реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковское дело

На развитие банковской системы огромное влияние оказывают и общие представления о сущности и роли банка в экономике. В распределительной системе банк воспринимается как часть государственного аппарата управления, орган контроля, надзора за деятельностью предприятий. Его собственная деятельность была ограниченной. Иное положение занимают банки в условиях рыночной экономики. Банковская система становится двухуровневой, собственность на банки приобретает характер, адекватный многообразию форм собственности в хозяйстве, система предлагает обществу более широкий спектр операций и услуг.

Эволюцию банковской системы можно рассматривать не только в историческом разрезе, но и с позиции ее современного положения. Здесь также можно выделить некоторые факторы: состояние экономического развития, межбанковская конкуренция и др.

В ходе развития банковская система получает особый положительный заряд в фазе экономического подъема, когда спрос на банковский продукт и банковские услуги существенно возрастает. В фазе подъема уменьшаются экономические риски, деятельность банковской системы становится стабильной. Напротив, в условиях экономического кризиса, сопровождающегося инфляцией, дефицитом местных и федеральных финансов, развитие банков дестабилизируется, размер ресурсов, аккумулируемых банками, резко сокращается, что приводит к снижению объема традиционных банковских операций; банки вынуждены искать побочные источники дохода, что увеличивает риски, отвлекает банковские ресурсы от производительной деятельности.

На состоянии банковской системы и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Важной оказывается прежде всего общая направленность политики государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению частного банковского капитала и его росту, а также увеличению числа кредитных учреждений. Неопределенность политических мотивов государства приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу. На текущее развитие банков может повлиять даже смена в стране политического лидера. Его политическая и экономическая программа может не отвечать интересам банковского капитала, в связи с чем банки не станут стремиться увеличивать объем своих операций и расширять их спектр, будут сдерживать инвестиции в народное хозяйство. На развитие банковской системы может оказать влияние и текущая экономическая политика государства. Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов.

Довольно заметным фактором, определяющим развитие банковской системы, является межбанковская конкуренция. Наличие достаточно представительного числа самостоятельных банков в стране и ее регионах создает определенную среду, в которой банки вынуждены вступать в борьбу за клиента, улучшать качество обслуживания, расширять услуги, предлагать рынку новые продукты.

Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на банковскую прибыль, отсутствие достаточных ресурсов для активного ведения банковских операций, недостаток квалифицированных кадров. В странах с переходной экономикой зачастую именно эти факторы не позволяют банкам делать дальнейшие шаги на пути развития.

Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. Слабость данного рынка сдерживает развитие банковской системы.

Развитие банковской системы можно рассматривать с количественной и качественной точек зрения. С количественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют показатели числа кредитных учреждений и их филиалов, размера активных и пассивных операций, капитала банков и др. С качественной точки зрения развитие банковской системы характеризуют не абсолютные, а относительные показатели, например, отношение прибыли к активам или пассивам, доход на одного сотрудника кредитного учреждения и др.

С качественной стороны роль банков, как это было показано, определяется тем, насколько они реально способствуют ускорению экономического роста, повышению эффективности производства.

Особенности развития банковской системы России

Банковская система России, будучи частью общеэкономической системы, прошла сложный путь становления и развития рыночных отношений. В условиях трансформации экономики, перехода от распределительной к рыночной системе хозяйства заметное влияние на ее эволюцию оказало разрушение традиционных экономических связей между экономическими субъектами, кризисное состояние экономики, сильная инфляция. Макроэкономические факторы в сочетании с политической неустойчивостью переходного периода, слабое законодательное обеспечение экономической, в том числе банковской, деятельности порождали неизбежные противоречия. Спад производства, наблюдавшийся в 90-х годах XX века, резкое сокращение объема инвестиций, бюджетный дефицит, снижение жизненного уровня граждан заметно сужали денежный оборот, дестабилизировали экономические отношения. Неплатежи между субъектами экономики подрывали доверие к банкам, национальной денежной единице, приводили к появлению денежных суррогатов, бартера, прохождению денежных потоков мимо каналов денежно-кредитных институтов.

Нарастание макроэкономических диспропорций, экстенсивное развитие банковской системы привели к первому кризису ликвидности банковского сектора в 1995 году и дефолту в августе 1998 года.

В настоящее время банковская система страны восстановила значение основных показателей своей деятельности. По размерам активов уже в 2002--2003 годах банки сравнялись с показателями до августа 1998 года.

В связи с оживлением экономики в стране продолжала снижаться инфляция, росли золотовалютные резервы; относительно стабильным остается курс рубля к доллару и евро, страна в полном объеме выполнила свои обязательства по внешним долгам, банки в большей степени стали оказывать поддержку реальному сектору экономики.

По своей конструкции и общеэкономическим принципам банковская система России является рыночно ориентированным сектором, она является двухуровневой банковской системой. На первом уровне (макроуровне) функционирует Центральный банк Российской Федерации (Банк России), который является эмиссионным центром, обладает монопольным правом эмитирования наличных денег в денежный оборот, организует его (в наличной и безналичной сферах), выполняет ряд операций, определяемых его сущностью и функциями, является банком банков.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому основная цель их деятельности -- укрепление денежного обращения, защита и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы страны, обеспечение эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач он призван быть:

1) эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным право на выпуск банкнот;

2) органом регулирования экономики денежно-кредитными методами, т.е. проводить денежно-кредитную и валютную политику;

3) банком банков, т.е. совершать операции не с торговопромышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом; предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять контроль и надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

4) банкиром правительства, т.е. поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

5) главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов.

В большинстве стран эти задачи центральных банков закреплены законодательством.

В качестве "банка банков" центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом по закону центральный банк вправе ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей, в том числе казначейских; залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

При решении пяти названных задач центральный банк выполняет определенные функции. В отечественной и зарубежной литературе нет однозначного подхода к определению функций центральных банков. В одних источниках их насчитывается более десяти, в других -- всего одна (в Конституции Российской Федерации).

В связи с этим представляется целесообразным из многообразия функции центральных банков выделить основные (основные обязанности), без которых невозможно достижение главной цели -- сохранение устойчивости национальной денежной единицы, и дополнительные (заполняющие оставшуюся часть круга обязанностей), способствующие достижению этой главной цели.

К основным функциям, осуществляемым подавляющим большинством центральных банков, целесообразно отнести регулирующую, контролирующую и обслуживающую. Все остальные являются дополнительными функциями.

К регулирующей функции относятся: регулирование денежной массы в обращении и управление совокупным денежным оборотом; денежно-кредитное регулирование, разработка и проведение государственной денежно-кредитной политики. Это достигается путем уменьшения или увеличения объема наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики и др., а также путем организации платежно-расчетных отношений коммерческих банков (нередко последнюю относят к обслуживающей функции).

Контролирующая функция тесно связана с регулирующей и осуществляется путем контроля и надзора за работой кредитной системы. Эта функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Центральный банк, пользуясь данными статистической отчетности кредитных организаций, осуществляет контроль за их деятельностью, выполнением установленных центральным банком нормативов. Степень такого контроля существенно меняется в зависимости от законодательства и традиций отдельных стран. В некоторых странах наряду с центральными банками контроль и надзор за деятельностью кредитных организаций проводят специально уполномоченные на это органы.

Обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Во многих странах по закону центральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о состоянии кредитной системы.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-либо определенной задачи.

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений, внесенных после его принятия.

Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования России. С тех пор накоплен определенный опыт функционирования Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России -- защита и обеспечение устойчивости рубля. И это не случайно. В такой огромной стране, как Россия, длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной системой.

В обязанности Банка России в законодательном порядке входит необходимость обеспечения устойчивости рубля за счет:

¦ взаимодействия с Правительством РФ при разработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики;

¦ монополии на эмиссию наличных денег и организацию их обращения;

¦ выполнения роли кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

¦ установления правил осуществления расчетов в стране;

¦ установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

¦ обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

¦ осуществления эффективного управления золотовалютными резервами;

¦ проведения государственной регистрации кредитных организаций, выдачи, приостановления и отзыва лицензии кредитных организаций;

¦ осуществления надзора над деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

¦ регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

¦ осуществления самостоятельно или по поручению Правительства РФ всех видов банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

¦ организации и осуществления валютного регулирования и валютного контроля;

¦ определения порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

¦ установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

¦ установления и публикации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю;

¦ участия в разработке прогноза и организации составления платежного баланса Российской Федерации;

¦ установления порядка и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешения на организацию купли-продажи иностранной валюты;

¦ проведения анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикации соответствующих материалов и статистических данных;

¦ осуществления иных функций в соответствии с федеральными законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка России не противоречит международной практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России прежде всего осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование экономики.

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора над деятельностью кредитных организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций.

Передача надзорных функций от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития наших финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании таких инструментов как агрегат денежной массы М2 и валютных интервенций при недостаточно активном использовании процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространена практика рефинансирования в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования выразился затем (с февраля 1994 г.) в организации кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков -- ломбардное кредитование.

Ставка рефинансирования -- это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам.

Она является наиболее наглядным показателем процентной политики Банка России.

В новой редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 года усиливается роль и ответственность Банка России за проведение единой государственной денежно-кредитной политики. В связи с необходимостью приведения денежно-кредитной политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Этот документ состоит из двух разделов. В первом -- рассматриваются итоги развития экономики и проведения денежно-кредитной политики за предыдущий год. Во втором -- цели денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Особое внимание уделяется здесь перспективам макроэкономического развития страны в целом, а также бюджетной и валютной политике, развитию системы финансовых рынков.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также то, что его уставный капитал и иное имущество являются 100 %-ной федеральной собственностью.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Центральный банк регулирует деятельность экономических субъектов через денежно-кредитную систему. Воздействуя на денежно-кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, а также ход экономического развития страны. Степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику во многом определяется особенностями его работы в отдельно взятой стране. Специфика национальной банковской системы в значительной степени влияет на выбор центральным банком методов и инструментов денежно-кредитного регулирования.

Центральные банки экономически развитых стран располагают определенными методами воздействия на экономику. Традиционно к таким методам относятся: дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная политика, валютная политика.

Содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок. Попытки подвести современные стратегии центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего применения на практике. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант стратегии центрального банка.

Основной принцип определения стратегии центральных банков -- ориентация на внутренние или внешние показатели.

В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика) ее роста. В условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

К инструментарию центрального банка любой экономически развитой страны обычно предъявляют два основных требования: максимальная действенность и равномерность.

Максимальная действенность -- это способность центрального банка как можно более точно реализовать цели экономического регулирования с его стороны. Например, максимальная действенность политики рефинансирования достигается лишь при соответствующей ситуации на денежном рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.