реферат бесплатно, курсовые работы
 

Основы организации безналичных расчетов

К системе Банк - Клиент, позволяющей производить ускоренную обработку платежных поручений Клиентов, к Головному офису Банка подключено более 700 корпоративных клиентов.

Основным продуктом на розничном рынке для Банка «Приморье» является эмиссия и обслуживание дебетной пластиковой карты VISA различных категорий. Основным каналом реализации карты являются организация на предприятиях-клиентах Банка выплаты заработной платы с помощью пластиковой карты. В 2006 году было эмитировано 15 675 штук пластиковых карт. Общее число выпущенных Банком пластиковых карт к 01.01.06 г. достигло 46 974 штук, оборот по ним в 2006 году составил 6 628 млн.рублей.

Основным конкурентным преимуществом Приморского «пластика» является широкая сеть банкоматов и высокий уровень их функционирования. В 2006 году были установлены 22 новых банкомата, в результате их общая численность составила 43 единицы. Существенная часть вновь введенных в эксплуатацию банкоматов была установлена за пределами Владивостока - в Находке, Уссурийске, Лучегорске, Артеме.

2.2 Анализ платежного оборота банка

Для анализа платежного оборота банка отразим количество открытых счетов клиентов - юридических и физических лиц.

Структура открытия счетов клиентов ОАО АКБ «Приморье»

Рисунок 2.1

Динамика структуры и количества счетов обслуживаемых

ОАО АКБ «Приморье»

Рисунок 2.2

Таким образом, за прошедшее время наибольшую величину, в количественном отношении, занимают счета физических лиц - 40629 тыс. ед. или 77,97% от итога 2006 г. Так же наблюдается незначительный прирост обслуживаемых счетов: юридических лиц на 673 ед. или 1,06%, физических лиц на 3978 ед. или 1,11%. При количественном росте обслуживаемых счетов их структура изменилась в незначительной степени.

Перед тем как рассматривать структуру используемых расчетных документов, по нашему мнению, для выявления развития клиентской базы необходимо отдельно остановится на проблеме, связанной с неработающими счетами. Такие счета «засоряют» базу данных, усложняют труд инспекторов РКО, а также увеличивают издержки банка. Банком ведется постоянная работа, направленная на закрытие неработающих счетов. Проведем анализ динамики закрытия неработающих счетов. Данные о неработающих счетах отражены в табл. 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика и структура счетов клиентов в ОАО АКБ «Приморье»

2004 год

2005 год

2006

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Количество (шт.)

Удельный вес (%)

Всего счетов:

44651

100

47007

100

51658

100

- из них, функционирующих

33801

75,7

37417

79,6

42618

82,5

Неработающих, - всего:

10850

24,3

9590

20,4

9040

17,5

Данные табл. 2.1 свидетельствуют, что в АКБ «Приморье» на 2004 г. имелось 10850 неработающих счетов, которые составляют 24,3% общего числа счетов. Функционирующих счетов было 10850 шт. или 75,7%. Благодаря усилиям служащих отдела к 2005 году 1260 неработающих счетов было закрыто, а к 2006 было закрыто еще 550 неработающих счета. Таким образом, на 2005 г. удельный вес неработающих счетов сократился до 20,4%, а на 2006 год до 17,5%. Работа сотрудников отдела на этом не заканчивается. Все усилия направляются на закрытие остальных неработающих счетов.
Для осуществления безналичных операций юридические и физические лица используют различные формы безналичных расчетов (см. Рисунок 2.3)
Данные рисунка свидетельствуют, что в ОАО АКБ «Приморье» наибольший вес в безналичных расчетах приходится на расчеты с использованием платежных поручений: 96,9 % на 2005 год и 96, 6 % на 2006 год . Эти документы являются часто используемыми, потому что расчеты по ним имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств
В расчетах за товары и услуги платежные поручения (см. Приложение 10) используются в банке «Приморье» в следующих случаях:
l за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;
Структура форм по безналичных расчетов в ОАО АКБ «Приморье».
Рисунок 2.3
l для платежей в порядок предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);
l для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
l при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
l при арендной плате за помещения;
l платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др .
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения в ОАО АКБ «Приморье» используются для:
l платежей в бюджет;
l погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;
l перечисления средств органами государственного и социального страхования;
l взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, ООО и т.д.
l приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей [см. 8, с. 2].
Платежные требования и инкассовые поручения (см. Приложение 11, 12) в ОАО АКБ «Приморье» используются в расчетах гораздо реже, чем платежные поручения. На эти платежные инструменты приходилась доля в 0,7% на 2005 и 2006 год. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором
Аккредитив - одна из наименее популярных форм безналичных расчетов, на нее приходилось 0,6 % на 2005 год и 0,07 в 2006 году из общей доли расчетов.
К причинам неразвитости этой формы расчетов можно отнести ряд недостатков аккредитивной формы расчетов которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: дороговизна аккредитивной формы расчетов, средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению. Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.
2.3 Оценка эффективности безналичных расчетов.
Анализ платежного оборота кредитной организации имеет своей целью выявить как современное состояние исследуемого процесса, его позитивные и негативные итоги развития, так и определить общие тенденции развития коммерческого банка как расчетной организации в частности, так и платежной системы государства в целом.
Для анализа качества организации безналичных расчетов в ОАО АКБ «Приморье» проведем методом статистической оценки - основанных на систематизации и обработке данных, позволяющих судить о таких величинах, как «частота появления события», «вероятность появления события», «число наработок на отказ» и т.п. показателях, на основании которых можно дать заключение о качестве выполнения работы или услуги, качестве изделия как показателе соответствия требуемым параметрам.
Рассмотрим такой критерий оценки платежных операций как эффективность.
В экономической практике широко распространен подход в оценке эффективности по принципу рентабельности - как отношение дохода к затратам [см. 15, с. 22]. С этой точки зрения, общая эффективность платежной системы может быть определена по формуле (1):

ПОЭФ =

Д? - И

* 100%

(1)

И

где:
- ПОЭФ - общий показатель эффективности платежных операций, %;
- Д? - совокупные доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, руб.;
- И - издержки банка, связанные с выполнением данных платежных операций, определенные как совокупность расходов связанных с содержанием расчетных подразделений, техническим обеспечением его функционирования, контрагентскими и другими расходами, руб.
Таблица 2.2 - Расчет общей эффективности платежных операций.

Показатель

Объем, млн. руб.

Изменения, %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004-2006 г.г.

2005-2006 г.г.

Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, млн. руб.

4,82

5,09

5,88

5,6

15,6

Окончание таблицы 2.2

Расходы банка, затраченные на оказание услуг по платежным операциям, млн. руб.

2,65

2,80

3,48

56,6

24,3

Валовая прибыль банка, полученная за оказание услуг по платежным операциям, млн. руб.

2,11

2,29

2,40

8,5

4,9

Общая эффективность, %

81,9

81,5

68,9

-0,5

-15,4

Таким образом, по итогам периода наблюдается некоторое снижение общей эффективности платежных операций, что обусловлено опережающим ростом расходов банка.
Рассчитаем эффективность отдельных видов платежных операций по объему, которое определяется как отношение.

ЭФО =

Дi

* 100%

(2)

Оi

где:
- ЭФО - показатель эффективности платежных операций по обороту, %;
- Дi - доходы банка, полученные за оказание услуг по какому-либо платежному инструменту, руб.;
- Оi - объемы операций банка, полученные посредством какого-либо платежного инструмента, руб.;
Расчет эффективности отдельных платежных операций отражен в таблице 2.3.
Таким образом из таблицы 2.3 видно что лучшими показателями эффективности по обороту обладают такие платежные инструменты, используемые ОАО АКБ «Приморье» как пластиковые карты, обеспечивающие эффективность 0,71, 0,76, 0,78% по итогу 2004г., 2005г., 2006 г. В целом заключим, что платежные операции, осуществляемые ОАО АКБ «Приморье» обеспечивают доход 5 ,88 млн. руб. по итогам 2006 г., а наиболее эффективными платежными операциями являются пластиковые карты.
Таблица 2.3 - Расчет эффективности отдельных платежных операций ОАО АКБ «Приморье».

Показатель

Объем, млн. руб.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1) Доходы банка, полученные за оказание услуг по платежным операциям, млн. руб.

4,61

5, 09

5, 88

- в т.ч. с использованием платежных поручений

1,89

1, 97

2,06

- в т.ч. с использованием аккредитивов

0,60

0, 65

0, 79

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

0,62

0, 60

0, 63

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

1,50

1, 87

2, 40

2) Объем платежных операций, всего млн. руб.

13 629,73

14 342, 22

15 142, 04

- в т.ч. с использованием платежных поручений

13616,73

13 906, 63

14 840, 47

- в т.ч. с использованием аккредитивов

85,45

99, 90

101, 33

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

90,50

91, 88

111, 36

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

210,56

243, 82

307, 77

3) Эффективность платежных операций по объему, %

0,03

0,03

0,04

- в т.ч. с использованием платежных поручений

0,01

0,01

0,02

- в т.ч. с использованием аккредитивов

0,07

0,6

0,7

- в т.ч. с использованием платежных требований и инкассо

0,07

0,6

0,57

- в т.ч. с использованием чеков

0

0

0

- в т.ч. с использованием пластиковых карт

0,71

0,76

0,78

Статистическое измерение качества банковской услуги предполагает определение ее полезного эффекта, то есть меры удовлетворения потребности в данной услуги путем сравнения ее качества с качеством образца-эталона, принятого за базу для сравнения [ см. 48, с. 35 ].

Количественная оценка производственного качества банковской услуги определяется посредством формулы [см. 46, с.36]:

QБУ =

QД

* 100%

(3)

Q?

где:

- QБУ - качество оказанных услуг данного типа;

- QД - количество добросовестно оказанных услуг данного типа, ед.; при этом, добросовестно оказанные услуги - это услуги выполненные в соответствии с заявленными или требуемыми нормативами техническо-стоимостными параметрами;

- Q? - общее количество оказанных услуг данного типа, ед.

При этом значения величин, используемых для определения производственного качества банковской услуги, определяются:

- общее количество оказанных услуг данного типа - посредством количественного определения таковых по отчетной банковской документации,

- количество добросовестно оказанных услуг - посредством:

а) анализа отчетной банковской документации на предмет выявления несоответствия, отмеченного банковскими контрольно-ревизионными органами;

б) опытно-статистическими методами, например - фотографированием рабочего цикла услуги, совокупностью действий, осуществляемых экспертом-исследователем и направленных на выявления соответствия оказания какой-либо услуги, заявленным технико-стоимостным параметрам.

Преимуществом статистического метода оценки качества банковской услуги, заключается в возможности определения динамики качества банковской услуги в достаточно большом отрезке времени - за квартал, полугодие, годы.

Таблица 2.4 - Качество безналичных расчетов ОАО АКБ «Приморье»

Показатель

Объем, млн. руб

Изменения, %

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2004-2005

2005-2006

Q? - общее количество оказанных услуг,

тыс. ед.

31.1

37.75

44.56

21,4

18.0

QД - количество добросовестно оказанных услуг, тыс. ед.

30.75

37.46

44.44

21,9

18.6

98,9

99.23

99.73

0,33

0.5

QБУ - качество оказанных услуг, %

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.