реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Республики Таджикистан ее элементы и взамосвязи

Продолжение таблицы 2.3.

1

2

3

4

5

6

7

ЗАО "Первый Микрофинансовый Банк"

-

-

10 000 000

10 000 000

100,0

9 084 094

Итого:

63

126

148 212 600

95 707 507

-

146 576 958

 

 

 

 

 

 

 

Кредитные товарищества

 

 

 

 

 

 

ЗАО "КО "Фонон""

-

-

1 500 000

1 500 500

100,0

1 679 196

КТОО "Дехкон"

-

-

697 698

657 199

94,2

374 852

ЗАО КТ "Ганчина"

-

-

800 000

800 000

100,0

978 883

КТОО "Финансирование торговли"

-

-

804 000

671 282

83,5

743 646

ЗАКО "Капитал+"

-

-

2 000 000

980 575

49,0

958 568

Итого:

-

-

5 801 698

4 609 056

-

4 735 145

 

 

 

 

 

 

 

Банковские финансовые организации

 

 

 

 

 

 

ЗАО НФО "КредитИнвест"

-

-

927 000

927 000

100,0

-

ЗАО НФО "Зироат"

-

-

1 000

1 000

100,0

-

ЗАО НФО "Бархак"

-

-

2 000

2 300

115,0

-

ЗАО НФО "Умед-2004"

-

-

3 000

3 000

100,0

-

ЗАО НФО "Омад-2004"

-

-

5 000

5 000

100,0

-

ЗАО НФО "Мададгор-2004"

-

-

5 000

5 000

100,0

-

ЗАО НФО "Кишоварз-2004"

-

-

3 000

3 000

100,0

-

Итого:

-

-

946 000

946 300

-

-

Всего:

-

-

154 960 298

101 262 863

-

151 312 103

Продолжение таблицы 2.3. 

1

2

3

4

5

6

7

Кредитные организации на стадии ликвидации

 

 

 

 

 

 

КБ "Текстинвест- банк"

3

-

100 000

250 232

2,5 раза

53 888

КБ "Душанбе"

1

-

100 000

183 050

1,8 раз

716 809

ККУБ "Айем"

-

-

754 000

580 099

76,9

162 267

ЗАО "Сомон- банк"

4

-

3 975 000

673 293

16,9

64 800

СИ "Центрально- Азиатский Банк"

-

-

28 720 000

3 456 697

7,5

4 418 480

АООТ "Худжанд-бонк"

-

-

4 465 000

4 404 302

98,6

1 130 720

ЗАО "Ист-кредит банк"

-

-

3 298 440

3 298 440

100,0

-

ИТОГО

8

-

41 412 440

12 846 113

-

4 788 812

Всего:

71

126

196 372 738

114 108 976

-

156 100 915

2.2. Национальный Банк Республики Таджикистан

Национальный банк Таджикистана является центральным эмиссионным, резервным банком Республики Таджикистан, находится в собственности Республики Таджикистан и несет ответственность перед Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Национальный банк Таджикистана является самостоятельным юридическим лицом, и может создавать в целях выполнения своих задач организации, обладающие правами юридического лица, приобретать здания, сооружения или другое имущество, необходимое для обеспечения своей деятельности.

Национальный банк Таджикистана не несет ответственности по обязательствам Республики Таджикистан, принятым без согласия Национального банка Таджикистана. Государство гарантирует защиту имущественных прав Национального банка Таджикистана и не может изъять его имущество, фонды, денежные средства или уменьшить уставной капитал.

Национальный банк Таджикистана самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность и в пределах, предоставленных ему законом полномочий, независим в своей деятельности. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального банка Таджикистана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

Национальный банк Таджикистана может по своему усмотрению, открывать отделения и представительства в стране и за ее пределами. Национальный банк Таджикистана может предоставлять банковские услуги иностранным, правительственным, финансовым и банковским учреждениям, а также международным организациям, в которых участвует Национальный банк Таджикистана или Республика Таджикистан. В пределах своих полномочий Национальный банк Таджикистана в качестве представителя Республики Таджикистан может принимать на себя обязательства и выполнять операции, связанные с участием Республики Таджикистан в международных организациях.

Национальный банк Таджикистана подотчетен Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, который утверждает Указы Президента Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Национального банка Таджикистана и его заместителей, рассматривает представляемый Национальным банком Таджикистана годовой отчет и аудиторское заключение.

Организационная структура Национального Банка РТ

Национальный банк Таджикистана состоит из центрального аппарата и территориальных отделений. В настоящее время в структуре центрального аппарата Национального банка Таджикистана функционируют 1 департамент, 15 управлений, 4 самостоятельных отдела и пресс-центр Территориальная структура Национального банка Таджикистана включает в себя 6 отделений.

Управление Национальным банком Таджикистана осуществляют Правление и Председатель Национального банка Таджикистана. Председатель Национального банка Таджикистана действует от имени Национального банка Таджикистана и представляет без доверенности его интересы в отношениях с третьими лицами, принимает решения по всем вопросам деятельности Национального банка Таджикистана, за исключением отнесенных к компетенции Правления. Правление является высшим коллегиальным органом, определяющим основные направления деятельности Национального банка Таджикистана, осуществляющим руководство и управление Национальным банком Таджикистана. Правление состоит из Председателя Национального банка Таджикистана, его заместителей и трех членов, утверждаемых Президентом Республики Таджикистан по предложению Председателя Национального банка Таджикистана.

Председатель Национального банка Таджикистана и его заместители по должности входят в состав Правления. Заседание Правления созывается Председателем Правления или его заместителем не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть созваны и по письменному заявлению трех членов Правления.

Цели, задачи и функции деятельности Национального Банка Таджикистана

Основными целями деятельности Националього Банка Таджикистана (НБТ) являются:

- защита и обеспечение устойчивости сомони, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Таджикистан;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Основными целями НБТ являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности НБТ.

Функции НБТ:

В соответствии со ст. 4 Закона Республики Таджикистан "О Национальном банке Таджикистана " Национальный банк Таджикистана как резервный банк страны осуществляет следующие основные функции:

· разрабатывает и проводит денежно-кредитную и валютную политику государства;

· действует как банкир государства и его финансовый агент;

· проводит экономический и денежный анализ и на его основе вносит Правительству Республики Таджикистан свои предложения, доводит результаты анализа до сведения общественности;

· лицензирует, осуществляет надзор и регулирование деятельности банков и других небанковских финансовых организаций;

· является кредитором последней инстанции для банков и других небанковских финансовых организаций;

· осуществляет надзор за системой платежей в республике и способствует эффективному функционированию системы межбанковских платежей;

· монопольно осуществляет эмиссию денег и организует их обращение;

· хранит валютные резервы государства и управляет ими;

· от имени Республики Таджикистана принимает на себя обязательства, выполняет операции, вытекающие из участия Республики Таджикистан в деятельности международных организаций в банковской, кредитной и денежной сферах в соответствии с условиями международных договоров;

· составляет платежный баланс государства.

2.3. Проблемы и перспективы развития банковской системы в Таджикистане

Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для таджискской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Национальный банк сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики - не их дело, главное - как можно больше заработать для себя. Все рассуждения воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо, некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и политическом отношениях.

Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в Таждикистане. Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в Таджикистане, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики.

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Национальный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современном Таджикистане бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики - золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не спасло от кризиса.

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

Решение задачи

Задача № 14

Определить размер суммы идущей на погашение кредита, при получении кредита в 75000 сомони, процента 0,06 за месяц, если погашение осуществляется равными суммами выплат.

Решение:

Так как погашение кредита осуществляется равномерными суммами, то общий размер суммы идущей на погашение кредита в год составит:

75000*0,06 *12 = 54000

Если сумма погашения кредита выплачивается ежемесячно, то ежемесячная выплата составит:

75000*0,06 = 4500

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что коммерческие банки сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы - Центральный (национальный) и коммерческие банки. Что касается коммерческих банков, то они занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков, проходящих через коммерческие банки

Практика банковского дела за рубежом представляет большой интерес для складывающейся в Таджикистане новой хозяйственной системы. Построение нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому столь важным представляется изучение зарубежной практики организации банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

С начала 90-х Таджикистан с практически с чистого лиса начала построение своей банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как отсутствовал опыт банковской деятельноси в рыночной экономике. Однако не стоит забывать, что не мы первые идем по этому пути. В мире уже достаточно примеров, чтобы присмотреться к ним и избезать хотя бы части ошибок.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должны стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебное пособие.- М.: Омега. 2003.- 440с.

2. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах Западной Европы.- М.: Банковское дело. 1996. - 656с.

3. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. - М.: Финансы и статистика, 1998.- 380с.

4. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1979.- 259с.

5. Москвин В.А Банковская система - послекризисное развитие. - М.: Банковское дело, 1998. - 328с.

6. Сайт в интернете: www.nbt.tj

Array

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.