реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

Однако более подробное рассмотрение этих систем позволяет выявить их кардинальные различия. В первую очередь это касается их статуса.

Как было указано ранее, негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к основному. В связи с этим пенсионное страхование носит обязательный характер и в его основе лежит обязанность работодателя или иного лица, предусмотренного законом, перечислять страховые взносы.

Негосударственное пенсионное обеспечение, наоборот, носит добровольный характер и в его основе лежит реализация заинтересованным лицом права на формирование дополнительной пенсии в пользу третьих лиц либо в свою польз)'.

Отсюда вытекает еще одно немаловажное различие. Согласно ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.

В свою очередь договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.

Из этого следует, что в рамках негосударственного пенсионного обеспечения договор заключается между фондом и лицом, которое будет уплачивать взносы, минуя лицо, которое в последующем будет получать пенсию, естественно, за исключением тех случаев, когда плательщик и получатель являются одним лицом. В рамках обязательного пенсионного страхования договор, наоборот, заключается между фондом и будущим получателем пенсии, минуя плательщика взносов. [12, 139 с.]

Кардинальным отличием систем пенсионного страхования также является то, что деятельность по управлению пенсионными накоплениями предполагает более жесткие требования, нежели деятельность по управлению пенсионными резервами. Эти требования предъявляются к фондам, управляющим компаниям и процессу организации их работы, включая порядок раскрытия информации, более ограниченный перечень объектов для инвестирования, расширенный перечень специализированной отчетности, страхование ответственности управляющей компании, соблюдение дополнительных нормативов и показателей, а также иные требования.

Ранее отмечалось, что инвестиционным и пенсионным фондам присущи общие технологические признаки, которые касаются специфики инвестиционного процесса. Непосредственного участия в процессе инвестирования сами фонды не принимают, либо обладают крайне ограниченными полномочиями по самостоятельному инвестированию.

Эти полномочия пенсионного фонда составляют еще одно отличие рассматриваемых систем. В отношении пенсионных накоплении законодательство исключает какую-либо возможность инвестирования активов фонда неуправляюшей компанией.

Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе негосударственного пенсионного обеспечения предполагает, что с момента заключения пенсионного договора вкладчики начинают отчислять в фонд пенсионные взносы в соответствии с той пенсионной схемой, которая отражена в договоре. [12, 140 с.]

Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.

В результате негосударственная пенсия формируется в процессе аккумулирования пенсионных взносов, их инвестирования и начисления по ним инвестиционного дохода. При этом все операции, будь то поступление взносов, начисление дохода, выплата пенсии или выплата выкупной суммы, учитываются на соответствующем пенсионном счете. Если на одном счете ведется аналитика по нескольким участникам, то счет является солидарным, если аналитика ведется только по одному участнику, то счет является именным.

Назначение и выплата не государственной пенсии участнику фонда осуществляются по наступлении пенсионных оснований, т.е. оснований для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.

Если пенсионный договор расторгается до момента наступления пенсионных оснований, негосударственный пенсионный фонд в зависимости от ситуации выплачивает вкладчику или участнику либо переводит в другой негосударственный пенсионный фонд накопленные денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором и правилами. Эти средства составляют выкупную сумму.

Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе обязательного пенсионного страхования первоначально предполагает получение фондом права на осуществление этой деятельности. Фонд получает такое право с даты регистрации в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.

С этого момента фонд приступает к реализации своего права путем заключения с застрахованными лицами соответствующих договоров. При этом фонд не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании, за исключением случаев, когда фонд заявил о принятии решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц, а также в случае введения в отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по пенсионному страхованию.

Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу осуществляются по наступлении пенсионных оснований.

Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов

2.1 Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов в России

Реализация пенсионной реформы в России привела к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Так как государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, - к решению этой задаче должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

По данным агентства РБК, в настоящее время (по состоянию на начало 2010 года) был составлен рейтинг самых популярных НПФ.

В таблице 2.1. представлены итоги по привлечению клиентов негосударственными пенсионными фондами (НПФ) по состоянию на начало 2010 года.

Таблица 2.1 Рейтинг НПВ по состоянию на начало 2010 года

Название НПФ

Заявления (шт.)

Доля рынка (%)

Договоры (шт.)

Доля рынка (%)

ЛУКОЙЛ-Гарант

273 792

12.65

281 424

12.38

Социум

253 987

11.73

282 747

12.44

Благосостояние

177 263

8.19

175 190

7.71

Русь

162 387

7.50

166 952

7.34

Большой ПФ

124 570

5.75

128 263

5.64

Промагрофонд

119 835

5.53

124 897

5.49

Норильский никель

101 226

4.68

105 702

4.65

Социальное развитие

98 434

4.55

98 935

4.35

НПФ электроэнергетики

96 860

4.47

102 367

4.50

Стальфонд

65 130

3.01

65 823

2.90

Пенсионные резервы пяти крупнейших негосударственных пенсионных фондов составляют 77,4 процентов от общего объема пенсионных резервов НПФ, которые составляют 518,01 млрд. руб., а пенсионные накопления - 51,8 процентов от общего объема пенсионных накоплений, составляющего 71,72 млрд. руб. Такие данные содержатся в отчете Федеральной службы по финансовым рынкам о деятельности НПФ за 1-й квартал 2010 года.

Крупнейшими НПФ по объему пенсионных накоплений являются НПФ "Благосостояние", НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Норильский никель", НПФ "Газфонд" и НПФ "Электроэнергетики", а крупнейшими фондами по объему пенсионных резервов - НПФ "Газфонд", НПФ "Благосостояние", , НПФ "Транснефть", НПФ электроэнергетики.

В число лидеров по объему собственного имущества вошли, НПФ "Газфонд", НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", Ханты-мансийский НПФ и НПФ электроэнергетики. Объем собственного имущества, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов составляет 77,3 проц от объему собственного имущества всех НПФ, которое составляет 678,59 млрд руб.

Крупнейшими НПФ по объему имущества для уставной деятельности /ИОУД/ стали НПФ "Газфонд", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НОНПФ "Благосостояние" и НПФ "Регионфонд". Объем ИОУД, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов, составляет 74,9 проц, от объема имущества всех НПФ, которое составляет 84,53 млрд руб.

В пятерку лидеров по количеству застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования /ОПС/ вошли НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Социум", НПФ " Русь " и НОНПФ "Большой ПФ". Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию лиц у 5 крупнейших по этому показателю НПФ составляет 50,2 процентов, от общего количества застрахованных по ОПС лиц, которое составляет 54,57 млн. человек.

Крупнейшими НПФ, по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения стали НОНПФ "Благосостояние", НПФ электроэнергетики, НПФ "Телеком-Союз", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант" и Ханты-мансийский НПФ. Количество участников 5 крупнейших НПФ, участвующих в программе негосударственного пенсионного обеспечения, составляет 41,2 процентов от общего количества таких лиц, которое составляет 6,35 млн. человек.

Далее в курсовой работе, в таблице 2.2., представлен рейтинг надежности НПФ по состоянию по состоянию на начало 2010 года.

Таблица 2.2 Рейтинг надежности НПФ по состоянию на начало 2010 года

Название компании

Пенсионные резервы (тыс. руб.)

Пенсионные накопления (тыс. руб.)

Группа AAA (максимальная надежность)

НПФ "Благосостояние"

ААА

90 108 047,00

13 186 604,00

НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"

ААА

10 775 317,00

10 202 974,00

НПФ Электроэнергетики

AAA

17 428 060,00

3 569 534,00

Группа AA+ (очень высокая надежность - первый уровень)

НПФ "СтальФонд"

АА+

5 916 284,00

1 304 145,00

Группа AA (очень высокая надежность - второй уровень)

НПФ "Транснефть"

АА

16 483 803,00

369 020,30

НПФ "Телеком-союз"

АА

10 074 679,00

302 643,00

НПФ "Норильский никель"

AA

9 001 709,00

4 864 247,00

НПФ Сберегательного банка

AA

1 898 124,00

1 836 143,00

Группа AA- (очень высокая надежность - третий уровень)

НПФ "Первый национальный пенсионный фонд"

АА-

1 853 780,59

744 080,26

НПФ "Райффайзен"

АА-

833 093,36

1 025 250,82

Группа A+ (высокая надежность - первый уровень)

НПФ "РЕГИОНФОНД"

А+

3 492 080,00

285 597,20

НПФ "Социальная защита старости"

А+

2 241 267,00

956 395,00

НПФ "Социум"

А+

1 172 752,72

3 248 048,38

Группа A- (высокая надежность - третий уровень)

НПФ "УГМК-Перспектива"

А-

912 129,40

782 116,75

НПФ "Социальное развитие"

А-

1 930 730,00

856 830,00

Группа BBB+ (достаточная надежность - первый уровень)

НПФ "Торгово-промышленный пенсионный фонд"

ВВВ+

709 903,00

34 342,00

НПФ "Московский городской НПФ"

ВВВ+

176 646,00

71 875,00

Группа BBB (достаточная надежность - второй уровень)

НПФ "Капитан"

ВВВ

342 772,12

53 643,58

Группа BBB- (достаточная надежность - третий уровень)

НПФ "Порт Гарант"

ВВВ-

67 152,00

11 145,00

НПФ "ПенсионИнвест"

ВВВ-

152 855,00

32 522,00

Следует отметить то, что в условиях кризиса негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали себя наиболее жизнеспособными и устойчивыми финансовыми компаниями на российском рынке. Системное внедрение рейтингов в отрасли позволит еще в большей степени повысить надежность этому рынку и придать ему импульс к развитию. Рынок негосударственных пенсий превратился во внушительную систему, по масштабам сопоставимую, например, с отраслью коллективных инвестиций в ПИФы.

Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотрены риски негосударственных пенсионных фондов.

2.2 Проблемы и риски негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумаг

Каждый негосударственный пенсионный фонд в своей деятельности часто сталкивается с неопределенностью наступления ряда событий, в том числе - получения желаемых финансовых результатов. При этом существуют риски не выполнить принятые на себя фондом обязательства по выплате пенсий.

В начале 2010 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 на 01.01.2009 года до 170 на 05.12.2009 года (данные федеральной службы по финансовым рынкам).

Также следует отметить то, что по состоянию на 01.07.09 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимального уровня в 50 млн. рублей; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии - все ресурсы направлены на поддержание предприятий.

В 2010 году корпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний на социальные программы (у некоторых НПФ пенсионные взносы в 2010 году составили лишь 50-60% от собранных взносов за аналогичный период 2009 года.), что привело к двум результатам: с одной стороны, ряду предприятий оказались не нужны кэптивные НПФ, с другой - учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупить вложения в пенсионный бизнес, столкнулись с увеличением возможных сроков окупаемости проекта.

В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается как низкая, что в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа.

Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2009 году. Лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%).

Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе - по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний.

Всего, в течение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% участников - итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слияния фондов - сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года.

Результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц.

Таким образом, можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов:

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.