реферат бесплатно, курсовые работы
 

Операторы фондового рынка

Операторы фондового рынка

35

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................................................................3

1. Теоретические и эволюционные аспекты фондового рынка в России 5

2. Методические основы операторов фондового рынка ............................12

3. Сравнительный анализ работы крупнейших операторов фондового рынка в 2006г. ....................................................................................................21

Заключение .........................................................................................................31

Литература ..........................................................................................................33

Введение

Федеральным законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» установлены виды профессиональной деятельность на рынке ценных бумаг. Данный в нем перечень является исключительным (исчерпывающим) - законодатель относит к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг:

- брокерская деятельность (ст. 3);

- дилерская деятельность (ст. 4);

- деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5);

- деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст. 6);

- депозитарная деятельность (ст. 7);

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст. 8);

деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг (ст. 9).

Законодатель устанавливает особый субъект, осуществляющий профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг - профессионального участника рынка ценных бумаг. «Под ним понимаются юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждан (физические лица), зарегистрированных в качестве предпринимателей, которые осуществляют вышеуказанные виды деятельности» В.А. Лялин, П.В. Воробьев «Ценные бумаги и фондовая биржа». - М.: Филинъ, 2000.

.

Условно все виды профессиональной деятельности на РЦБ можно разделить на две группы:

посредническая деятельность - профессиональный участник выполняет роль посредника между эмитентом и инвестором или между инвесторами. К этой группе можно отнести брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами.

деятельность по управлению ценными бумагами - профессиональный участник выполняет роль по организации инфраструктуры РЦБ и в связи с этим осуществляет клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельность по организации торгов на рынке ценных бумаг.

ММВБ регулярно публикует списки ведущих операторов фондового рынка. Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ работы операторов фондового рынка в современных условиях.

Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд промежуточных задач:

1) Изложить теоретические основы фондового рынка в России;

2) Раскрыть методические стороны работы операторов фондового рынка;

3) И в итоге провести сравнительный анализ работы крупнейших операторов фондового рынка.

В ходе написания работы были использованы ряд методов:

· исторический;

· аналитический;

· монографический;

· статистический и т.д.

1. Теоретические и эволюционные аспекты фондового рынка в России

Российские фондовые биржи прошли в своем развитии несколько периодов: дореволюционный, советский и современный, который начался с приватизации собственности государства. Каждый из этих исторических этапов имеет свои особенности, обусловленные спецификой экономических преобразований.

Впервые потребность в бирже как месте организованной торговли ценными бумагами возникла у российского государства в 1769 г. Именно тогда в Амстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа. Затем последовало размещение государственных займов на рынках западноевропейских стран.

Спустя всего сорок лет государственные долговые бумаги были впервые на законных основаниях размещены среди населения России.

Начало деятельности отечественной фондовой биржи как самостоятельного института, пользующегося поддержкой государства, было положено законом от 27 июля 1900 г., которым министру финансов предписывалось образовать особый фондовый отдел при Санкт-Петербургской бирже для торговли валютой и ценными бумагами. Этот закон передавал формируемый фондовый отдел в ведение особой канцелярии по кредитной части Министерства финансов. В 1901 г. министром финансов С. Ю. Витте были утверждены «Правила для фондового отдела С.-Петербургской биржи», в которых в полной мере нашли отражение основные принципы государственного контроля и регулирования торговли фондовыми ценностями.

В дальнейшем биржевая реформа получила развитие еще в ряде документов, утвержденных министром финансов. Среди них в первую очередь следует отметить «Правила о допущении бумаг к котировке на фондовом отделе С.-Петербургской биржи» (1902 г.), которые расширяли и конкретизировали положения 1886 и 1895 гг. и правила 1901 г.

Основной смысл правил 1902 г. заключен в их первой статье:

«Государственные и правительством гарантированные процентные бумаги включаются в бюллетень фондового отдела по распоряжению министра финансов; закладные листы частных земельных банков, облигации городов и облигации городских кредитных обществ допускаются к котировке по постановлениям совета отдела, на основании ходатайств подлежащих правлений земельных банков, городских управлений и правлений городских кредитных обществ. К сим ходатайствам прилагаются сведения о выпускаемых бумагах, как-то: о целях выпуска, о законодательных или иных основаниях выпуска, о присвоенных бумаге обеспечениях, а равно и другие сведения по усмотрению совета. Сии сведения публикуются в "Вестнике Финансов, Промышленности и Торговли" по допущении советом бумаги к котировке.

Остальные бумаги допускаются к котировке с соблюдением постановлений ст. 2-12 сих правил».

В категорию «остальные бумаги» попадали акции и другие бумаги, выпускаемые промышленными компаниями.

Публикация объявлений и проспекта осуществлялась за счет компании.

Правила 1902 г. дополнялись постановлением об ответственности лиц, вводящих в обращение ценные бумаги на Санкт-Петербургской бирже. Это постановление предусматривало возможность подачи иска на возмещение убытков, обусловленных «неверностью» представленных при выпуске бумаги данных. Причем признавались недействительными всякие предварительные соглашения, направленные на устранение и уменьшение ответственности. В преамбуле к постановлению указывалось, что под «неверностью» «следует разуметь не только неверное показание данных о финансовом положении и условиях деятельности установления или предприятия, выпустившего данную бумагу, предлагаемую к биржевому обращению, но также и отсутствие таких данных, которые необходимы для надлежащей оценки вводимой на биржу бумаги».

В1907 г. были приняты «Правила для сделок по покупке и продаже иностранной валюты, фондов и акций на С.-Петербургской бирже». В этом акте подробно регламентирован порядок заключения и исполнения сделок, рассматриваются последствия их неисполнения, оговариваются условия выплаты процентов и дивидендов по бумагам в зависимости от сроков относительно даты продажи, а также ряд преимущественно технических вопросов.

Наиболее существенным здесь представляется подтверждение допустимости только сделок за наличную валюту, наличные бумаги или со сдачей в условленный срок. Соответственно все сложные типы срочных сделок остались под запретом, как служащие целям спекуляции.

Такие условия несомненно тормозили накопление капитала, развитие предпринимательства и свободной конкуренции. Тем не менее, на волне экономического подъема, начавшегося в 1909 г., обозначились слабые тенденции оживления рынка ценных бумаг. Если за период с 1901 по 1908 гг. ежегодно на Санкт-Петербургской бирже допускались к котировке менее 10 выпусков акций промышленных предприятий, включая новые выпуски старых предприятий, то в 1909 г. их было уже 13, в 1910 г. -- 25, в 1911 г. -- 22, в 1913 г. -- 47. При этом соотношение между именными бумагами и предъявительскими изменялось. Так, в 1910 г. это соотношение составляло 1:2, а в 1913 г. -- уже 1:3 Курс экономической теории: учебник - Киров: «АСА», 2004 г. - 832 с.

.

Несмотря на определенные трудности, в 1911 г. в России насчитывалось 1617 акционерных компаний, однако на Санкт-Петербургской бирже котировались акции лишь 275 компаний. Основная часть сделок осуществлялась с акциями железных дорог, коммерческих и земельных банков, нефтяных и металлургических предприятий, страховых компаний.

Особый интерес к фондовому рынку проявили местные органы власти, которые для уменьшения дефицита бюджета стали выпускать долговые обязательства. Хотя доходность этих бумаг была выше, чем у государственных долговых обязательств, конкурировать с последними местные долговые обязательства не могли в силу ряда причин. Во-первых, они в основном имели хождение в отдельных регионах как на биржевом, так и уличном рынках. Во-вторых, срок погашения составлял 39 и 49 лет, а иногда и больше.

К началу 1913 г. облигационные займы выпускались 65 городами. Причем более 80% «муниципальных» долговых обязательств было размещено в 8 крупных городах России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

Согласно принятым в 1883 г. правилам, Министерство финансов назначало фондовых маклеров, утверждало состав совета фондовых отделов бирж и могло его изменить по своему усмотрению.

Биржевая публика фондового отдела в соответствии с правилами включала:

действительных членов;

постоянных посетителей;

гостей.

Состав действительных членов формировался из числа представителей банков, банкирских контор и лиц, имеющих промысловое свидетельство первого разряда на производство банкирских операций. Действительные члены имели право совершать сделки через уполномоченных и подручных, не прибегая к посредничеству маклеров.

Постоянные посетители, кроме права присутствия на биржевом собрании, пользовались возможностью действовать через фондовых маклеров, которым запрещалось быть дилерами. Постоянными посетителями могли быть лица, имевшие промысловое свидетельство первой гильдии.

Гости допускались на биржу по рекомендации действительных членов и не имели права заключать сделки.

Все желающие участвовать в биржевой торговле могли совершать сделки путем открытия специального (онкольного) счета в банке, на который клиент вносил средства для покупки ценных бумаг (не менее 100 руб.). При этом зачастую банк выступал в роли фондового спекулянта, зарабатывая деньги не только на посреднических операциях, по и как кредитор. Ставка кредитования клиентов в то время доходила до 8% Рынок ценных бумаг /Под ред. В. А. Галанова, А.И.Басова. М.:”Финансы и статистика”,2006

.

Совет фондового отдела биржи определял распорядок собраний, издавал правила биржевых сделок, определял маклерскую таксу, разрешал возникающие при сделках споры, допуская ценные бумаги к котировке.

К участию в биржевых торгах бумаги допускались лишь при соблюдении ряда условий:

Во-первых, общая сумма предлагаемого к котировке капитала по нарицательной стоимости должна была составлять не менее 500 тыс.руб., а не оплаченные полностью бумаги допускались к котировке лишь в виде исключения.

Во-вторых, к ходатайству о допущении бумаги на биржу требовалось приложить:

документы, обосновывающие выпуск (устав предприятия или разрешение правительства);

балансы, отчеты и протоколы общих собраний за последние три года (если предприятие существовало менее трех лет, то за все время, но не меньше чем за один год);

обязательство представлять в совет фондового отдела эти документы и в будущем;

сведения о том, допущена ли бумага к котировке на других биржах и не было ли отказов;

образец предлагаемой бумаги и проспект выпуска, в котором надлежало отразить финансовое положение компании, а также данные о нарицательной стоимости предлагаемых к биржевому обращению ценных бумаг и предполагаемом курсе после допущения к котировке.

Отсутствие собственного опыта и пример функционирования зарубежных бирж, где порой совершались весьма сомнительные сделки, разорявшие многих ради обогащения кучки спекулянтов, заставляли Министерство финансов постоянно контролировать деятельность фондовых отделов бирж. Поэтому не случайно в предисловии ко второму тому «Банковской энциклопедии» отмечалось: «И поныне царит взгляд, что биржа есть институт исключительно опасный и злостный, который нужно держать в ежовых рукавицах, с одной стороны -- охраняя государственный кредит от злонамеренных посягательств на курсы фондов, с другой -- тщательно оберегая обывательских карасей от биржевых щук и акул, заботливо преграждая им, не доросшим до понимания собственных интересов, доступ в запретное капище золотого тельца. Обычная психология среды, в которой сильна традиция власти, привыкшей опекать недозрелых граждан; среды, где сильно влияние старых помещичьих классов, в корне чуждых и враждебных "спекулятивному духу", -- духу всей современной капиталистической эпохи, где обыватели действительно до крайности малокультурны... В свете чего бытует представление, что спекуляция -- просто азартная игра, могущая дать легкую поживу. А на самом деле это процесс, приводящий к определенному выводу лишь в результате сложных расчетов и сложной осведомленности».

Первые российские биржи, вопреки жестким требованиям к их деятельности и общественному мнению, процветали до 1914 г.

После революции 1917г. фондовый рынок прекратил свое существование. Декретом первого советского правительства были запрещены все операции с ценными бумагами и аннулированы государственные займы.

В период НЭПа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали с 1921 по 1930 гг. Организация фондовых бирж в СССР осуществлялась в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

В фондовых отделах бирж совершались сделки купли-продажи иностранной валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, а также золота и серебра в слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и кооперативных предприятий, иностранных ценных бумаг, допущенных к обращению в СССР.

Существовал и внебиржевой рынок, на котором активно проводились спекулятивные операции с отечественной валютой.

В отдельные периоды государство прибегало к размещению облигаций среди предприятий и населения в целях финансирования бюджетных расходов. Всего с 1922 до 1957 гг. было размещено 45 государственных займов. Причем принудительное приобретение облигаций не сулило населению больших выгод, поскольку приносимые ими доходы были малы.

Возрождение фондовых бирж в СССР началось в конце 1990 г., еще до того как в обращение поступили ценные бумаги, которыми они предполагали торговать.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что фондовый рынок современной России сложился.

В начале 1996 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку провела социологический опрос среди 174 фонд-менеджеров четырех стран: США, Великобритании, Германии и Франции. И хотя 40% респондентов применительно к инвестиционной привлекательности российского рынка ценных бумаг использовали оценку «ниже средней», каждый четвертый все же считал, что она «выше средней» (главным образом, респонденты из США и Франции) Балабанов В.С. и др. Рынок ценных бумаг: коммерческая азбука / В.С. Балабанов, И.Е. Осокина, А.И. Поволоцкий. - М.: Финансы и статистика , 1994 . - 128с.

.

2. Методические основы операторов фондового рынка

Успешное протекание инвестиционного процесса немыслимо без участия профессиональных торговых агентов, в качестве которых выступают операторы фондового рынка (брокеры и дилеры, имеющие статус юр. лицаПоскольку в ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 27.07.2006) "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) не существует понятия оператора фондового рынка, то согласно установившейся деловой практике данный термин будет означать организации осуществляющие брокерскую (дилерскую) деятельность).

Бытующее в обществе понимание функции фондового оператора как организации, выполняющей покупку или продажу принадлежащих клиенту ценных бумаг, несколько однобоко и примитивно. По-видимому, образ операторов рынка ценных бумаг сложился по ряду описаний, в основном в зарубежных изданиях, в которых брокер рассматривается как специалист, обладающий талантом покупать дешево и продавать дорого.

В классическом понимании посредник в лице оператора фондового рынка исполняет роль специалиста, консультирующего и выполняющего поручения своего клиента в соответствии с его целями. Для того чтобы цели были реальные, операторы фондового рынка должны оказать консультационную помощь, т.е. помочь обосновать цель и средства для решения поставленной задачи, определить возможный риск и доходность инвестиционного процесса, своевременно информировать клиента об изменениях на фондовом рынке, касающихся принятой договоренности.

Операторы фондового рынка как профессионалы фондового рынка должны: с одной стороны-- хорошо знать определенные сегменты фондового рынка и его особенности и уметь прогнозировать его изменение, включая действия отдельных эмитентов и постоянных инвесторов; с другой стороны -- обладать этикой домашнего врача, который наряду с предварительным диагнозом болезни не говорит о трудностях ее лечения, не разглашает полученную информацию, а стремится, используя свой опыт и знания, найти уникальные, возможно нестандартные, решения, удовлетворяющие прежде всего клиента.

Надо особо подчеркнуть, что стандартных или типовых ситуаций на эффективно развивающемся фондовом рынке не бывает. Поэтому профессионализм операторов фондового рынка во многом определяет успех выполнения поручений клиентов, а следовательно, и их имидж на рынке ценных бумаг.

Согласно Закону РФ «О рынке ценных бумаг», брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами с помощью поверенного или комиссионера, действующего на основании договора или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указания на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи этих ценных бумаг по ценам, объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность.

В российской практике отсутствует жесткая специализация для брокера и дилера. Поэтому, если брокер занимается и дилерской деятельностью, он обязан об этом сообщить своим клиентам.

Другой особенностью отечественной практики является совмещение прямых обязанностей брокера с консультированием эмитентов и инвесторов. Для этого не требуется получать лицензию, достаточно иметь квалификационный аттестат.

Основными документами, определяющими отношения брокера и клиента, являются договор комиссии и договор поручения. При заключении договора комиссии брокер выступает от своего имени в интересах клиента и за его счет. Брокер при этом выступает одной стороной при сделке и он же несет ответственность за ее исполнение Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 2003..

При заключении договора поручения брокер выступает от имени клиента и за его счет. Он же несет полную ответственность за исполнение сделки.

Как видно из указанных документов, различие в договорах комиссии и поручения состоит в том, что в одних случаях сделки с ценными бумагами совершаются от имени брокера, а в других -- от имени клиента. При этом клиент вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор.

При осуществлении брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг профессиональным участникам рынка ценных бумаг следует:

добросовестно исполнять обязательства по договорам купли-продажи ценных бумаг и иным договорам, непосредственно связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

доводить до сведения клиентов и контрагентов всю необходимую информацию, связанную с исполнением обязательств по договору купли-продажи ценных бумаг;

не осуществлять манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг, в том числе посредством предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;

раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг;

в случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомлять клиентов о возникновении такого конфликта интересов и предпринимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента;

совершать сделки купли-продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к собственным сделкам брокера;

вести внутренний учет операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Федеральной комиссии, правилами саморегулируемой организации, членами которой они являются, а также собственными процедурами и правилами ведения внутреннего учета операций с ценными бумагами;

представлять отчетность в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами Федеральной комиссии;

предоставлять по требованию инвестора информацию и документы, перечень которых определен статьей 6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» 05.03.99 № 46-ФЗ (далее -- Закон «О защите прав инвесторов»), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в письменной или иной форме, доступной и удобной для инвестора;

уведомлять инвестора о его праве получать документы и информацию, указанную в статье 6 Закона «О защите прав инвесторов»;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной комиссии.

При осуществлении брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг не допускается:

осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, если у депозитария, осуществляющего учет и удостоверение прав на указанные ценные бумаги по названным сделкам, отсутствует лицензия на осуществление депозитарной деятельности, а также если у регистратора, осуществляющего перерегистрацию прав собственности на указанные ценные бумаги по названным сделкам, отсутствует лицензия на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. Исключением из этого правила является ведение реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентом этих ценных бумаг;

совершение сделок с ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпуска;

осуществление размещения ценных бумаг, если регистрирующий орган приостановил эмиссию указанных ценных бумаг;

рекламирование и (или) предложение неограниченному кругу лип ценных бумаг эмитентов, не раскрывающих информацию в объеме и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для эмитентов, публично размещающих ценные бумаги;

совершение сделок с ценными бумагами с использованием услуг организаций, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и не имеющих лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности но организации торговли на рынке ценных бумаг. Не допускается также деятельность при отсутствии лицензии фондовой биржи, выданной в порядке, установленном нормативными актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.

Брокер и дилер вправе потребовать от инвестора за предоставленную ему в письменной форме информацию, указанную в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона «О защите прав инвесторов», плату в размере, не превышающем затрат на ее копирование.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.