реферат бесплатно, курсовые работы
 

Государственные ценные бумаги России

Федеральный закон “Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг” от 29.07.1998 г. №136-ФЗ.

“Генеральные условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 г. №790.

“Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций федеральных займов”, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.05.1995 г. №458.

“Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации”, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.10.1999 г. №1142.

“Условия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 24.11.2000 №103н.

“Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 16.08.2001 №65н.

“Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 22.12.2000 №112н.

“Условия выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 18.08.1998 №37н.

“Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга”, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ 27.04.2002 №37н.

Положение Банка России “Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг” от 25.03.2003 г. №219-П.

Положение Банка России “О порядке заключения и исполнения сделок РЕПО с государственными ценными бумагами Российской Федерации” от 25.03.2003 г. №220-П.

Положение Банка России “Об обращении выпусков Облигаций Банка России” от 28.08.1998 г. №53-П.

Положение Банка России “О порядке рассмотрения документов и заключения Банком России договоров о выполнении функций Дилера на рынке ГКО-ОФЗ” от 10.11.1998 г. №59-П.

Положение Банка России “О порядке осуществления расчетов по операциям с финансовыми активами на ОРЦБ” от 08.06.1998 г. №32-П.

Положение Банка России “О порядке депозитарного учета на Организованном рынке ценных бумаг” от 28.02.1996 г. № 35, утвержденное Приказом Банка России от 28.02.1996 г. № 02-51.

Инструкция Банка России “О специальных счетах нерезидентов типа “С” от 28.12.2000 г. №96-И. [14]

В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдения законодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпуск суррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определение основания для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективные механизмы их защиты, предусматривать уголовную ответственность за преступление на фондовом рынке.

1.4.Современное состояние рынка ценных бумаг России

Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение связанных с этим процессом многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.

Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:

1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности.

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.

3. Улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства.

4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:

создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг;

необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;

ускоренное, опережающее создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы;

создание системы отчетности и публикации макро - и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;

гармонизация российских и международных стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;

создание активно действующей системы надзора за небанковскими инвестиционными институтами;

государственная поддержка образования в области рынка ценных бумаг;

приоритетное выделение государственных финансовых и материальных ресурсов для “запуска” рынка ценных бумаг;

перелом психологии операторов, действующих на рынке, направленной на обход, прямое нарушение государственных установлений и на полное неприятие роли государства как гаранта бизнеса и мелких инвесторов;

срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов и ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов;

5. Реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация капиталов;

интернационализация и глобализация рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация рынка ценных бумаг;

нововведения на рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризациярынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

новые инструменты данного рынка;

новые системы торговли ценными бумагами;

новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация- это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.[11]

Раздел 2. Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг России

Рынок ГКО-ОФЗ -- рынок, организованный и регулируемый Министерством финансов РФ и Банком России в целях реализации бюджетной и денежно-кредитной политики, приобретает в современных условиях России значение в качестве одного из основных источников финансирования крупных инвестиционных программ.

Государство может выступать на фондовом рынке как активный участник, аккумулируя с помощью рыночных инструментов средства инвесторов (в первую очередь -- населения) и направляя их на финансирование национальных инвестиционных программ.

Имея в руках столь мощный источник средств, как рынок государственных ценных бумаг, правительство может создать программу помощи развитию реального сектора, к основным направлениям реализации которой можно отнести:

инвестиции в базовую экономику -- строительство автомобильных и железных дорог и т.п.;

вложения в новейшую экономику -- в современные средства телекоммуникации, Интернет-технологии и др.;

обеспечение финансовой помощи промышленности в сфере высоких технологий;

решение социальных задач, в частности -- поддержка жилищного строительства;

содействие в укреплении и развитии инфраструктуры финансового рынка.

Одной из наиболее серьезных предпосылок успешной реализации инвестиционной составляющей рынка государственных ценных бумаг России служит высокая степень развития важнейшей составляющей частью рынка государственных ценных бумаг России -- рынка ГКО-ОФЗ.

В настоящее время рынок ГКО-ОФЗ является одним из наиболее передовых сегментов российского финансового рынка, базирующимся на уникальной всероссийской межрегиональной инфраструктуре. К основным характеристикам рынка ГКО-ОФЗ относятся:

высокая надежность функционирования;

всероссийский охват;

использование современных технологий доступа;

соответствие используемых технологий современным международным стандартам.

2.1.Обзор и анализ первичного рынка государственных ценных бумаг

В мае на рынке государственных ценных бумаг ускорился рост цен основных инструментов на фоне высокой рублевой ликвидности и снижения курса доллара. Вместе с тем объем торгов на рынке ГКО-ОФЗ сокращается третий месяц подряд, что говорит о том, что потенциал снижения доходности государственных бумаг практически исчерпан, и в ближайшей перспективе темп роста цен существенно снизится.

При этом спрос на новые бумаги, размещаемые денежные властями, остается стабильно высоким и падение объемов продаж на первичном рынке связано с некоторым снижением предложения бумаг со стороны Минфина и Центробанка.

Обороты на первичном рынке в мае в 4 раза превысили объем торгов на вторичном рынке государственных бумаг. При этом, наибольший объем размещений пришелся на аукционы, проводимые Банком России в рамках Биржевого Модифицированного РЕПО (БМР).

Рис. 2.1. Структура рынка ГКО-ОФЗ в мае 2003 г.

Таблица 2.1

Аукционы биржевого модифицированного РЕПО в мае

Бумага

ОФЗ 46006

ОФЗ 26197

ОФЗ 46009

ОФЗ 46007

ОФЗ 46008

Дата аукциона

08.05.03

15.05.03

15.05.03

22.05.03

29.05.03

Дата обратного выкупа/погашения

05.06.03

17.09.03

11.06.03

19.06.03

26.06.03

Объем выпуска, млн. руб.

20 000

20 000

20 000

20 000

20 000

Спрос по деньгам, млн. руб.

17 906,27

35 719,07

31 297,35

28 018,93

26 652,41

Цена отсечения, % от номинала

99,737

100,282

99,747

99,741

99,756

Средневзвеш. цена %

99,738

100,306

99,747

99,741

99,766

Доходность по цене отсечения, % годовых

3,44

4,98

3,43

3,39

3,19

Доходность по средневзвешенной цене, % годовых

3,42

4,92

3,43

3,39

3,06

Объем размещения по номиналу, млн. руб.

10 301,57

19 333,45

17 998,80

13 876,91

12 403,29

Всего, млн. руб.

73 914,02

Изменение, в % к предыдущему месяцу

-50%

Суммарный объем бумаг, размещенных в рамках БМР в мае, составил 73,9 млрд. руб., что на 50% меньше, чем месяцем ранее. На четырех из пяти аукционах спрос на бумаги, продаваемые из портфеля ЦБ с условием обратного выкупа, намного превышал предложение. Наибольшим спросом пользовались бумаги, размещенные в рамках «нестандартного» РЕПО сроком на 3 мес., они были размещены практически полностью (97% выпуска). На остальных аукционах было размещено от 52% до 90% предложенных бумаг.

Министерство финансов разметило в мае 2 выпуска ОФЗ номиналом 6 млрд. руб. и 8 млрд. руб. и один выпуск ГКО номиналом 5 млрд. руб. В частности был размещен дополнительный выпуск ОФЗ-АД 46014 (погашением 29 августа 2018 года) и ОФЗ-ФД 27023 (погашением 20 июля 2005 года). Хотя на всех аукционах спрос на бумаги превышал предложение, выпуски были размещены не полностью, и впоследствии Банк России доразмещал их на вторичном рынке. [9]

Таблица 2.2

Аукционы Минфина в мае

Бумага

ГКО 21169

ОФЗ-ФД 27023

ОФЗ-АД 46014

ОФЗ-АД 46002

ОФЗ-ФД 27022

Дата аукциона

07.05.03

21.05.03

21.05.03

19.03.03

19.02.03 

Дата погашения

05.11.03

20.07.05

29.08.18

08.08.12

15.02.06 

Объем эмиссии, млн. руб.

5 000

6 000

8 000

8 000

 

Объем спроса по номиналу, млн. руб.

8 948,562

10 789,422

8 139,621

 

Цена отсечения, % от номинала

97,331

102,898

110,261

 

Средне-взвешенная цена, % от номинала

97,331

103,002

110,701

 

Доходность по цене отсечения, % годовых

5,50

6,80

7,65

 

Доходность по средневзвешенной цене, % годовых

5,50

6,75

7,59

 

Объем размещения по номиналу, млн. руб.

2 468,55

5 973,00

4 792,76

2 603,58

 

Дата доразмещения

 

14.05.2003-15.05.2003

 

07.05.03-14.05.03

14.05.2003-15.05.2003

Объем доразмещения по деньгам, млн. руб.

 

560,000

 

604,045

626,125

Всего (размещения + доразмещения), млн. руб.

15 024,48 

Изменение в % к предыдущему месяцу

-10%

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.