реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции

В настоящее время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческих банков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорцию банковских резервов двух видов - обязательные и добровольные (избыточные). Если объемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммы привлекаемых финансовых; средств банков и параметров минимальных резервов, устанавливаемых ЦБ РФ, то добровольные резервы определяются самими банками в зависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований во многом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для ЦБ РФ существует только один вариант влияния на объемы банковских резервов -- с помощью процентной ставки.

Дифференцированный подход к формированию резервных требований позволит наращивать банковскую инвестиционную активность. Для банков, у которых значительна доля инвестиционных кредитов реальному сектору экономики (сроком более года), нормы обязательных резервов существенно снижаются. Установление низких норм обязательных резервов для мелких банков повысит их устойчивость и конкурентоспособность банковской системы в целом [8].

Операции на открытом рынке осуществлялись Центральным банком РФ в основном для финансирования дефицита государственного бюджета, поэтому государственные ценные бумаги имели высокую доходность. Они носили краткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынках спекулятивного капитала не могли быть размещены на длительный период. Следовательно, реальный сектор экономики игнорировался.

В послекризисный период (с 1999 г.) Банк России получил право выпуска облигаций от собственного имени (до этого законодательство допускало выпуск облигаций только корпорациями и государством). В результате Банк России выступает и как эмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми же облигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницы между максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормами обязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России по изменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоров по своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в свою очередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок -- отвлечь часть кредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать росту процентов по ссудам.

Что касается обеспечения и источников погашения облигаций ЦБ РФ, то в законодательных актах данные положения не регламентируются. Если обеспечением облигаций будет служить исключительное право эмиссии Банка России, его денежная политика замкнется на его внутренних интересах и ситуация с ГКО повторится, только уже с облигациями самого Банка России. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что операции на открытом рынке не осуществимы при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг, а отсутствие в портфеле ликвидных ценных бумаг делает недоступным для Банка России использование этого инструмента, так как рынок ГКО на сегодняшний день развит слабо и характеризуется невысокой доходностью и низким объемом сделок [8].

1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки

В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Если целью развития национальной экономики является обеспечение достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитного регулирования. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики.

Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитного регулирования. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитного регулирования может быть антиинфляционная политика и стабилизация валютного курса. Но стратегической целью денежно-кредитного регулирования является регулирование денежного обращения.

Объектами денежно-кредитного регулирования является спрос и предложение на денежном рынке, а его субъектами выступают центральный банк (в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) и коммерческие банки.

Денежный оборот регулируется центральными банками в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или в кредитной рестрикции (ограничения денежного предложения по каналу кредитования).

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым - по насыщению экономики денежными средствами.

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитного регулирования имеет и стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

Методы денежно-кредитного регулирования - это совокупность способов, инструментов воздействия субъектов денежно-кредитного регулирования на объекты для достижения поставленной цели. Можно выделить прямые и косвенные методы. Прямые методы носят характер административных мер в форме различных директив центрального банка, касающихся объёма денежного предложения и цены на финансовом рынке. Напротив, косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов.

Главная цель кредитно-денежной политики состоит в обеспечении необходимыми денежными средствами экономики страны для стабилизации производства, занятости и уровня цен. Эта цель достигается в результате изменения объёма денежного предложения с учётом циклического развития экономики. При этом в период спада, когда в экономике имеет место денежный голод, кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, а во время подъёма, когда существует избыток денег, наоборот, на его ограничение. С этой целью применяются следующие инструменты кредитно-денежной политики:

1) операции на открытом рынке или рынке государственных облигаций;

2) регулирование резервной нормы;

3) регулирование размера учётной ставки.

Акт покупки представляет собой покупку Центральным банком государственных облигаций у коммерческих банков и населения. В результате резервы коммерческих банков увеличиваются, потому что все операции осуществляются через коммерческие банки независимо от того, покупаются облигации у коммерческого банка или просто у населения. Наоборот, акт продажи вызывает сокращение резервов коммерческих банков.

Изменение резервной нормы двояко влияет на способность банковской системы к созданию денег: изменяет размер избыточных резервов и размер денежного мультипликатора. Так, например, в случае увеличения резервной нормы 1) избыточные резервы и 2) мультипликатор уменьшаются, а понижение резервной нормы увеличивает избыточные резервы и мультипликатор, увеличивая тем самым возможность банков создавать новые деньги путём кредитования.

Следовательно, здесь речь идёт об увеличении избыточных резервов банков размеров кредита и прибыли. Учётная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. При этом снижение учётной ставки ведёт к росту заимствования коммерческими банками дополнительных резервов у Центрального банка, что ведёт к увеличению денежного предложения. И наоборот, рост учётной ставки снижает интерес коммерческих банков к новым кредитам, что способствует ограничению денежного предложения.

Отсюда политика «дешёвых» денег - это набор мер, который делает кредит дешёвым и увеличивает денежное предложение с тем, чтобы увеличить совокупные расходы и занятость. Набор этих мер следующий:

1) покупка Центральным банком ценных бумаг на открытом рынке;

2) снижение резервной нормы;

3) снижение учётной ставки.

Политика «дорогих» денег - это набор мер, который ограничивает предложение денег с тем, чтобы понизить совокупные расходы и сдерживать инфляционное давление. К таким мерам можно отнести следующие:

1) продажа ценных бумаг на открытом рынке;

2) увеличение резервной нормы;

3) повышение учётной ставки.

Проблема денежно-кредитной политики тесно переплетается с проблемами инфляции. Борьба с инфляцией иногда становится основной целью денежно-кредитной политики.

Как показывает зарубежный опыт, успешные варианты борьбы с высокой инфляцией присущи той государственной политике, которая использует в сочетании меры двух программ финансовой стабилизации.

Первая программа - ортодоксальная - опирается на рекомендации монетарной теории. Она исходит из того, что решающей, и даже единственной, причиной высокой инфляции служат денежные факторы. Поэтому рекомендуемые ею меры направлены на всемерное ограничение платёжеспособного спроса и денежной массы на базе всемерного развёртывания рыночных регуляторов и максимального сокращения хозяйственной деятельности государства.

Вторая программа - гетеродоксная - опирается на рекомендации немонетарных теорий (кейнсианских, «экономики предложения», «структурной инфляции» и др.). Она исходит из того, что инфляция порождается не только денежными факторами, но и мощными факторами со стороны предложения товаров и рыночных условий их реализации. Поэтому рекомендуемые ею меры связаны с серьёзным вмешательством государства в экономическую деятельность с целью минимизации инфляционного воздействия указанных факторов.

Антиинфляционная политика в России проводилась и проводится преимущественно ортодоксально-монетарными методами в рамках общего процесса перехода к рыночной экономике. В результате постепенное снижение инфляции в течение ряда лет (вплоть до дефолта 1998 г.) достигалось в основном за счёт огромного сокращения производства; умеренный экономический рост, возникший с 1999 по 2008 гг., опирался преимущественно на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и сохранял поэтому крайнюю непрочность [17].

Таким образом в распоряжении Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) есть ряд инструментов, влияющих на макроэкономические показатели. Прежде всего официальная учётная ставка - это проценты по ссудам, используемым ЦБ при кредитовании коммерческих банков. Когда ЦБ РФ намерен смягчить кредитно-денежную политику или её ужесточить, он снижает или повышает учётную (процентную) ставку.

Операции на открытом рынке - имеется в виду купля-продажа Центральным банком государственных ценных бумаг, прежде всего облигаций и других обязательств. Эмитентом ценных бумаг является Правительство в лице Министерства финансов. ЦБ РФ выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

Рефинансирование банков - предоставление ЦБ РФ кредита коммерческим банкам. Рефинансирование осуществляется путём кредитных аукционов, предоставления ломбардного и переучётного кредита.

Кредитные аукционы - ЦБ представляет коммерческим банкам кредиты в порядке централизованного распределения. Ломбардные кредиты - это ссуда под залог движимого имущества (в отличие от ипотеки).

Надежные ценные бумаги, котируемые на бирже, как предмет залога - ссуды выдаются в пределах определённой части их курсовой стоимости, ибо возможно падение курса. Наряду с государственными обязательствами в залог могут приниматься векселя.

Переучётный кредит - это способ рефинансирования, базирующийся на использовании векселей. Вексель применяется в финансовых системах разных стран как инструмент оформления кредита, предоставляемого поставщиком покупателю в товарной форме.

Наличное денежное обращение (агрегат ) - представляет собой регулирование обращения наличных денег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения, осуществляемые ЦБ РФ. Вместе с тем надо иметь ввиду, что в развитых капиталистических странах доля наличных денег в общей денежной массе находится на уровне 5-10%. В России удельный вес наличных денег в их общей сумме очень высок.

Анализ основных направлений кредитно-денежной политики ЦБ РФ показывает, что целевые установки, которые должны быть направлены на экономический подъём реального сектора экономики, по сути, были заменены задачей ускоренного перевода на рыночные рельсы, при этом на первое место вышли инструменты монетарной денежной политики. Денежная политика оказалась подчинена единой цели - ограничению денежной эмиссии, а на этой основе и совокупного платёжеспособного спроса. В результате темпы инфляции снижаются, не столько под воздействием ограниченной эмиссии, сколько в силу снижения платёжеспособного спроса и ёмкости внутреннего рынка.

2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции

2.1 Банковская система России и ее особенности

Исторически предшественники современных банков появились в то время, когда основной формой денег были золотые и серебряные монеты, что делало «бизнес» небезопасным.

Для безопасности и удобства деловых операций средневековые «бизнесмены» стали приносить свои монеты местным ювелирам, получая взамен расписки. Расписки ювелиров охотно принимались в уплату за товары и стали самой ранней формой бумажных денег, а сами ювелиры постепенно становились средневековыми банкирами. Первоначально их расписки полностью обменивались на золото, то есть представляли определённое количество золото в резервах (обладали 100%-ной ликвидностью). Со временем, однако, ювелиры стали замечать, что количество денег, которые люди вкладывали в их лавку (банк), превышало суммы, которые они изымали. Это навело на мысль о предоставлении части золота своих вкладчиков другим лицам за определённую плату (под определённые проценты). Во многих случаях заёмщики наряду с реальным металлом также соглашались принимать бумажные расписки.

Это послужило началом создания так называемой банковской системы с частичными денежными резервами. В банковской системе частичных денежных резервов банки удерживают процент, или часть денег, которые депонируют их вкладчики, а остальные отдают в кредит. Так как расписки ювелиров были формой бумажных денег, производимые займы влияли на рост денег в обращении. Аналогичная ситуация складывается и сегодня.

Банковская системам России состоит из двух уровней. Первый уровень - Центральный банк РФ и его филиалы. Второй уровень - коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды и другие финансовые организации.

Центральный банк РФ осуществляет следующие операции:

1) эмиссию денег;

2) хранение золотовалютных резервов страны (на 1.05.2006 г. они составляли 225 млрд. долларов);

3) выпуск и погашение ценных бумаг;

4) хранение резервов других банков и кредитных учреждений (примерно 5-7% от размера вкладов);

5) кредитование коммерческих банков;

6) проведение расчётных и переводных операций;

7) контроль за деятельностью других банков и за денежным обращением;

8) изменение учётной ставки

В то же время коммерческие банки осуществляют:

1) кредитно-расчётное обслуживание;

2) приём вкладов;

3) посредничество в платежах;

4) куплю и продажу ценных бумаг;

5) размещение государственных займов;

6) управление по доверенности имуществом клиента;

7) консультации по финансово-кредитным вопросам.

Банки - это учреждения, организующие кредитные операции. Они осуществляют пассивные и активные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует денежные ресурсы, а с помощью активных осуществляет их размещение.

У банков есть собственный капитал (капитал акционеров, резервный капитал, а также нераспределенная прибыль). Но основная часть ресурсов банка накапливается в результате приёма вкладов (депозитов).

Проводя свои операции, банки получают операционные доходы, образующие их валовую прибыль. Она включает:

1) доходы от учётно-ссудных операций;

2) проценты и дивиденды от вложения в ценные бумаги;

3) комиссионные доходы по расчётным, переводным и другим операциям;

4) доходы от внешних операций (валютных сделок, зарубежных кредитов).

После вычета из валовой прибыли расходов по осуществлению операций, выплаты зарплаты сотрудникам банка, процента вкладчикам образуется чистая прибыль банка. Из этой прибыли выплачиваются налоги, дивиденды, отчисляются средства в резервный капитал. Отношение чистой прибыли к собственному капиталу банка представляет норму банковской прибыли.

Банковская система России весьма специфична. Её специфика в целом обуславливается переходным характером самой российской экономики. Кроме того, Россия наследовала чрезвычайно отсталую банковскую систему, главной чертой которой была высочайшая степень её монополизации. По существу действовал только один банк - государственный. Он имел специализированные ответвления - отраслевые банки: Сбербанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Агропромбанк, Внешторгбанк. Все они имели на местах свои филиалы. Ни одного негосударственного банка в СССР, а затем в России, не было. Другая специфическая особенность наследованной банковской системы заключается в том, что Госбанк всегда кому-нибудь да подчинялся, или Минфину, или Верховному Совету, или премьер-министру.

Иначе говоря, российская банковская система никогда не была независимой, а именно эта черта - независимость - и есть главное условие выполнения банком своих функций, из которых стратегическими являются сохранение и защита устойчивости денежного обращения и крепости национальной валюты.

В настоящее время в России формируется и развивается типичная для рыночной экономики двухуровневая банковская система: Центробанк - коммерческие банки. Однако, Центробанк всё ещё подотчётен премьер-министру, хотя и считается независимым. В то же время в стране насчитывается 1296 кредитных организаций, из которых 1136 имеют право на осуществление банковских операций (Приложение А)

Как показывают данные таблицы, за анализируемый период число кредитных организаций в России сократилось на 38,9%, в том числе имеющих право на осуществление банковских операций - на 13,3% (за счет объединения, а также за счет банкротства банков).

В то же время число кредитных организаций с иностранным участием, наоборот, возросло в 1,5 раза.

Кроме того функционирует филиальная сеть российских кредитных организаций, которая ныне характеризуется следующими данными:

- всего филиалов - 3243;

- из них филиалов Сбербанка - 923;

- филиалов банков со 100% участием иностранного капитала - 79.

Важной особенностью современной банковской системы является рост концентрации капитала в этой сфере (Приложение Б).

За анализируемый период, число мелких кредитных организаций сократилось, а крупных, наоборот, резко возросло. Если в 2001 г. удельный вес кредитных организаций с величиной уставного капитала до 60 млн. руб. составило 78%, то в 2008 г. их удельный вес упал до 33,4%. В то же время удельный вес наиболее крупных кредитных организаций (с величиной уставного капитала свыше 60 млн. руб. ), наоборот, возрос с 22 до 66,6%.

С ростом концентрации капитала увеличиваются объемы кредитования, в том числе и юридическим лицам (Приложение В)

За анализируемый период объемы кредитных средств, выданных банками России выросли в 14,6 раза, в том числе предприятиям и организациям - в 12,5 раза. При этом резко возросла задолженность по кредитам физических и юридических лиц. Если в 2001 г. удельный вес объема задолженности к общей сумме выданных кредитов составил 3,6%, то в 2008 г. этот показатель увеличился до 18,4%. В 2008 г. общая задолженность по кредитам составила 2,5 трлн. руб. и по сравнению с 2001 г. она возросла в 75 раз.

Следующей особенностью российских банков является их универсальность. Это объясняется их неразвитостью и несовершенством, самой банковской системы. Банки практически занимаются только кредитными операциями, наиболее общим и архаичным для всех банков во всех странах делом. Чтобы стать специализированным банком, необходимо подняться на новый качественный уровень работы: знание отрасли, ее место в системе народного хозяйства, технологического и организационного уровня производства в ней. Безусловно, за специализированными банками - будущее.

Процентные ставки - наиболее высокие среди стран с рыночной экономикой. Учетная ставка сегодня равна 10,5%.

Коммерческие банки, кредитуя предприятия, практически удваивают эти ставки. Для этого были и остаются причины: налогообложение коммерческих банков, неотработанность банковского законодательства, масса ошибок в кредитовании, невозвраты, бремя которых перекладывается на клиентов. Это, по существу, запретительный уровень ставок. Сегодня кредит остается еще малодоступным, а следовательно, такие ставки тормозят развитие инвестиционной и инновационной деятельности. Кроме того, в нашей стране слишком высока доля краткосрочных кредитов - до 95%. Однако эти особенности вытекают из инфляционных процессов в России и носят временный характер.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.