реферат бесплатно, курсовые работы
 

Готовность российской банковской системы к переходу на "Базель II"

Готовность российской банковской системы к переходу на "Базель II"

План

Введение

1. Сущность и необходимость Базельского комитета

1.1 История Базельского Комитета и его Членства

1.2 Цели и задачи Базельского комитета

2. «Базель II», пересмотренная структура международного капитала.

2.1 Структура и цель создания «Базель II»

2.2 Содержание и развитие документа «Базель II»

3. «Базель II» в России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первое соглашение (Basel Capital Accord, далее «Базель I») было опубликовано Базельским комитетом по банковскому надзору в 1988 году, что существенно повлияло на развитие глобальной банковской системы. Положения «Базель I» легли в основу банковского регулирования и надзора практически во всем мире, включая Россию. Дальнейшее развитие эти принципы получили в соглашении «Базель II».

С середины 90-х годов Базельский комитет активно занимался совершенствованием принципов регулирования. Эта работа была завершена к 2004 году, что ознаменовалось публикацией следующей итерации соглашения - «Базель II». Фундаментальный характер основных требований нового стандарта вызвал горячие дискуссии в мировом банковском сообществе. Прежде всего, они затронули страны «большой десятки». Более того, Базельский комитет признал в предисловии ко второй версии соглашения, что реализация положений этого нормативного акта может не являться основным приоритетом для стран, не входящих в «большую десятку», по крайней мере, в краткосрочном плане. Тем не менее, очевидно, что всем странам придется рано или поздно считаться с требованиями «Базель II», а некоторые положения будет необходимо реализовать уже в ближайшем будущем.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена осуществляющимся переходом российской банковской системы на «Базель II». До сих пор проводятся дискуссии на тему того, готовы ли российские банки к такому переходу и все ли готовы.

В курсовой работе более подробно будет рассмотрено соглашение «Базель II», его общая характеристика и проблемы его внедрения в банковскую систему России.

Цель данной курсовой работы - оценить готовность российской банковской системы к переходу на «Базель II».

Задачи:

1. Рассмотреть сущность и необходимость Базельского комитета;

2. «Базель II», пересмотренная структура международного капитала;

3. «Базель II» в России.

Из общего потока источников информации я выбрала для себя основные и наиболее важные, например, Симановский «Базельские принципы эффективного банковского надзора», В.А.Гамза, В.Н.Вяткин «Управление банковскими рисками. Базель-2: революция идеи и эволюция действий», а также при написании курсовой я использовала такой журнал, как «Банковское дело».

1. Сущность и необходимость Базельского комитета

1.1 История Базельского Комитета и его Членства

Базельский Комитет по Банковскому надзору, основанный в 1974 году, обеспечивает форум для регулярного сотрудничества по банковским контролирующим делам. [9]

Комитет не обладает никаким формальным наднациональным наблюдательным органом. Скорее он формулирует широко контролирующие стандарты и руководящие принципы и рекомендует утверждения передового опыта в ожидании, что отдельные власти предпримут шаги, чтобы осуществить их через детальные меры - установленный законом или иначе - которые лучше всего подходят для их собственных национальных систем. Таким образом, Комитет поощряет конвергенцию к единым подходам и общим стандартам, не делая попытку детализированной гармонизации контролирующих методов государств-членов.

Комитет сообщает Губернаторам центрального банка и Главам Наблюдения его государств-членов. Он ищет их одобрение своих главных инициатив. Эти решения покрывают очень широкий диапазон финансовых проблем. Одна важная цель работы Комитета состояла в том, чтобы преодолеть разрывы в международном контролирующем освещении в преследовании двух основных принципов: то никакое иностранное банковское учреждение не должно избежать наблюдения; и то наблюдение должно быть адекватным. Чтобы достигнуть этого, Комитет выпустил длинный ряд документов с 1975 года.

В 1988 году, Комитет решил ввести капитальную систему измерения, обычно называемую Базельским Капитальным Согласием. Эта система предусмотрела выполнение структуры измерения риска кредита со стандартом минимального капитала 8 % к концу 1992 года. С 1988 года, эта структура была прогрессивно введена не только в государствах-членах, но также и в фактически всех других странах с интернационально активными банками. В июне 1999, Комитет выпустил предложение о пересмотренной Структуре Достаточности капитала. Предложенная капитальная структура состоит из трех столбов:

· требования минимального капитала, которые стремятся усовершенствовать стандартизированные правила, сформулированные в 1988 году;

· контролирующий обзор внутреннего процесса оценки учреждения и достаточности капитала;

· эффективное использование раскрытия, чтобы усилить рыночную дисциплину как дополнение к контролирующим усилиям.

После обширного взаимодействия с банками, промышленными группами и наблюдательными органами, которые не являются членами Комитета, пересмотренная структура была выпущена 26 июня 2004 года. Этот текст служит основанием для национального создания правила и для банков, чтобы закончить их приготовления к выполнению новой структуры.

За последние несколько лет Комитет двинулся более настойчиво, чтобы продвинуть звуковые контролирующие стандарты во всем мире. В близком сотрудничестве со многой юрисдикцией, которая не является членами Комитета, в 1997 году он развивал ряд "Основных Принципов для Эффективного Банковского надзора", который обеспечивает всесторонний проект эффективной контролирующей системы. Чтобы облегчить выполнение и оценку, Комитет в октябре 1999 года развивал "Основную Принципиальную Методологию". Основные Принципы и Методология были недавно пересмотрены и выпущены в октябре 2006. [1, 124]

Чтобы позволить более широкой группе стран быть связанной с работой, преследуемой в Базеле, Комитет всегда поощрял контакты и сотрудничество между его участниками и другими банковскими наблюдательными органами. Он распространяет в наблюдателях во всем мире опубликованные и неопубликованные работы. Во многих случаях, наблюдательные органы в странах лица, не являющегося членом какой-либо организации сочли целесообразным публично связывать себя с инициативами Комитета. Контакты были далее усилены Международными конференциями Банковских супервизоров (ICBS), которые имеют место каждые два года. Последний ICBS был проведен в Бельгии осенью 2008.

Секретариат Комитета расположен в Банке для международных расчетов в Базеле, Швейцария. Пятнадцать человек Секретариатов главным образом укомплектованы профессиональными наблюдателями на временной командировке от учреждений участника. В дополнение к обязательству секретарской работы для Комитета и его многих опытных подкомиссий, он готов дать совет наблюдательным органам во всех странах.

1.2 Цели и задачи Базельского комитета

Цель комитета состоит в том, чтобы увеличить понимание ключевых контролирующих проблем и улучшить качество банковского надзора во всем мире. Обменивая информацию по национальным контролирующим проблемам, подходам и методам, в целях продвижения общего понимания. Время от времени, Комитет использует это общее понимание, чтобы развить руководящие принципы и контролирующие стандарты:

1. Основные Принципы для Эффективного Банковского надзора;

2. Конкордат на международном банковском надзоре.

Участники Комитета: Аргентины, Австралии, Бельгии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Гонконга САР, Индии, Индонезии, Италии, Японии, Кореи, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, Сингапура, Южной Африки, Испании, Швеции, Швейцарии, Турции, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов.

Существующий Председатель Комитета - г. Нут Веллинк, президент Банка Нидерландов.

Штефан Вальтер - Генеральный секретарь Базельского Комитета.

Работа Комитета организована под четырьмя главными подкомиссиями:

1. Группа Выполнения Стандартов;

2. Группа Развития Политики;

3. Бухгалтерская Целевая группа;

4. Базель Консультативная Группа.

1. Группа Выполнения Стандартов была первоначально установлена, чтобы поделиться информацией и продвинуть последовательность в выполнении структуры Базеля II. В январе 2009, его мандат был расширен, чтобы сконцентрироваться на выполнении Базельского руководства Комитета и стандартов более широко.

В настоящее время у Группы Выполнения Стандартов есть две подгруппы, которые делятся информацией и обсуждают определенные проблемы, связанные с выполнением Базеля II.

Подгруппа Ратификации исследует проблемы, связанные с ратификацией систем, используемых, чтобы произвести оценки и параметры, которые служат входами во внутренние основанные на оценках подходы, чтобы кредитовать риск.

Эксплуатационная Подгруппа Риска обращается к проблемам, связанным прежде всего с выполнением банков продвинутых подходов измерения для эксплуатационного риска.

2. Главная цель Группы Развития Политики состоит в том, чтобы поддержать Комитет, идентифицируя и рассматривая появление контролирующих проблем и, где приспособлено, предложение и развитие политики, которая продвигает звуковую банковскую систему и высоко контролирующие стандарты.

В Группу Развития Политики входят 7 рабочих групп:

1. Риск-менеджмент и Моделирующая Группа,

2. Целевая группа Исследования,

3. Рабочая группа на Ликвидности,

4. Определении Капитальной Подгруппы,

5. Базель II Капитальных Контрольных Групп,

6. Торговая Книжная Группа,

7. Международная Группа Решения Банка.

3. Бухгалтерская Целевая группа работает, чтобы гарантировать, что международный бухгалтерский учет и ревизия стандартов и методов продвигают звуковой риск-менеджмент в финансовых учреждениях, поддерживают рыночную дисциплину через прозрачность, и укрепляют безопасность и разумность банковской системы.

В Бухгалтерскую Целевую группу входят 3 рабочих группы:

1. Концептуальная Подгруппа Проблем Структуры,

2. Подгруппа Методов Финансовых инструментов,

3. Контрольная Подгруппа.

4. Базель Консультативная Группа обеспечивает углубление обязательств Комитета с наблюдателями во всем мире по банковским контролирующим проблемам.

Формальные каналы для того, чтобы скоординировать с наблюдателями небанковских финансовых учреждений включают Объединенный Форум, для которого Базельский Секретариат Комитета обеспечивает функцию секретариата, и Группу Координации. Объединенный Форум был установлен в 1996, чтобы обратиться к проблемам, обычным для банковского дела, ценных бумаг и страховых секторов, включая регулирование финансовых конгломератов. Группа Координации встречается дважды ежегодно, чтобы обменять представления относительно приоритетов и ключевых вопросов интереса для контролирующих стандартных сеттеров. Положение председателя и функции секретариата для Группы Координации вращается среди представителей участника трех стандартных сеттеров каждые два года. [8]

2. Базель II, пересмотренная структура международного капитала

2.1 Структура и цель создания «Базель II»

Базельский комитет по банковскому надзору проводит активную работу по совершенствованию подходов к созданию системы рискоориентированного надзора и управления банковской деятельностью. Комитет призывает национальные надзорные органы ускорить введение сложных, продвинутых подходов нового Базельского соглашения по капиталу (далее - Базель II), содействовать совершенствованию коммерческими банками практики управления риском ликвидности, обеспечить восприимчивость систем внутреннего контроля и риск-менеджмента банков к нефинансовым рискам и повысить уровень прозрачности банковской деятельности. [7]

«Базель II» -- документ, соглашение «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы» Базельского комитета по банковскому надзору.

Главной целью соглашения Базель II является повышение качества управления рисками в банковском деле, что, в свою очередь, должно укрепить стабильность финансовой системы в целом.

По сравнению с Базель I, нововведения сводятся к следующему:

· создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;

· более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков;

· новые требования к капиталу под операционный риск;

· расширение роли органов надзора;

· всестороннее раскрытие информации и методологии банками.

Структурно Базель II разделен на три части:

I. Расчет минимальных требований к капиталу -- представляет расчет общих минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8%. Капитал второго уровня не должен превышать 100% капитала первого уровня.

II. Второй компонент - надзорный процесс. В этом разделе рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора, разработанные Комитетом в применении к банковским рискам, включая предложения, касающиеся, среди прочего, трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного риска, роста трансграничных связей и взаимодействия, а также секьюритизации.

III. Третий компонент - рыночная дисциплина. Цель третьего компонента -дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный процесс (Компонент 2). Комитет стремится стимулировать рыночную дисциплину путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые позволят участникам рынка оценить основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала учреждения. Комитет полагает, что такое раскрытие информации имеет особую актуальность в свете Соглашения, в соответствии с которым опора на внутрибанковские методологии дает банкам более широкую свободу действий при оценке потребностей в капитале.

В принципе, раскрытие информации банками должно согласовываться с тем, как высшее руководство и совет директоров оценивают риски банка и управляют ими. В соответствии с первым компонентом банки применяют конкретные подходы/методологии измерения рисков, которым они подвержены, и вытекающих из этого требований к капиталу. Комитет считает, что раскрытие данных, основанное на этом общем подходе, является эффективным средством информирования рынка о банковских рисках и обеспечивает механизм последовательного и понятного раскрытия информации, позволяющий более эффективно сопоставлять различные институты.

Минимальные требования к капиталу

Первый компонент посвящен непосредственно методам расчета кредитного риска.

По сравнению с Базелем I нововведением является ориентация при оценке риска на внешние рейтинги, как один из наиболее объективных показателей деятельности того или иного банка. Также новой является более гибкая система учета обеспечения при расчете кредитного риска.

Надзорный процесс в отношении капитала

Второй компонент определяет основные принципы и рекомендации по организации системы управления рисками в кредитных организациях и требования к надзорному процессу. Здесь рассматриваются вопросы прозрачности и отчетности перед надзором банков, включая предложения, касающиеся трактовки процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (остаточный риск и риск концентрации кредитов, стресс-тестирование, определение дефолта), операционного риска, а также секьюритизации.

Рыночная дисциплина

Третий компонент дополняет предыдущие два и формулирует комплекс требований к раскрытию информации. Обозначенные требования позволят участникам рынка оценивать данные об основных сферах деятельности, величине капитала, подверженности риску, процессах оценки риска и, следовательно, о достаточности капитала организации-заемщика.

Базель II предлагает два варианта, которые кредитные организации могут использовать при оценке кредитного риска в отношении банков-контрагентов. В данном аспекте одной из функций надзорного органа является доведение до сведения кредитных организаций и выполнение контроля за измерением кредитного риска лишь одним из предлагаемых способов расчета. Однако какой бы из вариантов не применялся, кредитная организация должна соблюдать основополагающий принцип -- коэффициент взвешивания для банков должен быть на одну ступень ниже или равен коэффициенту риска соответствующего государства.

Первый вариант с применением к заемщикам коэффициента взвешивания, установленного для государств, по сути дела является сдвинутой на одну категорию шкалой коэффициентов риска суверенов с минимальным коэффициентом в 20%.

Во втором варианте банк-контрагент оценивается исходя из собственного рейтинга и соответствующего ему коэффициента взвешивания. Кроме того, данный вариант предполагает еще такую опцию как особый порядок взвешивания краткосрочных кредитных требований (сроком исполнения до 90 дней) с использованием пониженных коэффициентов.

Требования к прочим юридическим лицам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Практика рынка банковских услуг показывает, что российские компании в силу неразвитости института рейтингования в России скорее всего (за редким исключением) будут распределяться в группу «Без рейтинга» со 100% коэффициентом взвешивания. Что касается профессиональных участников рынка ценных бумаг, то следует еще раз упомянуть о том, что надзорные методы, не удовлетворяющие требованиям Базеля II, не позволят оценить их лучше, чем прочих юридических лиц.

Одновременно органы надзора могут позволить кредитным организациям присваивать всем без исключения юридическим лицам коэффициент взвешивания 100%, независимо от наличия или отсутствия у последних внешнего рейтинга.

Одним из достоинств Базеля II является многообразная гамма опций, предоставляющая различным по размеру, финансовому потенциалу, видам деятельности и страновой принадлежности компаниям возможность его применения.

Так, в рамках стандартизированного подхода предусмотрен также упрощенный стандартизированный подход, основанный на использовании экспортных кредитных рейтингов. Его основное отличие от вышеприведенного метода состоит в применении в отношении как суверенов, так и прочих заемщиков только экспортных кредитных рейтингов, устанавливаемых экспортными кредитными агентствами, которые являются участниками «Соглашения об официальном подтверждении экспортных кредитов». Экспортные кредитные рейтинги определяются в зависимости от степени риска страны.

Методология применения экспортных кредитных рейтингов предусматривает установление 7 категорий риска, каждая из которых соответствует одному из ранее приведенных коэффициентов взвешивания (0, 20, 50, 100, 150%).

Как и в стандартизированном подходе, упрощенный метод предлагает опцию по снижению коэффициента взвешивания для требований к суверенам, номинированным и фондированным в национальной валюте.

Для банков и прочих юридических лиц действует общий принцип стандартизированного подхода -- коэффициент взвешивания не может быть выше, чем коэффициент, соответствующий рейтингу суверена.

Базелем II предусмотрены самостоятельные опции для оценки особых видов требований.

Введены новые требования в отношении активов, включенных в розничный портфель. Суть нововведения состоит в том, что кредитные требования могут быть объединены в группу, к которой применяется коэффициент взвешивания 75% (кроме просроченных кредитов).

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.