реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития

Рисунок 6 - Ежеквартальные выплаты в счёт погашения внешнего долга банками Казахстана по состоянию на 30 сентября 2007 г.

Согласно финансовым данным НБК на 30 сентября 2007 г., внешние обязательства казахстанских банков, подлежащие исполнению в 2008 г., составляли: по основной сумме - почти 11 млрд. долл., по процентам - почти 3 млрд. долл. (рисунок 6). В 2009 г. предстоит выплатить еще 5 млрд. долл. по основной сумме долга и 2 млрд. долл. по процентам - а может быть, и больше, если будут новые заимствования. Впрочем, более трети этих обязательств приходится на операции торгового финансирования, депозиты казахстанских юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, секьюритизационные сделки, операции РЕПО, прямое финансирование зарубежных дочерних предприятий и транзитные платежи, по которым риски погашения и рефинансирования невелики.

Объем внешних долговых обязательств казахстанских банков существенно не уменьшился после начала рыночных неурядиц. Во 2-м полугодии 2007 г. эти обязательства сократились менее чем на 1 млрд. долл., в то время как общая сумма внешних обязательств, подлежащих погашению в этот период (в соответствии с условиями договоров), первоначально оценивалась в более чем 8 млрд. долл. Очевидно, что, несмотря на неблагоприятные рыночные условия, казахстанские банки сумели рефинансировать часть своих внешних долгов - а именно обязательств по торгово-финансовым кредитам - и заместить часть внешних обязательств с наступающими сроками погашения новыми заимствованиями, в том числе двусторонними займами и новыми депозитами казахстанских юридических лиц, зарегистрированных за рубежом. Во 2-м полугодии 2007 г. основная сумма внешних заимствований казахстанских банков пришлась на октябрь - по оценкам, она составила 2 млрд. долл. Однако эта сумма включает 750 млн. долл., привлеченных Банком ТуранАлем путем выпуска через специализированную финансовую компанию облигаций, обеспеченных диверсифицированными платежными правами, а также примерно 400 млн. долл., полученных АТФ-Банком от холдинга UniCredito, который на тот момент являлся потенциальным, а сейчас стал фактическим владельцем этого банка. В 2008 г. отток внешних источников финансирования повысится. Возможности новых заимствований пока весьма ограничены, к тому же основной доступной формой заимствований являются двусторонние кредиты. Рынки синдицированных и двусторонних кредитов менее волатильны, чем рынки долговых инструментов, поскольку их участники (контрагенты казахстанских банков) глубже осознают существующие риски и имеют более продолжительный опыт взаимоотношений с казахстанскими банками. Однако даже эти кредиты для большинства казахстанских банков труднодоступны, а их условия невыгодны. У казахстанских банков, имеющих наиболее высокое бремя внешней задолженности, расходы по погашению внешних обязательств до конца 2008 г. будут составлять в среднем 10-15% от текущей величины их активов (таблица 10).

Очевидно, что в связи с нехваткой внешних финансовых ресурсов резко возросло значение отечественной базы вкладов, хотя и недостаточной для поддержания прежнего роста банковского бизнеса. Внутренние источники ресурсов по-прежнему недостаточны, слабо развиты, имеют короткие сроки и отличаются нестабильностью, поэтому очевидно, что казахстанские банки вернутся на международные рынки капитала, как только ситуация улучшится. Остается надеяться, что объемы их заимствований будут более умеренными.

Таблица 10 - Расходы крупных казахстанских банков по погашению внешних долгов, млн. долл. США

Банк

2008

2009

2010

2011

2012

Казкоммерцбанк

3247

1262

88

890

1429

Банк ТуранАлем

1198

1803

1999

863

273

Народный банк Казахстана

415

383

747

65

16

Альянс-банк

1707

701

473

830

1259

АТФ-Банк

1178

625

386

19

261

ЦентрКредит

289

89

-

504

-

Темирбанк

131

151

-

300

-

Банк «Каспийский»

320

100

-

-

-

Нурбанк

323,7

62,2

67,4

200,8

0,2

Евразийский Банк

223

93

3

6

-

Цесна-банк

81,8

1,8

129,4

0,5

0,1

КазИнвестБанк

223

4

10

50

11

Всего

9113

5272

3893

3679

3238

Прогнозируя развитие событий в банковском секторе Казахстана, рейтинговое агентство Standard & Poor's считает, что неопределенность и происходящая переоценка рисков будут способствовать сохранению - по крайней мере, в ближайшем будущем - проблем с ликвидностью, широких кредитных спредов и повышенной волатильности. Чем продолжительнее окажется спад, тем вероятнее его влияние на основные показатели казахстанских банков, тем реальнее перспектива негативных изменений в их кредитных рейтингах. К числу показателей, наиболее чувствительных к продолжительной дестабилизации банковской системы, относятся качество активов, ликвидность, рентабельность и динамика развития бизнеса. Устойчивый приток финансовых средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынках сырья (особенно нефти и газа) и динамично растущим потреблением домохозяйств, лишь немного смягчает остроту этих проблем [29].

Однако меры, которые необходимо предпринять, принесут банковской системе не одни только проблемы. При всей болезненности этих мер они должны в конечном счете способствовать оздоровлению финансового сектора, выработке более устойчивых бизнес-стратегий, развитию внутренних источников фондирования и формированию более консервативных финансовых профилей банков. В нынешних непростых условиях особенно трудно приходится относительно слабым банкам, в то время как более сильные финансовые организации имеют возможность усилить свои рыночные позиции. Казахстанская банковская система стала жертвой собственного успеха, который позволил ей активно пользоваться внешними источниками заимствований. Органы регулирования и сами банки долго не решались взяться за растущие структурные проблемы, связанные с казалось бы неудержимым ростом бизнеса. Однако сейчас у них есть уникальная возможность восстановить равновесие, обеспечить долговременную стабильность и улучшить перспективы развития банковской системы. Даже если казахстанские банки справятся с текущими проблемами, их возможный возврат к прежним стратегиям быстрого наращивания кредитования за счет оппортунистического использования оптовых источников ресурсов был бы расценен нами отрицательно и мог бы отразиться на уровне кредитных рейтингов. В будущем возможны новые «встряски», но в следующий раз макроэкономическая обстановка и финансовое положение государства могут оказаться менее благоприятными, чем сейчас.

С точки зрения готовности предоставить системообразующим национальным банкам поддержку в случае возникновения у них финансовых трудностей правительство Казахстана относится к группе «интервенционалистских». Standard & Poor's относит Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Халык Банк к числу системообразующих финансовых организаций и прибавляет дополнительную рейтинговую ступень к рейтингам, основанным на анализе их собственной кредитоспособности. Это отражает, во-первых, доминирующую роль указанных трех банков в финансировании экономики и финансовом обслуживании населения страны и, во-вторых, проводимую политику благоприятствования деятельности банковского сектора. Говоря о потенциальной государственной поддержке, мы имеем в виду конкретные действия - рекапитализацию, поддержку ликвидности, покупку проблемных активов, позволяющие банкам, в том числе частным, избежать банкротства. Что касается менее крупных банков, то в связи с последними событиями они подвергаются значительно более высоким рискам. Лишь очень немногие банки, не относящиеся пока к категории системообразующих, могут впоследствии получить этот статус и рассчитывать на дополнительную рейтинговую ступень, но для этого им необходимо доказать, что они способны сохранить свои не столь давно возросшие рыночные позиции в текущих непростых рыночных условиях.

11 декабря 2007 г. рейтинговая служба Standard & Poor's изменило прогноз по кредитному рейтингу контрагента со «Стабильного» на «Негативный» по восьми казахстанским банкам: АО «Казкоммерцбанк» (ККБ), АО «Банк ТуранАлем» (БТА), Народный банк Казахстана (Халык Банк), АО «Альянс Банк», АО «Teмiрбанк», АО «Ипотечная организация БТА Ипотека» (БТАИ), АО «Нурбанк» и АО «Евразийский банк». Одновременно Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг контрагента ККБ с «ВВ+» до «ВВ», а также рейтинг по национальной шкале «Teмiрбанка» с «kzBBB+» до «kzBBB» и рейтинг по национальной шкале Евразийского банка с «kzBBB-» до «kzBB». Все прочие рейтинги были подтверждены [33].

Рейтинговые действия отражают опасения Standard & Poor's в связи с растущим негативным воздействием сложной ситуации на рынке на качество активов и ликвидность казахстанских банков, несмотря на то, что они смогли преодолеть трудности, возникшие в самом начале глобального кризиса ликвидности, благодаря грамотному управлению активами и пассивами. По всей вероятности, банковский сектор будет испытывать глубокую трансформацию - как отраслевую, так и бизнес-моделей и практик, что только добавит неопределенности относительно способности отдельных банков приспособиться к условиям новой реальности.

Быстрый рост банков сектора в условиях повышенных рисков, характерных для экономики и банковского сектора Республики Казахстан (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ-/Стабильный /А-3; рейтинг по обязательствам в национальной валюте: ВВВ / Стабильный /А-3), финансировавшийся с помощью все увеличивающегося внешнего долга, уже давно вызывал серьезную обеспокоенность Standard & Poor's. Глобальный кризис ликвидности, начавшийся в августе, только усилил эти опасения.

В частности, проблема осложняется значительными потребностями в рефинансировании внешнего долга, давлением со стороны нестабильных сектора недвижимости и строительного сектора, а также других проблемных секторов, а кроме того тем, что небольшие банки не обязательно могут рассчитывать на поддержку государства.

Таблица 11 - Рейтинг-лист на 11 декабря 2007 г. рейтинговой службы Standard & Poor's

До

С

АО «Казкоммерцбанк»

Кредитный рейтинг контрагента

ВВ / Негативный/В

ВВ+/Стабильный/В

АО «Банк ТуранАлем»

Кредитный рейтинг контрагента

ВВ / Негативный/В

ВВ / Стабильный/В

Народный банк Казахстана (Халык Банк)

Кредитный рейтинг контрагента

ВВ+/Негативный/В

ВВ+/Стабильный/В

АО «Альянс Банк»

Кредитный рейтинг контрагента

В+/Негативный/В

В+/Стабильный/В

АО «Teмiрбанк»

Кредитный рейтинг контрагента

В+/Негативный/В

В+/Стабильный/В

Рейтинг по национальной шкале

kzBBB

kzBBB+

АО «Ипотечная организация БТА Ипотека»

Кредитный рейтинг контрагента

ВВ-/Негативный/В

ВВ-/Стабильный/В

Рейтинг по национальной шкале

kzBBB+

kzBBB+

АО «Нурбанк»

Кредитный рейтинг контрагента

В / Негативный/С

В / Стабильный/С

АО «Евразийский банк»

Кредитный рейтинг контрагента

В / Негативный/В

В / Стабильный/В

Рейтинг по национальной шкале

kzBB

kzBBB-

Резкое снижение роста кредитования должно выявить реальную глубину проблемы качества активов. Высокий рост кредитования в последние годы скрывал реальное качество кредитных портфелей. Большая часть кредитов не была проверена временем и не прошла через все этапы экономического цикла. Кредиты, даже проблемные, могли быть легко рефинансированы в условиях стабильности. Возможность дальнейшей девальвации тенге - как это и происходило в прошедшие несколько месяцев - также угрожает способности заемщиков выполнять их обязательства (на 31 октября 2007 г. кредиты в иностранной валюте составляли 43% всей ссудной задолженности). Поддержка государства ликвидностью, устойчивый приток денежных средств, обусловленный благоприятной ценовой конъюнктурой на рынке сырьевых товаров (а именно нефти и газа), - равно как и уверенный рост личного потребления в Казахстане, только частично снижают эти опасения. В начале октября президент Нурсултан Назарбаев распорядился выделить 4 млрд. долл. из Национального Фонда Республики Казахстан для поддержания сектора недвижимости, МСБ и банковской системы. Из этой суммы 1 млрд. долл. должен быть выделен до конца 2007 г., а остальное - в течение 2008 г. Банки уже получили первые транши этих средств.

Прямыми получателями средств являются государственные агентства развития, а именно Фонд устойчивого развития «Казына», именно они осуществляют распределение денег между банками. В рамках разработанной программы банки обращаются в фонд «Казына» с заявками на предоставление кредитных средств, прилагая к ним документацию по конкретным проектам своих клиентов, которые необходимо профинансировать. Приняв решение об удовлетворении заявки, «Казына» размещает на счетах в уполномоченных банках денежные средства (в размере 70% от общей утвержденной стоимости проекта). Кредит выдается под 9% годовых, срок депозита составляет три года, но «Казына» имеет право на досрочное снятие средств (это - обычная практика управления вкладами клиентов в Казахстане). Цель программы состоит именно в обеспечении банковской системы ликвидностью, а не в поддержании реально проблемных активов.

На 10 ноября 2007 г. НБК, правительство и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организации (АФН) подписали Меморандум по вопросам финансовой стабильности, определяющий задачи и роль каждой из сторон по обеспечению финансовой стабильности в стране и в банковском секторе. Однако этот документ не является законодательным актом. Примечательно, что в нем говорится о плане правительства учредить специальную компанию по управлению активами в целях «улучшения структуры балансов и качества активов банков посредством передачи и (или) приобретения проблемных активов и дальнейшего управления этими активами», однако никаких соответствующих процедур и правил еще не установлено.

Регулирующие органы стараются использовать сложившуюся ситуацию для сдерживания чрезвычайно высокого роста банковских активов, отмечавшегося в предыдущие периоды, а также для ограничения внешних заимствований, но пока их усилия не особенно эффективны.

Недавно НБК и АФН обратились к банкам с просьбой подписать меморандумы, обязывающие их не увеличивать свои активы и внешние заимствования выше уровня, существовавшего на 1 ноября 2007 г., в обмен на дальнейшую помощь НБК по экстренному поддержанию ликвидности. Однако лишь очень немногие банки подписали этот документ (срок его действия - один год). Большинство банков пока не очень заинтересованы в использовании этого краткосрочного источника пополнения запасов ликвидности и предпочли не связывать себя ограничениями, содержащимися в меморандуме. Впрочем, этот документ не имеет ограничений по времени и может быть подписан позднее.

Казахстанские банки вступили в критический период своего развития. В секторе все чаще отмечаются случаи пересмотра стратегий развития и реструктуризации бизнеса, некоторые банки, возможно, будут проданы.

Лишь немногие банки считают, что в более или менее обозримом будущем им удастся восстановить прежние темпы роста. В настоящее время они вносят значительные и незначительные изменения в свои стратегии и составляют планы реструктуризации бизнеса, одновременно занимаясь укреплением внутренних процедур и систем риск-менеджмента. К ним относятся, например, Банк ТуранАлем, который, по всей видимости, будет усиливать свои банковские операции в других странах СНГ в целях реализации новых возможностей развития бизнеса, а также Альянс Банк, который свернул программу экспресс-кредитования, сделав акцент на расширении менее рискованных традиционных операций розничного кредитования (обеспеченные потребительские кредиты, кредитование заемщиков с положительной кредитной историей с помощью кредитных карт). В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, принята Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы. Основными приоритетами дальнейшего развития законодательной и регуляторной базы согласно данному документу является: совершенствование банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитие конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятие мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижение банковских рисков, связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, а также совершенствование финансовой статистики [33].

Согласно Концепции развития финансового сектора Республики Казахстан на 2007-2011 годы основными целями и задачами развития банковского сектора в среднесрочной перспективе являются:

- расширение доступа населения к банковским продуктам и повышение уровня защиты потребителей финансовых услуг;

- повышение уровня прозрачности деятельности отечественных банков второго уровня в целях повышения доверия населения к банковскому сектору;

- развитие конкуренции и либерализация доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок;

- совершенствование банковского надзора на основе наилучшей международной практики и повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны.

Ключевую роль на пути более тесной интеграции в мировую экономику играет дальнейшее совершенствование отечественной банковской системы. Либерализация банковского сектора способствует внедрению прогрессивного зарубежного опыта в управлении капиталом, повышению качества менеджмента и, соответственно, уровня развития банковской системы.

Вопрос либерализации банковского сектора рассматривается в рамках переговорного процесса по вступлению Казахстана в ВТО. В этой связи исключен ряд ограничений по доступу нерезидентов Республики Казахстан на казахстанский банковский рынок в целях дальнейшей либерализации, а также создания равных условий их деятельности на территории Республики Казахстан.

В целях повышения прозрачности деятельности банковской системы разработан и предложен банкам на подписание Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам повышения прозрачности деятельности банка, который предусматривает раскрытие банками информации о реальных собственниках банка, о перечне контролируемых банком организаций, об аффилированных лицах банка и совершаемых с ними сделках, о стратегии развития бизнеса банка на ближайшие пять лет.

Непрерывный рост экономики, благоприятный инвестиционный климат в стране, устойчивое развитие банковского сектора в последние годы способствовали укреплению доверия со стороны международных кредиторов и, как следствие, активному притоку внешних заимствований, что, в свою очередь, может привести к усилению зависимости банковского сектора от заимствований из-за рубежа.

Следует отметить, что рост внешних заимствований приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

Крайне важно отметить, что казахстанскими банками внешние заимствования привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны, ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.

Заключение

Проведённый анализ развития банковской системы в Республике Казахстан, позволил сделать следующие выводы.

Банковская система - наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. Уровень проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставим с показателями стран Евросоюза.

Банковская система Казахстана прошла три этапа становления, в результате которых были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки, все действующие банки Казахстана перешли на международные стандарты в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

По состоянию на 1 февраля 2008 года в Казахстане работают 35 банков второго уровня. По сравнению с началом 2007 года в 2008 году почти по всем показателям очевиден явный прогресс, увеличилось количество банков второго уровня с 33 до 35, количество филиалов банков второго уровня увеличилось на 28 единиц, а количество расчётно-кассовых отделов на 539 единиц. Увеличилось также количество представительств банков-нерезидентов - их стало на 3 больше.

Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков позволил определить следующее:

- с начала года собственный капитал по балансу банков второго уровня увеличился с 1 января 2007 года на 556,3 млрд. тенге (63,9%) и составил на отчетную дату 426,7 млрд. тенге.

- за прошедший год размер совокупных активов банков увеличился на 2 811,4 млрд. тенге (31,7%) и составил на отчетную дату 11 683,4 млрд. тенге.

- в структуре активов банков большую долю занимают займы (требования к клиентам), они увеличились по сравнению с 2007 годом на 2 876,5 млрд. тенге (48,0%).

В целом по банковской системе растут основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность). Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, они обеспечивают основной оборот средств и служат основными поставщиками финансовых инструментов.

Сегодня в банковской сфере шестерка наиболее крупных банков (АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный сберегательный банк Казахстана», АО «Альянс Банк», АО «АТФ Банк, АО «Банк Центр Кредит») занимает доминирующее положение в банковской системе. На долю этих банков приходится более 80% совокупных активов банковской системы.

Рассматривая динамику капитала крупнейших банков Казахстана, представленную в ходе исследования было отмечено, что к тройке лидеров по капиталу можно отнести Казкоммерцбанк, Банк ТуранАлем и Народный сберегательный банк Казахстана. Позиции АО «Казкоммерцбанк» и АО «Банк ТуранАлем» сильны прежде всего за счет крупного и среднего бизнеса. Значение стратегических направлений развития четверки крупных банков существенно влияет на общую стратегию развития банковского сектора. Кроме того, существенная доля рынка в сегменте розничного банкинга и обслуживания малого и среднего бизнеса позволяет им быть во многом лидерами в данном секторе.

Казахстанские банки активно расширяют масштабы деятельности в России, Кыргызстане, Узбекистане, Украине и других странах СНГ, проводя транснациональные операции из головных офисов в Казахстане, а также используя приобретаемые банки и свои представительства. По состоянию на начало 2008 года, суммарный объем прямого кредитования и инвестирования казахстанских банков в странах СНГ за пределами Казахстана составлял примерно 12% совокупных активов национальной банковской системы, но у крупных банков (а именно БТА и ККБ), наиболее агрессивно расширяющих бизнес в других странах СНГ, удельный вес внешних кредитов и инвестирования в активах выше.

В условиях глобализации и усиления роли коммерческих банков в развитии экономики обозначены тенденции развития банковской системы. Одной из важных проблем современности является обеспечение долгосрочными инвестициями предприятий реального сектора экономики. Принятие Программы инновационно-индустриального развития страны до 2015 года усилило актуальность решения данного вопроса.

В целях дальнейшего развития банковского сектора, а также, учитывая предстоящее вступление Казахстана в ВТО, предполагается провести работу по дальнейшему совершенствованию банковского законодательства с учетом международных стандартов, развитию конкуренции и либерализации доступа иностранных банков на отечественный финансовый рынок, принятию мер по совершенствованию консолидированного надзора на основе оценки рисков (с учетом действующих конгломератов в Республике Казахстан и возникающих в связи с этим рисков), снижению банковских рисков связанных с экспансией банков на внешние рынки, потребительским кредитованием и кредитованием малого бизнеса, совершенствованию финансовой статистики.

Список использованных источников

1. Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики» февраль 2008 г.

2. Балабанов И.Т., Банки и банковское дело. - Питер, 2000

3. Дробозина Л.Т., Деньги, Кредит, Банки. - М., Инфра-М., 1997 г.

4. Жукова Е.Ф., Банки и банковские операции. - М.: Банки и биржи - Юнити, 1997 г.

5. Колесников В.И., Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2000 г.

6. Крымова В., «Экономическая теория». Алматы 2002 г.

7. Лаврушин О.Н., Банковское дело. - М: Финансы и статистика, 2000 г.

8. Лаврушина О.И., «Деньги, кредит, банки». Издание второе, Москва 2000 г.

9. Маркова О.М., Сахаров В.И., Коммерческие банки и их операции. - М., Банки и биржи - Юнити, 1995 г.

10. Миркин Я.М., Банковские операции. - М., Инфра-М., 1996 г.

11. Поляков В.П., Москвина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. - М., Инфра-М, 1995 г.

12. Ильясов А.А., Гилимов А.К., Журнал «Вестник КазНУ». Серия экономическая. №4 (26). 2006 г.

13. Калиева Г.Т., Коммерческие банки в Казахстане и проблемы обеспечения их устойчивости: Автореферат. - Алматы: 2004

14. Сейткасимов Г.С., Банковское дело. - Алматы: Каржы-Каражат, 2002

15. Закон «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 24.12.1996 г. №15-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)

16. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», от 31.08.1995 г. №2444 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.02.2007 года №235-III)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.