реферат бесплатно, курсовые работы
 

Кредитные риски в коммерческом банке

При оценке кредитоспособности банки принимают во внимание следующие факторы:

1.1. дееспособность заемщика - изучение сведений об учредителях,. руководстве компании, оценка общей информации о компании (дата учреждения, организационно - правовая форма, уставный капитал, основные виды деятельности);

1.2. репутацию заемщика (данные об участии анализируемой компании в судебных процессах, арбитражах, наложенных штрафах);

1.3..конъюнктуру рынка (условия сбыта, конкуренция в отрасли, где работает фирма, то есть анализ внешних факторов);

1.4..способность компании получать доход - одно из главных условий кредитной сделки, ведь именно выручка от реализации является главным источником погашения ссудной задолженности.

Оценка способности компании к получению дохода проводится по следующим направлениям:

анализ производственно - сбытовой деятельности (обеспеченность основными средствами, ресурсами, ценовая политика, методы сбыта, перспективы);

анализ финансового аспекта деятельности (анализ затрат, прибыли и рентабельности);

Именно оценка способности компании к получению дохода и является основным способом минимизации кредитного риска и представляет практический интерес.

При анализе кредитоспособности банки использует различные источники информации.

Во-первых, это информация, получаемая непосредственно от клиента. Речь идет о балансах и других финансовых отчетах, предоставляемых клиентами по запросу коммерческого банка - выписки по счетам, открытым компанией в других банках, данные о работе по паспортам сделок (в случае кредитования внешнеэкономической деятельности), товарные ведомости об остатках товаров на складах, оборотные ведомости по движению товарных остатков, расшифровка таких статей баланса, как «Дебиторская задолженность» и «Кредиторская задолженность».

Во-вторых, материалы о клиенте, имеющиеся в архиве коммерческого банка (в случае, если ранее между банком и заемщиком существовали кредитные отношения).

В-третьих, большую роль играют сведения, сообщаемые теми, кто имел деловые контакты с потенциальным заемщиком (его поставщиками, кредиторами, банками), хотя такую информацию получить, как правило, непросто.

В современной российской банковской практике основным источником информации при анализе кредитоспособности является информация в архивах банка, сведения, представляемые клиентом, и данные по результатам посещения офисных и складских помещений заемщика. Кредитный договор представлен в приложении 3.

Кратко рассмотрим организацию кредитной сделки в коммерческом банке на примере ООО «Материал плюс» и ООО «Фуд групп».

Попробуем провести анализ деятельности двух торговых фирм. Обе фирмы имеют расчетный и текущий счета в данном банке.

ООО «Материал плюс» занимается оптово-розничной куплей-продажей стройматериалов.

ООО «Фуд групп» занимается закупкой продуктов питания за рубежом и в России и их оптовой реализацией на территории России.

На первом этапе целесообразно провести оценку работы компании по счетам, открытым в коммерческом банке. Полученная информация позволит получить реальную картину деятельности заемщика (в динамике), а также поможет оценить достоверность сведений, содержащихся в предоставленных фирмой балансе и другой финансовой отчетности.

Диаграмма 1 иллюстрирует динамику безналичных поступлений на расчетный счет ООО «Материал плюс», безналичных списаний с расчетного счета, а также показывает динамику остатков на расчетном счете. Диаграмма 1 располагается в приложении 4.

Из диаграммы видно, что целом за исследуемый период произошло сокращение кредитовых оборотов по расчетному счету на 62%. Такое сокращение объясняется падением спроса на реализуемый товар в зимние месяцы. Анализ платежных документов показал, что доля постоянных контрагентов - покупателей невелика - в среднем за исследуемый период она составляла 20% от общего объема безналичных поступлений на расчетный счет анализируемой компании. Причем периодичность таких поступлений - один платеж в 1 - 1,5 недели. В целом количество контрагентов - плательщиков достаточно велико, причем в последние периоды состав их изменился: появились новые покупатели, безналичным путем оплачивающие полученную продукцию.

Наличные поступления на расчетный счет имеют устойчивую тенденцию к росту. В целом за исследуемый период они выросли на 189%. Сдача торговой выручки связана с деятельностью собственных торговых точек, реализующих строительные материалы в розницу, а также с продажей товара непосредственно со склада.

Динамика безналичных списаний не имеет четкого характера. По данным платежных документов основной объем кредитовых оборотов по расчетному счету приходится на оплату поставщикам за товар. ООО «Материал плюс» имеет постоянных поставщиков, доля которых в общем объеме безналичных списаний составляет в среднем 60%. Оплата товара производится по выставляемым поставщиком счетам - фактурам. По открытым в банке паспортам сделок ООО «Материал плюс» закупает за рубежом отделочные материалы. Условием оплаты является 100%-ая предоплата. Доля продукции, получаемой по импортным контрактам невелика и составляет примерно 15%-20% от общего поступления товаров.

Cредневзвешенные остатки по расчетному счету ООО «Материал плюс» колебались. Рост остатков в отдельные месяцы связан с ростом кредитовых оборотов по расчетному счету.

Диаграмма 2 характеризует деятельность ООО «Фуд групп». Диаграмма 2 представлена в приложении 5.

Из диаграммы следует, что безналичные поступления имеют устойчивую тенденцию к росту. В целом за исследуемый период безналичные поступления выросли на 117%. Анализ платежных документов показывает, что ООО «Фуд групп» имеет постоянных контрагентов - покупателей, оплачивающих товар по мере его реализации. Это крупные магазины, доля которых в общем объеме безналичных поступлений на расчетный счет ООО «Фуд групп» составляет в среднем за исследуемый период 40%, причем платежи от них поступают с периодичностью один раз в 3 - 4 дня. За последние периоды появились новые покупатели, с чем связан рост безналичных поступлений. В периоды падения спроса на продукцию фирмы, компания в предшествующие месяцы старается реализовать товар с отсрочкой платежа, подтверждением чему является рост дебиторской задолженности по данным баланса и оплата новыми покупателями полученного товара по данным платежных документов. Так, в январе по сравнению с декабрем дебиторская задолженность выросла на 117%, а в феврале по сравнению с январем - на 46%. (по данным Приложения 1).

Торговую выручку ООО «Фуд групп» получает, продавая товар со склада оптовым покупателям за наличный расчет.

Динамика безналичных списаний свидетельствует о том, что компания расширяет свою деятельность, подтверждением чему также является аренда дополнительной холодильной камеры, предназначенной для хранения закупленного товара, расширение ассортимента продаваемой продукции (свежемороженые фрукты, пицца), заключение импортных контрактов с новыми поставщиками.

Распределение платежей за исследуемые месяцы (ноябь-декабрь 2003.и январь-февраль2004.) представлено в таблице 5.

Таблица 5

Структура безналичных платежей ООО «Фуд групп» с 01.11.03. по 29.02.04.

Направления безналичных платежей

Доля в общем объеме, %

оплата за товар российским поставщикам

20%

оплата за товар иностранным поставщикам

50%

таможенные платежи

19%

налоговые платежи

3%

аренда, охрана

8%

Из Таблицы 5 следует, что наибольший удельный вес занимают платежи за товар, получаемый по импортным контрактам. Условия платежа большинства из них - отсрочка 60 дней, то есть в структуре пассивов компании большой удельный вес занимают товарные кредиты.

Диаграмма 3 иллюстрирует работу компании ООО «Фуд групп» по открытым в банке импортным паспортам сделок. Диаграмма 3 представлена в приложении 6.

Анализ открытых в коммерческом банке паспортов сделок импортным контрактам показывает, что ООО «Фуд групп» выполняет свои обязательства перед иностранными поставщиками в полном объеме и в установленные контрактами сроки. Но срок действия двух импортных контрактов был пролонгирован по соглашению сторон на 3 месяца при задолженности со стороны покупателя в размере около 200 тысяч рублей (10% всей кредиторской задолженности компании). Заметим, что в предоставленном ООО «Фуд групп» балансе эта информация отражения не нашла - все товарные кредиты показаны в группе кредиторской задолженности с оплатой до 30 дней.

Таблица 6 представляет данные о работе ООО «Фуд групп» по импортным паспортам сделок.

Таблица 6

Динамика поступлений и оплат товаров в рамках заключенных импортных контрактов ООО «Фуд групп»

Задолженность по импортным контрактам на 01.11.03 г.

Поступило товара за ноябрь

Оплачено товара за ноябрь

Задолженность по импортным контрактам на 01.12.03 г.

В тыс. руб.

1 012

2 981

1 776

2 217

Задолженность по импортным контрактам на 01.12.03 г.

Поступило товара за декабрь

Оплачено товара за декабрь

Задолженность по импортным контрактам на 01.01.04 г.

В тыс. руб.

2 217

2 979

2 849

2 347

Задолженность по импортным контрактам на 01.01.04 г.

Поступило товара за январь

Оплачено товара за январь

Задолженность по импортным контрактам на 01.02.04 г.

В тыс. руб.

2 347

2 692

2 455

2 584

Задолженность по импортным контрактам на 01.02.04 г.

Поступило товара за февраль

Оплачено товара за февраль

Задолженность по импортным контрактам на 01.03.04 г.

В тыс. руб.

2 584

4 207

4 310

2 481

Финансовая информация, предоставленная Заемщиком, по просьбе банка группируется в так называемый управленческий баланс, содержащий сведения об остатках и оборотах по основным балансовым статьям, характеризующим деятельность анализируемой фирмы.

На основании данных баланса осуществляется анализ деятельности компании в разрезе основных финансовых показателей.

Основные показатели (на примере ООО «Материал плюс») можно представить в виде следующих разделов.

Таблица 7

Оценка оборотных средств ООО «Материал плюс»

В тыс. руб.

1.АНАЛИЗ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

ПОКАЗАТЕЛИ

Стоимость активов

9,445

9,321

10,117

9,560

10,088

Темп прироста активов

-1%

9%

-6%

6%

Стоимость оборотных активов

9,179

9,053

9,786

9,229

9,757

Темп прироста стоимости оборотных активов

-1%

8%

-6%

6%

Удельный вес оборотных средств в активах

97%

97%

97%

97%

97%

Доля участия собственных средств в формировании оборотных средств

89%

85%

81%

80%

84%

Стоимость товарных запасов

7,533

7,798

8,870

8,164

8,579

Темп прироста стоимости товарных запасов

4%

14%

-8%

5%

Удельный вес запасов в оборотных средствах

82%

86%

91%

88%

88%

Дебиторская задолженность

312

341

210

387

230

Темп прироста дебиторской задолженности

9%

-38%

84%

-41%

Удельный вес дебиторской задолженности в оборотных средствах

3%

4%

2%

4%

2%

Остатки денежных средств

1,334

914

706

678

948

Темп прироста денежных средств

-31%

-23%

-4%

40%

Удельный вес денежных средств в оборотных активах

15%

10%

7%

7%

10%

Выручка от реализации

3,714

5,626

4,443

2,387

2,942

Выручка от реализации на рубль оборотных активах

40%

62%

45%

26%

30%

Темп прироста выручки

51%

-21%

-46%

23%

Оборачиваемость оборотных средств (дни)

70

49

64

123

100

Оборачиваемость товарных запасов (дни)

60

41

56

107

85

Оборачиваемость дебиторской задолженности (дни)

3

2

2

4

3

Остаток кредиторской задолженности

463

333

288

287

84

Темп прироста кредиторской задолженности

-28%

-14%

0%

-71%

В течение рассматриваемого периода наблюдается рост активов ООО «Материал плюс» и ее оборотных средств, причем темп прироста совокупных активов и темп прироста оборотных активов был примерно одинаков во всех периодах.

Удельный вес оборотных средств в активах составляет в среднем 97%, что вполне соответствует структуре активов небольшой торговой компании, имеющей основные средства в размере, не превышающем 3%-4% активов;

Доля участия собственных средств в активах колебалась: от 80% до 89%.В целом наблюдается тенденция к сокращению доли участия собственных средств в формировании оборотных активов. Значение показателя достаточно высоко: только 10%-20% оборотных средств сформировано за счет кредиторской задолженности;

В структуре оборотных активов произошли изменения: на протяжении исследуемого периода росла доля товарных запасов в общем объеме оборотных средств (с 82% до 91%). Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов колебалась, составляя в среднем 23%, доля денежных средств устойчиво сокращалась (с 15% до 10%).

Рост удельного веса товарных запасов в структуре оборотных средств ООО «Материал плюс» свидетельствует о накоплении товара на складе.

Анализ данных, содержащихся в карточках товаров, позволяет сделать вывод, что наибольшим спросом пользуется такой вид товаров, как ламинированные полы и подвесные потолки (остатки их на складе по состоянию на отчетные даты минимальны); они составляют наибольший удельный вес в объеме реализованного за месяц товара.

Соотношение поступившего за месяц на склад и реализованного за тот же период товара по вышеуказанной номенклатуре составляет 100%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.