| |||||
МЕНЮ
| Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредитаФорфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредита26 Учреждение образованияБелорусский государственный университетРеспубликанский институт высшей школыКафедра экономических наукР е ф е р а тна тему:“ФОРФЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА”2002 годОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..31. СУЩНОСТЬ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ………………………..7 2. ТЕХНИКА СОВЕРШЕНИЯ ФОРФЕЙТИНГОВОЙ СДЕЛКИ …………..11 3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ …………………………………………………………………….19 4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРФЕЙТИНГА И ДРУГИХ ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ………………………………….21 5. РИСКИ УЧАСТНИКОВ ФОРФЕЙТИНГОВОЙ СДЕЛКИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ …………………………………………………………..23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...27 ВВЕДЕНИЕ Когда продавец позволяет покупателю отложить оплату уже полученных товаров или услуг, мы говорим, что он предоставляет ему коммерческий (торговый) кредит (trade credit). В балансе покупателя в разделе “Пассивы” он отражается как кредиторская задолженность, а в балансе продавца в разделе “Активы” -- как дебиторская задолженность. Коммерческий кредит -- это форма краткосрочного финансирования, предо-ставляемая компании-покупателю. Для компании-продавца торговый кредит -- это сред-ство увеличения объема продаж, и его нужно оценивать по степени увеличения дохода при повышении риска. Поскольку многие компании активно используют торговый кредит, нуж-но учитывать влияние соответствующих решений на потоки денежных средств, стои-мость капитала, рост объема продаж и кредитоспособность. ???????????? ?????? ????? ???????????????? ??? ??????, ????????????-??? ? ???????? ????? ?????????? ??????????? ? ???? ???????? ??????? ?? ????????? ??????. ?? ??????????????? ??? ????????????? ???????? (??????-????) ???????? ? ???????????? ???? ??? ????? ????????? ?????, ??? ? ?????-?????? ????????. ?????????? ????????????? ??????? ??????? ??????? ? ???????? ????????-???? ?????????? ???????? ?? ?????? ?????????? ??????????? ?? ?????????. ??????? ??????? ? ?????? ????? ??????? ???????? ??????? ??? ??? ???-????????? ????????, ??????????? ????????? ????? ???????? ??????? ???-???????? ??? ??????????? ????????. ??-?? ???? ????????? ? ?????????? ??????? ? ?????? ??? ????? ?????? ?????????? ??????? ??????? ??? ????????? ????????? ????????. ??????? ??????? ??????? ????? ????????? ???????????, ? ????? ????????? - ?????????????? ?? ?????? ???????? ?????? ??????? ??????, ?? ? ???????????? ????????? ??????? ???????? ??-?? ???????? ???-??? ? ???? ? ??????? ????????, ????????? ? "??????????" ?????. ??????? ?????? ?????????? ? ???? ??????? - ?????????? ?????????? ????? ???????? ??????????? ????????????? ? ???????????? ? ???????? ????????? ?????????? ???????? ?????????. ??? ??????? ????????????? ??????? ??????????? ?????-???????? ?? ??????? ?????? ??????? ???????, ??? ?????? ???? ???????????? ???????? ??????? ?????????? ?, ?????????????, ???? ??????????? ????? (?.?. ?? ??????????? ???????????? ???????? ???? ???????? ?????????????). ?????????? ?????? ????????? ?????????????? ???? ????????? ???????? ??-?? ????????? ???????? ???????. ????????? ???????? ??????? ?? ????? ??????????? ???????? ??????? ?? ?????? ????????? ????????, ?????? ? ????? ???????. ??? ???????????, ? ??????????, ??????????? ??????? ??-???????????? ????????? ??? ???????? ?????????? ???????. В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях долж-на разрабатываться и осуществляться особая политика управления коммерческим кредитом, так называемая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям продукции. Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реали-зации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. Формирование политики управления коммерческим кредитом осуществляется по следующим основным этапам: 1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности отвлеченного в нее оборотного капитала. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. Выделяют несколько основных этапов анализа: На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде; На втором этапе анализа определяется средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде; На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам инкассации; На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность; На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность. 2. Формирование принципов кредитной политики по от-ношению к покупателям продукции. В современной коммер-ческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принци-пов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операцион-ной и финансовой деятельности предприятия. В процессе формирования принципов кредитной по-литики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: 1). В каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию. Формы реализации продукции в кредит имеют две раз-новидности -- товарный (коммерческий) кредит и потре-бительский кредит. * Товарный (коммерческий) кредит представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превы-шает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товар-ный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому по-купателю продукции на срок от одного до шести месяцев. * Потребительский кредит (в товарной форме) пред-ставляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет. Выбор форм реализации продукций в кредит опреде-ляется отраслевой принадлежностью предприятия и харак-тером реализуемой продукции (товаров, услуг). Тип кредитной политики характеризует принципиаль-ные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности пред-приятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям про-дукции -- консервативный, умеренный и агрессивный. Консервативный (или жесткий) тип кредитной поли-тики предприятия направлен на минимизацию кредитно-го риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной дея-тельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой допол-нительной прибыли за счет расширения объема реализа-ции продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупате-лей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его раз-мера; ужесточение условии предоставления кредита и по-вышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности. Умеренный тип кредитной политики предприятия ха-рактеризует типичные условия его осуществления в соот-ветствии с принятой коммерческой и финансовой прак-тикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа. Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации по-литики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; уве-личение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности про-лонгирования кредита. В процессе выбора типа кредитной политики долж-ны учитываться следующие основные факторы: современная коммерческая и финансовая практика осу-ществления торговых операций; общее состояние экономики, определяющее финансо-вые возможности покупателей, уровень их платежеспо-собности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия; потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возмож-ностей ее реализации за счет предоставления кредита; правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности; финансовые возможности предприятия в части отвлече-ния оборотного капитала в дебиторскую задолженность; финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрица-тельно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприя-тия, вызвать впоследствии значительные расходы по взыс-канию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала. 3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в пред-шествующем периоде); коэффициент соотношения себе-стоимости и цены реализуемой в кредит продукции. 4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы: срок предоставления кредита (кредитный период); размер предоставляемого кредита (кредитный лимит); стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию); система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями. 5. Формирование стандартов оценки покупателей и диф-ференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства. 6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по представленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов. 7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью - ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы высокооборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. ? ??????????? ???????? ???????????? ?????? ? ?????? ???? ??????????? ?? ???????????, ?? ?????? ? ????????? ?????????? ??????????? ???????????-??? ? ???????? ?? ????????? ????????? ?????. ????? ???????????????? ????-??? ???????????????? ????????????? ??????? ???????? ???????????????. Форфейтинг (от франц. a forfait - целиком, общая сумма) представляет собой специфическую форму кредитования экс-портеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцеп-тованных импортером (или иных долговых требований по внеш-неторговым сделкам), без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтирование при-меняется главным образом как способ рефинансирования ком-мерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно яв-ляется формой трансформации коммерческого кредита в банков-ский. 1. СУЩНОСТЬ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ Понятие форфейтинга ФОРФЕЙТИНГ - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|