реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковские риски, особенности управления валютным риском

Текущие валютные риски представляют собой риски изменений валют с плавающими курсами. Изменение валютных курсов происходит в силу ряда макроэкономических процессов (инвестиционные потоки, экономическое положение стран, финансовая политика стран). Эффективным вариантом решения управления валютным риском является применение компанией «Франклин&Грант» технологии Value at Risk (VaR) . VaR характеризует максимальную сумму потерь, превышение которой будет происходить с вероятностью менее заданной. Система оценки валютных рисков, основанная на технологии VaR является общепризнанной.

3.1 Виды валютных рисков и их характеристика

В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе рассматриваются несколько классификаций валютных рисков по видам, ни одна из которых не является общепризнанной. Анализируя исследования зарубежных экономистов, таких как К. Редхэд, Дж. Маршалл, можно выделить следующие группы рисков:

· расчетные (трансляционные, балансовые) валютные риски, источником которых является возможное несоответствие между активами и пассивами, выраженными в валютах разных стран;

· экономические валютные риски, которые определяются как вероятность неблагоприятного воздействия валютного курса на экономическое положение компании;

· операционные (конверсионные) валютные риски, т.е. возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате непосредственного воздействия колебаний валютного курса на ожидаемые потоки денежных средств.

Расчетный валютный риск возникает при пересчете отчетов зарубежных отделений компании в валюту страны головной компании. Например, если британская компания или банк имеет зарубежный филиал, который работает в США, то у нее (него) есть активы, стоимость которых выражена в долларах США. Если у британской компании или банка нет достаточных пассивов в долларах США, компенсирующих стоимость этих активов, она подвержена валютному риску.

Величина расчетного валютного риска зависит от доли филиала в балансе головной компании, а также от применяемого метода пересчета активов и пассивов филиала в валюту страны головной компании.

Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компаний. Изменения курса могут влиять на стоимость факторов производства и готовой продукции. Они могут поставить компанию в невыгодное положение по сравнению с конкурентами. В наименьшей степени экономическому риску подвержены компании, которые несут издержки только в национальной валюте, реализуют свою продукцию внутри страны и не имеют факторов производства, на которые могли бы повлиять изменения валютного курса.

Выше была рассмотрена классификация валютных рисков западными исследователями. Российские экономисты предлагают структурировать валютные риски, которым подвергаются коммерческие банки, следующим образом:

· коммерческие, т.е. связанные с нежеланием или невозможностью гаранта (должника) рассчитаться по своим обязательствам;

· конверсионные или наличные, т.е. риски валютных убытков по конкретным операциям;

· трансляционные или бухгалтерские риски, возникающие при переоценке активов и пассивов и счета «Прибыли и убытки» зарубежных филиалов;

· риски форфетирования, которые возникают, когда экспортер продает форфетеру без права регресса долговое обязательство иностранного покупателя, что является одним из способов финансирования внешнеторговых операций, основанных на трансферте долговых обязательств.

3.2 Хеджирование как инструмент регулирования валютных рисков

В настоящее время для страхования валютных рисков компании (банки) используют компенсирующие риск позиции, т.е. применяют инструменты хеджирования. Инструментами хеджирования являются форварды, фьючерсы, опционы и свопы.

Форвардная валютная сделка - продажа или покупка определенной суммы валюты с интервалом по времени между заключением и исполнением сделки по курсу дня заключения сделки. Форвардные валютные сделки осуществляются вне биржи. Сторонами форвардной сделки обычно выступают банки и промышленно-торговые корпорации.

Кроме валютных форвардных операций с 1984 года практикуются форвардные операции с кредитными и финансовыми инструментами - так называемые "соглашения о будущей ставке", которые представляют собой межбанковские срочные соглашения о взаимной компенсации убытков от изменения процентных ставок по депозитам до 1 года (как правило, на суммы от 1 до 50 млн. долларов).

Форвардные валютные, кредитные и финансовые операции являются альтернативой биржевых фьючерских и опционных операций.

Валютный фьючерс - срочная сделка на бирже, представляющая собой куплю-продажу определенной валюты по фиксируемому на момент заключения сделки курсу с исполнением через определенный срок. Основная их особенность в том, что торгуют стандартными контрактами с детально регламентированными условиями - сумма, сроки, метод расчета. В отличие от форвардных операций при заключении фьючерсных сделок наличными вносится определенный гарантийный депозит в качестве гарантии того, что заключенная сделка будет исполнена. Этот гарантийный депозит обеспечивает покрытие любого убытка, возникшего из-за неблагоприятного движения курсов.

Глава 4: Анализ риска в Сберегательном банке

Для значительного сокращения уровня влияния известных рисков и предотвращения их фактической интеграции в спектр наиболее часто осуществляемых банковских операций в Сбербанке России действует комплексная система контроля. Основанная, главным образом, на принципах осуществления своевременного мониторинга и управления рисками, с учетом соблюдения требований Банка России, рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору и аудиторских компаний. А так же в вышеупомянутой системе контроля уделяется большое внимание опыту ведущих зарубежных и российских финансовых - кредитных институтов.

Полномочия по управлению кредитным, рыночным рисками и риском ликвидности Правление Банка делегировало двум коллегиальным органам:

- Комитету по предоставлению кредитов и инвестиций, принимающему все решения в области управления кредитным риском;

- Комитету по процентным ставкам и лимитам, осуществляющему управление рыночными рисками (процентным, фондовым, валютным) и риском ликвидности.

В территориальных банках Сбербанка России созданы аналогичные коллегиальные органы, принимающие решения в области управления рисками в рамках переданных им полномочий.

Сбербанк России определяет для себя наиболее существенными следующие виды риска:

кредитный;

рыночный;

риск ликвидности;

операционный риск.

4.1 Кредитный риск

В текущих экономических условиях Сбербанк России уделяет особое внимание управлению кредитным риском и контролю качества кредитного портфеля.

Банк применяет следующие основные методы управления кредитным риском:

- предупреждение кредитного риска путем идентификации, анализа и оценки потенциальных рисков на стадии, предшествующей проведению операций, подверженных кредитному риску;

- ограничение кредитного риска путем установления лимитов;

- мониторинг и контроль уровня кредитного риска;

- покрытие (снижение уровня) кредитного риска путем формирования адекватных резервов и соответствующего структурирования сделок.

Следует отметить так же, что Банк уделяет пристальное внимание контролю уровня концентрации крупных кредитных рисков, который в настоящее время оценивается как приемлемый, с целью своевременного предотвращения последующих неблагоприятных последствий.

Доля кредитов десяти крупнейшим заемщикам (группам связанных заемщиков) на 31 декабря 2008 года составила 15,8% кредитного портфеля. Среди крупнейших заемщиков Банка -- предприятия различных отраслей экономики. Таким образом, кредитный риск Банка в достаточной степени диверсифицирован.

4.2 Качество кредитного портфеля

Применяемые методы и процедуры управления кредитным риском позволили Банку по итогам 2008 года сохранить высокое качество кредитного портфеля. Приведенная ниже таблица показывает распределение кредитов, которые имеют просроченную задолженность, по количеству дней, а также их долю в кредитном портфеле.

Совокупный кредитный портфель группы увеличился на 30,9% и составил 5280,2 млрд. руб. Портфель кредитов корпоративным клиентам вырос на 30,2% и достиг 4019,3 млрд. руб. В структуре кредитного портфеля возросла доля специализированных кредитов, в основном за счет финансирования инвестиционных и строительных проектов. Одновременно снизилась доля коммерческих кредитов, предоставляемых клиентам на пополнение оборотных средств, приобретение движимого и недвижимого имущества, расширение и консолидацию бизнеса и др.

Портфель кредитов физическим лицам вырос в 2008 году на 33,3% и достиг 1260,9 млрд. руб. Наиболее значительно увеличился портфель жилищного кредитования, при этом 89% прироста объема жилищных кредитов пришлись на первые три квартала 2008 года, пик роста достигнут во II квартале -- 34% от прироста за год.

4.3 Риск ликвидности

Контроль, оценка и управление риском ликвидности в Сбербанке России осуществляется на основе:

-контроля и прогнозирования обязательных нормативов ликвидности Банка России с учетом соблюдения более консервативных внутренних лимитов. Для прогнозирования и расчета нормативов используется модель потоков платежей в различных валютах;

-сценарного подхода к прогнозированию структуры баланса на ближайший квартал и год с целью оценки необходимых объемов фондирования и определения стратегии по привлечению средств, в зависимости от реализующихся трендов развития основных статей активов и пассивов Банка;

-оценки и контроля доступных резервов ликвидности, а также очередности их использования в зависимости от стоимости привлечения средств. Сбербанк России производит оценку максимальных объемов привлечения средств из различных источников и контролирует размер их использования. При оценке возможных объемов привлечения учитываются не только установленные и/или рассчитанные лимиты, но и реальные возможности Банка, отражающие текущую рыночную ситуацию по использованию того или иного источника;

-оценки и контроля риска концентрации в общем портфеле привлечений средств ключевых (крупных) клиентов и средств государственного финансирования.

В течение первых трех кварталов 2008 года Сбербанк России проводил политику управления ликвидностью, концентрируясь на прогнозе общего профиля ликвидности Банка во всех валютах, так как дефицит одной валюты компенсировался избытком другой. В качестве одного из ключевых показателей, сигнализирующих о необходимости принятия мер для улучшения ликвидности, являлся внутренний лимит уровня норматива текущей ликвидности Н3. Для управления нормативом помимо привлечения средств клиентов Банк привлекал средства на аукционах Министерства финансов РФ. Для оперативного управления ликвидностью использовалось привлечение путем операций прямого РЕПО.

В IV квартале 2008 года в результате постепенной девальвации рубля произошел отток клиентских средств в рублях, спровоцировав дефицит рублевой ликвидности на внутреннем банковском рынке. В связи с высоким уровнем ставок привлечения рублей на рынке свопов возможности компенсации дефицита рублевой ликвидности за счет имеющегося избытка иностранной валюты были ограничены. Возникла необходимость управления риском ликвидности в различных валютах и перехода от контроля обязательных нормативов ликвидности к контролю соблюдения необходимого физического объема ликвидности. В результате в IV квартале 2008 года для управления ликвидностью Сбербанк России использовал следующие источники финансирования: операции прямого РЕПО (мгновенная ликвидность), аукционы Министерства финансов РФ (среднесрочная ликвидность с объемами привлечения до 250 млрд. руб.).

На долгосрочную ликвидность Банка повлияли субординированные кредиты от Банка России на общую сумму 500 млрд. руб.

4.4 Рыночный риск

Рыночный риск включает в себя процентный, фондовый и валютный риски.

Банк подвержен процентному риску по неторговым позициям в первую очередь в результате размещения средств в кредиты клиентам и ценные бумаги по фиксированным процентным ставкам в суммах и на сроки, отличающиеся от сумм и сроков депозитов и прочих заемных средств с фиксированными процентными ставками.

В целях ограничения процентного риска Комитет Сбербанка России по процентным ставкам и лимитам устанавливает предельный уровень процентных ставок по операциям с юридическими лицами, а также утверждает ограничения на долгосрочные активные операции, т.е. операции, которым свойственен наибольший процентный риск.

Оценка процентного риска по неторговым позициям производится с применением гэп - анализа путем перераспределения активов и пассивов по договорным срокам до погашения при фиксированных процентных ставках и по срокам до пересмотра процентной ставки при плавающих процентных ставках. Расчет гэпа производится отдельно по российским рублям и иностранной валюте. Оценивается воздействие на чистую прибыль роста и падения процентной ставки на 100 базисных пунктов.

По состоянию на 31 декабря 2008 года в случае роста процентных ставок на указанную величину потери Банка в течение года составят 1,6 млрд. руб. (или 0,1% капитала).

Значительный рост торговых доходов от операций с иностранной валютой связан в основном с существенным ростом объема валютно- обменных операций с физическими лицами в IV квартале 2008 года, происходившего на фоне повышенного увеличением конверсионного спреда по основным валютам. Доходы от переоценки иностранной валюты обусловлены увеличением размера открытой валютной позиции группы на фоне роста курса основных валют к рублю. Частично увеличение размера открытой валютной позиции обусловлено ростом объема операций с валютными производными финансовыми инструментами, которые совершаются для управления ликвидностью в разных валютах. На конец 2008 года группа имела короткую позицию по евро и золоту, а также длинную позицию по доллару США, хотя в течение года характерной была длинная позиция по евро и доллару США. За 2008 год группа получила отрицательный финансовый результат от операций с валютными производными финансовыми инструментами в размере 5,0 млрд. руб., который напрямую взаимосвязан с доходами за вычетом расходов от переоценки иностранной валюты в размере 15,4 млрд. руб.

Структура портфеля ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, представляет собой следующее распределение:

Большая часть портфеля представлена облигациями федерального займа -- 39,7% портфеля, а также облигациями корпоративных эмитентов -- 23,6% портфеля, из которых около 60% имеют рейтинги инвестиционного уровня, присвоенные международными рейтинговыми агентствами, что в значительной степени позволяет минимизировать степень воздействия валютного риска по ценным бумагам.

Глава 4: Особенности управления валютным риском в Сберегательном банке

4.1 Валютная позиция банка, как ключевое понятие управления и регулирования валютного риска.

Ключевым понятием управления и регулирования валютного риска является валютная позиция.

Валютная позиция банка - остатки средств в иностранных валютах, которые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в соответствующих валютах и создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или расходов при изменении обменных курсов валют.

В соответствии с определением Банка России валютная позиция банка, уполномоченного проводить валютные операции, - это балансовые активы и пассивы, внебалансовые требования и обязательства в иностранной валюте или аффинированном драгоценном металле в слитках.

По установленным правилам к валютным ценностям относится также ряд драгоценных металлов, и поэтому активы и пассивы в этих металлах также включаются в определение валютной позиции.

По каждой иностранной валюте (драгоценному металлу), по которым у банка имеются активы и (или) обязательства, рассчитываются:

чистая балансовая позиция, то есть разность между суммой балансовых активов и суммой балансовых пассивов;

чистая "спот" позиция - разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, расчеты по которым предстоит произвести не позднее двух банковских дней от даты заключения сделок;

чистая срочная позиция - это разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, расчеты по которым предстоит произвести в оформленные договорами сроки с указанием конкретной даты расчетов;

чистая опционная позиция - это разность между внебалансовыми требованиями и обязательствами, обусловленными покупкой-продажей кредитной организацией опционных контрактов;

чистая позиция по гарантиям - это разность между взвешенной величиной полученных и величиной выданных безотзывных гарантий. Гарантии полученные включаются в расчет открытой позиции со знаком "+", выданные - со знаком "-".

Рассчитанная чистая позиция может быть длинной или короткой. Длинная чистая позиция - это положительный результат расчета чистой позиции. Она включается в расчет открытой позиции со знаком "+".

Короткая чистая позиция - это отрицательный результат расчета чистой позиции. Она включается в расчет открытой позиции со знаком "-".

Открытая валютная позиция банка определяемая суммированием чистой балансовой позиции, чистой "спот" позиции, чистой срочной позиции, чистой опционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций.

В качестве инструмента регулирования валютного риска Банком России применяются лимиты открытых позиций - устанавливаемые количественные ограничения соотношений открытых позиций в отдельных валютах и драгоценных металлах (включая балансирующую позицию) и собственных средств (капитала) банков.

Контроль над соблюдением лимитов открытых позиций уполномоченных банков Российской Федерации осуществляется Банком России в рамках надзора за деятельностью кредитных организаций.

Чистые позиции рассчитываются отдельно по каждой иностранной валюте и по каждому драгоценному металлу.

В расчет чистой опционной позиции опционные контракты принимаются в величине, равной произведению номинальной стоимости опционного контракта, заключенного на организованном и неорганизованном рынках, на коэффициент дельта (А). Коэффициент дельта рассчитывается следующим образом:

дельта C

дельта = ------------

дельта S

где дельта С - изменение цены (премии) рассматриваемого опциона, определяемое как разница между ценой опциона по курсу открытия и курсу закрытия рынка по состоянию на отчетную дату. При этом цена опциона по курсу открытия и курсу закрытия рынка определяется по данным биржевых и внебиржевых организаторов торгов опционными контрактами;

дельта S - изменение стоимости базисного актива опциона, определяемое как разница между "спот" курсом базисного актива на начало и конец рабочего дня, являющегося отчетной датой. При этом "спот" курс определяется по курсам открытия и закрытия по валютным сделкам "спот" ММВБ или региональных организаторов биржевой торговли иностранной валютой.

Чистые позиции по каждому виду иностранной валюты уполномоченного банка переводятся в рублевый эквивалент по действующим на отчетную дату официальным обменным курсам российского рубля, которые устанавливаются Банком России. А по драгоценным металлам - по действующим на отчетную дату учетным ценам Банка России.

По состоянию на конец каждого рабочего дня рассчитываются отдельно следующие отчетные показатели:

совокупная балансовая позиция (суммарная величина чистой балансовой позиции и чистой "спот" позиции с учетом знака позиций);

совокупная внебалансовая позиция (суммарная величина чистой срочной позиции, чистой опционной позиции и чистой позиции по гарантиям с учетом знака позиций);

открытая валютная позиция;

балансирующая позиция в российских рублях.

Для подсчета балансирующей позиции в российских рублях определяется разность между абсолютной величиной суммы всех длинных открытых позиций в рублевой оценке и абсолютной величиной суммы всех коротких открытых позиций в рублевой оценке.

С целью ограничения валютного риска уполномоченных банков Банком России устанавливаются следующие лимиты открытых валютных позиций. По состоянию на конец каждого операционного дня:

суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна превышать 20% от собственных средств (капитала) уполномоченного банка;

длинная (короткая) открытая валютная позиция по отдельным иностранным валютам и драгоценным металлам (включая балансирующую позицию в российских рублях) не должна превышать 10% от собственных средств (капитала) банка.

Валютные позиции, открываемые банками в течение операционного дня, не регулируются Банком России и самостоятельно контролируются уполномоченными банками, исходя из самостоятельной оценки допустимого уровня валютного риска.

Банк с нулевым или отрицательным значением собственных средств (капитала) должен привести отчетные показатели к нулевому значению в сроки, согласованные с территориальным учреждением, но не превышающие 3-х месяцев.

Суммарная величина всех длинных (коротких) открытых валютных позиций также входит в расчет размера рыночных рисков в качестве величины валютного риска.

4.2 Государственное регулирование банковской системы в РФ

Регулирование банковской системы может трактоваться в широком и в узком смысле. В широком смысле регулирование банковской системы характеризует все (государственные и негосударственные) формы управляющего воздействия на банковскую систему. Поэтому можно говорить о государственном и негосударственном регулировании банковской системы (например, деятельность кредитных организаций, их союзов и ассоциаций, оказывающих самостоятельное влияние не только на них самих, их собственников и клиентов, но и на стабильность всей банковской системы).

Применительно к государственному регулированию банковской системы речь идет о понятии, характеризующем более узкое явление, а именно управляющее воздействие государства, направленное на реализацию его конституционных функций и осуществляемое исключительно государственными органами. Государственное регулирование банковской системы как составной части единой денежно-кредитной сферы России - сложное многоплановое явление. С одной стороны, это регулирование макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями, когда государство воздействует на все структурные элементы денежно-кредитной системы, включая Банк России: принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты; утверждаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики; устанавливаются единые государственные стандарты организации и функционирования денежно-кредитной системы; осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на устойчивость национальной валюты, состояние рынка денежных (финансовых) и кредитных услуг.

С другой стороны, государственное регулирование проявляется в непосредственном воздействии на организации, функционирующие в денежно-кредитной сфере, но без вмешательства в их оперативную деятельность (регистрация, лицензирование, надзор, контроль, использование обязательных экономических нормативов, инструментов и методов денежно-кредитного регулирования и т.п.). Речь идет о государственном регулировании предпринимательской и некоммерческой деятельности конкретных лиц в сфере денег, денежного обращения и кредита. Например, применительно к кредитным организациям такое регулирование осуществляется Банком России на основе федерального законодательства и в рамках единой банковской системы, центральным элементом которой он является по закону.

Как отмечалось ранее, и банковская система, и банковская деятельность находятся в неразрывной взаимосвязи и единстве со всей денежно-кредитной системой России. Это требует формирования единого, основанного на конституционных правовых нормах механизма государственного регулирования отношений в сфере денег и кредита. Каков же механизм реализации государственной денежно-кредитной политики? Какова конституционная система органов и порядок денежно-кредитного регулирования в России? Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать в Конституции России и федеральном законодательстве.

Анализ показывает, что нынешнее состояние федерального законодательства не обеспечивает в полной мере реализацию конституционных основ денежно-кредитной политики. Более того, некоторые противоречия по вопросу регулирования денежно-кредитной сферы содержатся и в Конституции России. Конституция РФ и федеральное законодательство упоминают о "Финансовом, валютном, кредитном регулировании". "Финансовой и кредитной политике", "Кредитной и денежной политике", "денежно-кредитной системе", "денежно-кредитной политике", "денежно-кредитном регулировании", но не раскрывают содержание этих понятий. (ст. ст. 71, 114 Конституции Российской Федерации; Федеральный закон "О Центральном банке РФ (Банке России).

В федеральном законодательстве отсутствует взаимосвязанная система институтов и согласованный механизм регулирования денежно-кредитных отношений. В результате создаются условия, порождающие внутрисистемные противоречия.

О существовании особого рода государственных органов денежно кредитного регулирования упоминает не только Конституция РФ, но и федеральное бюджетное законодательство. Согласно ст. 151 БК РФ, Банк России признается органом денежно-кредитного регулирования. Однако и Правительство России в соответствии с п. "б" ст. 114 Конституции РФ тоже "обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики", которую в реальности невозможно отделить от политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, осуществляемой Банком России. Действительно, обеспечить проведение в России единой денежно-кредитной политики и не оказать при этом прямого или косвенного влияния на состояние национальной валюты просто невозможно. В то же время из ст. 75 Конституции России следует, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, включая Правительство России. Некоторая нестыковка конституционных правовых норм, регулирующих компетенцию Правительства России и Банка России в денежной и кредитной сфере, очевидна. Неслучайно банковское законодательство более осторожно формулирует место и роль Банка России и Правительства России в процессе осуществления единой государственной денежно-кредитной политики и в процессе реализации государственной функции по защите и обеспечению устойчивости рубля. Так, в федеральном банковском законодательстве установлено, что разработка и проведение единой государственной денежно кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, - функция Банка России, осуществляемая им во взаимодействии с Правительством России (ст. ст. 4, 5, 18 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Несмотря на несогласованность некоторых правовых норм, из Конституции России следуют важные теоретические и практические выводы применительно к регулированию денежно-кредитной сферы России:

1) государственное регулирование денежной и кредитной сферы отнесено к исключительному ведению Российской Федерации;

2) регулирование денежной и кредитной сферы не является исключительной компетенцией только какого-либо одного федерального органа государственной власти, только Правительства России или только Банка России. Более того, из Конституции России следует, что и Правительство, и Банк России не являются единственными государственными институтами федерального уровня, регулирующими денежную и кредитную сферу России. Поэтому Правительство России и Банк России при осуществлении денежно-кредитной политики обязаны обеспечить взаимодействие с другими федеральными органами государственной власти.
Такой вывод основан на конституционно-правовых принципах единства системы государственной власти (ст. 5 Конституции России) и единства экономического пространства (ст. 8 Конституции России).

Взаимодействие Банка России и Правительства России с другими органами государственной власти основывается также на конституционных правовых нормах, устанавливающих статус и полномочия Президента России.

Как главы государства, являющегося гарантом Конституции России и принимающего меры по охране суверенитета, независимости и государственной целостности России, а также обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Президент России, кроме того, имеет и иные полномочия в денежно кредитной сфере, обусловленные его статусом гаранта Конституции России и реализуемые путем издания нормативных правовых актов в форме указов.

Опосредованное регулирующее воздействие Президента РФ на денежно-кредитную сферу проявляется также при представлении Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Банка России и при постановке вопроса об освобождении его от должности (ст. 83 Конституции РФ). Государственные регулирующие полномочия в денежной и кредитной сфере выражаются также в принятии Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральных законов, их одобрении Советом Федерации и подписании Президентом России.

Серьезное влияние на государственную денежную и кредитную политику оказывает Государственная Дума, к ведению которой отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя и членов Совета директоров Банка России, а также реализация иных функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке РФ (Банке России)".

Функционирование банковской системы России, как и всей денежно-кредитной сферы, зависит и от деятельности судебных органов. От эффективности правосудия, осуществляемого им по конкретным делам, непосредственно зависит реализация на практике режима конституционной законности в денежно-кредитной сфере, защита интересов государства, прав и законных интересов физических и юридических лиц. Судебная практика, вне всяких сомнений, непосредственным образом корректирует практику самой банковской деятельности и должна способствовать обеспечению законности в банковской сфере.

Заключение

Риск отображает неопределенность исхода деятельности банка и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха. Риску подвержены практически все виды банковских операций.

Итак, сейчас существует множество способов оценки рисков, а также их предварительного анализа с целью их последующей минимизации, которые были представлены в рамках данной работы. Как уже было замечено ранее для того, что бы провести своевременный прогноз возможной вероятности риска, нужно дать предварительную оценку возможных потерь с помощью прогнозных методов анализа имеющейся статической и динамической достоверной информации о деятельности анализируемых банков, их клиентов, контрагентов, поставщиков и посредников, конкурентов и различных групп контактных аудиторий. Для этой цели коммерческим банкам необходимо создать отделы, занимающиеся анализом уровня рисков и вырабатывающие меры по управлению ими в системе банковского маркетинга;

Затем необходимо выбрать соответствующий метод для минимизации риска. Ведь все перечисленные выше методы уменьшения или ухода от риска имеют множество вариаций, используемых в зависимости от конкретной ситуации и договоренностей с партнерами. Это может быть хеджирование, отказ от предложений заемщика при слишком большом риске, диверсификация риска (например, предоставление кредита более мелкими суммами) и т.д.

Регулирование банковского риска базируется не на оценке финансового положения заемщика, а на установлении определенного соотношения между суммами выданных кредитов и собственных средств самого банка, т.е. предполагается создание резервного потенциала у банков для покрытия возможных убытков в случае разорения клиентов.

Основой минимизации негативного влияния на положение банков принимаемых ими рисков должна служить интенсивная работа по повышению качества внутрибанковского управления рисками в сочетании с расширением инструментов воздействия на банки со стороны Банка России. В настоящее время Центральным банком в тесном взаимодействии с международными организациями (Базельский комитет по банковскому надзору, Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития) проводится работа по повышению эффективности банковского надзора, приближению его к международным требованиям и стандартам. Хотелось бы отметить, что принятие всеми странами принципов, изложенных в рекомендациях Базельского комитета, будет способствовать укреплению стабильности национальных банковских систем, развитию конкурентных условий на международных финансовых рынках.

Библиография

1. Банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. - М., 2005.

2. Беляков А.В. Банковские риски. Проблемы учета, управления и регулирования. - М.: БДЦ-Пресс, 2003.

3. Букато Н.И. Банки и банковские операции в России. - М., 2006.

4. Дяченко О. Рейтинг банковских рисков: Что пугает банкиров\\ Банковское обозрение, №1, 2005.

5. Иода Е.В., Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н. Классификация банковских рисков и их оптимизация. - Тамбов, 2002.

6. Маренков Н.Л. Антикризисное управление. Контроль и риски коммерческих банков и фирм в России. - М.: Эдиториал УРСС, 2002.

7. Мещеряков Г.Ю. Общебанковская система риск-менеджмента // Вестник АРБ. 2009, №15.

8. Первозванский А.А Финансовый рынок: расчет и риск. - М., 2009.

9. Печалова М.Ю. Организация риск-менеджмента в коммерческом банке // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 1.

10. Рубайлова С. «Нестандартный» подход в системе мер по стабилизации деятельности банков // Управление персоналом. - 2001. - № 1.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.