реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность национального банка Украины в сфере валютного регулирования и валютного контроля

5. Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части предотвращения проведению резидентами и нерезидентами через эти банки незаконных валютных операций влечет за собой лишение генеральной лицензии Национального банка Украины на право осуществления валютных операций или штраф в размере 25% от суммы (стоимости) валютных операций, осуществленных резидентами и нерезидентами через эти банки с нарушением действующего законодательства.

Неосуществление уполномоченными банками функций агента валютного контроля в части своевременного информирования в случаях и в порядке, установленному законодательством, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка Украины, соответствующих государственных органов о нарушении резидентами и нерезидентами законодательства, связанного с проведением ними валютных операций, влечет за собой штраф в размере 5% от суммы (стоимости) валютных операций, о которых уполномоченный банк согласно с установленным порядком обязан был проинформировать соответствующие государственные органы.

В случае привлечения уполномоченного банка к ответственности за нарушение требований пункта 2 статьи 13 Декрета Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" размер одного штрафа не может превышать одного процента от суммы зарегистрированного уставного фонда.

6. Осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота без участия уполномоченного банка или осуществление расчетов между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота в валюте Украины без получения индивидуальной лицензии НБУ влечет за собой наложение штрафа на резидента в размере, эквивалентном сумме валютных ценностей, которые использовались при расчетах, перечисленной в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день осуществления таких операций (при расчетах в валюте Украины - на сумму таких расчетов).

Если нерезиденты имеют на территории Украины представительства, которым открыты счета типа "Н" или типа "П" в валюте Украины, то осуществление расчетов в валюте Украины через эти счета между резидентами и нерезидентами в границах торгового оборота не требует индивидуальной лицензии НБУ. Использование иностранной валюты в указанных расчетах с участием таких представительств есть использованием иностранной валюты как средства платежа на территории Украины и требует индивидуальной лицензии НБУ.

7. Невыполнение резидентами требований относительно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и другого имущества влечет за собой такую ответственность:

- нарушение сроков декларирования - наложение штрафа в размере 1 необлагаемого налогами минимума доходов граждан за каждый день нарушения;

- нарушение порядка декларирования - наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан.

Непредоставление или несвоевременное предоставление резидентами Украины декларации (из-за отсутствия валютных ценностей и имущества за пределами Украины) не влечет за собой применение финансовых санкций.

8. Несвоевременное представление, утаивание или искажение установленной Национальным банком Украины отчетности по валютным операциям влечет за собой наложение штрафа в размере 20 необлагаемых налогами минимумов доходов граждан.

9. Получение резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов без регистрации договоров влечет за собой наложение штрафа в сумме, эквивалентной одному проценту размера полученного кредита или займа и перечисленной в национальную валюту Украины по официальному обменному курсу Национального банка Украины на день получения кредита, займа, с дальнейшей обязательной регистрацией указанных договоров.

10. Штрафные санкции применяются в каждом случае нарушения [6].

Глава 3. Усовершенствование системы валютного регулирования и контроля в Украине

3.1. Современные тенденции и перспективы курсообразования в Украине

По результатам 2003 года, цели денежно-кредитной политики НБУ остаются неизменными. Во-первых -- это поддержание стабильного курса гривны к доллару. Во-вторых -- удовлетворение высокого спроса быстрорастущей украинской экономики в деньгах. В-третьих -- стимулирование кредитования экономики банками.

НБУ еще весной 2002 г. зафиксировал и до того не сильно колеблющийся обменный курс на уровне 5,33 грн./USD. С тех пор никакие изменения курса доллара на мировом рынке или улучшение украинского платежного баланса так и не смогли поколебать стабильность отечественной денежной единицы. В связи с этим эксперты полагают, что до конца 2004 года обменный курс гривны к доллару не претерпит существенных изменений, и среднегодовой курс сохранится на уровне 5,33 грн./USD [22; с. 60].

При условии сохранения указанных выше факторов валютно-курсовой политики, а также с учетом макроэкономических прогнозов, включая прогноз относительно платежного баланса, можно ожидать сохранения действующих курсовых ориентиров и нормального поступательного развития валютного рынка. Это будет отвечать основным экономическим факторам и будет оказывать содействие целям финансовой стабильности, развитию внешней торговли, стимулированию притока капитала и росту производства.

Однако чтобы обеспечить управляемость валютным рынком, его стабильность и положительное влияние на экономику, необходимо постоянно анализировать факторы, которые могут отрицательно влиять на развитие рынка, чтобы своевременно задействовать соответствующие предупредительные меры. Анализ ситуации свидетельствует, что основными рисками, которые существуют в реальном секторе и могут отрицательно влиять в среднесрочной перспективе на объемы притока-отлива валюты, резервы Национального банка, стабильность курса и валютного рынка, являются возможный рост дефицита бюджета, внешнего долга и затрат на его погашение и обслуживание, чрезмерное ускорение доходов населения, которое значительно опережает увеличение объемов производства, вероятное уменьшение положительного сальдо внешней торговли, низкий уровень прямых внешних инвестиций (их увеличение - чрезвычайно важный фактор, поскольку речь идет о притоке валютных поступлений без возрастания внешнего государственного долга).

Необходимо указать, что хотя валютно-курсовая политика последних лет значительно повысила доверие к стабильности курса гривны, однако такая политика является лишь одним из инструментов общей политики Национального банка относительно реализации законодательно закрепленной за ним обязанности поддержания финансовой стабильности. Поэтому с изменением ситуации возможны изменения курсовой динамики, как в сторону ускорения ревальвации, так и в сторону определенного роста девальвации. Постоянная курсовая динамика может быть нарушена указанными выше рисками -- рыночный характер действующей системы валютного регулирования существенно ограничивает возможности влияния НБУ относительно поддержания стабильности курса.

Для предотвращения отрицательных воздействий указанных факторов, для сохранности условий стабильного функционирования валютного рынка и обеспечения положительного влияния курсовой политики на экономику и макроэкономические факторы необходимо осуществить комплекс мероприятий государственной экономической политики относительно:

1) государственного стимулирования и поддержки украинского экспорта;

2) государственного стимулирования прямых иностранных инвестиций создания благоприятной инвестиционной среды;

3) формирования системы эффективного управления внешним государственным долгом и уменьшения затрат на его погашение и обслуживание.

Реализация указанных мероприятий обеспечит необходимую основу для сохранности положительного влияния валютно-курсовой политики на макроэкономические факторы производства.

3.2. Принципы усовершенствования системы валютного регулирования и контроля в сфере внешнеэкономических операций

Современный механизм государственного валютного регулирования в Украине сформирован по всем правилам мировой практики. Имеем валютную интервенцию, управление валютными резервами, девальвацию, ревальвацию, валютные ограничения, регулирование уровня конвертируемости валюты, регулирование платежного баланса, коррекцию учетных ставок Национального банка, регулирование режима валютного курса. Тем не менее, эффективность использования некоторых из этих инструментов еще недостаточная. И вдобавок валютное законодательство Украины требует усовершенствование путем нормирования его соответственно требованиям времени [37; с. 16].

Анализируя состояние дел с невозвращением валютной выручки, укажем, что основная задача валютного регулирования и контроля ныне остается неизменной: ограничение масштабов отлива капитала из страны при одновременной поддержке уровня предложения валюты на внутреннем валютном рынке.

Можно сформулировать такие основы усовершенствования системы валютного регулирования и контроля в Украине.

Главное -- усилить действенность мероприятий, которые препятствуют отливу капитала. По своей природе он принадлежит к категории процессов, которые нельзя остановить, не устранив фундаментальные причины. В условиях Украины это означает, что усилия органов валютного контроля относительно противодействия отлива капитала вытекают из решения проблемы обеспечения инвестиционной активности, подъема на этой основе экономики страны и поддержания ее стойкого развития.

Предлагается несколько путей решения этой проблемы.

Чтобы отсечь от внешнеторговой деятельности огромное количество "фирм-однодневок", необходимо ввести лицензирование внешнеэкономической деятельности: заниматься внешнеторговой деятельностью могут лишь те фирмы, которые имеют продолжительный (не меньшее двух лет) опыт работы на внутреннем рынке, безупречную налоговую и кредитную историю и квалифицированные кадры, которые умеют работать на внешнем рынке [25; с. 39].

Хорошо продуманная и организационно обеспеченная процедура лицензирования, безусловно, даст значительный эффект как относительно сокращения масштабов отлива капитала из страны, так и относительно стабилизации потребительского и валютного рынков за счет сведения к минимуму спекулятивных операций с иностранной валютой.

В последнее время много говорится о создании благоприятных условий для возвращения из-за границы валютных средств украинских резидентов путем амнистии теневых капиталов. И прежде чем реализовать эту идею, надо взвесить, что тенезация экономики происходит вследствие: а) чрезмерно высоких налогов; б) пробелов в действующем законодательстве.

Поскольку предпосылки тенезации экономики Украины не ликвидированы, то амнистия теневых капиталов затронет лишь тех теневиков, которые уже выявлены правоохранительными органами. Что касается правонарушителей, которые не легализировали свои капиталы, то они будут продолжать работать в "тени", поскольку их основная мотивация -- это не страх привлечения к ответственности за нарушение законодательства, а стремление уклониться от налогов.

Важным элементом валютного контроля есть контроль не только за субъектами хозяйствования, а и непосредственно за каналами отлива капиталов и за учреждениями, из-за которых этот отлив осуществляется, Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, которые оборачиваются на корреспондентских счетах, открытых в украинских банках иностранными банками, зарегистрированными в оффшорных зонах. Эти объемы свидетельствуют про очевидную деформированность внешнеторговых и финансовых потоков и использования схем вывоза валютных средств за границу через корреспондентские счета оффшорных банков.

МЕРОПРИЯТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Чтобы предотвратить отлив капиталов из Украины, предлагаются такие мероприятия валютного регулирования и контроля:

-- ввести требование относительно обязательного открытия юридическими лицами-резидентами гривневых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на куплю валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, то есть под контракты, которыми предполагается осуществление авансовых платежей. Это ослабит влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка. Однако при этом могут быть частично затронуты и интересы добросовестных импортеров. Поэтому следует нормативно освободить импортеров от необходимости депонировать гривневые средства при купле валюты с использованием ними таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов;

-- использовать договоры страхования риска невозвращения переведенной по импортными контрактам иностранной валюты путем получения гарантий первоклассных иностранных банков как обеспечения выполнения обязательств нерезидентов по договорам, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками;

-- использовать факторинг как еще один метод решения проблемы неплатежей во внешнеэкономической деятельности. Преимуществом факторинга над обычным страхованием риска есть то, что фактор в указанный в контракте срок полностью выплачивает средства (в предварительно определенном объеме) экспортеру, а потом с помощью своих рычагов получает эту сумму от импортера, тогда как при страховании товара экспортер получает средства лишь при условии официального подтверждения неплатежеспособности импортера. Внедрение в Украине факторинговых операций даст возможность отечественным экспортерам получать достоверную информацию про финансово-хозяйственное состояние заграничных партнеров перед заключением экспортных контрактов и гарантированно получать платежи за экспорт продукции;

-- усовершенствовать порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, которые требуют повышенного внимания (то есть с признаками фиктивности) [25; с. 39].

Система информационного обмена

Для повышения эффективности валютного контроля необходимо улучшить обмен данными между органами валютного контроля. С этой целью Национальный банк совместно с Государственной таможенной службой Украины создал систему информационного обмена.

Цель внедрения системы:

1. Создание постоянно действующей базы для обмена информацией для усовершенствования внедренной действующим законодательством Украины системы валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности.

2. Предотвращение использованию фиктивных погрузочно-таможенных деклараций для купли и перечисления за границы Украины валютных ценностей.

3. Объединение информационных систем Национального банка и Государственной таможенной службы Украины (ДМСУ) для создания единой системы купли иностранной валюты и ее перечисление за границы Украины.

Национальный банк предоставляет таможенной службе в электронном виде перечень лицензий на право осуществления банковских операций с указанием пунктов действующих лицензий и получает от ГТСУ реестры погрузочно-таможенных деклараций.

Система даст возможность эффективно противодействовать отливу валютных ценностей за границы Украины и повысить контроль за перечислением валютных средств за границу.

Вместе с предложенными организационными и фискальными методами борьбы с утаиванием валютной выручки за границей необходимо детально разработать комплекс макроэкономических мероприятий по стимулированию возвращения валютной выручки из-за границы и ее инвестирование в экономику Украины.

Создание действующей системы валютного регулирования и контроля в Украине невозможно без глубокого изучения теоретических аспектов, опыта других государств мира, существующей в стране практики, а также перспектив развития этой системы. Именно такой подход даст возможность нашей стране разработать оптимальный режим валютного регулирования, которое может отвечать требованиям и особенностям периода рыночной трансформации экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью системы валютного регулирования в 2003 г., как и в предыдущие годы, было обеспечение стабильности валютного рынка Украины, в том числе курсовой стабильности, благоприятной динамики эффективного обменного курса и роста золотовалютных резервов НБУ, что создало условия для достижения целей монетарных программ и экономического роста. Одновременно НБУ использовал меры по предотвращению отлива валютных средств за границу.

Анализ применения в Украине разных форм валютного регулирования дает возможность сделать такие выводы. Во-первых, наибольшее влияние на развитие событий на внутреннем валютном рынке (на объемы торгов инвалютой, движение капиталов, курс национальной денежной единицы и т.п.), а также на состояние внешней торговли Украины имели валютные ограничения и регулирование режима валютного курса.

Во-вторых, активная дисконтная политика государства в сфере валютного регулирование была невозможной. В значительной мере это связано с тем, что движению иностранного капитала к Украине препятствовала нестабильность национальной экономики. Одновременно первоочередного решения требовали внутрихозяйственные проблемы (вопрос развития национального производства, выхода экономики из кризисной ситуации, прекращение экономического спада и т.п.).

Можно сделать вывод, что курсовая стабильность в Украине в 2000-2003 г.г. обеспечивалась следующими факторами:

- обеспечение номинальной курсовой стабильности;

- стабильность реального эффективного обменного курса;

- рост объемов международных резервов НБУ.

Таким образом, основным результатом политики стабильности курса в 2000-2003 г.г. является обеспечение ее позитивного влияния на макроэкономические показатели путем:

- снижения инфляции;

- роста реальных доходов населения и стимулирования внутреннего потребительского спроса;

- снижения процентных ставок, увеличения объемов кредитов, инвестиций и стимулирования внутреннего инвестиционного спроса;

- поддержки стабильности реального эффективного курса гривны и создания благоприятных условий для украинских экспортеров, что обеспечило стимулирование внешнего спроса для украинской экономики.

Учитывая анализ практики современного валютного регулирования в Украине, можно прийти к выводу, что основными направлениями усовершенствования действующей системы валютного регулирования являются:

-- гибкость политики курсообразования;

-- решение вопроса относительно репатриации украинских капиталов и создания благоприятного инвестиционного климата для нерезидентов;

-- дедоларизация экономики;

-- пополнение золотовалютных резервов страны и снижение риска их обесценения;

-- создание стойкого положительного сальдо платежного баланса;

-- усовершенствование системы институционального обеспечения валютного законодательства.

Важным в современных условиях является и повышение уровня прозрачности системы валютного регулирования в Украине. Например, основные направления денежно-кредитной политики, которые разрабатываются НБУ и определяют задачи относительно развития системы валютного регулирования на текущий период, не всегда известны широким кругам общественности, в отличие от государственного бюджета Украины. Неясность целей и задач денежно-кредитной и валютной политики на перспективу, а также частые изменения норм соответствующего законодательства значительно усложняют планирование субъектами предпринимательской деятельности их деловой активности.

Конечно, процесс повышения уровня прозрачности системы валютного регулирования может происходить в предусмотренных государством границах. То есть сведения, которые содержат государственную тайну, публиковаться не должны. Тем не менее, цели и задачи курсовой политики, мероприятия по регулированию движения капиталов, режима функционирования валютного рынка, пути пополнения золотовалютных резервов и основные направления их использования в текущем периоде должны быть известными населению Украины. Это также значительно повысит уровень сотрудничества НБУ с другими государственными органами по вопросам валютного регулирования.

Создание действующей системы валютного регулирования в Украине невозможно осмысления опыта других государств мира, существующей в стране практики, а также перспектив развития этой системы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/Под ред. Е.Ф. Жукова.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

2. Банковское дело: Справ. пособие /под ред. Ю.А. Бабичевой, М. 1993.

3. Белая О.Г., Юсипович О.И. Валютный риск торгового предприятия // Финансы Украины.- 2003.- № 10.- С. 98-102.

4. Белинская Я.В. Стабильный реальный валютный курс гривны как необходимое условие экономического роста в Украине // Актуальные проблемы экономики.- 2002.- № 7.- С. 27-30.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.