реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность национального банка Украины в сфере валютного регулирования и валютного контроля

Статья 11 Декрета определяет полномочия НБУ в сфере валютного регулирования:

· осуществление валютной политики исходя из принципов общей экономической политики Украины;

· составление вместе с Кабинетом Министров Украины платежного баланса Украины;

· контролирование соблюдения утвержденного Верховной Радой Украины лимита внешнего государственного долга Украины;

· определение при необходимости лимитов задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентам;

· составление в рамках, предусмотренных этим Декретом, обязательных для исполнения нормативных актов относительно осуществления операций на валютном рынке Украины;

· накопление, сбережение и использование резервов валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики;

· выдача лицензий на осуществление валютных операций и принятие решений об их отмене;

· установление способов определения и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины, курсов валютных ценностей.

Статья 13 Декрета определяет функции НБУ в сфере валютного контроля:

· осуществление контроля за выполнением правил регулирования валютных операций на территории Украины;

· обеспечение выполнения уполномоченными банками функций относительно осуществления валютного контроля.

НБУ определяет структуру валютного рынка и организует торговлю ценностями на нем. НБУ проводит дисконтную и девизную валютную политику и применяет в необходимых случаях валютные ограничения.

Для обеспечения внутренней и внешней стабильности денежной единицы Украины, НБУ имеет золотовалютный резерв, состоящий из следующих активов: банковское золото; специальные права заимствования (СДР); резервная позиция в МВФ; иностранная валюта в виде банкнот и монет или средства на счетах за границей; ценные бумаги, оплачиваемые в иностранной валюте. Пополнение золотовалютных резервов проводится путем покупки банковского золота и иностранной валюты; получение доходов от операций с иностранной валютой, банковским металлами и другими международнопризнанными резервными активами; привлечение валютных денежных средств от международных финансовых организаций. Использование золотовалютного резерва осуществляется НБУ в следующих целях:

· продажа валюты на финансовых рынках для проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса;

· расходы по операциям с иностранной валютой. Не допускается использование золотовалютного резерва для предоставления кредитов и гарантий резидентам и нерезидентам Украины.

Государство всегда вмешивалось в валютные отношения -- в начале косвенно, а затем непосредственно, учитывая его важную роль в мировых хозяйственных связях.

Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. В условиях кризисных потрясений, войн преобладает государственное валютное регулирование, иногда очень жесткое. При улучшении валютно-экономического положения происходит либерализация валютных операций, поощряется рыночная конкуренция в этой сфере. Но государство всегда сохраняет валютный контроль в целях регламентации и надзора за валютными отношениями [23; с. 90].

Формы валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидности, валютная интервенция; диверсификация валютных резервов; валютные ограничения; регулирование степени конвертируемости валюты; режима валютных курсов; девальвация, ревальвация.

Дисконтная политика (учетная) - изменение учетной ставки ЦБ, направленное на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капиталов, с одной стороны и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса - с другой.

Девизная политика - метод воздействия на курс национальной валюты. В целях повышения курса национальной валюты ЦБ продает, а для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную (интервенция, т.е. вмешательство ЦБ в операции на валютном рынке).

Диверсификация валютных ресурсов - это политика ЦБ, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции в защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.

Девальвация и ревальвация -- традиционные методы валютной политики. Девальвация - снижение курса национальной валюты; ревальвация - повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной.

1.2. Этапы формирования системы валютного регулирования и валютного контроля в Украине

В развитии системы валютного регулирования и контроля в Украине можно выделить три этапа.

1. Становление национальной системы валютного регулирования и контроля.

2. Приспособление системы к условиям интернационализации экономических связей.

3. Модификация системы в условиях глобализации международных финансовых отношений.

Можно сказать, задача первого и, в особенности, второго этапа еще нельзя считать выполненными. Но уже то, что Украину привлекли к системе отношений на мировом валютном рынке, где все интенсивнее идут процессы глобализации, ставит перед ней новые задачи, выполнение которых означает переход к третьему этапу развития.

Однако остается разногласие между тенденцией к распространению мероприятий жесткого валютного контроля со стороны государства (цель первого этапа развития) и необходимостью его либерализации для оживления деловой активности и глубокой интеграции в мировые финансовые и товарные рынки (цель второго этапа). Это разногласие обусловлено как политическими (остатки коммунистической ментальности и популистских традиций), так и экономическими причинами (низкая конкурентоспособность на внешних рынках, относительно слабая банковская система, недоинвестирование экономики). Наличие этого разногласия накладывает отпечаток и на процессы нового этапа [21; с. 29].

Украина начала создавать собственную систему валютного регулирования и контроля на манер советской. Тем не менее, довольно быстро выяснилось, что такая система не отвечает реалиям рыночной экономики. С присоединением Украины в сентябре 1996 года к VIII статье Устава МВФ необходимо было снять ограничения на проведение валютных операций, которые обслуживают торговый баланс государства. Главной проблемой такой либерализации была и остается "бегство капитала" из страны.

В 1991--1992 гг. правительство Украины объявило о либерализации внешнеэкономической деятельности, в связи с чем валютные ограничения в тот период не применялись. Учитывая это, а также учитывая законодательную неопределенность большинства вопросов валютного регулирования, в условиях, когда рыночные механизмы валютного регулирования были еще в стадии формирования, Украина сразу же столкнулась с повальным "бегством" капитала.

С целью остановки отлива капитала, правительство страны осуществило ряд соответствующих мероприятий по усовершенствованию ее валютного законодательства. Так, в 1993 г. был принят ряд важных законодательных документов, которые заложили основу действующей теперь системы валютного регулирования и валютного контроля. Главное место среди них принадлежит декрету Кабинета Министров Украины от 19.02.1993 г. № 15-93 "О системе валютного регулирования и системе валютного контроля", который закрепил статус валюты Украины и границы использования иностранной валюты на территории Украины, определил порядок использования поступлений в иностранной валюте, проведения расчетов в иностранной валюте, организации торговли иностранной валютой на территории Украины и основы курсообразования, установил ответственность за нарушение валютного законодательства, а также основные мероприятия валютного контроля. Другим декретом Кабинета Министров Украины, а именно "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте" от 19.02.1993 г. № 17-93 (замененный позже на Закон Украины с таким же названием), было установлено ограничение сроков проведение экспортно-импортных операций и штрафные санкции за их нарушение.

Среди других законодательных актов по вопросам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности следует отметить Закон Украины от 15.09.1995 г. № 327 "Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях", а также ряд указов Президента Украины относительно регулирования бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности (в частности, №84 от 27.01.95 г., № 660 от 26.07.95 г., № 1163 от 19.12.95г.). Основная направленность этих документов - упорядочить механизмы проведения соответствующих видов внешнеэкономических операций и приостановить отлив капитала, значительная часть которого осуществляется именно через эти виды операций.

Таким образом, в Украине были законодательно установлены такие виды валютных ограничений, что определенной мерой регулируют возвращение валютных ценностей. В частности, регулирование этого процесса осуществляется путем установления ограничения сроков проведения соответствующих расчетов (а именно: 90 календарных дней для возвращения валютной выручки за экспортированную продукцию, продукции по импортным контрактам, заключенными на условиях предшествующей оплаты, импортной части бартерных контрактов, а также установленных сроков для проведения расчетов по операциями с давальческим сырьем) и соответствующих санкций за превышение таких сроков [4].

С проблемой отлива капиталов столкнулась в своем развитии и Россия. В этом государстве действует аналогичный украинскому механизм контроля за полнотой и своевременностью проведения экспортно-импортных операций, а именно: установлены предельные сроки проведения расчетов по таким операциям -- 180 календарных дней. Другим мероприятием контроля за движением валютных ценностей в России является оформление экспортерами и импортерами соответствующих паспортов соглашений, в которых приводятся основные условия внешнеэкономического контракта. После согласования и подписания паспорта соглашения уполномоченный банк, в котором открыт валютный счет экспортера (импортера), берет на себя функции агента валютного контроля, отслеживает своевременность и полноту расчетов по такому внешнеэкономическому контракту [36; с. 53].

Среди административных мер по борьбе с бегством капитала на Украине можно отметить, например, мероприятия по организации обмена соответствующей информацией о внешнеторговых соглашениях украинских предприятий между Национальным банком и таможенной службой. Но следует понимать, что мероприятия лишь административного контроля не в силах решить проблему возвращения валютной выручки в Украину. Мировой опыт убеждает, что страны, которые применяют жесткий режим валютного контроля, часто достигают противоположного результата.

1.3. Задачи, методы и объективная необходимость осуществления валютного регулирования

Вследствие высокого уровня открытости отечественной экономики внешние шоки через каналы двусторонней торговли, потоки капитала и взаимозависимость кредитных портфелей оказывают ощутимое отрицательное влияние на финансовый рынок Украины [25; с. 38]. Кроме этого, актуальность валютному регулированию придает статус Украины как страны с переходной экономикой.

В связи с этим, страны, экономика которых находится в стадии рыночной трансформации, в своей внешнеэкономической деятельности сталкиваются с такими сложными проблемами, как отлив капиталов, сокращение национальных валютных резервов, резкие колебания денежно-кредитной системы и др. Так, в странах со стабильной экономической и политической ситуацией при условии существования надежных гарантий возвращения капитала и процентов, которые не только декларируются государством, но и строго выполняются, а также с более высокой процентной ставкой экспортерам выгоднее возвращать валютную выручку в страну в короткие сроки, а инвесторам переводить свободные капиталы с целью получения высшего дохода, чем держать их за границей на менее выгодных условиях. Но в странах, с переходной экономикой, экономические и политические условия нестабильные, экспортеров часто возникает желание не возвращать валютные средства в страну, а оставлять их за границей. Это очень негативно отражается на экономике страны в целом, а, в частности, приводит к дефициту платежного баланса, резкого повышения спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, и как следствие, к снижению стоимости национальной денежной единицы. В особенности остро возникает эта проблема в странах, которые испытывают существенную потребность в валютных средствах. В связи с этим государство может устанавливать такие валютные ограничения, которые препятствовали бы отливу капиталов. Например, законодательно устанавливаются сроки возвращения в страну валютной выручки от экспортных, операций, а также товаров (работ, услуг) по импорту при условии предшествующей оплаты, ограничения относительно вывоза валютных ценностей гражданами, которые выезжают во временные путешествия за границу, запрет проведения расчетов в иностранной валюте на территории страны [36; с. 50]. Таким образом, валютные ограничения в период рыночной трансформации экономики применяются с целью защиты национальной экономики страны, регулирования платежного баланса и являются объективной необходимостью.

Проблема отлива капитала и возвращения валютных ценностей, которые незаконно находятся за пределами государства, была и остается для Украины одной из наиболее острых и актуальных. Эксперты утверждают, что ежегодно из Украины отплыв капитала составляет 2-3 млрд. грн., а общий капитал, вывезенный за границу, оценивается приблизительно в 30 млрд. долл. США [36; с. 52].

О важности решения проблемы отлива капиталов для Украины свидетельствует создание в 1995 г. Государственной комиссии по возвращению в Украину валютных ценностей. Ее регулярные заседания проводятся с целью сбора и анализа достоверной информации относительно отлива капиталов и поиска путей его остановки и стимулирование репатриации национальных и иностранных капиталов.

В частности, решение этой проблемы даст возможность увеличить предложение иностранной валюты на валютном рынке Украины, будет оказывать содействие пополнению валютных резервов страны, то есть будет иметь стабилизирующее влияние на экономику Украины.

Существенным стимулом для репатриации капиталов также есть создание преобладающих условий для использования на территории Украины во всех сферах экономики национальной валюты сравнительно с иностранной. Одним из обязательных этапов реформирования экономики Украины на пути к свободно конвертируемой национальной валюте есть достижение полной внутренней конвертации последней, что предусматривает свободный доступ к валютному рынку страны, то есть отсутствие любых ограничений на покупку и продажу иностранной валюты. Это, в свою очередь, значительно облегчает решения проблемы существования "двойного валютного рынка". В данном случае имеется в виду не только существование "черного рынка" иностранных валют, а и выраженная тенденция вывоза товаров по ценам, ниже мировых, и ввоз товаров по ценам, высшим среднего мирового уровня, отрицательным следствием чего есть дефицит торгового баланса страны.

Методы валютного регулирования

Валютные ограничения как инструмент валютного регулирования широко применяются в мировой практике. Большинства стран мира в своих экономических преобразованиях приходилось прибегать к политике жестких ограничений на движение капиталов и проведение текущих валютных операций. Развитие внутреннего финансового рынка и проведение мероприятий по реформированию денежно-кредитной системы в стране приводят к тому, что регулирование движения капиталов и других процессов в области валютных отношений постепенно начинают обеспечиваться инструментами рыночного механизма. Итак, необходимость применения валютных ограничений в таких условий постепенно исчезает. Именно это и дало возможность многим странам мира в данное время полностью снять валютные ограничения на движение капиталов и проведение текущих валютных операций.

Так, например, в Италии, начиная с 1917 г., неоднократно вводилась система валютных ограничений, характер которых и продолжительность применения были разными в зависимости от конкретной ситуации на внутреннем валютном рынке. В частности, с 1917 по 1919 г. в Италии действовала довольно жесткая система валютных ограничений относительно денежных переводов, большинство из которых было отменено декретом № 696 от 13.06-1-919 г.. Тем не менее, еще длительное время (до 1956г.) резидентам было запрещено предоставлять кредиты нерезидентам и инвестировать капиталы за границу без предшествующего разрешения Министерства внешней торговли. В связи с ухудшением экономической ситуации в стране в 30-е года снова была усиленна система валютных ограничений, в соответствии с которой экспорт итальянской валюты был запрещен в любой форме. Постепенно к середине 70-х гг. большинство валютных ограничений были сняты, что стало возможно вследствие развития рыночных механизмов и стабилизации внутреннего финансового, в т.ч. валютного, рынка Италии. В начале 80-х гг. положение итальянской лиры на международном валютном рынке снова ухудшилось, в связи с чем снова было применено некоторые дополнительные валютные ограничения, в частности, систему импортных депозитов, которая действовала в 1981--1982гг. К 1988г. Италия в целом завершила проведения мероприятий по либерализации внешнеэкономической деятельности [36; с. 50].

Жесткая система валютных ограничений и валютного контроля, которая действовала во Франции в конце 70-х гг., сыграла важную роль в ограничении темпов инфляции в стране и создании достаточных валютных резервов. Тем не менее уже в начале 80-х гг. стала понятно, что всесторонняя система валютного контроля и большое количество валютных ограничений начали тормозить дальнейшее развитие экономики страны. В связи с этим акцент в системе валютного регулирования Франции был перенесен на усовершенствование валютного законодательства, а также на усовершенствование средств борьбы с отмыванием капиталов, полученных незаконным путем [36; с. 50].

Особую актуальность имеет применение валютных ограничений в странах, экономика которых находится в стадии рыночной трансформации, поскольку рыночные инструменты валютного регулирования в этих странах еще только начинают формироваться.

В целом валютные ограничения -- это система нормативных правил, которые регламентируют права резидентов и нерезидентов относительно проведения операций с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения являются методами валютного регулирования и закрепляются валютным законодательством. Основной задачей этих методов являются:

1) регулирование платежного баланса.

2) поддержание валютного курса;

3) концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.

Валютные ограничения имеют дискриминационный характер, так как оказывают содействие перераспределению валютных ценностей в пользу государства и больших предприятий за счет маленьких и средних предприятий, поскольку усложняют последним доступ к иностранной валюте.

Основными принципами валютных ограничений, которые определяют их сущность, являются:

1) централизация валютных операций в Национальном и уполномоченных банках;

2) лицензирование валютных операций и, в первую очередь, требование предшествующего разрешения органов валютного контроля на приобретение импортерами или должниками иностранной валюты;

3) полное или частичное блокирования валютных счетов:

4) ограничение конвертируемости валют, а именно, введение разных категорий валютных счетов: свободно-конвертируемых, внутренних (в национальной валюте с использованием на территории страны), клиринговых, блокированных и т.п.

Основными сферами валютных ограничений являются текущие операции платежного баланса (торговые операции, перевод прибылей и прочие трансферты) и финансовые операции (движение капиталов и инвестиций). В зависимости от сферы применения валютных ограничений различают и их формы. Так, по текущим операциям чаще всего используются такие формы валютных ограничений:

1) блокирование выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в данной стране, ограничение их возможностей пользоваться этими средствами;

2) обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично Национальному или уполномоченным банкам, которые имеют валютную лицензию Национального банка;

3) ограниченная продажа иностранной валюты импортерам (лишь при наличии разрешения органа валютного контроля или при условии внесения предшествующего депозита в банк в национальной валюте);

4) ограничение на форвардные закупки импортерами иностранной валюты;

5) запрет продажи товаров за границей за национальную валюту;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.