реферат бесплатно, курсовые работы
 

Кредитная политика банка

Если прибыль банка по данному кредиту до налогообложения однозначно перекрывает стоимость затраченных на него банковских средств, то при при-нятии решения о кредитовании менеджеры должны учесть риск, присущий кредитованию, и желание руководства банка получить маржу прибыли в раз-мере полной стоимости кредита (включая налоги).

Подход к установлению ставок с точки зрения "стоимость - выгодность" яв-ляется лишь одной из частей солее широкой концепции, известной под назва-нием "анализ доходности клиента". Данный метод установления ставки по кредиту предполагает, что банк должен при оценке каждой кредитной заявки принимать в расчет все взаимоотношения с данным клиентом. При анализе до-ходности особое внимание обращается на прибыль от всех взаимоотношений с клиентом, рассчитываемую по следующей формуле:

Доходы, получаемые банком от клиента, могут включать проценты по кре-диту, комиссию за обязательство, комиссию за управление наличными средст-вами и обработку цифровой информации. Расходы, связанные с клиентом, мо-гут включать заработную плату банковских сотрудников, расходы на изучение кредитной документации, проценты по депозитам, расходы по проверке сче-тов и стоимость обработки (включая оплату чеков, учет кредитов и депози-тов, услуги по хранению ценностей в сейфах), а также стоимость приобретен-ных кредитных ресурсов. Чистые кредитные ресурсы представляют собой сум-му кредита, предоставленного клиенту, за вычетом средней суммы его депози-тов (скорректированной с учетом требований к резервированию).

Затем производится фактическая оценка суммы средств банка, используемой каждым клиентом сверх суммы, предоставляемой им банку. Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является положительной, кредитная заявка, по всей вероятности, будет удовлетворена, поскольку банк заработает премию сверх суммы всех произведенных расходов (включая необходимые выплаты в пользу акционеров). Если расчетная чистая ставка прибыли от всех взаимоотношений с клиентом является отрицатель-ной, в предоставлении кредита может быть отказано. Но банк может повы-шать ставку по кредиту или цену других услуг, оказываемых клиенту для то-го, чтобы взаимоотношения продолжались на выгодной основе. Клиенты, ко-торые считаются более рисковыми, должны приносить банку и более высокую расчетную ставку прибыли. Образец анализа доходности клиента АБ Капитал ЗАО «Торговля», подавшего заявку на получение кредита, приводится в Приложении 3.

Рассчитав, какие доходы приносит клиент банку, многие зарубежные банки предоставляют клиенту кредит на сум-му прибыли, которую банк получил, инвестируя средства с депозитного счета клиента в доходные активы. Естественно, неразумно включать всю сумму де-позита клиента при расчете прибыли от инвестирования средств, поскольку банк должен соблюдать требования к резервированию и значительная часть депозитного остатка клиента состоит из временного остатка, обусловленного периодом чекового клиринга, возникающего в связи с тем, что выписанные клиентом чеки могут быть не предъявлены к оплате. Многие зарубежные банки рассчиты-вают фактическую сумму чистых инвестируемых средств на основе депозита клиента и соответствующего кредита на сумму прибыли, исходя из некоторой версии следующих формул:

Сумма прибыли,

предоставляемая

клиенту в кредит

=

Годовая

ставка

прибыли

х

Часть года,

в течение которой

доступны средства

по депозиту

х

Чистые

инвестируемые

(используемые) средства

Попробуем разобрать данный метод на примере. Предположим, что клиент имеет средний остаток по депозиту за данный месяц в размере 1 125 000 руб. На операции по чекам приходится 125 000 руб., чистая сумма инкассированных средств составляет 1 млн. руб. Соответствующий норматив резервирования составляет 22%. После переговоров с клиентом банк принял ре-шение о предоставлении ему кредита в размере прибыли на его депозит, исхо-дя из средней ставки по коротким ГКО в 35%. В данном случае чистые используемые (инве-стируемые) средства клиента и кредит на сумму прибыли будут составлять:

Чистые используемые

(инвестируемые)

средства для банка

= 1 125 000 - 125 000 - 22/100 х 1 000 000 =

= 780 000 руб.

Размер кредита

на сумму прибыли

для данного клиента

= 35% х 1/12 х 780 000 = 22 750 руб.

Таким образом, после расчета всех доходов и расходов от всех сделок бан-ка с данным клиентом банк предоставит ему кредит порядка 22 750 руб., ко-торые банк получил в прошлом месяце от инвестирования депозитов клиента в доходные активы.

Анализ доходности клиента за рубежом в послед-ние годы становился все более сложным и всеобъемлющим. Была разработана подробная бухгалтерская отчетность по источникам доходов и расходов от об-служивания каждого крупного клиента. Зачастую подобный анализ включал консолидированные данные по самому заемщику, его дочерним фирмам, круп-нейшим акционерам и верхнему эшелону руководства для того, чтобы управля-ющие банком могли иметь цельное представление относительно всех взаимоот-ношений банка с клиентом. Подобный консолидированный отчет может опре-делять, насколько убытки по обслуживанию одного счета компенсируются при-былью по другому счету, что составляет общую картину взаимоотношений с данным клиентом. Автоматизированные системы анализа доходности клиента позволяют кредиторам рассчитать альтернативные сценарии установления ста-вок по кредитам и депозитам для выявления оптимального для банка и клиен-та уровня ставок. Анализ доходности может также использоваться для идентификации наиболее прибыльных клиентов и кредитов и наиболее успешно работающих кредитных инспекторов.

Были рассмотрены варианты построения процентных ставок при выдаче кредита предприятиям и организациям. С точки зрения доходности банку выгоднее использовать правильно установленную сложную ставку. Но проблемой является недостаток информации по выгодности этой ставки у заемщиков, да и у самого банка. Например, АБ Капитал использовал такую ставку только при привлечении средств населения, то есть в пассивных операциях. Кроме этого, существует несколько видов построения простых ставок, которыми банк может варьировать кредитные риски, используя их с разными категориями заемщиков.

2.3. Анализ кредитоспособности клиента

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе мне хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков - торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибы-лях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2.3.1 и 2.3.2. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 тыс. руб. против 943 тыс. руб.), но меньшим наличием ос-новного капитала (206 тыс. руб. у А против 1304 тыс. руб. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолжен-ности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует свя-заться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.

Таблица 2.3.1.

Агрегированный баланс предприятия-заемщика

Агрегат

Статья баланса

Фирма А

Фирма Б

А1

А2

АЗ

А4

А5

А6

А6*

А7

А8

А9

П1

П2

П2*

П3

П3*

П4

П5

П6

П7

П8

П9

П10

П11

АКТИВЫ

Оборотные активы - всего

В том числе:

Денежные средства

Расчеты и прочие текущие активы - всего

Из них:

Расчеты с дебиторами в течение 12 месяцев

Товарно-материальные запасы (ТМЗ)

Прочие текущие активы

В том числе:

Краткосрочные ценные бумаги

Основной капитал

Иммобилизованные активы

В том числе:

Убытки

БАЛАНС (А1+А7+А8)

ПАССИВЫ

Обязательства - всего

В том числе:

Долгосрочные обязательства

Из них:

Долгосрочные кредиты банков

Краткосрочные обязательства

Из них:

Краткосрочные кредиты банков

Прочие обязательства

Собственный капитал

В том числе:

Уставный капитал

Резервный капитал

Прочие фонды

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Добавочный капитал

БАЛАНС (П1+П6)

5826

22

5804

4122

1634

0

0

203

18010

0

24039

8197

0

0

8197

1600

0

15840

417

0

15340

0

0

83

8614

943

304

290

94

603

0

0

1304

50

0

2297

387

0

0

364

80

0

1860

1600

16

260

0

7

0

1987

Таблица 2.3.2.

Агрегированные показатели отчета о

прибылях и убытках (форма № 2)

Агрегат

Статья

Фирма А

Фирма Б

П12

П13

П14

П15

П16

П17

Выручка от реализации

Затраты на производство реализованной продукции

Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12)

Отвлеченные из прибыли средства

Прибыль (убыток) отчетного периода

Брутто-доходы

335

168

-17928

5

30

335

4136,6

2524

-2586,6

1658

706,6

4138,6

В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характери-зуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собствен-ного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют про-мышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.

Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:

Коэффи-циенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризую-щие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным в Главе 1 мы полу-чим следующие данные (Табл. 2.3.3.):

Таблица 2.3.3.

Коэффициенты финансового левереджа

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К1 - коэффициент автономии

Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования

0,6589

0,8098

К2 - коэффициент мобильности средств

Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства

0,3199

0,6965

К3 - коэффициент маневренности средств (чистая мобильность)

Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства

-0,4070

0,6140

К4 - отношение собственного капитала к общей задолженности

Экономическое содержание: обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом

1,9324

5,1099

К5 - коэффициент обеспеченности собственными средствами

Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия

-0,4073

0,5366

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств состав-ляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает опти-мальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капи-тала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 2.3.4):

Таблица 2.3.4.

Коэффициенты прибыльности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К9 - коэффициент рентабельности выручки от реализации

Экономическое содержание: рентабельность продаж

0,0896

0,1708

К10 - коэффициент рентабельности общего капитала

Экономическое содержание: рентабельность общего капитала

0,0012

0,3076

К11 - коэффициент рентабельности акционерного капитала

Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала

0,0019

0,3799

К12 - отношение отвлеченных из прибыли средств к балансовой прибыли

Экономическое содержание: способность самофинансирования

0,1667

2,3464

По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В дан-ном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельнос-ти фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансо-вого левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.

Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показа-телей ликвидности и оборачиваемости. До этого еще раз обратимся к агрегированным балансам предприятий и для начала определим клас-сы ликвидных активов предприятий. Фирма Б имеет большую сумму ликвидных активов 1-го класса (денежные средства) (304 тр против 22 тр), но уступает фирме А в сумме ликвидных активов 2-го (к/с дебиторская задолженность) и 3-го (ТМЗ) классов (94 и 603 против 4122 и 1634 соответственно). Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 2.3.5 и 2.3.6).

Таблица 2.3.5.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К13 - коэффициент покрытия задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в перспективе

0,7107

2,5907

К14 - коэффициент общей ликвидности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время

0,5114

0,9341

К15 - коэффициент текущей ликвидности

Экономическое содержание: текущая ликвидность

0,0027

0,8352

К16 - соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности

0,5029

0,2582

Таблица 2.3.6.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К6 - отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств

Экономическое содержание: фондоотдача - объем реализации на 1 рубль немобильных активов

0,0184

3,0551

К7 - коэффициент деловой активности

Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов

0,0139

1,8009

К8 - отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств

Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств

0,0575

4,3866

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.