реферат бесплатно, курсовые работы
 

Биржи во времена НЭПА

В июле 1921 г. ВСНХ РСФСР принял постановление, разрешавшее промышленным предприятиям переносить свои товарообменные операции за пределы «местного оборота» и переходить к купле-продаже. В августе 1921 г. эти принципы были подтверждены Наказом СНК «О новой экономической политике», новый договор между Наркомпродом и Центросоюзом был заключен уже на денежной основе.

Правовое оформление торгового оборота шло по двум направлениям: по пути легализации тех или иных конкретных форм торговой деятельности и включения в оборот вес новых предметов. В июле 1921 г. был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров.

С мая 1921 г. законодатель рекомендовал местным органам власти избегать излишней регламентации частнохозяйственной деятельности. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощенный (явочный) порядок регистрации, пересмотрены допустимые размеры использования наемного труда (с десяти рабочих в 1920 г. до двадцати на одно предприятие по июльскому декрету 1921 г.). Законом была предусмотрена денационализация мелких и кустарных предприятий. Более крупные предприятия передавались в аренду и концессии частным лицам (собственником при этом оставалось государство).

В 1922 г., когда рынок, торговый оборот, коммерческий метод ведения дел приобрели большое значение в организации всего народного хозяйства в целом, возникла нужда в общей кодификации частных имущественных прав и закреплении их в едином документе. Таким документом стало майское постановление ВЦИК РСФСР 1922 г. «Об основных частных имущественных правах», в котором был провозглашен принцип «все, что не запрещено, -- дозволено». (Декларированные в постановлении имущественные права детально развернуты в статьях принятого четвертой сессией ВЦИК девятого созыва Гражданского кодекса РСФСР.)

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение вводилась новая денежная единица с золотым обеспечением и проводился обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая «ортодоксальная» политика (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс), противопоставленная идее «диктатуры промышленности». Политика Наркомфина столкнулась с политикой ВСНХ.

На теоретическом уровне противоречие выразилось в борьбе концепции Преображенского о превалировании промышленности над другими отраслями хозяйства (и эксплуатации социалистической индустрией досоциалистических форм производства) и концепции Бухарина, основанной на идее союза индустрии с крестьянским рынком, ее питающим. Первая установка предполагала централизованное планирование и высокие темпы реализации, вторая настаивала на эволюционном и постепенном развитии, важную роль отводила кооперации Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. -М: Былина, 2000. -С. 402..

До августа 1921 г. государственные промышленные предприятия снабжались сырьем и сбывали спою продукцию исключительно через заготовительные центры главков. Наказ СНК (август 1921 г.) «О новой экономической политике» заложил основы для перевода госпредприятий на начала хозяйственного расчета. Предприятиям предоставлялось право приобретать и сбывать товары на свободном рынке. Для пополнения оборотных средств предприятия часто прибегали к убыточной распродаже сырья и продукции. Стремление ряда предприятий выступать самостоятельными субъектами оборота выразилось в усилении процесса образования хозрасчетных трестов, свободно оперирующих на рынке. Законодательного оформления тресты не получали с осени 1921 до апреля 1923 г., когда был принят специальный Декрет о трестах.

В целях упорядочения сбытоснабженческой деятельности трестов с 1922 г. начали создаваться торговые объединения -- синдикаты. На первых порах сами синдикаты поддались увлечению чисто торговой деятельностью, что привело к участию в их операциях большого числа частных посредников. Усилению частного торгового посредничества способствовали также неразборчивость трестов в выборе клиентуры и слабость сбытового аппарата трестов и синдикатов.

С проблемой частного посредничества государственная промышленность столкнулась уже в начале нэпа. В августе 1921 г. госпредприятия получили право привлекать частных лиц в качестве поставщиков необходимой продукции. Позднее законодатель легализовал запрещенную в 1920 г. подрядную деятельность частных лиц по заказам госорганов. Затем частное посредничество начало использоваться в сфере товарообменных и торговых операции. В октябре 1921 г. СНК установил трехступенчатую очередность выбора госорганами посредников на рынке: предприятия сначала обращаются к кооперативной организации, затем -- к кустарю и лишь в случае неудовлетворительного ответа этих контрагентов -- к «частным лицам вообще».

С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов -- обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. -С. 315..

Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж -- организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.

В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В июне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.

В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.

По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. -М.: Проспект, 1999. -С. 316..

Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие товарного оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. Имущественный оборот в условиях многоукладности по своей структуре состоял из государственного планового оборота (где преобладали методы централизованного регулирования); государственного товарного оборота (где взаимоотношения между государственными предприятиями строились на договорной основе); частного товарно-потребительского (мелкие товаропроизводители и потребители); частного капиталистического оборота.

В условиях переходного периода плановые и товарные элементы тесно переплетались. С этим была связана двойственность правового положения хозяйственных субъектов. Имущественный фонд предприятия, его деятельность, связи с другими предприятиями оказывались подчиненными действию двух правовых режимов -- автономного (частноправового), поскольку предприятие участвовало в товарном обороте и находилось под воздействием товарно-хозяйственных регуляторов, и регулируемого (публично-правовою), поскольку оно входило в систему планового хозяйства и подчинялось воздействию плановых органов.

С переходом к нэпу вновь стал актуальным вопрос о правовой форме хозяйственных предприятий. Перед законодателем встали проблемы, ранее ему не известные: определить четкие правовые рамки деятельности частных предприятий, установить правовые нормы взаимодействия государственной, кооперативной и частной промышленности; разработать правовую базу для государственных предприятий, которая позволила бы им наиболее эффективно действовать в условиях рыночной конъюнктуры. Сторонники рыночной системы заявляли: «Нэп требует решительного, единого, централизованного законодательства, направленного ценой уступок интересам частных лиц и буржуазной идеологии на развитие производительных сил страны. В отношении гражданского права это означает восстановление основных положений гражданского законодательства, действующего в западноевропейских государствах».

2.2 Фондовые биржи

Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советский период.

Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.

В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, - продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.

В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период.В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.

Осенью 1922 года были созданы фондовые биржи, где разрешалось купля-продажа валюты, золота, облигаций государственных займов по свободному курсу.Если курс червонца поднимался выше официального паритета,Госбанк скупал золото и иностранную валюту на бирже, выпуская дополнительное количество червонцев, и наоборот. В результате этого в течение 1923 года курс червонца повышался по отношению к иностранным валютам. Так, если на 2 января1924 года курс доллара на Московской бирже составлял 2 руб. 20 коп., то к 1 апреля 1924 года он достиг 1 руб.95,5 коп. и на этом уровне остановился. То же самое происходило с фунтом стерлингов, франков, маркой и другими валютами. Уже в 1925 году червонец стал конвертируемой валютой, он официально котировался на различных валютных биржах мира Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи] // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73..

В настоящее время после биржевого бума охватившего всю территорию бывшего СССР разговоры по поводу бирж поутихли. Это я считаю признаком того, что биржи в том виде, котором они появились в России в посткоммунистический период, заняли свою функциональную нишу в экономике и по мере своих возможностей решает задачи, стоящие перед ней. Что будет дальше, покажет время. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что при определенной политической стабильности в стране биржи будут развиваться больше в качественную сторону. Конечно они будут не похожи на биржи развитой рыночной экономики, главное, чтоб они проносили реальную пользу всему народному хозяйству. К тому же не стоит ждать скорых обильных плодов биржевой торговли в России, ибо экономика у нас значительно моложе западной. За ними настоящее, но за нами будущее.

В ходе развития биржевой торговли среди всех товаров, которые продают и покупают на рынке, выделились особые биржевые товары, которые являются предметом торговли. Эти товары должны обладать рядом свойств (массовый спрос, качественная однородность, взаимозаменяемость отдельных партий товара с точки зрения потребителя) и должны быть признаны в качестве годных каждой конкретной биржей Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. - М.: Экономические науки. - 1991. - Т 11. - С. 123..

2.3 Биржи труда во времена НЭПа

Тема российского рынка труда 20-х годов поднималась на страницах "Социса" в 1989 г. Черных А.И. Автором рассматривался общий ход развития рынка труда и анализи-ровались масштабы, причины и последствия безработицы. Обращение к опыту НЭПа объяснялось тогда началом экономических реформ и появлением нового феномена безработицы. Данная статья, отстоящая от работы А.И. Черных на 10 лет, продиктована иными реалиями - потребностью в эффективном управлении рынком труда и безработицей Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118.. К сожалению, прошлый опыт, сохранивший ценность до наших дней, почти забыт. Труды ученых 20-х гг. не переиздавались и не реферировались. Мы проанализируем деятельность бирж труда в годы НЭПа, методы и органы регулирования рынка труда. В частности, предполагается, рассмотреть такую важную функцию биржи труда, как трудовое посред-ничество. В рыночном обществе трудовое посредничество - одна из инфраструктурных характеристик, направленная на сближение спроса и предложения труда, способствующая сокращению трансакционных издержек. В 20-е гг. наряду с прогнозированием, органи-зацией подготовки и переквалификацией кадров, социальной реабилитацией безработных и другими функциями, возложенными на биржу труда, посредничество выступало регуля-ционным механизмом рынка труда.

Анализом безработицы и трудового посредничества в те годы занимались научные дея-тели и сотрудники Народного Комиссариата Труда (НКТ), в частности, Я.И. Гиндин, Л.Е. Минц, П. Заводовский, Аристов, А.И. Исаев, A.M. Аникс и др. Их книги и статьи - это не только обзоры, но также глубокий монографический анализ структуры и генезиса российской безработицы, разработка прикладных методов управления ею. Работы так называемых практиков - это отчеты, заметки, репортажи с мест, их делали внештатные корреспонденты и рядовые регистраторы бирж труда, материалы публиковались на страницах журналов "Голос работника", "Вопросы труда", газеты "Трудовой посредник". Накоплен огромный фактологический массив данных. Так, в библиографии по рынку труда, составленной А. Исаевым в 1925 г., указано более 120 работ, посвященных вопросам организации и реорганизации бирж в 20-е годы, и более 100 работ об их деятельности Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924..

Безработица в годы НЭПа - продолжение тех процессов, которые начались после отмены крепостного права в России и развития капитализма. Возникновение наемного труда создало благоприятную почву для коммерческой деятельности частных посредников, ставших вскоре монополистами на рабочем рынке. Они практиковали варварские методы, как считает В.А. Гаген, которые ничуть не решали проблему. В конце XIX века в стране появилось общественное движение, выступавшее за создание некоммерческих бирж труда -рекомендательных контор, собиравших сведения о претендентах. Однако выяснилось, что благотворительные биржи оказались неконкурентоспособными "из-за несовершенстваструктуры". После Октябрьской революции безработица была объявлена "насле-дием капитализма", с которым следовало бороться. Уже в первые полгода после 1917 г. на ленинградской и московской биржах предложение преобладало над спросом. "Военный коммунизм" проходил на фоне закрытия частных фабрик, роста безработицы, национа-лизации предприятий и вмешательства в производство профсоюзов. Причиной безрабо-тицы также служили недостаток сырья и топлива при военном положении, рассогласовании привычных хозяйственных связей, демобилизация армии, демилитаризация военной промышленности, выбросившая массы так называемых "оборонцев" - крестьян, нанятых в годы войны. В летние месяцы 1918 г. на каждые 100 предложений труда было всего 33 рабочих места. В это время биржи труда работали на началах посредничества, однако при стремительном росте безработицы они отошли от модели рекомендательных контор, поскольку не могли обеспечить провозглашенного права на труд. Биржи были переименованы в Органы учета и распределения рабочей силы. На них возлагалось снаб-жение кадрами народного хозяйства из числа безработных, а также переброска рабочей силы, контроль за условиями труда, статистический учет движения рабочей силы, назначение пособий, организация общественных работ. Штат работников Органов учета был укомплектован партийными и профсоюзными активистами. Кроме того, число бирж труда, которых до февральской революции было всего 6, увеличилось к сентябрю 1918 г. до 238, а корреспондентских пунктов - до 91. Практика централизации спроса и предложения труда, а также распределения работ в порядке общей очереди закреплялась Положением о биржах труда от 31 января 1918 г. Ликвидация частного трудового посред-ничества государственным сопровождалась введением обязательного найма рабочей силы. В результате частные конторы, посреднические бюро при профсоюзах, Союзы безработных для трудоустройства солдат к концу 1918 г. были ликвидированы.

Однако неверно считать, что централизация найма рабочей силы решила проблему безработицы, если учесть явную перегруженность Отделов распределения. В годы НЭПа на 100 безработных приходилось 62,2 места и 50,1 посылок. Следовательно, из 100 безра-ботных только половина посылалась на работу. С ликвидацией параллельного трудового посредничества избыток труда к 1919 г. превратился в кадровый дефицит. Причин тому несколько. С одной стороны, низкий уровень оплаты труда привел к нару-шению трудовой мотивации занятых, что вызвало падение уровня производительности труда. С другой стороны, национализированные предприятия не проявляли инициативы, не стремились к рационализации производства. По оценке А. Аникста, вплоть до января 1921 г. хозорганы составляли программы увеличения штатов на 200-300%, не обращая внимания на недоиспользование уже занятых. Кроме того, хозяйство столкнулось не просто с дефицитом рабочей силы, а с дефицитом квалифицированной рабочей силы, частью отозванной на партийную и профсоюзную работу, частью мобилизованной в ряды Красной Армии, частично ушедшей самотеком в деревню (причины: низкая заработная плата, недостаток топлива и продовольствия, голод). Ситуация осложнилась отсутствием какого-либо статистического бюро, которое вело бы учет рабочей силы и определяло объем самотечного движения Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11..

Фиктивное преобладание спроса над предложением, распыление трудовых ресурсов, ухудшение их качества - все это привело к появлению особого института трудовой моби-лизации, т.е. принудительного привлечения к труду. По стране прокатилась волна вербовок, отзывов квалифицированных рабочих из Красной Армии. Шагом, который за-крепил монополию государства на рынке труда, явилось провозглашение 3 мая 1919 г. принципа всеобщей трудовой повинности, запрещающим отказываться от предложенного места. В итоге произошел закономерный переход к плановому снабжению предприятий трудовыми ресурсами, с характерной для него всеобщей, но неэффективной занятостью, принудительным закреплением человека за рабочим местом. Безработица из явной перешла в латентную. Таково было наследие, оставленное НЭПу «военным коммунизмом». Переход к НЭПу, передача мелких и средних предприятий частникам, опора на хозрасчет и стремление к удешевлению себестоимости продукции вызвали движение за рациональное использование рабочей силы. В научной литературе безработица с массовым высвобождением избыточного труда сразу стала ключевой проблемой. К началу 1922 г. всего безработных по стране насчитывалось свыше 100 тыс. человек, а к маю 1924 г. официально зарегистрировались уже 1424 тыс. безработных. Таким образом, за два с половиной года, по официальным данным, безработица выросла примерно в 14 раз.

Источники новой, "восстановительной" безработицы были иными, нежели военной. При "военном коммунизме" рынок труда был неорганизованным, экономически распыленным, но к 20-м годам он был уже охвачен сетью Органов распределения. На первых порах основным источником безработицы служили: (1) массовый отток рабочей силы из деревень в город, возвращение фабрично-заводских рабочих в связи с ростом производства, увели-чением реальной заработной платы и улучшением условий жизни в городе (рост притока кадров обгонял рост промышленности в 2 раза; (2) массовое высвобождение избыточных малоквалифицированных работников, нанятых при трудмобилизации (Процент недоиспользования рабочего времени продолжал расти. По данным А. Аникста, он достиг своего пика к середине 1922 г. и составил 59%, однако в конце 1922 г. начались серьезные сокращения кадров); (3) сокращение штатов госучреждений (к 1922 г. 33% от об-щего числа безработных составили совслужащие, охваченные структурной безработицей); (4) демобилизация Красной Армии; (5) вступление на рынок подростков и лиц, ранее не работавших по найму (большей частью женщин и разорившихся мелких собственников, не пригодных к физическому труду). В итоге в начале НЭПа из 150 тыс. зарегистрированных безработными чернорабочих было 30 тыс., индустриальных рабочих 33 тыс., лиц интелли-гентного труда 37,2 тыс. Трудоустройство последних было осложнено дальнейшим сокращением штатов совслужащих. В отличие от безработицы 1917--1918 гг. наметились тенденции увеличения спроса на индустриальный, но уменьшения спроса на интеллигент-ный труд, труд женщин, подростков и др. Постепенно формируется сегментация рынка труда, источники которой появились уже в начале НЭПа.

Таким образом, с одной стороны, безработица как следствие восстановления народного хозяйства не могла уже быть разрешена военно-принудительными методами. Она требовала мер экономического порядка. С другой стороны, очень пестрый состав идущих работу и источников пополнения рынка труда, большая доля структурной безработицы требовали социальных мер. Правительство решилось на методы государственного регулирования рынка труда.

В развитии институтов государственного регулирования рынка труда и трудового по-средничества можно выделить два периода: 1) адаптация государственного посредничества к нуждам рынка (1921-1924 гг.); 2) его демонополизация (1924-1927 гг.). Становление трудового посредничества на первом этапе НЭПа определялось идеологическими установ-ками о помощи рабочему классу. Государственное регулирование означало, что все операции по найму сосредоточиваются в одном месте, а работа распределяется в порядке общей очереди между добровольно обращающимися на биржу и в связи с принципом наибольшей нуждаемости Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924..

Однако новые методы отличались от практики трудмобилизации, во-первых, правом безработного не регистрироваться, если он не намерен трудиться, во-вторых, правом отказаться от предлагаемой работы. Работодатель, хотя и нес уго-ловную ответственность за нанятых, не мог отказаться от присланного работника. Услуги биржи труда стали бесплатными, принципы ее деятельности закреплялись Постановлением НКТ (Наркомтруда) от 12.04.1922 г.

В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера-ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21..

Во-первых, предоставление льгот усилило поток мнимых безработных, которые, пользуясь правом отказа от работы, затрудняли работу биржи, делали невозможным подсчет истинных масштабов безработицы. Сотрудники биржи не успевали проверить квалификацию и отсутствие заработка у каждого соискателя. Административные меры "чистки", предпринятые в 1922-1923 гг., позволили снять с учета от 30% до 60% граждан. Однако потери восполнялись в считанные месяцы. После второй чистки был введен новый принцип регистрации - по признаку стажа и квалификации. Квалифицированные посы-лались на работу в первую очередь, остальные регистрировались как "ищущие труда". Во-вторых, не все квалифицированные рабочие регистрировались на бирже труда. Ограни-чение в регистрации способствовало развитию подпольного рынка труда. В-третьих, профсоюзы требовали снимать с работы не члена профсоюза с заменой его членом профсоюза. Поскольку достаточно было проработать где-нибудь один месяц по найму, чтобы вступить в профсоюз и стать "пролетарским элементом", в числе безработных к 1924 г. оказалось 42,1% членов профсоюзов, требовавших внеочередного трудоустройства.

В результате при большом объеме безработицы лишь немногие подходили работодателям. Возник неудовлетворенный спрос. Хозяйственники, недовольные посылом некачественной рабочей силы, увидели в государственном регулировании тормоз в развитии промышленности, настаивая на демонополизации биржи труда. Заявки на рабочую силу поступали нерегулярно, предприятия начали сами подыскивать себе высококвали-фицированных работников, как-то: кассиров, руководителей отделов и подразделений. Корреспондент костромской газеты "Красный мир" писал: "В день, когда требование на рабочую силу поступает на биржу, она осаждается безработными от профсоюза, который указывает персонально кандидатов, инвалидами с ярлычками для внеочередной посылки, женщинами из Женотдела, Губкомиссией помощи демобилизованным и 300 беженцами из Поволжья. В результате всестороннего нажима биржи труда теряет посреднические функ-ции и вынуждена делать отступления от требований нанимателя" Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117..

Затрудняла деятельность биржи труда также неэффективная внутренняя организация и условия труда. Тесные помещения ограничивали пропускную способность, возникали очереди безработных и толчея. Кроме того, сказывалась неукомплектованность штатов бирж, тяжелые условия труда, приравнивание функций кадрового эксперта к работе секретаря-ре-гистратора. Средняя заработная плата работника биржи составляла 36 р. 80 к., в некоторых местах - 15 рублей (для сравнения: средний рабочий получал 100 рублей). Квалификация была низкой, поскольку грамотные люди уходили на хозяйственную работу. В середине 1923 г. появились новые ограничения, в частности, установлен предельный радиус найма через биржу - 15 верст, а также введен трехдневный срок исполнения спроса. Нередко раньше других трудоустраивались родственники. Против протекционизма и кумовства широкую кампанию развернули профсоюзы. Проведенные ими обследования обнаружили, что, например, "статистик первого разряда" на деле оказывался конторщиком-регистратором, а на частных предприятиях 100% спроса проходило с последующей регистрацией. В итоге биржи труда до 1924 г., захватив монополию, так и не смогли эффективно регулировать рынок труда. Государство выделяло деньги на социальную помощь безра-ботным, а не подыскивало для предприятий нужные кадры. Местным биржам приходи-лось идти на многочисленные отступления от действующих правил. Так, Оренбургская биржа труда в 1923 г. предоставляла право безработным самим подыскивать работу по истечении "биржевого стажа". Ленинградская биржа предоставляла такое право внезависимости от времени и очереди, но с последующей регистрацией. Все биржи захле-бывались от потока мнимых безработных. Учтя опыт мест, НКТ в 1924 г. издает постановление "О прекращении выдачи билетов безработным лицам, состоящим на учете бирж труда". С отменой льгот поступление на биржи труда уменьшилось, и единственным мотивом обращения стало реальное получение работы. Добровольное обращение работников, разрешение вольного найма означало демонополизацию государственного посредника Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2..

В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83. Зато кумовство на вольном рынке приобрело еще большие масштабы. В августе 1924 г. про-изошла очередная чистка зарегистрированных безработных, их численность сократилась на 40%. Прекратилось административное преследование нанимателя за отказ от найма безработного. Контроль же за соблюдением норм трудового законодательства передается органу охраны труда, а также профсоюзам, которые сразу стали развивать практику коллективных договоров. Определение категорий льгот по платежам -- учреждениям, назна-чающим платежи, например, коммунальной службе. Юридически демонополизация трудового посредничества была установлена Положением о Биржах труда в 1925 г., хотя НКТ СССР оставил за собой право на обязательный найм через посреднические органы, но в исключительных случаях. Первыми результатами демонополизации стали повышение качества деятельности бирж и переход от пассивного посредничества к активному. Отде-ление посредничества от социальных мер открывало свободу действий. С 1924г. усиливается информационная функция бирж - учреждена газета "Трудовой посредник", публикующая объявления о вакансиях и претендентах. Бюро, организованные по профес-сиональному признаку, вырабатывали методы посредничества, устанавливая отношения со своим кругом потенциальных работодателей, в том числе соглашения об использовании производственных мощностей для проведения практической экспертизы. Улучшается ка-чественный состав претендентов. Волна судебных процессов над "ответственными" работниками, уличенными в растратах, стимулировала обращение работодателей в бюро трудоустройства, которые имели высокую репутацию. Однако плотность услуг вызвала сомнения работодателей: приходилось платить за то, что раньше предоставлялось бес-платно Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 118..

Правда, вскоре плата, введенная как временная мера для покрытия издержек по реорганизации посредничества, была отменена, к недоумению уже потратившихся на под-бор рабочей силы руководителей.

С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталисти-ческий. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена тема биржи в Советский период во времена НЭПа. На основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.

С 1923 г. началось вытеснение частных посредников. В феврале 1923 г. было запрещено частное посредничество в сделках между госорганами, и частный посредник мог участвовать лишь в заключении сделок между госорганом и частым лицом. Этим Декретом было положено начало размежеванию двух рыночных секторов -- обобществленного и частного. Лица, состоящие на государственной службе, не имели права действовать в качестве комиссионеров, торговых агентов или частных представителей госорганов. Законом «О торговых агентах» (октябрь 1925 г.) этот институт в государственном секторе упразднялся.

Усиление государственного регулирования торгового оборота активизировало деятельность товарных бирж -- организаций, в деятельности которых сочетались хозяйственно-оперативные и контрольно-регулирующие функции, История советской биржи началась летом 1921 г. Инициатором их создания была кооперация. Несколько позже к их организации приступил ВСНХ. Первые биржи действовали на основе своих уставов, ориентированных на уставы центральных бирж Москвы, Петрограда и Киева.

В августе 1922 г. СТО принял постановление «О товарных биржах», подводившее общую правовую базу под все фактически существовавшие биржи и определившее структуру и порядок работы вновь возникавших организаций Заседатель видел задачи бирж в выявлении отношений спроса и предложения, облегчении и упорядочении товарообмена. В нюне 1922 г. ВСНХ обратился к биржам с предложением усилить привлечение частных лиц и капиталов в целях борьбы с «черными биржами». Августовское постановление «О товарных и фондовых биржах» снизило ценз для частных предприятий, желающих участвовать в работе бирж.

В сентябре 1922 г. СТО принял постановление «О регистрации внебиржевых сделок госпредприятий», предписывавшее госорганам обязательное оформление на бирже сделок, совершенных вне биржи. Тем самым биржевая регистрация должна была усилить контроль государства за сделками частных лиц. Преимущество госорганов на бирже обеспечивалось рядом организационных мер: биржевые комитеты (руководящие органы биржи) полностью или частично назначались губернскими экономическими совещаниями.

По определению НК Внуторга, биржи представляли собой «самоорганизацию торгующих», что позволяло экономическими мерами решать задачи по регулированию товарооборота, которые не могли быть разрешены административным путем. Юридическая природа биржевой организации раскрывалась в циркуляре Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР в марте 1924 г. Там определялось, что биржи не осуществляют функций государственной власти, но действуют на началах самоуправления, они не являлись ни государственными учреждениями, ни частными организациями, это общественные организации. В составе бирж создавались секции частной торговли. Для координации работы бирж учреждалось Бюро съездов биржевой торговли. В 1922 г. Органы распределения переименованы в Биржи труда, органом управления стал Комитет биржи. В постановлении говорилось о новых формах связи с профсоюзными органами, с одной стороны, и с хозорганами - с другой. Предполагалось предоставление работы в первую очередь членам профсоюзов, которые руководили работой экспертных комиссий при биржах труда, осуществляли контроль за вольным наймом и т.п. Внутри биржи организовывали профсекции, возглавляемые выдвиженцами профсоюзов.

Установка на охват всего рынка труда привела к перегрузке бирж. На них легли статистические процедуры, переброски излишков рабочей силы, контроль за соблюдением трудового права, мероприятия по социальной помощи и, наконец, посреднические опера-ции. Сюда включались также регистрация спроса и предложения труда по профессионально-квалификационному признаку, экспертиза безработных для подтверждения квалификации, подбор и посыл работников по заявленному спросу. На практике процедура посредничества выглядела так: биржа труда регистрирует всех обращающихся в качестве безработных, а затем выдает специальные билеты, предоставляющие льготы по уплате налогов и коммунальных платежей. В первую очередь биржи заботились о социально незащищенных слоях, трудоустройство которых в условиях конкуренции было особенно сложным. Правда, несовершенная система учета безработных обесценивала титанические труды статистиков.

В 1923 г. в России насчитывалось 1,4 млн. безработных, насчитывалось 57 посланных биржей на 100 предложений, а в начале 1924 г. их число возросло до 83..

С первыми шагами индустриализации рынок труда перестает напоминать капиталистический. Началось сворачивание НЭПа и переход к плановой экономике, при которой надобность в традиционных биржах труда полностью отпала. Их заменили отделы кадров и бюро по трудоустройству.

Биржам суждено было возродиться на недолгий период в советский период. Это произошло в июле-декабре 1921 г. (первые годы НЭПа). Биржи возникли стихийно по всей стране. Но их эффективность была низкой.

В биржевом обороте находились в основном те же товары, что и до войны, - продовольствие и фураж. Текстиль, сырье, металлические и кожевенные изделия, топливо были представлены на биржах не значительно.

В советский период функции биржи заключались в определении спроса и предложения, регламентировании сделок и котировке цен. Как видим, они совпадают с функциями бирж в дореволюционный период. В конце 20-х годов советские биржи были ликвидированы.

Список используемой литературы

1. Аникст А. Современная безработица в России и борьба с нею // Вестник труда. - 1922.- № 2.

2. Атаян И.М. Биржи труда в 20-е годы: опыт государственного трудового посредничества // Социологические исследования. - 2000. - № 4. - С. 117-122.

3. Биржевой портфель (Книга биржевика, Книга биржевого коммерсанта, Книга брокера)/ Отв. ред. Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М.: "СОМИНТЕК", 1992. - 496с.

4. Гаген В.А. К вопросу об организации указания труда в России. - СПб., 1902.

5. Герман Л. Работа местных органов Наркомтруда // Вопросы труда. - 1924. № 9. - С.21-27.

6. Герчикова И. Международные товарные биржи. Вопросы экономики. -1991. - Т 7. - 439с.

7. Гиндин Я. Безработица и трудовое посредничество. - М.: Вопросы труда. 1925.

8. Гиндин Я.И. Новые формы работы бирж труда (с приложением постановлений и распоряжений Наркомтруда СССР о реорганизации Бирж труда). - М.: Вопросы труда. 1924.

9. Гиндин Я.И. Профсоюзы и безработица (1917-1927). - М., 1927.

10. Завидовский П. Состояние рынка труда и наши ближайшие задачи // Вопросы труда. - 1924. - № 1. - Приложение. С. 11-17.

11. Исаев А. Безработица в СССР и борьба с нею (За период 1917-1924 гг.). - М.: Вопросы труда. 1924.

12. Исаев А. Указатель литературы по рынку труда и борьбе с безработицей. - М.: Изд-во "Вопросы труда", 1925.

13. Исаев И.А. История государства и права России. Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 612 с.

14. История государства и права России: Учебник / Клеандрова В.М., Мулкаев Р.С., Сенцов А.А. и др.; Под ред. Титова Ю.П. - М.: Проспект, 1999. - 514 с.

15. Кешян В.Г. Биржевой рынок: Страницы истории и становления в соврем. Условиях / Вступ. ст. Видяпина В.И. - М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. - 350 с.

16. Кондратьев Д. "...Где пристойно, сделать биржу": [О прошлом и настоящем биржи] // Родина. - 1996. - № 9. - С. 73-76.

17. Маневич В. Функции товарной биржи и основные направления биржевой политики в условиях перехода к рынку. - М.: Вопросы экономики, 1991. - Т 10. - 673с.

18. Минц Л.Е. Рынок труда в России (за 1922 и 1 пол. 1923 гг.). - М., 1923.

19. Об основных задачах Отделов труда в области регулирования рынка труда // Известия НКТ СССР. - 1922. - № 2. - С. 4-8.

20. Советская товарная биржа. 20-е г г.: Док. и материалы / Сост. коммент. и вступ. ст. Московченко Н.В. - М.: Дело. 1992. - 342 с.

21. Тайны биржевых спекуляций: Сборник / Сост. Коптяев А.А. - СПб.: Лик, 2001. - 110 с.

22. Тимошина Т.М. Экономическая история России : Учебное пособие /Под. Ред. Проф. М.Н. Чепурина.- 8-е изд. стер. - М.: Юстицинформ, 2002. -416с.

23. Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Чибиряева С.А. - М: Былина, 2000. - 602 с.

24. Целыковская Е.А. Советская товарная биржа 20-х годов: какой она была // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. - СПб.: 1993. - Вып. 3. - С. 115-119.

25. Черных А.И. Рынок труда в 20-е годы // Социологические исследования. - 1989. - № 4. - С. 118-126.

26. Яковлев А.А. К становлению советских товарных бирж. - М.: Экономические науки. - 1991. - Т 11. - 397с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.