реферат бесплатно, курсовые работы
 

Деятельность Центрального банка России

3.1 Снижение уровня инфляции

С инфляцией, главным врагом хозяйственного развития и инвестиционной активности, положение намного сложнее, поскольку ее уровень определяется влиянием не только внутренних, но и внешних факторов. Для обуздания инфляции, не исключено, могут потребоваться принципиальные решения, включая обоснование границ и формирование диверсифицированной системы инструментов государственного антиинфляционного вмешательства в хозяйственные процессы. Кроме того, в зависимости от складывающихся социально-экономических условий в повестку дня органов государственной власти может быть предложено включить вопрос о границах допустимости спекулятивных операций на рынках товаров и услуг, критериях признания их таковыми, а также об основаниях признания или непризнания спекулятивных операций рыночными.

При сохранении инфляции на двухзначном уровне непродуктивно надеяться на устойчивое и длительное повышение удельного веса накоплений, рост инвестиционной и инновационной активности в реальном секторе экономики. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов заявлено, что Банк России и правительство намерены в этот период завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Для такого перехода регулятору потребуется ввести плавающий курс рубля, условия для которого постепенно создаются. Однако, если курс рубля больше не будет, как раньше, служить номинальным якорем денежно-кредитной политики, возникает вопрос: каким образом Банк России намерен регулировать макроэкономические условия? Властям необходимо создавать условия институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать межбанковский рынок и макроэкономический анализ. Но, хотя все эти задачи официально декларированы, конкретных шагов для подготовки таргетирования инфляции не предпринимается, а программы перехода не существует. И.А.Николаев. Инфляция: ожидаемое отступление // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11.

3.2 Укрепление банковского надзора

В последние два десятилетия финансовая дестабилизация постепенно охватила практически все страны. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать. Для стабилизации финансовой системы страны вынуждены все шире использовать механизмы банковского надзора. А.Саркисянц Проблемы банковского надзора // "Бухгалтерия и банки", 2008, N 6

Надзорные рейтинговые системы выступают в качестве инструмента оценки текущего финансового состояния коммерческого банка.

Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.

Новым шагом на пути укрепления практики банковского надзора, предпринятым Банком России в последнее время, явилось проведение эксперимента по внедрению нового надзорного института кураторства кредитной организации.

Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент постепенно внедряется Банком России в надзорную деятельность как составляющую процесса управления банковской системой России. Первоначально правовой основой его применения выступило Письмо ЦБ РФ от 31.01.2003 N 04-15-3/371 "Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций". Н.Ю.Ерпылева Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2

Тяжелое финансовое положение значительного числа банков свидетельствует о серьезных проблемах в банковской системе РФ и требует вмешательства государства и разработки программы помощи проблемным банкам. Такое положение вызвано ростом неплатежеспособности, рисковой кредитной политикой, проводимой банками, необоснованными расходами по сравнению с полученными доходами, ростом кредитной задолженности и др.

Создавшаяся ситуация требует разработки путей выхода из этого положения. В этой связи ЦБ РФ должен предпринять следующие шаги.

1. Отказаться от неоправданных рисков и расходов при отсутствии источников их финансирования.

2. Обеспечить регулярное и своевременное представление отчетов о деятельности банков.

3. Осуществлять систематический контроль за учетом операций, проведенных филиалами.

4. Активизировать работу по увеличению уставного капитала.

5. Изменить практику выплат дивидендов при отсутствии прибыли.

6. Организовать работу по возврату кредитов посредством реализации заложенного имущества.

7. Увеличить количество услуг, оказываемых клиентам банков, т.е. разнообразить доходы банков.

8. Обеспечить формирование резервных фондов в размерах, установленных уставами банков, в соответствии с законодательством и нормативными актами ЦБ РФ.

9. Организовать работу по подготовке и подбору специалистов для банков и т.д.

В 2009 - 2011 гг. деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Банк России продолжит работу по следующим направлениям:

- обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);

- упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;

- оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;

- обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;

- рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

По планам ЦБ РФ предстоит завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору "Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия" (Базель II), в части упрощенного стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом "Минимальные требования к капиталу" Базеля II. В связи с этим будет проведена оценка наличия необходимых условий для реализации усовершенствованных (основанных на внутрибанковских методах оценки рисков) подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом Базеля II. Внедрение соответствующих надзорных требований призвано способствовать приближению пруденциальной оценки достаточности капитала российских банков к международно признанным стандартам в этой области в формате, наиболее приемлемом для российского банковского сектора на текущем этапе его развития. Будет проведена работа по подготовке нормативных актов Банка России, реализующих рекомендации второго компонента "Надзорный процесс" Базеля II. Предполагается разработать нормативные документы Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств (капитала), оценке качества внутренних процедур банков по определению степени достаточности собственных средств (капитала), оценке достаточности собственных средств (капитала) на уровне группы.

Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить:

- совершенствование подходов к управлению риском ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;

- совершенствование регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера, в том числе со связанными с ними лицами и связанными должниками;

- дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;

- совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность.

Большое внимание Банк России уделит и вопросам регулирования деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов, а также вопросам оказания коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями, посреднических (агентских) услуг кредитным организациям.

Важной частью работы будет активизация усилий Банка России совместно с государственными органами исполнительной власти и банковским сообществом по повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации, в частности в сфере банковской деятельности и банковских услуг, путем реализации собственных инициатив, участия в соответствующих национальных и международных программах.

В предстоящие три года основными задачами Банка России в области инспекционной деятельности станут организация и проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) по основным направлениям банковской деятельности, оказывающим решающее влияние на устойчивость кредитных организаций. При этом Центральным банком Российской Федерации будет продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

В Банке России придают большое значение совершенствованию процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Учитывая остроту проблемы, в ЦБ РФ решили особое внимание уделить следующим вопросам:

- регулированию ликвидационного неттинга в отношении обязательств по финансовым сделкам;

- совершенствованию положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности за доведение до несостоятельности (банкротства) лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником;

- обеспечению сохранности электронных баз данных об операциях кредитных организаций и архивов, а также ответственности руководства кредитных организаций за их сохранность.

Банк России предпримет также действенные меры по дальнейшему развитию и совершенствованию нормативно-правового регулирования и методического обеспечения деятельности кредитных организаций по исполнению требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в частности по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также критериям выявления и признакам необычных сделок.

В заключение хотелось бы отметить, что развитие банковского дела в современных условиях и необходимость совершенствования банковского надзора требуют разработки новых методов организации надзорной деятельности ЦБ РФ, так как от этого во многом зависит стабильность банковской системы РФ Н.А.Михайлова, М.О.Стешина Совершенствование международных принципов управления банковскими рисками // "Международные банковские операции", 2008, N 4..

3.3 Совершенствование платежной системы

Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов Н.В.Макарова Элементы структуры системы валовых платежей // "Международные банковские операции", 2007, N 4.

Совершенствованию платежной системы России будет способствовать разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства.

Предполагается осуществить разработку и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов.

Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. Будет продолжено сотрудничество Банка России с кредитными организациями и их ассоциациями в части реформирования платежной системы.

Для сокращения наличного денежного оборота будет продолжаться работа по развитию правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты.

Будут поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации.

Совершенствованию развития платежной системы России и механизмов финансирования будут способствовать развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы.

Банком России совместно с банковским сообществом будет продолжена работа по унификации законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций. Правительство Российской Федерации N 983п-П13, Центральный Банк Российской Федерации N 01-01/1617. Заявление т 5 апреля 2005 года «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.»

Для того чтобы быть адекватной растущим потребностям экономики в обеспечении платежей, платежная система должна постоянно развиваться. Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов выявлены инициативы по развитию платежной системы (являющиеся по своему содержанию принципами развития платежной системы), которые направлены, прежде всего, на повышение ее надежности и эффективности. Сосредоточены же эти инициативы в основном на следующих моментах:

- постепенное введение более широкого ассортимента платежных инструментов и услуг;

- разработка договорных механизмов платежной инфраструктуры, представляющих для ее участников меньше правовых, операционных и финансовых рисков, а также повышение рентабельности предоставления им услуг инфраструктурного плана;

- повышение операционной совместимости, взаимосвязи и гибкости банковских, платежных, валютных, телекоммуникационных инфраструктур, а также инфраструктур, связанных с расчетами по ценным бумагам, что позволяет обеспечить сквозную обработку платежей;

- облегченный доступ финансовых учреждений к дешевому расчетно-кредитному обслуживанию, а также более эффективные механизмы экономии ликвидности в платежно-расчетных системах;

- создание для национальной платежной системы подходящего нормативно-правового режима, предоставляющего центральному банку эффективные надзорные функции;

- более эффективные, более стабильные и более рационально организованные рынки, обеспечивающие надежное предоставление потребителям различных платежных услуг, а также тарификацию последних Общее руководство для развития платежной системы. Консультативный доклад Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, 2006 (www.bis.org)..

Таким образом, развитие платежной системы является эволюционным процессом, в ходе которого платежная система подвергается модернизации в интересах разработки новых инструментов, инфраструктур и институтов С.П.Карчевский Платежные системы: понятие, структура, типология и принципы построения // "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 4..

Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.

Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.

Банк России намерен продолжить осуществление мониторинга состояния розничных платежей в экономике, в том числе проводимых посредством расчетов наличными деньгами.

В соответствии с современными международными подходами Банк России намерен совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.

Учитывая существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической инфраструктуры платежной системы Банка России. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно-программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год..

3.4 Предложения по укреплению рубля

Хотя управляемое обесценение рубля представляется обоснованной политикой, с приемами, используемыми Центральным банком, согласиться никак нельзя. Денежно-кредитная политика должна быть предсказуемой и последовательной. Логично обозначать целевые ориентиры валютного курса по меньшей мере на квартал вперед, что минимизирует девальвационные ожидания. По истечении квартала (или в рамках его, если этого требуют экстренные условия на внешних рынках) эти ориентиры могут пересматриваться. Они не должны носить характер обязательств и представлять собой индикативные переменные. Квартальный период таргетирования вполне достаточен, чтобы сохранять гибкость политики валютного курса, принимая во внимание многочисленные лаги и неопределенность текущих экономических данных.

Повышение волатильности курса рубля требует экстренного принятия ряда законов, которые позволили бы легализовать и развивать финансовые инструменты, защищающие участников рынка от валютного риска, а также использовать необходимую инфраструктуру финансового рынка С.Моисеев Политика валютного курса // "Банки и деловой мир", 2009, N 3..

В первую очередь следует ускорить работу над законопроектами о производных финансовых инструментах (срочных контрактах) и регулировании клиринговой деятельности. Принятие первого закона позволит развивать валютные деривативы и их комбинации с другими инструментами для перераспределения валютного риска среди участников рынка. Закон о клиринговой деятельности позволил бы наладить мультивалютный клиринг, а также переложить риск невыполнения обязательств по валютным операциям на центрального контрагента. Эти законопроекты необходимо рассматривать как антикризисные и срочные - они позволят снизить чувствительность банков, компаний и российской экономики в целом к колебаниям курса рубля.

И все-таки правильнее было бы заменить директивный подход рыночным. Например, предусмотреть одновременное введение норматива обязательных резервов по активам в иностранной валюте, а также норматива, балансирующего иностранные активы и иностранные пассивы. В случае превышения активов над пассивами по чистой валютной позиции (активам) начинает действовать обязательный норматив резервирования. Резервирование может осуществляться в иностранной валюте на счетах в Банке России, что объективно ограничит валютную позицию банков.

Одна из причин нестабильности рубля - трансграничное движение краткосрочного капитала. В частности, давление на рубль в прошлом году во многом было обусловлено выводом нерезидентами капиталов с отечественного фондового рынка. Повысить устойчивость курса рубля к внешним шокам позволяет контроль над движением капитала. Помимо всего прочего он будет способствовать самостоятельной денежно-кредитной политике, ориентированной на внутриэкономические задачи, и обезопасит рынок от инфляционного давления, когда капитал начнет возвращаться в страну.

Между тем работа, в частности, должна вестись по следующим направлениям:

- повышение независимости денежно-кредитной политики в плане самостоятельного назначения целевых ориентиров, которые не должны заимствоваться из планов Министерства финансов или Минэкономразвития и быть реалистичными и достижимыми;

- повышение транспарентности деятельности Банка России (финансовая отчетность Центрального банка, публикация стенограмм и протоколов Совета директоров, Комитета по денежно-кредитной политике и Комитета банковского надзора, обнародование оперативных прогнозов инфляции, ключевых макроэкономических и финансовых индикаторов, а также прогноза ставок Центрального банка, раскрытие экономико-математического инструментария и так далее);

- повышение эффективности денежного рынка (создание централизованного электронного межбанковского кредитного рынка, ликвидация региональных диспропорций и иерархической структуры межбанковского рынка, развитие сегментов рынка с большей срочностью);

- развитие процентной политики (назначение целевых процентных ориентиров, подгонка денежно-кредитного инструментария для их достижения, сужение коридора процентных ставок);

- увеличение ответственности Центрального банка за промахи в достижении целевых ориентиров инфляции (сейчас он не несет никакой ответственности, если его цели остались невыполненными).

Расширение границ коридора колебаний стоимости бивалютной корзины означает постепенное ослабление влияния Банка России на валютный рынок и создание предпосылок для свободного плавания рубля. Однако переход на плавание может состояться, только если денежные власти смогут наладить управление экономикой через денежный рынок. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: МаркетДС, 2003. С. 55.

Заключение

По мете развития экономических отношений и совершенствования политической структуры общества существенно трансформируются функции Центрального Банка. За годы реформ значительные изменения произошли в деятельности Центрального банка российской Федерации. Дважды менялся закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Занимая особое место в системе властных структур, Банк России остается независимым органом денежно-кредитного регулирования.

Банк России, являясь высшим звеном двухуровневой банковской системы страны, оказывает большое влияние на характер экономических процессов. Темпы экономического развития, само существование суверенного государства, авторитет ее национальной валюты напрямую зависят от эффективности работы Центрального банка Российской Федерации.

Несмотря на 146-летнюю историю процессы становления Банка России как органа денежно-кредитного регулирования, страны с рыночной экономикой продолжаются. Доказательством этого служат как многочисленные изменения законодательной базы, регулирующей банковскую деятельность в стране, так и большое количество нормативных документов, ежегодно выходящих из стен Банка России. Закиров Р.З. организация деятельности Центрального банка: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 - Финансы и кредит / Р.З. Закиров, Н.Н. Медведев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - с. 120.

Важнейшей стратегической целью, определенной руководством Российской Федерации, является переход на инновационный путь развития, создание экономики, интенсивно преобразующей результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы. В ходе ее достижения должны быть обеспечены конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, устойчивые темпы экономического развития, повышение жизненного уровня населения и многократное повышение производительности труда.

Фактор финансового обеспечения будет иметь ключевое значение для построения основ инновационной экономики, поскольку под его воздействием формируются и перераспределяются необходимые ресурсные потоки.

Внедрение финансового механизма, активизирующего экономические и социальные преобразования, безусловно, потребует приложения значительных усилий банковским сектором.

Активизация участия Банка России в инвестиционно-инновационной деятельности способна оказать заметное позитивное влияние и на других участников финансового рынка (коммерческие банки, инвестиционные фонды, страховые компании), послужить для них сигналом решительнее подключаться к данному процессу. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

Полученные в ходе написания курсовой работы представления о структуре органов управления Банком России, основных общеэкономических и правовых основах его деятельности, принципах формирования денежно-кредитной политики, практических подходах к выбору конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования, форм и методов банковского регулирования и надзора важны для практической деятельности специалистов кредитных организаций при прогнозировании возможных действий со стороны Банка России.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Введение. Текст. Комментарии // Под общ. ред. К.Д. Лубенченко. - М.: Издательский дом "Банковское дело", 2000. С. 57.

2. СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097.

3. СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3477.

4. Правительство Российской Федерации N 983п-П13, Центральный Банк Российской Федерации N 01-01/1617. Заявление т 5 апреля 2005 года «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.».

5. Центральный банк Российской Федерации. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год.

6. Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. - М.: экономистъ, 2004. - с. 33-52.

7. Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Банк России в XXI веке: Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2003.

8. В.В.Брюков Анализ платежной системы РФ и текущих тенденций на рынке платежей //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2008, N 6.

9. Р.А.Давыдов Инновационные технологии и системы электронных платежей при реализации продукции и услуг // "Организация продаж банковских продуктов", 2008, N 4.

10. Деньги, кредит, банки / под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - с. 460-480.

11. Н.Ю.Ерпылева Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2

12. Закиров Р.З. организация деятельности Центрального банка: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 - Финансы и кредит / Р.З. Закиров, Н.Н. Медведев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - с. 120.

13. А.В. Зверев. Российская банковская система: перспективы участия в построении инновационной экономики // Управление в кредитной организации, 2008, № 4.

14. Общее руководство для развития платежной системы. Консультативный доклад Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов, 2006 (www.bis.org).

15. С.П.Карчевский Платежные системы: понятие, структура, типология и принципы построения // "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2007, N 4.

16. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: МаркетДС, 2003. С. 55.

17. Котляров М.А. Проблемы совершенствования предупредительного банковского надзора в России // Банковское дело. 2004. N 3. С. 23.

18. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004; Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФ // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.

19. М.С.Кузнецова Расчеты электронными деньгами // "Российский налоговый курьер", 2008, N 18.

20. Макарова Н.В. Элементы структуры системы валовых платежей // "Международные банковские операции", 2007, N 4

21. Михайлова Н.А., Стешина М.О. Совершенствование международных принципов управления банковскими рисками // "Международные банковские операции", 2008, N 4.

22. С.Моисеев Политика валютного курса // "Банки и деловой мир", 2009, N 3.

23. И.А.Николаев Макроэкономические ориентиры и антикризисные меры в мотивации бизнеса // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2009, N 4.

23. И.А.Николаев. Инфляция: ожидаемое отступление // "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 11

24. Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1999.

25. А.Саркисянц Проблемы банковского надзора // "Бухгалтерия и банки", 2008, N 6

26. Е.Е.Смирнов Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы // "Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 6

27. Тедеев А.А. Электронные банковские услуги: Учебное пособие. - М., 2005. С. 12.

28. Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России. М., 1995.

29. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005. С. 86

30. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка: Учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. - М.: КноРус, 2006. С. 170.

31. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - с. 43-48.

32. Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского союза (на примере европейской системы центральных банков): Автореф. дис. к. ю. н. М., 2001.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.