР России в ЦФО решений на закрепленных за ними территориях субъектов Российской Федерации.

§ Участвует в разработке региональных проектов развития рынка ценных бумаг и его инфраструктуры.

§ Осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и управления, правоохранительными и налоговыми органами Центрального федерального округа, совместно с ними проводит мероприятия по выявлению и пресечению правонарушений на рынке ценных бумаг.

Территориальные отделы РО ФСФР России в ЦФО:

§ Территориальные отделы являются структурными подразделениями Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе, образованными на основании п.3.5 Положения о территориальном органе Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденного приказом ФСФР России от 02.09.2004 г. № 04-445/пз-н.

§ Территориальные отделы РО ФСФР России в ЦФО действуют на территории Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской и Ярославской областей, на основании Положения о территориальном отделе РО ФСФР России в ЦФО, утвержденного Приказом РО ФСФР России в ЦФО от 30.12.2004 г. № 492.

Отдел финансового анализа эмитентов

§ Анализирует бухгалтерскую и иную финансовую отчетность, поступающую в РО ФСФР России в Центральном федеральном округе в процессе регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска, в процессе проведения плановых и внеплановых проверок эмитентов, а также поступающую в составе ежеквартальных отчетов эмитентов.

§ Анализирует существенные факты (события и действия), затрагивающие финансово-хозяйственную деятельность эмитентов.

§ Представляет аналитические заключения и информацию о финансово-хозяйственной деятельности эмитентов по запросам ФСФР России и структурных подразделений РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Осуществляет надзор за соответствием величины стоимости чистых активов эмитентов требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

§ По решению руководства РО ФСФР России в Центральном федеральном округе принимает участие в плановых и внеплановых проверках деятельности эмитентов, осуществляемых соответствующим структурным подразделением РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляет свою деятельность РО ФСФР России в Центральном федеральном округе, по вопросам разработки и реализации региональных проектов развития рынка ценных бумаг и его инфраструктуры.

§ По запросам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляет аналитические материалы о финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, а также заключения о состоянии и перспективах развития рынка ценных бумаг соответствующих регионов.

§ Изучает и обобщает практику применения действующего законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, нормативных актов ФСФР России и выносит предложения на рассмотрение руководства РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

Информационно-аналитический отдел

§ Формирует и периодически обновляет Базы данных РО ФСФР России в Центральном федеральном округе, обеспечивает их целостность и многофункциональность использования.

§ Обеспечивает доступ к удаленным Базам данных других организаций с использованием средств телекоммуникаций.

§ Анализирует отчетность эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг, поступающую в РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Разрабатывает и осуществляет поддержку эксплуатации систем автоматизации технологических процессов, выполняемых подразделениями РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Проводит мониторинг и комплексный анализ состояния рынка ценных бумаг на основе корпоративных, ведомственных и публичных источников информации.

Отдел по работе со средствами массовой информации

§ Информирует широкую общественность, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней о деятельности РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

§ Взаимодействует со средствами массовой информации, пресс-службами органов государственного регулирования рынка ценных бумаг.

§ Участвует в реализации проектов, направленных на системное освещение проблем развития фондового рынка, опыта и достижений всех его участников, роли государственного регулирования.

§ Планирование и проведение комплексных PR-компаний по основным направлениям деятельности РО ФСФР России в Центральном федеральном округе.

Финансовый анализ эмитентов

Отдел финансового анализа эмитентов обеспечивает выполнение определённых в Положении о РО ФКЦБ России функций, связанных с подготовкой аналитических материалов и заключений о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и проведением анализа состояния региональных рынков ценных бумаг.

Во взаимодействии с администрациями субъектов РФ на территории ЦФО в РО ФКЦБ осуществляется программа повышения эффективности управления государственными долями в АО. Сформирован и постоянно актуализируется Реестр хозяйствующих субъектов с долевым участием государства, в котором отслеживаются размеры, характер и принадлежность государственных долей на предприятиях. На конец 2001 года в Реестре значилось 186 предприятий с федеральной долей, 583 предприятия - с долей Москвы, 128 предприятий с долей других субъектов РФ.

Таким образом, в данном разделе в общих чертах был описан отдельно взятый объект - Федеральная служба по финансовому рынку и его Региональное отделение в Центральном федеральном округе.

В разделе приводится структура ФКЦБ и РО, основные направления деятельности, история создания, задачи и функции.

Следует, заметить, что особое внимание уделяется Региональному отделению Федеральной службы в ЦФО - его структура (отделы) описаны более детально.

2.3 Организация системы государственной регистрации выпуска ценных бумаг в ФКЦБ

Практическое осуществление функций по организации системы государственной регистрации эмиссионных ценных бумаг в ФКЦБ и отчётов об итогах их выпусков возложен на отдел регистрации.

На конец 2001 года отделом регистрации было рассмотрено 57 216 заявок на регистрацию выпусков ценных бумаг от 38 007 акционерных обществ, из которых 5 577 являются открытыми обществами, а 32 430 - закрытыми.

По результатам рассмотрения было принято решение о государственной регистрации 37 709 выпусков ценных бумаг и 12 241 отчёта об итогах об итогах выпуска ценных бумаг.

В связи с выявленными нарушениями отказано в регистрации

по 5 469 выпускам ценных бумаг и 227 отчёта об итогах выпусков ценных бумаг. Остальные не приняты к рассмотрению.

В государственный бюджет поступило в виде в виде налога на операции с ценными бумагами, взимаемого при регистрации, 277 701 790 руб.

На начало 1997 года до образования РО ФКЦБ, требованиям о государственной регистрации эмиссионных бумаг на подведомственной территории удовлетворяли менее 7% АО. На конец 2001 года из 2002 224 зарегистрированных на территории ЦФО акционерных обществ. На конец 2001 года из 202 224 зарегистрированных на территории ЦФО акционерных обществ первичные выпуски ценных бумаг зарегистрировали 50 795, что составляет более 25%.

В среднем за год в РО ФКЦБ регистрируется около 8 400 первичных выпусков ценных бумаг. Увеличение количества зарегистрированных первичных выпусков в 1998 году объясняется введением нового порядка нового порядка регистрации в г. Москва. Согласно принятому Правительством Москвы постановлению от 11 ноября 1997 № 791 “Об изменении порядка регистрации акционерных обществ в городе Москва” акционерное общество, не представившее документы на регистрацию первичного выпуска ценных бумаг в РО ФКЦБ, не могло получить вместо временного свидетельства постоянное свидетельство Московской регистрационной палаты.

В результате в 1998 году по Москве было зарегистрировано самое большое количество первичных выпусков ценных бумаг по сравнению с данными прошлых лет.

Отмена такого порядка с начала 2000 года вызвала снижение количества акционерных обществ, обратившихся в РО ФКЦБ за регистрацией первичных выпусков ценных бумаг. В связи с этим, специалисты РО усилили работу по мониторингу регистрации выпусков ценных бумаг вновь создаваемыми акционерными обществами.

Рис. 3. Динамика регистрации первичных выпусков ценных бумаг по годам

Исходя из данных рисунка 3 можно судить, что пик регистрации выпусков ценных бумаг пришёлся на 1998 год.

Акционерным обществам, своевременно не зарегистрировавшим свои эмиссии, направлялись предписания о необходимости регистрации. Результатом этой работы явилось наметившаяся в 2001 году тенденция к увеличению количества зарегистрированных первичных выпусков на всей подведомственной территории, особенно в регионах, где открыты Представительства РО ФКЦБ.

С начала 2001 года с целью повышения качества проверки регистрируемых на регистрацию дополнительных выпусков ценных бумаг акционерных обществ проводится их юридическая экспертиза.

РО ФКЦБ в ЦФО с 2001 года проводит аккредитацию организаций, предоставляющих информационно-консультационные услуги на рынке ценных бумаг. К началу 2002 года в Москве и Подмосковье, а также в других регионах ЦФО.

Контроль за соблюдением законодательства

Одной из функций РО ФКЦБ в ЦФО является контроль за соблюдением всеми участниками рынка ценных бумаг требований законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФКЦБ. Практическое осуществление контрольных функций РО возложено на отдел контроля.

Всего за период с 1997 по 2001 специалистами РО ФКЦБ осуществлено 8 911 контрольных проверок (из них эмитентов - 8 405, профессиональных участников 506). В их числе 541 выездная проверка 8 370 проверок, проведённых посредством анализа имеющихся в РО ФКЦБ в ЦФО документов и информации, полученной по запросам в отношении проверяемых организаций.

Представительствами РО ФКЦБ основная часть выездных проверок осуществляется совместно с представительствами областных администраций и комитетов по управлению имуществом. Участниками совместных проверок в Москве являются специалисты и сотрудники Управления по экономическим преступлениям ГУВД города Москвы, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью г. Москва, Территориального управления по г. Москва и Московской области МАП России. В свою очередь специалисты РО ФКЦБ принимали участие в проверках, проводимых вышеуказанными правоохранительными организациями, а также Прокуратурой г. Москва.

Рис. 4. Нарушения, выявленные при проверках эмитентов

На рисунке 4 приведены нарушения, которые были выявлены при проверках эмитентов. Исходя из данных, приведённых на рисунке можно сделать вывод о том, что основные нарушения при проверках приходятся на отсутствие регистрации эмиссии, на несоответствие устава действующему законодательству.

За период с 01.01.97 по 01.01.02 по результатам проведённых проверок выдано 8 621 предписание об устранении выявленных нарушений (в том числе эмитентам - 8 158, профессиональным участникам - 463), приостановлено действие 320 лицензий профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также направлено 185 представлений в ФКЦБ России на аннулирование лицензий.

С 1997 года в РО ФКЦБ действует комиссия по рассмотрению дел о нарушениях законодательства РФ о ценных бумагах. По результатам её деятельности в соответствии с Законом города Москвы от 11 июня 1997 “Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг” было выявлено 262 факта административных правонарушений. Штрафные санкции были наложены на 201 организацию (в том числе профессиональных участников - 126, эмитентов - 75) на общую сумму 2 767 693,5 руб. Кроме этого, было выдано 61 предупреждение с предписанием, в том числе 31 из них с опубликованием в средствах массовой информации.

С октября 1999 года деятельность комиссии осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг”. С этого времени и до конце 2001 комиссия провела 113 заседаний, на которых было рассмотрено 1 267 дел. Вынесено 1 097 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 16 695 161. На исполнительное производство передано 524 постановления о наложении штрафа.

В 1997-2001 году в отдел поступило 16 147 входящих документов, из них 3 804 составляют жалобы и запросы 12 343 - информационные письма, а также письма, присланные для руководства в работе. За этот период сотрудниками отдела отправлено 19 911 писем и ответов на обращения.

Рис. 5. Нарушения, выявленные при проверках профессиональных участников

Таким образом, исходя из данных рисунка 5, можно сделать выводы, что основные нарушения, выявленные при проверках профессиональных участников приходятся на уклонение от предоставление обязательной отчётности.

2.4 Правовое обеспечение Федеральной Службы по финансовому рынку в регионах

С момента создания юридического отдела до начала 2002 года его сотрудники представляли интересы РО в арбитражных судах и судах общей юрисдикции 218 раз, из них в качестве истца - 11, ответчика - 149, третьего лица - 58. Наиболее распространёнными судебными спорами с участием РО ФКЦБ являются споры по искам о признании недействительными решений РО ФКЦБ о регистрации выпусков ценных бумаг и постановлений о наложении штрафов за нарушение законодательства РФ о ценных бумагах и защите прав и законных интересов инвесторов. Всего за этот период в арбитражные суды было обжаловано 48 постановлений о наложении штрафов, рассмотрено 41 исковое заявление, в 6 случаях иски были удовлетворены. По искам РО ФКЦБ ликвидировано 5 АО, незарегистрировавших выпуски ценных бумаг при учреждении.

Юридический отдел взаимодействует с другими структурными подразделениями РО ФКЦБ, рассматривая переданные на правовую экспертизу документы и договоры. Его сотрудниками было обосновано 2 943 заключения по документам, представленным для регистрации выпуска ценных бумаг или отчёта об итогах выпуска ценных бумаг.

Работа в регионах

Основная деятельность отдела по работе с регионами связана с организацией взаимодействия РО ФКЦБ России в ЦФО с региональными органами государственной власти и управления по вопросам координации деятельности представительств РО ФКЦБ России в ЦФО в целях регулирования деятельности рынка ценных бумаг.

Региональным отделением ФКЦБ России в ЦФО подписаны соглашения о порядке координации деятельности по развитию рынка ценных бумаг с администрациями Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Ярославской областей. Распоряжением губернаторов Тульской, Ярославской, Костромской, Владимирской, Ивановской областей приняты и выполняются региональные программы по развитию рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику областей.

Рис. 6. ЦФО

С 1 января 1999 года представительства начали осуществлять приём документов на государственную регистрацию выпусков ценных бумаг (отчётов об итогах выпусков) и их экспертизу. Контрольно-инспекционная работа деятельности эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется представительствами на основе планов, утверждаемых РО ФКЦБ России в ЦФО.

Данные по регионам

Данные по областным Представительствам РО ФКЦБ в ЦФО:

Представительство РО ФКЦБ по Владимирской области (действует с 24 мая 2000 года)

Представительство по Владимирской области (действует с 1 июня 2000 года)

Представительство по Калужской области (действует с 15 июля 1998 года)

Представительство по Костромской области (действует с 27 декабря 1999 год)

Представительство по Смоленской области (действует с 1 октября 1999 года)

Представительство по Тульской области (действует с 16 марта 1999 года)

Представительство по Ярославской области (действует с 24 июля 1999 года)

2.5 Судебная практика

Вопросы государственного регулирования деятельности рынка ценных бумаг всё чаще становятся предметом судебных разбирательств, формируя определённое направление судебной практики, которое ещё 5 лет назад отсутствовало. Ещё в 1998 году РО ФКЦБ участвовало в 14 судебных разбирательствах, то, например, в 2001 году уже в 146.

Распространенной категорией споров, по которым РО ФКЦБ России в ЦФО привлекается в качестве ответчика, является обжалование предписаний и постановлений о наложении штрафа. За 2000-2001 гг. в арбитражный суд было обжаловано 48 постановлений РО ФКЦБ России в ЦФО о наложении штрафов, из которых только 6 постановлений признаны недействительными.

Чаще всего обжалуются те штрафы, которые наложены за нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг (отсутствие государственной регистрации выпусков ценных бумаг или неисполнение предписаний РО ФКЦБ В ЦФО о представлении документов для регистрации). Однако в отношении таких нарушений сложилась однозначная судебная практика - постановления РО ФКЦБ России признаются законными и обоснованными: ни один из указанных исков не был удовлетворён.

РО ФКЦБ участвует в качестве третьих лиц в судебных разбирательствах, предметом которых является законность сделок с ценными бумагами, решений общих собраний АО, действий регистратора.

В основе таких споров, как правило, лежат различные корпоративные конфликты. При обосновании исковых требований, акционеры нередко используют ничтожность сделок с ценными бумагами в связи с отсутствием их государственной регистрации, а также ссылаются на результаты проверок, проведённых ФКЦБ по жалобе акционеров.

В суды подаются также иски с требованием применить последствия недействительности ничтожных сделок с ценными бумагами, а именно: признать недействительными решения общих собраний акционеров, принятые акционерами, не имевшими права на участие и голосование по вопросам повестки дня, государственную регистрацию изменений в учредительные документы об увеличении уставного капитала.

Такие иски судом удовлетворяются независимо от того, что впоследствии выпуски могли быть зарегистрированы. Определяющим в таких случаях является отсутствие государственной регистрации на момент совершении сделки.

В 1999-2000 гг. РО ФКЦБ в ЦФО в порядке, установленном п.2 ст. 61 ГК РФ, направило в арбитражные суды 15 исков о принудительной ликвидации АО, незарегистрировавших выпуски ценных бумаг при учреждении, при этом 5 исков были удовлетворены.

2.6 Аттестация специалистов и организация обучения

В соответствии с Положением о РО ФКЦБ в ЦФО отдел аттестации и организации обучения осуществляет приём и обработку документов на сдачу квалификационных экзаменов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц.

Специалисты отдела обеспечивают проведение базовых квалификационных экзаменов для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также специализированные квалификационные экзамены серии 2.0.

Специализированные квалификационные экзамены других серий проводятся саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг на базе компьютерного учебного класса РО ФКЦБ в ЦФО при непосредственном участии сотрудников отдела аттестации и организации обучения.

Экзамены серии 1.0 и 5.0 проводятся саморегулируемой организацией НАУФОР, серии 3.0 и 4.0 - ПАРТАД.

Рис. 7. Сводные данные по проведённым экзаменам (1997 - 2002)

Ежемесячно проводятся апеляция по результатам базовых квалификационных экзаменов. В апелляционном обжаловании принимал участие 671 соискатель, из которых 450 соискателям базовый экзамен засчитан как успешно сданный.

В 1997-98 гг. в ходе обмена аттестатов 1-ой категории МинФина России на квалификационные аттестаты ФКЦБ России в отдел аттестации и организации обучения поступило 6 858 заявлений. С 10 апреля 1999 проводится приём документов на продление срока действия выданных квалификационных аттестатов ФКЦБ России. Количество принятых комплектов документов составило 2 456. Решением Аттестационной комиссии ФКЦБ 2 243 владельцам квалификационных аттестатов срок действия аттестата продлён, 56 - отказано в связи с несоответствием квалификационным требованиям.

С февраля 2000 осуществляется приём документов на регистрацию (перерегистрацию) в Едином реестре аттестованных лиц. На конец 2001 года в нём зарегистрировано 2 434 владельца квалификационных аттестатов ФКЦБ.

Итак, в данной главе была рассмотрена Федеральная Служба по финансовому рынке в ЦФО (включая Региональное отделение) в качестве объекта исследования, где были выявлены особенности её организации, структуры, приведено описание отделов и данные по регионам.

Глава 3. Организация и регулирование деятельности банка ЦБ России

3.1 Регулирование деятельности банка ЦБ России

Как уже отмечалось выше, главными участниками банковского организационного процесса являются Центральный банк, учредители и сам банк. При этом у каждого из них свои цели:

- Центральный Банк обеспечивает стабильность денежного обращения;

- учредители - получение дохода и специальных льгот;

- сам банк, как организация, стремится обеспечить собственное воспроизводство.

Особенности организации и регулирования деятельности банка связаны с деятельностью Центрального банка. Он, в соответствии с возлагаемыми на него государством , целями и задачами, должен обеспечить стабильность денежного обращения, что невозможно без регулирования безналичной эмиссии.

Особенности участия учредителей и самого банка в организационном процессе в наибольшей степенью связаны с регулирующей деятельностью Центрального банка. Регулируемость остаётся главным фактором, определяющим особенности деятельности банков.

Процесс самоорганизации банка строится на основе концепций банка как информационного процессора и портфеля.

Банк в силу особой предметно-производственной специализации является в условиях банкнотного обращения единственной организацией, осуществляющей выпуск безналичных денег.

Регулирование является важнейшим фактором, определяющим особенности операций с ценными бумагами. Этот тезис подтверждается существованием двух основных систем организации банковского дела на фондовом рынке - американской и германской, в основе различия которых лежат особенности государственного регулирования банковской деятельности.

Деятельность коммерческих банков, как и других экономических субъектов, осуществляется в соответствии с законами Российской Федерации и другими нормативными актами регулирующих органов.

При это объектами регулирования на фондовом рынке являются: ценные бумаги, организации и частные лица, которые осуществляют операции на рынке, виды деятельности.

Регулирование операций банков с ценными бумагами осуществляется Центральным Банком через выполнение следующих функций:

- рефинансирование банков путём учёта векселей и предоставление ломбардного кредита;

- установку правил расчётов чеками и векселями;

- определение правил проведения банковских операций с фондовыми инструментами, их бухгалтерского учёта и форм отчётности;

- надзор за деятельностью банков на рынке ценных бумаг;

- регистрацию эмиссии ценных бумаг банков;

- организацию валютного регулирования и контроля;

- выпуск от своего имени облигаций.

Основной блок проблем, связан с отсутствием единой концепции регулирования деятельности банка на рынке ценных бумаг, основанной на понимании сущности банка как эмитента безналичных денег.

При операциях на фондовом рынке принципы обеспеченности, срочности, платности и возвратности становятся необязательными, а в некоторых случаях и невыполнимыми. Таким образом, акции являются по сущности бессрочными ценными бумагами, откуда следует, что условия выпуска денег в обращение при покупке акций на первичном или вторичном рынке не содержат срок обратного поступления денег в банк. Более того, многие виды ценных бумаг (акции, фьючерсы, опционы) могут не предполагать выплату дохода, но в то же время представлять интерес для инвестора как спекулятивный инструмент.

Таким образом, можно сформулировать основную концепцию регулирования деятельности банков на рынке ценных бумаг. Главными объектами регулирования должны стать направления деятельности банков, по которым обеспечением в широком смысле слова служат ценные бумаги. К специфическим объектам регулирования относят:

- инвестирование в ценные бумаги;

- кредитование на покупку ценных бумаг;

- кредитование под залог ценных бумаг;

- операции репо.

Другие фондовые операции банков должны регулироваться на общих со всеми финансово-кредитными организациями основаниях, так как особое место и роль банков в экономике связана только с операциями, связанными с эмиссией безналичных денег.

На данный момент в связи с отсутствием наиболее эффективных механизмов контроля банков над объектами своих фондовых вложений, наименее рискованными для денежного обращения и экономики является ограничение инвестиционных операций банков на фондовом рынке.

Однако, при отсутствии стратегических изменений в регулировании фондовых операций банков возможен ряд законодательных изменений.

Имеются два взаимодополняющих направления совершенствования действующего законодательства: повышение уровня обеспеченности вложений банков, связанных с движением фиктивного капитала и создание равных условий для всех участников рынка ценных бумаг. В рамках повышения уровня обеспеченности вложений банков необходимо:

- отнести к компетенции Кредитного комитета банка принятия решения об инвестировании крупных сумм, принадлежащих банку денежных средств в ценные бумаги;

- ограничить максимальную долю средств, размещаемых при операциях на фондовом рынке (в том числе при кредитовании), путём установления минимального коэффициента покрытия этих операций собственным капиталом.

- разработать оценочные показатели уровня диверсификации вложений в ценные бумаги;

- включить в законодательные акты правило, по которому банки должны проводить переоценку ценной бумаги с максимально возможной частотой при снижении рыночной стоимости ценной бумаги ниже цены приобретения;

- установить предельный по отношению к собственному капиталу уровень потерь по государственным ценным бумагам, при достижении которого ценная бумага должна быть либо продана, либо создан резерв под её обесценивание;

- ограничить размер кредитов, выдаваемых банками под залог ценных бумаг, не имеющих рыночной котировки;

- ввести норматив минимального уровня собственных средств заёмщика при покупке им ценных бумаг с использованием банковского кредита, обеспечиваемого залогом приобретаемых ценных бумаг;

- установить минимальный неснижаемый уровень залогового покрытия в виде ценных бумаг при кредитовании;

- ввести ограничения на вложения в ценные бумаги, вторичный рынок которых отсутствует;

Регулирование пассивных и комиссионно-посреднических операций банков на рынке ценных бумаг должно осуществляться на тех же условиях, что и в остальных финансово-кредитных организациях, так как специфика в этих направлениях деятельности банка незначительна и не связана с их сущностными особенностями.

3.2 Организация деятельности Центрального Банка

Регистрация кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности

    Порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности регламентируется федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц», Инструкцией Банка России от 23.07.98 № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями), Положением Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов», Положением Банка России от 21.09.01 № 153-П «Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции», Указанием Банка России от 31.12.98 № 474-У «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами», Указанием Банка России от 19.03.99 № 513-У «О порядке оплаты уставного капитала кредитных организаций иностранной валютой и отражения соответствующих операций по счетам бухгалтерского учета», Положением Банка России от 30.12.97 № 12-П "Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения", Положением Банка России от 26.03.99 № 72-П «О приобретении физическими лицами долей (акций) в уставном капитале кредитной организации», Указанием Банка России от 05.07.02 № 1176-У «О бизнес - планах кредитных организаций» и другими нормативными правовыми актами Банка России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.