реферат бесплатно, курсовые работы
 

Денежно-кредитная и банковская система. Регулирование денежного обращения

При проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны.

В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный Банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложение денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживающую, уменьшая рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Однако влияние изменения величины денежного предложения на экономическую конъюнктуру далеко не однозначно. В настоящее время эффективность кредитно-денежной политики - предмет больших дискуссий.

Сильные стороны кредитно-денежной политики:

1. Быстрота и гибкость. По сравнению с фискальной политикой, кредитно-денежная может быстро меняться, т.к. применение соответствующей фискальной политики может быть надолго отсрочено из-за обсуждений в парламенте.

2. Меньшее политическое давление. Центральному Банку и правительству, легче, чем парламенту проводить непопулярные мероприятия, которые необходимы для оздоровления экономики.

3. Монетаризм. Представители данного экономического направления полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения экономической активности, а фискальная относительно неэффективна.

Недостатки и проблемы кредитно-денежной политики:

1. Циклическая асимметрия. Политика дешевых денег, например, может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т.е. возможность предоставлять ссуды. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуды и предложение денег увеличиться. Особенно это характерно во время глубокой депрессии.

2. Изменение скорости обращения денег. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные кредитно-денежной политикой.

3. Влияние инвестиций. Серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Это ведет к одной из самых сложных проблем кредитно-денежной политики. Что должен стремиться контролировать Центральный Банк - денежное предложение или процентную ставку? Эта дилемма целей возникает в силу того, что руководящие кредитно-денежные учреждения не могут стабилизировать то и другое одновременно.

Поэтому часто при проведении своей политики Центральный Банк исходит из более «приземленных» соображений, ориентируясь на управление формальными параметрами финансового рынка. В зависимости от того, на какие параметры воздействует Центральный Банк, можно разграничить тактические цели денежно-кредитной политики.

Так, Центральный Банк может избрать в качестве своей тактической цели не только управление величиной денежного предложения, но и, например, поддержание стабильного валютного курса или установление определенных пределов изменения ставки процента, либо управление иным достаточно очевидным и легко управляемым параметром. При этом, учитывая взаимосвязанность большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическими целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.

а) Кейнсианский передаточный механизм кредитно-денежной политики

б) Монетаристский передаточный механизм кредитно-денежной политики

Рис. 1. Альтернативные взгляды на передаточный механизм кредитно-денежной политики

Между изменением предложения денег и реакцией совокупного спроса расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

Изменение рыночной ставки процента R происходит путем изменения структуры портфеля активов экономических агентов после того, как вследствие, скажем, расширительной денежной политики Центрального Банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следствием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита то есть в итоге - снижение ставки процента (см. рис. 2а.).

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен (рис.2в) к изменению ставки процента, то результатом увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (рис.2с), то увеличение предложения денег приведет к существенному падению процентной ставки.

а в с

Рис.2. Денежный рынок и изменение предложения денег.

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки процента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно говорить и о реакции потребления, расходах местных органов государственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувствительности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного расширения совокупного дохода. Отметим также необходимость учитывать и степень реакции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незначительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма существуют и другие сложности в осуществлении денежной политики. Поддержание Центральным Банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Центральный Банк может удерживать ставку процента на определенном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в целом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги. При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный Банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополнительные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоцировать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный Банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению совокупного спроса и только усугубит спад в экономике.

Эффективность кредитно-денежной политики в современных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального Банка, а также степенью независимости Банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на основе некоторых формальных критериев (частота сменяемости руководства Центрального Банка, границы участия банка в кредитовании государственного сектора, решении проблем бюджетного дефицита и другие официальные характеристики банка, зафиксированные в уставе), так и неформальных моментов, свидетельствующих о фактической независимости Центрального Банка.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой.

Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального Банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытеснения") и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности. Если же Центральный Банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден будет расширить предложение денег, провоцируя инфляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефицита) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора - они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный Банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т.к. повышает результативность экономического регулирования.

Следует отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики. Во-первых, потому, что фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства, во-вторых, потому, что денежно-кредитная политика формируется Центральными Банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального Банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.

3. Кредит как особая форма движения денег и ссудного капитала

В рыночной экономике деньги должны находиться в постоянном движении, участвовать в народнохозяйственном обороте, что обусловливает их непрерывное обращение.

Временно свободные денежные средства должны не лежать без движения, а аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и направляться в виде инвестиций в реальный сектор экономики.

Важнейшим элементом рыночной экономики является рынок денежно-кредитных ресурсов.

Кредит (лат. creditum -- ссуда, долг) -- сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда.

Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссуды и называется нормой процента.

Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотного капитала, фонда развития производства предприятий.

Кредит выполняет ряд важных функций. В рыночной экономике он необходим, прежде всего, как эластичный механизм перелива капитала (перераспределения денежных ресурсов) между отдельными предприятиями, отраслями и территориями. В этом качестве кредит выполняет перераспределительную функцию.

Эта функция активно используется государством в регулировании производственных и территориальных пропорций. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс концентрации капитала с целью осуществления инвестиционных вложений и получения прибыли. Кредит позволяет ввести в обращение кредитные деньги (банкноты) и осуществлять кредитные операции (безналичные расчеты), что позволяет ускорить скорость обращения денег и сократить издержки обращения.

В зависимости от способа кредитования, а также пространственно-временных характеристик процесса кредитования различают следующие формы кредита.

По способу кредитования различают натуральный и денежный кредиты.

Объектами натурального кредита могут быть сырье, ресурсы, инвестиционные, потребительские товары.

Объектами денежного кредита являются денежный капитал, денежные платежные средства, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства.

По сроку кредитования различают следующие виды кредита:

краткосрочный, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;

среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;

долгосрочный -- от 6 до 10 лет;

долгосрочный специальный -- от 20 до 40 лет.

По характеру предоставления кредит может быть межгосударственный, государственный, банковский, коммерческий, потребительский, ипотечный.

Межгосударственный (международный) кредит -- это движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Он имеет либо товарную, либо денежную (валютную) форму. Кредиторами и заемщиками могут быть международные организации (Всемирный банк, МВФ), правительства, банки, корпорации.

Государственный кредит предполагает предоставление государством населению и предпринимателям денежных ссуд. Источником средств государственного кредита являются облигации государственных займов.

Банковский кредит -- это кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями различного типа хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям, населению) в виде денежных ссуд. Объектом банковского кредитования является денежный капитал. Это наиболее развитая и универсальная форма кредита.

Коммерческий кредит -- это кредит, предоставляемый одними хозяйствующими субъектами другим в форме продажи товаров с отсрочкой платежа. Объектом коммерческого кредитования является товарный капитал.

Потребительский кредит -- это кредит, предоставляемый частным лицам для различных целей на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный процент. Потребительский кредит может выступать в форме или продажи товаров с отсрочкой платежа через розничную торговлю, или предоставления банковской ссуды.

Ипотечный кредит -- это кредит, предоставляемый в форме ипотеки, т.е. денежной ссуды, выдаваемой специальными банками и учреждениями частным лицам под залог недвижимости (земли, жилых зданий, строений). Источником этого кредита служат ипотечные облигации, выпускаемые ипотечными банками.

В последнее время получили развитие такие формы кредитования, как лизинг, факторинг, фарфейтинг, траст.

Лизинг -- это безденежная форма кредита, форма аренды с передачей в пользование машин, оборудования и других материальных средств с последующей постепенной выплатой их стоимости. Его применение основано на разделении функций собственности и пользования, когда право собственности на имущество остается за арендодателем, а арендатор пользуется им определенное время до полной оплаты стоимости этого имущества. Лизинговые сделки заключаются на срок от 1 года до 10 лет. Обычно компании сдают технику в аренду не самостоятельно, а через лизинговые фирмы. В качестве лизинговых компаний выступают различные организации: банки или их филиалы, подразделения промышленных корпораций.

Факторинг -- это перекупка или перепродажа чужой задолженности или коммерческие операции по доверенности. Банк покупает «дебиторские счета» предприятия за наличные, а затем взыскивает долг с фактического покупателя, которому ассоциация продала товар или оказала услугу.

Фарфейтинг -- это долгосрочный факторинг, связанный с продажей банку долгов, взыскание которых наступит через 1--5 лет.

Траст -- это операции по управлению капиталом клиентов.

Субъектами кредитных отношений выступают государство, региональные органы, предприятия, банки, фонды, страховые компании, население, различные общественные организации.

Кредитная система -- это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финансовыми институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности и возвратности.

Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.

Заключение

Выводы по лекции:

Подобно фискальной политике, кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.

Тремя основными инструментами кредитно-денежной политики являются: операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. В соответствии с приверженностью к той или иной концепции государство выбирает преимущественное применение инструментов фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительства не дают предпочтение одной из них, а используют в тесной взаимосвязи.

Взаимовлияние кредитно-денежной и внешнеэкономической политики основано на установлении фиксированного или свободного валютного курса Центральным Банком.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие -

По рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

Конспекты лекций.

Словари основных терминов и понятий по теме №24.

«Лектор-2008».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик - кандидат экономических наук
Н. Рощина

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.