реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система: виды банков, их роль и функции в экономике. Банковская система Крыма

- ответственное сбережение ценностей;

- организация чекового оборота;

- финансовое обеспечение производства в форме лицензионных соглашений;

- обеспечение платежей с помощью системы кредитных и дебитных карточек и обеспечение круглосуточного доступа к депозитным расчетам с помощью система кассовых и банковских автоматов;

- отслеживание кредитной, инвестиционной и эмиссионной предыстории субъектов рынка, защита рынка от возможных злоупотреблений, снижение риска инвестиций и т.д.

По направлениям банковской деятельности и законодательными ограничениями ее сфер и уровнем основной клиентуры различают несколько видов банков. Поэтому термин «банк» требует уточняющего прилагательного, которое характеризует тип банковских операций, назначение банка и форму собственности.

Представления банка:

1. Банк как предприятие

Как и любое предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия - он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Банк может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности (разумеется, если они не противоречат и законам страны, вытекают из полномочий Устава банка). Как и любое другое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию).

2. Банк как учреждение или организация

Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. "Банковские учреждения и организации"- довольно расхожий термин, сплошь и рядом его можно встретить как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения.

3. Банк как торговое предприятие

Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. Эти отличия состоят в следующем: прежде всего, банки, в отличие от предприятий, занятых в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи действуют в сфере обмена, а не производства.

Ассоциации банковской деятельности с торговлей не случайны. Банки действительно как бы "покупают" ресурсы, "продают" их, функционируют в сфере перераспределения, содействуют обмену товарами. Банки имеют своих "продавцов", хранилища, особый "товарный запас", их деятельность во многом зависит от оборачиваемости. На этом, однако, сходство между банком и сферой торговли в основном заканчивается .

Но, сходство носит внешний характер, ибо банк торгует не товарами, а особым продуктом (например, операции с валютой, когда она покупается или продается по определенному курсу, определенной цене).

При торговле товарами имеет место встречное движение стоимости: от продавца к покупателю идет товар, от покупателя к продавцу деньги - деньги. При кредите в момент его предоставления происходит одностороннее движение стоимости: ссужаемая стоимость перемещается от кредитора к заемщику, уплата ее эквивалента откладывается; она возвращается к своей исходной юридической точке лишь при наступлении определенного срока. Различие в том, что в торговой сделке продавец получает эквивалент своего товара - деньги, при кредите кредитору возвращается не только первоначально ссуженная стоимость, но и надбавка к ней в виде ссудного процента.

4. Банк как кредитное предприятие

Кредит - это отношение между кредитором и заемщиком по поводу возвратного движения ссуженной стоимости. В кредитных отношениях, следовательно, кто-то из сторон кредитор и кто-то заемщик. В каждой данной кредитной сделке, взятой в отдельности, как бы сфотографированной в определенный момент, всегда две стороны, причем кредит выражает особое специфическое отношение между ними. В отличие от кредита банк - это одна из сторон отношений, которая хотя и может одновременно выступать в качестве кредита и в качестве заемщика, однако в каждый данный момент в отдельно взятой, опять же сфотографированной, сделке выступает то ли в качестве кредитора, то ли в качестве заемщика.

Следовательно, банк - это не само отношение, а один из субъектов отношений , принимающий в кредитной сделке одну из противостоящих друг другу сторон. Далее, отличие между банком и кредитом состоит и в том, что кредит - это отношение, как в денежной, так и в товарной форме. В банке сконцентрированы и проходят потоки только в денежной форме. При сопоставлении банка и кредита важно видеть и их исторические корни. Банк возник только тогда, когда возникли деньги, в то время как кредит функционировал и до появления денег во всех их функциях. Банк - следствие развития кредита, являющегося, в свою очередь, по отношению к банку его фундаментом.

5. Банк как агент биржи

Банки являются непременными участниками биржи. Они могут самостоятельно организовывать биржевые операции, выполнять операции по торговле ценными бумагами . Однако это не превращает банк в часть биржевой организации. Частные банки появились задолго до биржи, до возникновения купли-продажи ценных бумаг.

Торговля ценными бумагами является частью банковских операций, но далеко не главной. Именно потому, что торговля ценными бумагами довольно специфична и отлична от собственного банковского дела, она позволила бирже выделиться в качестве самостоятельного элемента рынка со специальным аппаратом и задачами.

6. Банк как посредническое предприятие

Нередко банк характеризуется как посредническая организация. Основанием для этого служит особый перелив ресурсов, временно оседающих у одних и требующих применения у других. Особенность ситуации при этом состоит в том, что кредитор, имеющий определенную часть ресурсов, желает при соответствующих гарантиях, на конкретный срок, под процент отдать ее другому контрагенту-заемщику. Интересы кредитора, однако, должны совпадать с интересами заемщика, который совсем не обязательно может находиться в данном регионе. Разумеется, в современном денежном хозяйстве такое совпадение интересов является случайным.

Консолидирующим звеном здесь выступает банк - посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделки с учетом спроса и предложения. В отличие от индивидуального кредитора ресурсы в кармане банка теряют свое первоначальное лицо. Собрав многочисленные средства, банк может удовлетворить потребности самых разнообразных заемщиков, предоставить выбор кредита на любой вкус - срок, обеспечение, ссудный процент. Банк выступает в данном случае в роли удачливой сводницы, устраивающей знакомство двух субъектов - кредитора и заемщика .

Банк, выступая, как кредитор, как заемщик, как посредник между ними, тем не менее, с позиции своей сущности не является ни тем, ни другим, ни третьим. Банк как кредитор, банк как заемщик, банк как посредник - это лишь фрагмент его деятельности и в этом смысле лишь частица его сущности, которая не исчерпывает специфики его положения и деятельности в обществе. Любое предприятие, любое частное лицо может выступать в качестве заимодавца, ссудополучателя, осуществлять посреднические операции в сфере налично-денежных и безналичных платежей, но от этого они не превращаются в банки.

Банк - это и кредитор, и заемщик, и посредник между ними, и посредник в денежных расчетах; тем не менее, и в этих своих качествах он в полной мере раскрывает свою суть. Банк - это особое явление в хозяйственной жизни.

1.3 Виды банков и их функции

1.3.1 Классификация банков

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. Современные банки не только торгуют деньгами, одновременно они являются аналитиками рынка. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих элементов экономического регулирования. На практике функционирует многообразие банков. Их классификация по различным критериям приведена в Таблице 1.2.

В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. Исходным в деятельности таких банков является ее подчиненность государственным национальным интересам (например, поддержание стабильности денежного обращения через систему эмиссионных банков, финансирование программ развития тех или иных отраслей через госсистему коммерчес-ких банков). Самая распространенная форма собственности в современ-ном банковском деле - акционерная.

Таблица 1.2

Типы банков

Критерий

Тип банка

По форме собственности

Государственные

Акционерные

Кооперативные

Частные

Смешанные

По правовой форме организации

Общество открытого типа

Общество закрытого типа

По функциональному назначению

Эмиссионные

Депозитные

Коммерческие

По характеру выполняемых операций

Универсальные

Специализированные

По сфере обслуживания

Отраслевые

Многоотраслевые

Региональные

Муниципальные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов

Бесфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности

Малые

Средние

Крупные

Банковские консорциумы

Межбанковские объединения.

По хозяйственному признаку

Промышленные

Внешторговые

Сельскохозяйственные

Торговые

Источник: [29, стр. 52]

Акционерами банка могут выступать разнообразные юридические и физические лица. Даже государственный банк, где преобладание гос. формы собственности является естественным, может включать в качест-ве своих учредителей другие юридические лица, например, другие бан-ки. Капитал такого госбанка становится акционерным, однако, это не мешает ему обеспечивать реализацию национальных интересов. Вхождению крупных коммерческих банков в капитал национального банка оказывается для них, не только престижным, но и выгодным делом. Близость к государственной власти дает возможность таким банкам получать опре-деленную информацию о развитии народного хозяйства, рассчитывать на финансовую поддержку в критической ситуации.

Учредителем кооперативного банка является соответствующий союз кооперативов; пайщиком такого банка выступает кооператив. Обычно это более мелкие банки, как по уставному капиталу, так и по масштабам деятельности. Совла-дельцами кооперативного банка могут быть не только кооперативы, но и другие лица, в т.ч. государственные предприятия.

Главной задачей эмиссионных банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Эмиссионный банк осуществляет надзор над всей кредитной системой; осуществляет кредитно-денежную политику государства; концентрирует временно сво-бодные или обязательные резервы других банков; выпускает наличные деньги - банкноты (осуществляет эмиссию); кредитует преимуществен-но государство и коммерческие банки. Обычно эмиссионные банки не занимаются кредитованием народно-го хозяйства и населения; эта операция входит в компетенцию коммер-ческих банков.

Коммерческие банки - наиболее универсальный тип банков - зани-маются широким кругом операций. Но их специфическими функциями явля-ются: предоставление ссуд, проведение расчетов.

По хозяйственному признаку различают промышленные, торговые, сельскохозяйственные, внешнеторговые банки.

В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные банки, в задачи которых входит аккумуляция свободных денежных сред-ств, привлечение депозитов (вкладов) и их использование для кредито-вания других кредитных учреждений. В банковской системе отдельно могут быть представлены кредитные учреждения, выполняющие специальные задачи - различного рода инновационные банки, фонды специального назначения, общества взаимного кредита, ломбарды.

Ломбард - кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого имущества.

По территориальному признаку банки делятся на местные (регио-нальные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные.

На практике в чистом виде тот или иной банк почти не встречаются. В современном денежном хозяйстве чаще встречаются комбинации выпол-няемых банком операций при сохранении главного направления их дея-тельности, что и позволяет выделять отдельные их типы.

Рассмотрим основные виды банков в банковской системе Украины.

1.3.2 Центральный банк: его роль и функции в экономике

Центральный банк (Национальный банк Украины (НБУ)) - организован в 1991 г. на базе бывшей Украинской республиканской конторы Госбанка СССР и ее областных управлений. Он представляет собой систему единого банка и включает в себя центральный аппарат, расположенный в г. Киеве, Крымское республиканское управление и 24 областных управления. Правовой статус, принципы организации и деятельности НБУ определены Конституцией Украины и Законом Украины «Про Национальный банк Украины». Управления Национального Банка действуют от его имени в пределах предоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны правлению банка. Функциональным подразделениям НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-кассовые центры, региональные и Центральная расчетные палаты. Структурным подразделением выступает аппарат инкассации.

Руководящим органом Центрального банка является Правление, состав которого назначается Президиумом Верховной Рады Украины. Председатель Правления избирается ВР Украины по представлению Председателя ВР Украины сроком на 4 года.

Национальный банк является банком первого уровня двухуровневой банковской системы страны. Он выполняет традиционные функции, характерные для центрального банка государства:

1) является эмиссионным и расчетным центром государства, т. е. пользоваться монополь-ным правом на выпуск банкнот;

2) банком банков, т. е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавли-вается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

3) банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государ-ственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золотовалютные резервы;

НБУ определяет организационно-технические принципы осуществления налично-денежного оборота:

· правила хранения, перевозки и инкассации денежной наличности;

· правила выполнения кассовых операций банками и хозяйствующими субъектами;

· создает и управляет резервными фондами банкнот и монеты;

· устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков.

4) как расчетный центр страны - НБУ устанавливает правила проведения безналичных расчетов хозяйствующими субъектами, а также организовывает расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляет интересы государства в отношениях с центральными банками других стран, в международных кредитно-финансовых учреждениях.

НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведение валютных операций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков на территории Украины.

Кроме того, на НБУ возложены операции, связанные с функционированием валютного рынка Украины. Он, по согласованию с Кабинетом Министров Украины, устанавливает официальный валютный курс национальных денег, создает валютные резервы, организовывает операции с монетарными металлами.

5) На НБУ возложено регулирование банковских операций, связанных с обращением приватизационных ценных бумаг: установлением форм безналичных депозитов приватизационных ценных бумаг; эмиссией приватизационных бумаг; установлением условий их хранения, учета и погашения.

Согласно Конституции Украины основной экономической задачей НБУ является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. На ее решение направлена создаваемая им система денежно-кредитного регулирования.

Основные функции НБУ:

1.Эмиссионные операции НБУ - форма реализации его монопольного права на выпуск денег в обращение. Они являются составным элементом системы регулирования налично-денежного оборота, который включает два основных уровня организации: регламентацию кассовых операций банков и регламентацию кассовых операций хозяйствующих субъектов. Для обеспечения оперативного решения вопросов, связанных с осуществлением эмиссии наличных денег во всех управлениях НБУ организованы резервные фонды НБУ - остатки национальных денежных знаков, находящихся вне обращения. Резервные фонды создаются также при некоторых филиалах коммерческих банков - как правило, в прошлом отделений специализированных государственных банков. Средствами, находящимися в резервных фондах, распоряжаются Правление, Крымское республиканское и областные управления НБУ.

2. Организация межбанковских расчетов. Межбанковские расчеты выступают основные элементом платежного механизма государства. Безналичные платежи между субъектами предпринимательской деятельности, как правило, не могут быть завершены в пределах одного банка. В цепочке платежей субъектов, счета которых открыты в разных банках, неминуемо возникают межбанковские расчеты. Они представляют собой систему осуществления и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, которые возникают между банковскими учреждениями.

3. Кредитные операции. Кредитные операции НБУ объективно не ограничиваются суммой аккумулированных кредитных ресурсов. Как банк первого уровня он осуществляет выдачу ссуд на эмиссионной основе независимо от состояния пассивной части баланса на дату выдачи кредита. Пассивы НБУ автоматически увеличиваются по мере предоставления ссуд.

4. Надзор за деятельностью коммерческих банков. Центральный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, их отделений, филиалов, представительств на территории Украины. Он направлен на обеспечение стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков путем уменьшения рисков в деятельности коммерческих банков. Содержание надзора определяется полномочиями, установленными законом.

5. Согласно разработанным Советом Национального Банка Украины Основных положений денежно-кредитной политики определяет и проводит денежно-кредитную политику.

6. Определяет для банков правила проведения банковских операций, бухгалтерской отчетности, защиты информации, денег и имущества.

7. Организует создание и методологические обеспечение системы денежно-кредитной и банковской статистической информации и статистики платежного баланса.

8. Определяет систему, порядок и формы платежей, в том числе между банками.

9. Определяет направления развития современных электронных банковских технологий, создаёт, координирует и контролирует создание электронных платежных средств, платежных систем, автоматизации банковской деятельности и способов защиты банковской информации.

10. Ведет Государственный реестр банков, осуществляет лицензирование банковской деятельности и операций в предусмотренных законом случаях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.