реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система России. Анализ становления и тенденции развития

В связи с ростом нестабильности экономики, рисков, дефицита ресурсов и т.д. наблюдается закономерная тенденция роста процентных ставок коммерческих банков.

В то же время необходимо обратить внимание на процентную политику Банка России. Так, кредиты предоставляются Банком России кредитным организациям на внутреннем рынке по ставкам, превышающим инфляционные ожидания, а на внешнем, напротив, Минфин России выступает источником ресурсов, цена которых ниже инфляционных ожиданий и размера учетной ставки. Подобные действия Банка России, который выступает при совершении этих операций в роли коммерческого кредитора, повышают в цене и без того дорогие кредитные ресурсы для экономики.

Кроме того, завышенные процентные ставки привлечения ресурсов коммерческими банками ухудшают и без того плохое состояние их кредитного портфеля. Продукция, произведенная экономикой на кредитные средства по высоким процентным ставкам, становится менее конкурентоспособной по цене, что отнюдь не способствует улучшению состояния заемщика.

Единственная мера, способная как-то изменить ситуацию, указанная в Антикризисной политике правительства, - субсидирование процентной ставки приоритетных отраслей экономики и малого предпринимательства - до настоящего времени не работает, а в связи с отсутствием свободного доступа к капиталу теряет всякий смысл.

Темпы роста кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций (рис. 5), пока не отражают предположения о том, что основной целью проводимой антикризисной политики является не стабилизация экономической ситуации, а «передел собственности». В то же время если проанализировать динамику и структуру работы по санации коммерческих банков, то можно уже сейчас выявить указанную зависимость.

На фоне сокращения активов банковского сектора наблюдается тенденция стагнации объемов кредитного портфеля при увеличении просроченной задолженности по кредитам, что свидетельствует о значительном росте кредитного риска банковской системы (рис. 6, 7).

Рис. 2.3. Динамика процентных ставок кредитных организаций

Уровень просроченной задолженности, согласно данным официальной статистики, составляет чуть более 3%. В то же время, по единому мнению экспертов, участников рынка и ведущих рейтинговых агентств, в частности Standard & Poor's, Moody's, уровень проблемной задолженности у банков в настоящее время составляет порядка 15-20%, а к концу года может достигнуть 35% и более общего объема предоставленных кредитов.

Рост просроченной задолженности происходит на фоне ухудшения рентабельности активов и капитала кредитных организаций, снижает финансовую устойчивость банков. У многих кредитных организаций наблюдаются отрицательные значения данных показателей (рис. 8).

В результате снижения финансовой устойчивости кредитных организаций многие банки могут подпасть под законодательно установленный запрет со стороны Банка России на привлечение вкладов физических лиц.

Самыми первыми нарушить требования Банка России и подпасть под данный запрет могут средние и мелкие частные банки, тем самым лишаясь одного из немногих доступных инструментов пополнения ресурсной базы. Исходя из общей политики финансового регулятора по отношению к данному сегменту кредитных организаций, вряд ли Банк России пойдет на ослабление надзора. Таким образом, налицо еще один инструмент передела и монополизации банковского рынка.

Исходя из анализа срочной структуры кредитного портфеля банков можно сделать вывод о росте средней срочности кредитов, предоставляемых предприятиям как в рублях, так и в иностранной валюте. В то же время, принимая во внимание показатели просроченной задолженности по кредитам, необходимо учитывать, что рост средней срочности кредитов вызван, в частности, реструктуризацией задолженности по проблемных кредитам.

Рис. 2.4. Темпы роста кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций

Рис. 2.5. Динамика совокупного кредитного портфеля российских банков

Рис. 2.6. Динамика просроченной задолженности по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам, млрд. руб.

Таким образом, проводимая антикризисная политика не в полной мере учитывает интересы реального сектора экономики и способствует концентрации и росту рисков банковской системы. Отсутствие доступа к кредитному рынку для мелкого и среднего бизнеса приводит к монополизации рынка. Доступ на рынки привлеченных заимствований для среднего бизнеса в настоящее время практически закрыт. В связи с этим средний бизнес вынужден осуществлять инвестиционную деятельность только за счет собственных средств, что создает дополнительные предпосылки для ухода среднего бизнеса в «тень».

Налицо тенденция концентрации кредитного рынка в сегменте крупных корпораций, сопровождаемая «уходом» с него среднего бизнеса. Учитывая, что крупнейшие корпорации, на которые приходится большая часть кредитного портфеля банков, специализируются на нефте- и газодобыче, при общемировом сокращении потребления энергоресурсов и высокой волатильности цен на них значительно возрастают кредитные риски банковского сектора и встают новые задачи по эффективному управлению ими.

Рис. 2.7. Динамика показателей финансового результата и рентабельности капитала банков

Антикризисная программа правительства носит несистемный характер и направлена в первую очередь на возрастание доли государства в экономике, в частности в промышленности и в финансовом секторе. Госрасходы неэффективны, а оживить экономику может только возобновление системы кредитования.

Прогнозируя возможные сценарии развития, можно предположить, как минимум, дальнейшее ухудшение ключевых показателей работы у большинства российских банков и стагнацию в реальном секторе из-за острого дефицита ресурсов. Как максимум - развитие новых кризисных явлений на финансовых рынках, сопровождающихся углублением спада в основных отраслях реального сектора.

Таким образом, без изменения подхода к выходу из кризиса, разработки антикризисной политики государства, направленной на поддержку ключевых отраслей экономики, нацеленность банков на развитие основного банковского бизнеса, а не спекулятивных операций, в II квартале 2010 года возможно возникновение еще более глубокого кризиса.

2.3 Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах

Региональное развитие банковской системы происходит довольно неравномерно. Борьба за ресурсы и клиентов идет в небольшом числе узловых городов и областей. Вся остальная страна обходится минимальным набором простейших, в основном расчетных, банковских услуг. Если не учитывать оплату услуг ЖКХ, то окажется, что большинство россиян вообще не пользуются банковскими услугами. Банковские вклады имеет только 25% россиян, кредитами пользовались немногим более трети населения. Отчасти это следствие физической недоступности банковских услуг, отчасти - недостатка информации об услугах или общего недоверия к финансовой системе.

По состоянию на 1 февраля 2010 года действовало 3 475 филиалов кредитных организаций, из них 808 филиалов Сбербанка. Если в экономически развитых регионах и крупнейших городах банковские услуги доступны, то во многих менее успешных регионах количество филиалов и головных офисов банков очень мало. В России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. человек в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС. В России на 100 тыс. жителей приходится 2 банковских филиала, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46 .

Банковская система всех регионов страны представлена тремя составляющими: самостоятельные банки региона, филиалы иногородних банков, преимущественно московских, и Сбербанк. Несмотря на проводившуюся в последние годы реструктуризацию филиальной сети, Сбербанк по-прежнему сохраняет отделения в отдаленных регионах, в том числе и там, где по тем или иным причинам нет других банков. Другие государственные банки также можно рассматривать как важных провайдеров банковских услуг. Россельхозбанк и ВТБ24 также вносят свой вклад в повышение доступности банковских услуг, реализуя программы кредитования сельхозпредприятий и малого бизнеса. В целом на банки с государственным участием приходится около половины рынка розничных банковских услуг.

Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами выравнивается, но разрыв между Москвой и остальными регионами остается очень большим. Даже без учета активов региональных филиалов московских банков, почти две трети банковских активов России приходится на Москву. На региональные филиалы столичных банков приходится еще 8% общероссийских банковских активов. 17% активов сконцентрировано в территориальных подразделениях Сбербанка. И лишь 13% совокупных активов приходится на местные банки в регионах, при этом доля малых и средних региональных банков в активах - лишь 4%.

Концентрация финансовых потоков в столичном регионе существенно превышает общеэкономическую и демографическую: Москва и область располагают 12% населения страны и производят 27% ее ВВП. Отчасти столь высокая доля обусловлена спецификой обслуживания расчетных и кредитных операций юридических лиц: для обслуживания юридических лиц, тем более крупных, наличие обширной региональной сети необязательно. Многие крупные региональные компании обслуживаются в московских банках, в т. ч. с использованием технологий удаленного доступа. Это связано с тем, что, начиная с определенного масштаба спрос на банковские услуги со стороны крупных региональных компаний и региональных подразделений компаний федерального уровня предъявляется уже не местным, а федеральным и / или зарубежным финансовым институтам. В розничном секторе позиции московского региона существенно слабее: на рынке вкладов физических лиц доля столицы - 40%, а на рынке потребительских кредитов - 21%.

Таблица 2.3.1. Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами

Сводный индекс обеспеченности банковскими услугами

ВРП в 2009 г., млрд. руб.

2009-01-01

2010-01-01

Центральный ФО без г. Москвы

0.81

0.79

3318

г. Москва

2.11

1.92

6315

Северо-Западный ФО

0.99

1.02

2661

Южный ФО

0.73

0.74

1997

Приволжский ФО

0.75

0.77

4319

Уральский ФО

0.59

0.6

4630

Сибирский ФО

0.69

0.73

2394

Дальневосточный ФО

0.71

0.71

1204

Десятки российских областей практически лишены полноценной региональной банковской системы с несколькими конкурирующими между собой самостоятельными местными банками, с растущим числом филиалов банков федерального либо межрегионального уровня, с заметным вкладом банковской системы в местную экономику и кругооборот доходов предприятий и граждан.

Исследование аналитического центра «Эксперт-Урал» позволило выделить 11 регионов с полнокровной, динамичной, конкурентной банковской средой, характеризующейся наличием большого числа независимых местных банковских брендов и сильного местного лидера либо группы лидеров: три на Урале, четыре в Поволжье, два на Юге и по одной в Сибири и на Дальнем Востоке. Это регионы, где активы региональной банковской системы превышают 100 млрд. рублей, активы крупнейшего самостоятельного регионального банка более 10 млрд. рублей, количество местных банков - свыше 10, а их доля в региональных активах - свыше 30%. Девять из этих регионов - из верхушки списка крупнейших региональных банковских систем по размеру совокупных активов, еще два - в конце второй и начале третьей десяток.

Таблица 2.3.2. Региональные банковские системы с суммарными активами свыше 100 млрд. рублей

п/п

Субъект федерации

Активы банков и филиалов на 01.01.2010, млн. руб.

Банковские активы на душу населения, тыс. руб.

Общее количество банков и филиалов*

Количество банков и филиалов на 100 тыс. жителей

1

Свердловская область

507540

115

68

1.5

2

Тюменская область

411897

122

67

2

3

Республика Татарстан

397695

106

42

1.1

4

Самарская область

375543

118

79

2.5

5

Новосибирская область

312857

119

60

2.3

6

Краснодарский край

278437

54

68

1.3

7

Нижегородская область

261512

78

76

2.3

8

Ростовская область

239052

56

86

2

9

Челябинская область

222915

63

61

1.7

10

Пермский край

202797

75

55

2

11

Красноярский край

177192

61

37

1.3

12

Республика Башкортостан

175516

43

41

1

13

Кемеровская область

164496

58

39

1.4

14

Иркутская область

134930

54

45

1.8

15

Воронежская область

131900

58

47

2.1

16

Омская область

125031

62

43

2.1

17

Алтайский край

118107

47

35

1.4

18

Хабаровский край

112809

80

29

2.1

19

Саратовская область

111491

43

49

1.9

20

Белгородская область

110751

73

26

1.7

21

Приморский край

102840

52

37

1.9

22

Ставропольский край

100641

37

39

1.4

Совокупный размер банковских активов этих регионов составлял на начало 2010 года 3,2 трлн. рублей - это 15% общероссийских активов и 47% активов региональных банков. Общий объем вкладов населения в этих регионах насчитывает 1,5 трлн. рублей - 21% всех вкладов и 42% вкладов региональных банковских систем.

Таблица 2.3.3. Регионы с наибольшими активами местных банков

п/п

Субъект федерации

Количество местных банков

Активы местных банков** на 1.01.2010, млн. руб.

Доля местных банков в региональных активах***, %

Доля крупнейшего банка в активах местных банков***, %

1

Республика Татарстан

26

308749

72

51

2

Тюменская область

22

244037

56

35

3

Новосибирская область

14

231047

54

76

4

Свердловская область

25

215078

40

18

5

Самарская область

22

197963

51

26

6

Челябинская область

11

83252

36

25

7

Ростовская область

22

68693

27

56

8

Краснодарский край

18

66737

24

40

9

Нижегородская область

18

56387

21

24

10

Приморский край

9

42876

40

44

11

Республика Башкортостан

11

33349

19

29

12

Саратовская область

13

32914

29

35

13

Хабаровский край

5

31526

26

54

14

Пермский край

8

31220

15

39

15

Воронежская область

4

28487

20

81

16

Красноярский край

5

27336

14

66

17

Кемеровская область

8

16386

10

53

18

Омская область

7

15671

12

42

19

Алтайский край

8

14547

12

32

20

Иркутская область

9

13804

10

26

21

Ставропольский край

9

8938

9

74

22

Белгородская область

6

8885

8

39

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.