| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Деятельность негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумагОднако более подробное рассмотрение этих систем позволяет выявить их кардинальные различия. В первую очередь это касается их статуса.Как было указано ранее, негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к основному. В связи с этим пенсионное страхование носит обязательный характер и в его основе лежит обязанность работодателя или иного лица, предусмотренного законом, перечислять страховые взносы.Негосударственное пенсионное обеспечение, наоборот, носит добровольный характер и в его основе лежит реализация заинтересованным лицом права на формирование дополнительной пенсии в пользу третьих лиц либо в свою польз)'.Отсюда вытекает еще одно немаловажное различие. Согласно ст. 3 Закона о негосударственных пенсионных фондах, договор негосударственного пенсионного обеспечения (пенсионный договор) - это соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.В свою очередь договор об обязательном пенсионном страховании - это соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.Из этого следует, что в рамках негосударственного пенсионного обеспечения договор заключается между фондом и лицом, которое будет уплачивать взносы, минуя лицо, которое в последующем будет получать пенсию, естественно, за исключением тех случаев, когда плательщик и получатель являются одним лицом. В рамках обязательного пенсионного страхования договор, наоборот, заключается между фондом и будущим получателем пенсии, минуя плательщика взносов. [12, 139 с.]Кардинальным отличием систем пенсионного страхования также является то, что деятельность по управлению пенсионными накоплениями предполагает более жесткие требования, нежели деятельность по управлению пенсионными резервами. Эти требования предъявляются к фондам, управляющим компаниям и процессу организации их работы, включая порядок раскрытия информации, более ограниченный перечень объектов для инвестирования, расширенный перечень специализированной отчетности, страхование ответственности управляющей компании, соблюдение дополнительных нормативов и показателей, а также иные требования.Ранее отмечалось, что инвестиционным и пенсионным фондам присущи общие технологические признаки, которые касаются специфики инвестиционного процесса. Непосредственного участия в процессе инвестирования сами фонды не принимают, либо обладают крайне ограниченными полномочиями по самостоятельному инвестированию.Эти полномочия пенсионного фонда составляют еще одно отличие рассматриваемых систем. В отношении пенсионных накоплении законодательство исключает какую-либо возможность инвестирования активов фонда неуправляюшей компанией.Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе негосударственного пенсионного обеспечения предполагает, что с момента заключения пенсионного договора вкладчики начинают отчислять в фонд пенсионные взносы в соответствии с той пенсионной схемой, которая отражена в договоре. [12, 140 с.]Пенсионная схема представляет собой совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.В результате негосударственная пенсия формируется в процессе аккумулирования пенсионных взносов, их инвестирования и начисления по ним инвестиционного дохода. При этом все операции, будь то поступление взносов, начисление дохода, выплата пенсии или выплата выкупной суммы, учитываются на соответствующем пенсионном счете. Если на одном счете ведется аналитика по нескольким участникам, то счет является солидарным, если аналитика ведется только по одному участнику, то счет является именным.Назначение и выплата не государственной пенсии участнику фонда осуществляются по наступлении пенсионных оснований, т.е. оснований для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии.Если пенсионный договор расторгается до момента наступления пенсионных оснований, негосударственный пенсионный фонд в зависимости от ситуации выплачивает вкладчику или участнику либо переводит в другой негосударственный пенсионный фонд накопленные денежные средства в размере и на условиях, предусмотренных договором и правилами. Эти средства составляют выкупную сумму.Методика работы негосударственного пенсионного фонда по системе обязательного пенсионного страхования первоначально предполагает получение фондом права на осуществление этой деятельности. Фонд получает такое право с даты регистрации в ФСФР России заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика.С этого момента фонд приступает к реализации своего права путем заключения с застрахованными лицами соответствующих договоров. При этом фонд не вправе отказать застрахованному лицу в заключении договора об обязательном пенсионном страховании, за исключением случаев, когда фонд заявил о принятии решения о приостановлении привлечения новых застрахованных лиц, а также в случае введения в отношении фонда запрета на проведение всех или части операций по пенсионному страхованию.Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Назначение и выплата накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу осуществляются по наступлении пенсионных оснований.Глава 2. Деятельность негосударственных пенсионных фондов2.1 Обзор рынка негосударственных пенсионных фондов в РоссииРеализация пенсионной реформы в России привела к повышению общественного интереса к проблемам пенсионного обеспечения. Так как государство не может в долгосрочной перспективе гарантировать своим гражданам достойную старость, - к решению этой задаче должны подключаться работодатели и сами работники. Наиболее удобным механизмом для формирования дополнительных пенсий сегодня являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).По данным агентства РБК, в настоящее время (по состоянию на начало 2010 года) был составлен рейтинг самых популярных НПФ.В таблице 2.1. представлены итоги по привлечению клиентов негосударственными пенсионными фондами (НПФ) по состоянию на начало 2010 года.Таблица 2.1 Рейтинг НПВ по состоянию на начало 2010 года
Пенсионные резервы пяти крупнейших негосударственных пенсионных фондов составляют 77,4 процентов от общего объема пенсионных резервов НПФ, которые составляют 518,01 млрд. руб., а пенсионные накопления - 51,8 процентов от общего объема пенсионных накоплений, составляющего 71,72 млрд. руб. Такие данные содержатся в отчете Федеральной службы по финансовым рынкам о деятельности НПФ за 1-й квартал 2010 года.Крупнейшими НПФ по объему пенсионных накоплений являются НПФ "Благосостояние", НПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Норильский никель", НПФ "Газфонд" и НПФ "Электроэнергетики", а крупнейшими фондами по объему пенсионных резервов - НПФ "Газфонд", НПФ "Благосостояние", , НПФ "Транснефть", НПФ электроэнергетики.В число лидеров по объему собственного имущества вошли, НПФ "Газфонд", НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", Ханты-мансийский НПФ и НПФ электроэнергетики. Объем собственного имущества, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов составляет 77,3 проц от объему собственного имущества всех НПФ, которое составляет 678,59 млрд руб.Крупнейшими НПФ по объему имущества для уставной деятельности /ИОУД/ стали НПФ "Газфонд", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Сургутнефтегаз", НОНПФ "Благосостояние" и НПФ "Регионфонд". Объем ИОУД, приходящегося на 5 крупнейших по этому показателю фондов, составляет 74,9 проц, от объема имущества всех НПФ, которое составляет 84,53 млрд руб.В пятерку лидеров по количеству застрахованных лиц по системе обязательного пенсионного страхования /ОПС/ вошли НОНПФ "Благосостояние", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант", НПФ "Социум", НПФ " Русь " и НОНПФ "Большой ПФ". Количество застрахованных по обязательному пенсионному страхованию лиц у 5 крупнейших по этому показателю НПФ составляет 50,2 процентов, от общего количества застрахованных по ОПС лиц, которое составляет 54,57 млн. человек.Крупнейшими НПФ, по количеству участников системы негосударственного пенсионного обеспечения стали НОНПФ "Благосостояние", НПФ электроэнергетики, НПФ "Телеком-Союз", НОНПФ "ЛУКойл-Гарант" и Ханты-мансийский НПФ. Количество участников 5 крупнейших НПФ, участвующих в программе негосударственного пенсионного обеспечения, составляет 41,2 процентов от общего количества таких лиц, которое составляет 6,35 млн. человек.Далее в курсовой работе, в таблице 2.2., представлен рейтинг надежности НПФ по состоянию по состоянию на начало 2010 года.Таблица 2.2 Рейтинг надежности НПФ по состоянию на начало 2010 года
Следует отметить то, что в условиях кризиса негосударственные пенсионные фонды (НПФ) показали себя наиболее жизнеспособными и устойчивыми финансовыми компаниями на российском рынке. Системное внедрение рейтингов в отрасли позволит еще в большей степени повысить надежность этому рынку и придать ему импульс к развитию. Рынок негосударственных пенсий превратился во внушительную систему, по масштабам сопоставимую, например, с отраслью коллективных инвестиций в ПИФы.Негосударственные пенсионные фонд, как и любая другая организация, в своей деятельности подвержен различным рискам. Риски негосударственных пенсионных фондов некатастрофичны и поддаются управлению. В следующем параграфе курсовой работы, будет рассмотрены риски негосударственных пенсионных фондов.2.2 Проблемы и риски негосударственных пенсионных фондов на рынке ценных бумагКаждый негосударственный пенсионный фонд в своей деятельности часто сталкивается с неопределенностью наступления ряда событий, в том числе - получения желаемых финансовых результатов. При этом существуют риски не выполнить принятые на себя фондом обязательства по выплате пенсий.В начале 2010 года рынок НПФ в результате отзыва лицензии, слияния или прекращения деятельности покинуло 39 фондов: их число сократилось с 209 на 01.01.2009 года до 170 на 05.12.2009 года (данные федеральной службы по финансовым рынкам).Также следует отметить то, что по состоянию на 01.07.09 года по данным, публикуемым ФСФР, 28 фондов имело ИОУД (имущество для обеспечения уставной деятельности) ниже минимального уровня в 50 млн. рублей; ИОУД еще 87 фондов не превышал 100 млн. рублей. Многие учредители фондов не заинтересованы в их дальнейшем развитии - все ресурсы направлены на поддержание предприятий.В 2010 году корпоративные НПФ столкнулись с резким сокращением расходов компаний на социальные программы (у некоторых НПФ пенсионные взносы в 2010 году составили лишь 50-60% от собранных взносов за аналогичный период 2009 года.), что привело к двум результатам: с одной стороны, ряду предприятий оказались не нужны кэптивные НПФ, с другой - учредители, рассчитывавшие рано или поздно окупить вложения в пенсионный бизнес, столкнулись с увеличением возможных сроков окупаемости проекта. В условиях спада в экономике вероятность увеличения ИОУД многих фондов со стороны учредителей оценивается как низкая, что в среднесрочной перспективе станет одним из факторов, стимулирующих слияния фондов и уменьшение их числа. Другим фактором, способным привести к уменьшению числа участников рынка, станет необходимость фондов компенсировать убытки, полученные в 2009 году. Лишь некоторые НПФ отыграли потери, вызванные кризисом, однако и у них наблюдается разрыв между доходностью от размещения средств и доходом, начисленным за тот же период на индивидуальные счета вкладчиков (средняя доходность за три года по выборке составила лишь 6,16% по пенсионным резервам и 4,85% по пенсионным накоплениям, в то время, как доход вкладчиков мог составить до 20%). Необходимость сокращать этот разрыв между фактической и бумажной доходностью ведет к сужению возможностей фондов по финансированию своей деятельности, в том числе - по развитию и совершенствованию систем риск-менеджмента, необходимых для контроля деятельности управляющих компаний. Всего, в течение 2011-2012 годов рынок могут покинуть от 25% до 35% участников - итоговая ситуация во многом будет зависеть от того, обозначит ли регулятор новую линию отсечения по ИОУД, а также то, будет ли облегчен процесс слияния фондов - сейчас, по оценкам участников рынка, прохождение всех процедур может занять до одного года. Результатом сокращения числа НПФ станет повышение качества рынка, поскольку более крупные участники смогут позволить более качественно организовать инвестиционный процесс, снизив тем самым риски вкладчиков и застрахованных лиц. Таким образом, можно выделить следующие риски присущие деятельности негосударственных пенсионных фондов: |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|