реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система РФ

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулиро-вания со стороны Министерства РФ по антимонопольной полити-ке и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной ко-миссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогопла-тельщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как аген-ты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономи-ческих связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве сво-ем не устанавливают для банков особых норм и требований, а ре-гулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц.

Принцип универсальности российских банков означает, что все действующие на территории РФ банки обладают универсальными функциональными возможностями, иными словами, имеют право осуществлять все предусмотренные законодательством и банков-скими лицензиями операции -- краткосрочные коммерческие и дол-госрочные инвестиционные. В законодательстве не отражена специ-ализация банков по видам их операций.

Принцип коммерческой направленности банков второго уровня выражается в том, что согласно законодательству основной целью деятельности банков и кредитных организаций в РФ является по-лучение прибыли. Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Следует еще раз обратить внимание на то, что законодательство узко трактует понятие кредитной организации, понимая под ней юридическое лицо, которое для извлечения при-были как основной цели своей деятельности на основании специ-ального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные зако-нодательством. Все кредитные организации, имеющие лицензию Банка России, включаются в состав банковской системы РФ. При этом по Закону «О банках и банковской деятельности» в РФ возможно создание кредитных организаций двух видов: банки и небанковские кредитные организации. В свою очередь последние могут быть трех типов: расчетные, депозитно-кредитные и небанковские кредитные организации инкассации.[2] Таким образом, в настоящее время в РФ существуют практически две группы кредитных организаций: входящие в банковскую систе-му, которые, исходя из содержания их деятельности, можно назвать банками с ограниченным кругом операций, и не включенные в со-став банковской системы (кредитные кооперативы, кредитные со-юзы, ломбарды, факторинговые, лизинговые фирмы и т.п.). Вторую группу кредитных организаций иногда называют парабанковскими (похожими на банковские).

Банк согласно российскому законодательству -- это кредитная организация, которая имеет исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

* привлекать во вклады денежные средства физических и юри-дических лиц;

* размещать эти средства от своего имени и за свои счет на ус-ловиях возвратности, платности и срочности;

* открывать и вести банковские счета физических и юридиче-ских лиц.

Банковские группы. Особенность современной банковской си-стемы России заключается в преобладании в ней мелких и средних банков, в то время как в основных отраслях национальной экономи-ки по-прежнему господствуют крупные предприятия, требующие больших объемов внешнего финансирования. Одним из возможных путей преодоления противоречия между структурами банковской системы и реального сектора экономики является создание банков-ских групп и банковских холдингов, что предусмотрено действую-щим законодательством.

Банковская группа -- это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) из них оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существен-ное влияние на решения, принимаемые органами управления дру-гих кредитных организаций.

Банковский холдинг -- это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитных организаций, в котором юридическое лицо (головная организация банковского холдинга), не представляющее кредитную организацию, имеет воз-можность оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) суще-ственное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитных организаций.

О создании банковских групп и банковских холдингов их голов-ные организации обязаны уведомить Банк России. Поскольку со-гласно действующему законодательству1 кредитным организациям запрещено заключать соглашения и совершать согласованные дей-ствия, направленные на монополизацию рынка банковских услуг и ограничение конкуренции в банковском деле, то приобретение ак-ций (долей) кредитных организаций, а также заключение соглаше-ний, предусматривающих осуществление контроля за их деятельно-стью, не должно противоречить антимонопольным правилам. Банк России следит за соблюдением последних совместно с Министер-ством РФ по антимонопольной политике и предпринимательству.

Ассоциации банков. Кредитные организации, входящие в банков-скую систему, могут создавать союзы и ассоциации, не предусматри-вающие цели извлечения прибыли. Их деятельность направлена на защиту интересов организаций -- членов и координацию их усилий по различным направлениям. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещено осуществлять банковские операции. В РФ крупнейшей ассоциацией является Ассоциация российских банков (АРБ). По состоянию на 1 января 2000 г. она насчитывала 683 чле-на, в том числе 567 кредитных организаций, что составляло 42% об-щего количества кредитных организаций РФ. Банки -- члены АРБ функционируют во всех экономических регионах России. Ассоциа-ция объединяет 75% банков и их филиалов в нашей стране, которым принадлежит около 70% зарегистрированного уставного капитала действующих кредитных организаций и свыше 80% всех активов бан-ковской системы России.

Наряду с АРБ в РФ функционируют 16 территориальных бан-ковских союзов (ассоциаций), которые представляют интересы кре-дитных организаций на уровне регионов и в своей деятельности сотрудничают с АРБ.

Агентство по реструктуризации кредитных организации (АРКО). Характеристика современной структуры банковской си-стемы РФ будет не полной, если не назвать АРКО, место которо-го в банковской системе не имеет четкого законодательного опре-деления. Оно было создано в январе 1999 г. для реализации разра-ботанной программы реструктуризации банковской системы. Первоначально АРКО было учреждено как небанковская кредит-ная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (НКО «АРКО»), цель деятельности которой состо-яла прежде всего в преодолении кризиса банковской системы, вос-становлении ее способности в полной мере обеспечивать вы-полнение своих базовых функций. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 июля 1999 г. № 144-ФЗ «О реструкту-ризации кредитных организаций» (в ред. от 21.03.02) в июле 1999 г. НКО «АРКО» была преобразована в Государственную кор-порацию «Агентство по реструктуризации кредитных организа-ций», правовой статус, функции и полномочия которой определя-ются также и Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 28.12.02). Этот За-кон четко определил полномочия по реструктуризации банков-ской системы Банка России и Государственной корпорации «Агент-ство по реструктуризации кредитных организаций», а также ус-ловия и процедуры взаимодействия Банка России и АРКО, Последнее имеет право осуществлять следующие операции и сдел-ки в отношении кредитных организаций при проведении меропри-ятий по их реструктуризации.

Уровень обеспеченности населения коммерческими банками и филиалами в России в настоящее время составляет в среднем око-ло 3,4 банковского учреждения на 100 тыс. жителей. По этому по-казателю Россия значительно отстает от большинства развитых стран Запада.

2.Виды банков в РФ и организационно-экономические

основы их функционирования

Согласно действующему в РФ законодательству банки могут создаваться на основе любой формы собственности в форме хозяй-ственного общества.

По принадлежности капитала все действующие в РФ банки можно классифицировать следующим образом: банки, основанные на частной собственности, т.е. их собственниками являются негосу-дарственные предприятия, организации и частные лица; банки с го-сударственным участием; банки с участием иностранного капитала.

Банки с государственным участием -- это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. По некоторым оценкам, в настоящее время насчитываются 23 кредит-ные организации, в уставных капиталах которых доля государствен-ного участия превышает 50%. В настоящее время в России не су-ществует специального законодательства, регулирующего создание и деятельность кредитных организаций с государственным участи-ем. Формы и порядок участия федерального имущества в уставных капиталах кредитных организаций определяются отдельными для каждого банка федеральными законами.

Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акций Сбербанка и росзагранбанков. В 19 кредитных организациях контрольные паке-ты акций принадлежат органам исполнительной власти и государ-ственным унитарным предприятиям. К числу этих кредитных орга-низаций относятся Внешторгбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др. Крупнейшими банками с государ-ственным участием являются Сбербанк и Внешторгбанк. Сберегательный банк РФ занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности -- капиталу, банковским активам, вложениям в государственные ценные бумаги и др. К началу 2002 г. собственный капитал Сбербанка достиг 95,7 млрд руб. На его долю приходится свыше 15% совокупного капитала российских банков, 26% всех банковских активов, почти 35% расчетов с использованием пластиковых карт. По количеству филиалов он сравним с крупнейшими банками Евро-пы (на 1 декабря 2003 г. их было 1163'). Сбербанк является фактически мо-нополистом на рынке банковских вкладов населения. Крупнейшим банком, контрольный пакет акций которого при-надлежит непосредственно. Правительству РФ, является Внеш-торгбанк. Банк внешней торговли РФ (Внешторгбанк) был создан в 1990 г. и в настоящее время входит в число ведущих банков страны. Его уставный капитал составляет 42,1 млрд руб. В настоящее время крупнейшим акци-онером Внешторгбанка с долей в 99,9% является Правительство РФ.

В странах, находящихся на этапе перехода к рыночной экономи-ке, в том числе и в России, банки с государственным участием вы-полняют стабилизирующую роль, обеспечивая поддержание дове-рия к банковской системе и кредитование реального сектора в ус-ловиях неопределенности и высоких финансовых рисков. Но для эффективного выполнения банками с государственным участием своей стабилизирующей роли государство должно четко обозначить цели и приоритеты своего участия в банковской системе. Отсутствие определенных задач, которые должны решать эти банки в рамках проводимой государственной экономической политики в настоящее время, является основной проблемой российских банков с государственным участием.

Банки с иностранным участием -- это банки, в уставном капи-тале которых определенная доля принадлежит нерезидентам -юридическим и физическим лицам. В этой группе особо выделяют банки, контролируемые иностранным капиталом, т.е. те, контроль-ный пакет акций которых принадлежит нерезидентам. На 1 января 2003 г. в России действовали 129 кредитных организаций с иност-ранным участием в уставном капитале, из них только 38 находились под контролем иностранного капитала. При этом в 28-ми кредитных организациях 100% уставного капитала принадлежало нерезиден-там и в 10-ти -- доля иностранного капитала превышала 50%. Ос-новными направлениями деятельности кредитных организаций, контролируемых иностранным капиталом, являются:

* кредитование внешней торговли и обслуживание внешнетор-гового оборота между страной, в которой находится иностранный банк, и РФ;

* банковское обслуживание фирм страны, в которой расположен банк, и транснациональных корпораций, работающих на россий-ском рынке;

*предоставление комплекса современных банковских услуг национальным предприятиям и организациям;

* финансовое посредничество между иностранными и россий-скими финансовыми рынками.

Присутствие на российском банковском рынке банков, контроли-руемых иностранным капиталом, способствует привлечению прямых иностранных инвестиций в экономику страны, расширение их дея-тельности служит косвенным подтверждением улучшения инвести-ционного климата. Иностранные банки применяют новые финансо-вые технологии, современные банковские продукты, новейшие ин-формационные системы, что крайне важно для совершенствования банковской системы России. Их отличают высокие стандарты веде-ния бизнеса, квалифицированный менеджмент. Забота о собственной репутации удерживает эти банки от сотрудничества с теневым сек-тором. В связи с этим приток иностранного капитала с солидной ре-путацией рассматривается Банком России и Правительством РФ в качестве потенциально важного фактора развития банковского сек-тора страны, способствующего формированию конкурентного рын-ка банковских услуг.

По организационным формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью, и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) -- это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен согласно учредительным документам на доли определенных размеров. Участники такого бан-ка не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связан-ных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Члены, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создава-емый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не имеет право быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более 50. Если оно превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в су-дебном порядке.

В настоя-щее время среди действующих банков примерно 40% составляют банки в форме ООО и 60% в форме акционерного общества.

Акционерный банк -- это банк, уставный капитал которого раз-делен на определенное число акций, удостоверяющих обязатель-ственные права его участников (акционеров) по отношению к это-му банку.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акци-онерным обществом, что отражается в его уставе и фирменном на-именовании.

Акционеры банка открытого акционерного общества (ОАО) мо-гут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акци-онеров. Такой банк вправе проводить открытую подписку на вы-пускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запреще-но его уставом или требованием правовых актов РФ. Число акцио-неров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учреди-телей или иного ранее определенного круга лиц, признается закры-тым акционерным обществом (ЗАО). Такой банк не вправе прово-дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным об-разом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка закрытого общества не должно превышать 50. Если же оно превысит этот предел, то банк в течение одного года должен преоб-разоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.

Новые возможности для диверсификации структуры банков-ской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью (ОДО).

Филиалы и представительства банков. В РФ все банки и другие кредитные организации имеют право открывать обособленные под-разделения -- филиалы и представительства, сведения о которых должны содержаться в их уставе. Филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами. Они осуществляют свою деятельность на основании положений, утвер-жденных создавшей их кредитной организацией, и считаются от-крытыми с момента уведомления Банка России.

Филиалом кредитной организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации и осуществляющее от ее имени все или часть банков-ских операций, предусмотренных лицензией Банка России, выдан-ной кредитной организации.

Представительством кредитной орга-низации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство не име-ет права осуществлять банковские операции. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Оно не занимается расчетно-кассовым и кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондент-ского субсчета.

Лицензирование банковских операций. Все создаваемые в РФ кредитные организации как юридические лица подлежат обязатель-ной государственной регистрации. На основании решения Банка России такую регистрацию кредитных организаций производит Министерство РФ по налогам и сборам, которое является уполно-моченным федеральным органом исполнительной власти, осуще-ствляющим регистрацию всех юридических лиц. Для того чтобы получить право заниматься банковской деятельностью, банки дол-жны получить лицензии на осуществление банковских операций. Цель лицензирования заключается в том, чтобы не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В настоящее время в РФ вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:

*лицензия на осуществление банковских операций со средства-ми в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

*лицензия на проведение банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неогра-ниченным количеством иностранных банков[5];

* лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоцен-ных металлов. Такая лицензия может быть выдана банку одновре-менно с лицензией второго вида.

Для расширения своей деятельности банк может получить допол-нительные лицензии. Для этого он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым, выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала и резервам, не иметь задол-женности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля, выполнять квалификационные требо-вания Банка России к сотрудникам кредитной организации, соблю-дать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

3. Цели деятельности и функции ЦБ РФ

Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Феде-рального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (вред, от 10.01.03)[3], в соот-ветствии с которым уставный капитал (в размере 3 млн руб.) и иное его имущество являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряже-нию своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.

Органы управления. Коллегиальным органом Центрального банка РФ является Национальный банковский совет численностью в 12 человек, состоящий из представителей Совета Федерации, Го-сударственной Думы, Президента РФ и Правительства РФ, а так-же Председателя Банка России. Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в последнем на постоянной основе и не получают оплату за эту дея-тельность. В компетенцию Совета входит рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы РФ, проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной полити-ки, годового отчета Банка России, утверждение общего объема рас-ходов на содержание его служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование.

Структура управления. Банк России образует единую центра-лизованную систему с вертикальной структурой управления. В си-стему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые и вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организа-ции, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Банк России обладает экономической и политической независи-мостью от исполнительных органов государственной власти. Его экономическая независимость проявляется в организационном и финансовом аспектах.

Организационная независимость Банка России определяется тем, что он является самостоятельным юридическим лицом, осуще-ствляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом. Изъятие и обременение обязательствами иму-щества Банка России без его согласия не допускается. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он не отвечает по обязательствам государства, а последнее -- по его обязатель-ствам.

Политическая независимость Банка России проявляется в отсут-ствии формальных связей между ним и Правительством РФ, а так-же в его самостоятельности в решении кадровых вопросов. Поли-тическая независимость Банка России выражается и в том, что фе-деральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, а также прини-мать решения, противоречащие Закону «О Центральном банке Рос-сийской Федерации (Банке России)».

Как организация, созданная для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, зак-репленные в Законе -«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ;

3) обеспечение эффективного и бесперебойного функциониро-вания платежной системы.

Реализация функций и полномочий, предоставленных Банку России для достижения этих целей, превращают его в орган моне-тарной власти, орган банковского регулирования и надзора и рас-четный центр банковской системы.

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет сле-дующие функции:

* во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

* осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами;

* устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

* организует и осуществляет валютное регулирование и конт-роль в соответствии с законодательством РФ;

* принимает участие в разработке прогноза платежного балан-са и организует составление платежного баланса РФ;

* осуществляет анализ и прогнозирование состояния экономи-ки РФ в целом и по регионам прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответ-ствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования и надзора за деятельностью кре-дитных организаций Банк России выполняет следующие законо-дательно закрепленные за ним функции:

* принимает решение о государственной регистрации кредит-ных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их дей-ствие и отзывает их;

* осуществляет надзор за деятельностью кредитных организа-ций и банковских групп;

* регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организаци-ями в соответствии с федеральными законами;

*является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

* устанавливает правила проведения банковских операций, бух-галтерского учета и отчетности для банковской системы.

Кроме того, Банк России как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельно-сти по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и от-зыв разрешений им на проведение данных операций.

Как расчетный центр банковской системы Банк России игра-ет основную роль в организации и функционировании платежной системы страны. Для обеспечения эффективного и бесперебойно-го функционирования последней он выполняет следующие функ-ции:

* устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

* монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи-зует наличное денежное обращение;

* определяет порядок осуществления расчетов с международны-ми организациями, иностранными государствами, а также с юриди-ческими и физическими лицами.

Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по пору-чению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются орга-низация исполнения и исполнение бюджетов.

Для выполнения возложенных на него функций в различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой де-ятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по воп-росам, отнесенным к его компетенции федеральными законами. Нормативные акты Банка России долж-ны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в поряд-ке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, за исключением нормативных актов, устанавливающих курсы иност-ранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ста-вок; размеры резервных требований и обязательных нормативов; прямые количественные ограничения, а также правила бухгалтер-ского учета и отчетности для Банка России.

4. Денежно-кредитная политика РФ

Денежно-кредитная политика является составной частью эко-номической политики государства, главные стратегические цели которой -- повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики прави-тельства обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение ин-фляции.

Цели денежно-кредитной политики. Ее конечные цели формули-руются в соответствии с принятыми на текущий год целями макро-экономической политики. Основным направлением денежно-кре-дитной политики как составной части современной экономической политики России является постепенное снижение уровня инфля-ции и поддержание ее на определенном уровне. Ко-нечной целью денежно-кредитной политики в предстоящие 10 лет должно быть снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, -- сохранение инфляции на уровне, обеспечивающем ус-ловия для устойчивого экономического роста.

Разработка денежно-кредитной политики. Ее осуществляет непосредственно Банк России. Этот процесс организован следую-щим образом.

Разработанный Банком России проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя-щий год передается на рассмотрение Национальному банковскому совету, который дает по нему заключение. Далее уточненный по ре-комендациям Банковского совета проект представляется Президен-ту РФ и Правительству РФ. Не позднее 1 октября Банк России пред-ставляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоя-щий год и не позднее 1 декабря.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики. Основ-ные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России при разработке и реализации денежно-кредитной полити-ки, определены Законом «О Центральном банке Российской Феде-рации (Банке России)». К ним относятся:

* ставки процента по операциям Банка России;

* нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

* операции на открытом рынке;

* рефинансирование кредитных организаций;

* валютные интервенции;

* установление ориентиров роста денежной массы,

* прямые количественные ограничения;

*эмиссия облигаций от своего имени.

. Процентная политика Центрального банка РФ используется для воздействия на рыночные ставки процента. Банк России может ус-танавливать одну или несколько ставок процента по различным видам операций или проводить процентную политику без их фик-сации. Ставки процента Центрального банка РФ -- это минималь-ные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Важной особенностью процесса регулирования ставок процен-та в экономике в настоящее время является то, что Центральный банк РФ не оказывает непосредственного воздействия на рыночные ставки процента. Влияние на уровень ставок процента осу-ществляется в основном посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эф-фективности банковской системы.

Политику резервных требований Банк России использует как механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денеж-ного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обраще-нии.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обя-зательных резервов, воздействует на объем и структуру привлечен-ных кредитными организациями ресурсов, а следовательно, оказы-вает влияние на их кредитную политику.

Операции на открытом рынке -- это операции по купле-прода-же Банком России государственных облигаций, казначейских век-селей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные опе-рации с ценными бумагами с совершением позднее обратной сдел-ки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов бан-ковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Составной частью проводимой Банком России политики рефи-нансирования являются его депозитные операции с кредитными организациями. Цель этих операций -- изъятие излишней ликвид-ности банковской системы путем привлечения на депозитные сче-та в Банке России свободных денежных средств кредитных органи-заций.

Валютные интервенции -- это операции Банка России по покуп-ке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и пред-ложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание кур-са на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких коле-баний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валют-ных резервов Банка России

Исходя из основных направлений единой государственной де-нежно-кредитной политики, Банк России может устанавливать ори-ентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее время Банк России в каче-стве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики ис-пользует денежный агрегат М2.

Прямые количественные ограничения могут применяться Банком России в исключительных случаях в целях проведения единой го-сударственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

* установление кредитным организациям лимитов на предостав-ление кредитов и привлечение средств, определение видов обеспе-чения активных операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;

* введение предельных размеров ставок процента по предостав-ляемым банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и тарифов за оказание отдельных видов банков-ских услуг. Эта мера практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих банков была установлена предель-ная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;

*установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или раз-ницы между средними ставками процента по активным и пассив-ным операциям банков).

Валютная политика. В рамках своей компетенции, определен-ной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Бан-ке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты -- курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России ис-пользует широкий арсенал методов, которые условно можно под-разделить на две группы.

1. Рыночные методы -- проведение операций по покупке-прода-же иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках (ва-лютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные методы -- применение мер, основанных на принуждении участников рынка к действиям, направленным на изменение спроса и предложения иностранной валюты на рынке.

Заключение

Подводя итог изложенному в курсовой работе, можно точно сказать:

В первой главе были рассмотрены основные теоретические вопросы, связанные с банками, их функционированием, ролью, банковской системой, откуда можно сделать вывод. Что банки - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма.

Что современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Во второй главе рассматривались особенности банковской системы в Российской Федерации, откуда становится ясно, что банковская система России основана на принципе двухуровневой структуры на верхнем уровне которой находится Центральный банк, и выполняет функции денежно-кредитного регули-рования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. На нижнем уровне коммерческие банки, которые действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.

Современная банковская система - это сфера многообразных услуг своим клиентам - от традиционных депозитно-ссудных и расчетно-кассовых операций, определяющих основу банковского дела, до новейших форм денежно-кредитных и финансовых инструментов, используемых банковскими структурами.

Но не смотря все эти факты у отечественная банковской системы остаются еще много проблем.

Список используемой литературы

1. Инструкция ЦБ РФ № 1 от 30.04.1991 “ О порядке регулирования деятельности коммерческих банков”

2. О Банках и банковской деятельности в РСФСР: Федеральный закон от 7 июля 1995г. №395-1(в ред. 21.03.02)

3. О Центральном Банке Российской Федерации: Федеральный закон от

10 июля 2002г. №86-ФЗ(в ред. От 10.01.03)

4. Балабанов И.Т./Банки и банковское дело. -Спб., 2005г.

5. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.. 2006.

6. Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И. Лаврушина. М, 1998.

7. Кидуэля Д., Петерсон Р., Блзкуэяя У. /Финансовые институты, рын-ки и деньги: Пер. с англ. СПб., 2000.

8. Максютов А.А./ Основы банковского дела.-М., 2005г.

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.