реферат бесплатно, курсовые работы
 

Денежно-кредитная политика ЦБ РФ

В условиях профицита консолидированного бюджета объем средств, абсорбированных путем увеличения остатков средств расширенного правительства на счетах в Банке России, составил около 66 млрд. руб. В результате произошло абсолютное сокращение чистых внутренних активов органов денежно-кредитного регулирования, которое за год составило 416 млрд. рублей.

Значительное увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения по сравнению 2004 г. и повышение доверия населения к национальной валюте способствовали росту сбережений граждан. Так, объем рублевых вкладов населения в 2005 г. возрос на 64,8%. В структуре вкладов населения течение 2005 г. сохранялась тенденция к опережающему росту срочных депозитов, увеличение объем которых составило 67,9% (в том числе депозитов со сроками свыше одного года - 84,5%). /15/

В условиях масштабного наращивания золотовалютных резервов Банк России путем проведения стерилизационных мероприятий ограничивал денежное предложение. Это в определенной степени оказало понижательное воздействие на динамику денежного мультипликатора, рассчитанного по денежной базе в широком определении, его средний уровень в 2005 г. немного снизился по сравнению с аналогичным показателем 2002 года.

Операции Банка России по продаже облигаций федерального займа из собственного портфеля в сочетании с операциями биржевого модифицированного РЕПО позволили отчасти компенсировать отсутствие у Банка России в рассматриваемый период правовых возможностей выпуска собственных облигаций. В результате проведения операций по продаже облигаций без обязательства обратного выкупа Банку России удалось абсорбировать за год около 30 млрд рублей. Низкая ликвидность рынка, обусловленная отрицательной реальной доходностью по большинству выпусков государственных ценных бумаг, является главной причиной медленного развития этого рынка.

Высокие темпы роста денежного предложения способствовали снижению среднего уровня краткосрочных процентных ставок (ставка MIACR по однодневным кредитам) за декабрь до 1,1 % по сравнению с 7,3% в январе 2005 г. и уменьшению спроса на инструменты, используемые Банком России для предоставления ликвидности банкам. Вместе с тем использование указанных инструментов в случае необходимости способствовало сглаживанию колебаний уровня банковской ликвидности./4/

В целях оперативной поддержки ликвидности кредитные организации широко использовали внутридневные кредиты Банка России. Они были предоставлены кредитным организациям 16 на общую сумму 1,5 трлн. руб., что в 4,6 раза выше аналогичного показателя 2004 г. Внутренние кредиты предоставлялись по нулевой ставке./27/

В условиях стабильной конъюнктуры межбанковского кредитного рынка, поддерживаемой ЦБ РФ в рамках реализации денежно-кредитной политики, в 2005 г. возросла предсказуемость ставок денежного рынка. Заявляемые ставки привлечения и размещения МБК являются адекватным индикатором текущей рыночной конъюнктуры. На протяжении большей части 2005 фактические ставки по размещенным российскими банками рублевым МБК не выходили за грани диапазона, устанавливаемого заявляемыми ставками привлечения и размещения межбанковских кредитов.

Несмотря на достаточно высокую организацию денежно-кредитной политики ЦБ РФ, имеется ряд проблем, требующих решения, основные из которых мы рассмотрим в следующем разделе данной курсовой работы.

3. Основные недостатки по ведению денежно-кредитной политики и направления их решения

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в 2005 г.: 16-17 % (по данным Банка России). Этот показатель свидетельствует о том, что в стране низкий уровень насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении и устойчиво высокие расходы государства приводят к росту доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохая организация системы межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические темпы инфляции находились на верхней границе задаваемых интервалов. Более того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Опасность сохранения высоких темпов инфляции состоит в том, что за 2004-2005 г.г., по данным Банка России, произошло укрепление реального курса рубля к доллару на 14,0% и к евро - на 6,0%. Это привело к дальнейшему снижению конкурентоспособности российских товаропроизводителей.

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Эффект девальвации 1998 г. оказался практически исчерпанным. За 1998-2005 гг. реальный курс доллара к рублю возрос всего на 6,7%, а евро - на 26% . Конечно, надо учитывать и динамику цен на импортируемые Россией товары. Судя по отчетам Банка России о платежном балансе, они в 2005 г. понизились относительно 1997 г. примерно на 24% в пересчете на доллары. Это означает, что снижение долларовых цен на импортируемые товары с лихвой перекрывает реальное укрепление доллара за указанный период времени.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в Российской Федерации

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

· изменение уровня резервных требований;

· изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;

· покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);

· определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Кроме того, для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

- совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;

- уменьшение долларизации российского денежного обращения;

- усиление стимулов инвестиционной активности;

- совершенствование налоговой системы;

- снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;

- внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;

- развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;

- усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

Для повышения скорости и эффективности оборачиваемости денежных средств в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма предоставления гарантий. В настоящее время это предоставление государственных гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

Таким образом, улучшение конъюнктуры денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

В рамках политики обеспечения оптимальной монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

В рамках курсовой политики ЦБ РФ не следует переоценивать роль реального обменного курса национальной валюты в качестве эффективной управляющей переменной. Кроме того, поддержание курса национальной валюты на относительно низком уровне, отмеченное на протяжении последних лет, консервирует существующую отраслевую структуру нашей экономики, ее экспортный потенциал в современном виде, когда в структуре экспорта преобладает углеводородное сырье и товары низких переделов.

Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;

2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;

3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;

4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;

5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;

6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;

7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;

8. Внедрение достижений и средств научно - технического прогресса на все уровни кредитного рынка;

9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;

10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;

11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;

12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;

13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;

14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

В заключение необходимо отметить, что обоснование и регламентация конечной генеральной цели денежно-кредитной ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

Заключение

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования денежно-кредитной системы любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно-финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть эффективной рыночной экономики.

Центральный Банк РФ при осуществлении денежно-кредитной политики оперирует следующими инструментами: устанавливает процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения.

Исходя из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный рынок все более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим. Были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

- создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;

- последовательное снижение уровня инфляции (до 5,5 5 в 2006 г.);

- повышение темпов экономического роста;

- укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;

- ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;

- использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;

- стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;

- стимулирование кредитных операций;

- совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

При реализации данных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рисковость денежно-кредитной сферы, отсутствие достаточного объема информации о денежно-кредитной сфере, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие.

Поэтому целесообразно оптимизировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

1) совершенствование законодательной базы в сфере денежно - кредитной политики;

2) снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен

3) уменьшение долларизации российского денежного обращения;

4) усиление стимулов инвестиционной активности;

5) усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса;

6) изменение уровня резервных требований; и процентных ставок, которые должны платить банки;

7) предоставление государственных гарантий.;

8) достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно-кредитной сферы;

9) обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно-кредитной политики;

Реализация эффективных мер по укреплению денежно-кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Список использованных источников

1. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ. - 2003. - 342с.

2. Афанасьев М., Кривоногов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - С.57-70.

3. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2003. - 576с.Булатов А. С. Экономика - М.: Юристъ, 2002. - 896с.

4. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. - 2005. - №3. - С. 48-61.

5. Васильев Ю.В. Бюджет 2006 - бюджет развития // Финансы. - 2005. - №10. - С.30-32.

6. Гайдар Е. Экономический рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. - 2003. - № 5. - с.4-18.

7. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. - с.479.

8. Ермилов В.Г. Проблемы доходной базы бюджетов субъектов Федерации // Финансы. - 2005. - №8. - С.23-27.

9. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. - 2005. - №3. - С.28-35.

10. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово - экономической политики Правительства РФ на 2005 г. // Финансы. - 2004. - №11. - С.3-7.

11. Захаров В.С. О рисках банковской системы // Деньги кредит. - 2004. - №3. - С.6-10.

12. Иванов Ю.О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. - 2004. - №2. - С. 93 - 95.

13. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. - 2005. - №11. - С.70-84.

14. Крупнов Ю.С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. - 2004. - №15. - С.2-19.

15. Мурычев Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. - 2005. - №5. - С. 65-76.

16. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 - 2008 г. г.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. - 2005. - №9. - С.3 - 13.

17. Наличный и безналичный оборот в российской экономике: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: КНОРУС, 2004. - 186с.

18. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке // Финансы. - 2003. - №3. - С. 21-24.

19. Овчинников А.П. Денежный рынок: проблемы сегодня // Финансовая газета. - 2005. - №11. - С.4.

20. Ромашова И.Б. Управление денежным капиталом // Финансы и кредит. - 2004. - №7. - С.13-16.

21. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2005 г.// Деньги кредит. - 2005. - №8. - С.7-14.

22. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации» от 27.06.2002 № 86-ФЗ и -

23. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.1996 № 17 (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).

24. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги кредит. - 2005. - №2. - С.6-10.

25. Фетисов Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен // Финансы. - 2005. - № 7. - с.15-19.

26. Фетисов Г.Г. К вопросу об устойчивости банковской системы // Финансы. - 2003. - № 2. - С.11-14.

27. Финансовая хроника // Финансы. - 2005. - № № 1-12

28. Штайнхер А. Современные тенденции развития банковского сектора // Вопросы экономики. - 2005. - №12. - С.18-32.

Приложение 1

Структура денежного рынка России по налично-безналичному обращению
Приложение 2

Прогнозируемая динамика объема Стабилизационного фонда России на 2006-2015 г.г., млрд. долларов США

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.