реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская система Казахстана

Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение.

Не допускается использование золотовалютных активов в форме выдачи кредитов (займов, ссуд) и предоставление гарантий или других обязательств резидентам и нерезидентам Республики Казахстан за исключением случаев, предусмотренных решением Правления Национального Банка Казахстана.

Увеличение и изменение структуры золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: покупки аффинированного золота в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, регулирующим отношения, связанные с драгоценными металлами и драгоценными камнями у казахстанских и иных производителей (продавцов) указанного металла; покупки иностранной валюты за казахстанские тенге (включая памятные и сувенирные монеты) и иностранную валюту у резидентов и нерезидентов Республики Казахстан, а также Правительства Республики Казахстан;

поступлений комиссионных и других вознаграждений (интереса) от депозитных, вкладных, дилинговых операций с иностранной валютой и операций с ценными бумагами, деноминированными в иностранной валюте, осуществляемых Национальным Банком Казахстана, а также предоставляемых им кредитов в иностранной валюте; поступлений в иностранной валюте от проведения Национальным Банком Казахстана продаж, депонирования и других операций с аффинированным золотом, серебром, платиной и другими металлами платиновой группы; кредитов, полученных Национальным Банком Казахстана от международных финансовых организаций, центральных банков иностранных государств и других кредиторов; поступлений в иностранной валюте от оказываемых Национальным Банком Казахстана консультационных, информационно-издательских и других услуг в соответствии с настоящим Законом и Положением о Национальном Банке Казахстана.

Уменьшение золотовалютных активов производится Национальным Банком Казахстана путем: продажи валюты на внутреннем валютном рынке в целях проведения денежно-кредитной политики, включая политику обменного курса, и сглаживания дисбаланса спроса и предложения на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке; осуществления конвертации тенге в иностранную валюту для оплаты импорта продукции (работ, услуг), включая содержание дипломатических и иных представительств за рубежом и командировочные расходы, а также для обслуживания государственного внешнего долга Национального Банка Казахстана, за счет средств государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Казахстана;продажи иностранной валюты для приобретения другой иностранной валюты;возврата основной суммы и вознаграждения (интереса) по кредитам, полученным Национальным Банком Казахстана, а также выплат комиссионных и других сопутствующих им расходов; списания убыточных золотовалютных активов за счет сформированных провизий (резервов).

Национальный Банк Казахстана обязан должным образом обеспечивать ликвидность и сохранность активов, и необходимость сохранения покупательной силы внешних активов.

Национальный Банк Казахстана должен поддерживать внешние активы на уровне, необходимом для обеспечения стабильности национальной валюты и поддержания ее обменного курса.

В случае снижения в течение 12 месяцев уровня внешних активов более чем на 15 процентов, Национальный Банк Казахстана согласовывает с Правительством меры, необходимые для предотвращения или исправления такой ситуации статистики порядок и формы учета и отчетности по валютным операциям,

Таблица 1.

Денежно - кредитная и банковская статистика

2005г.

2006г.

2004г.

январь-декабрь

январь-август

январь-сентябрь

январь-октябрь

январь-ноябрь

январь-декабрь

Денежная масса (М3), на конец периода, млрд. тенге

1650,1

2065,3

2965,1

3053,1

3238,1

3387,7

3716,0

Наличные деньги в обращении (МО), на конец периода, млрд. тенге

379,3

411,8

555,0

550,9

529,4

524,7

600,8

Депозиты в банковской системе - всего, на конец периода, млрд. тенге

1270,8

1653,5

2410,2

2502,2

2708,7

2863,1

3115,2

Кредитование БВУ отраслей экономики и населения, на конец периода, млрд. тенге

1484,0

2592,1

3583,8

3825,5

4125,0

4361,2

4735,7

Ставка рефинансирования, в %

7,0

8,0

9,0

9,0

9,0

9,0

9,0

Национальный Банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения.
Органами Национального Банка Казахстана являются Правление и Совет директоров (Директорат).

В структуру Национального Банка Казахстана входят центральный аппарат, состоящий из департаментов и других подразделений, филиалы, представительства и организации.

Председатель Национального Банка Казахстана назначается Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента сроком на 6 лет.

Председатель действует от имени и представляет без доверенности Национальный Банк Казахстана в отношениях с государственными органами, банками, финансовыми, международными, иностранными и другими организациями.

Председатель Национального Банка Казахстана наделен полномочиями принимать оперативные и исполнительно-распорядительные решения по вопросам деятельности Национального Банка Казахстана, за исключением полномочий, оговоренных настоящим Законом для Правления Национального Банка Казахстана, заключать от имени Национального Банка Казахстана договоры.

Заместители Председателя Национального Банка Казахстана назначаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Национального Банка Казахстана сроком на 6 лет, независимо от сроков назначения Председателя Национального Банка Казахстана. Высшим органом Национального Банка Казахстана является Правление. Основные функции Правления Национального Банка Казахстана приведены в Законе «О Национальном Банке Республики Казахстан.По вопросам, отнесенным к его компетенции, Правление Национального Банка Казахстана принимает постановления.

Правление Национального Банка Казахстана состоит из 9 человек.

В состав Правления Национального Банка Казахстана входят Председатель Национального Банка Казахстана, и пять должностных лиц Национального Банка Казахстана, один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства Республики Казахстан.

Члены Правления Национального Банка Казахстана от Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Казахстана назначаются и освобождаются соответственно Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан и Председателем Национального Банка Казахстана.

Заседания Правления Национального Банка Казахстана проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

Внеочередные заседания Правления Банка Казахстана проводятся по требованию Председателя Национального Банка Казахстана или трех членов Правления.

Члены Правления Национального Банка Казахстана своевременно уведомляются о назначении заседания Правления.

Органом оперативного управления Национального Банка Казахстана является Совет директоров (Директорат) Национального Банка Казахстана.

В состав Совета директоров входят Председатель Национального Банка Казахстана, его заместители, руководителей структурных подразделений Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана. Состав Совета директоров Национального Банка Казахстана утверждается Правлением Национального Банка Казахстана.

Глава 3. История развития и пути совершенствования Центрального банка РК

3.1 Этап развития центрального банка РК В составе СССР

Общепринято, что экономикам развитых стран присуще наличие двухуровневой банковской системы, тогда как в бывшем Советском Союзе и, соответственно, в Казахстане существовала одноуровневая, которую составляли Государственный банк, Банк внешней торговли и Строительный банк. Государственный банк, как главный банк страны, отвечал за ее денежно-кредитную политику: контролировал организацию и осуществление безналичных расчетов, определял принципы процентной политики, кредитного планирования и условия краткосрочного и долгосрочного кредитования. В свою очередь, Внешторгбанк обеспечивал организацию и проведение расчетов по экспортно-импортным операциям, а Стройбанк исполнял решения Госбанка по финансированию капитальных вложений в народное хозяйство.

Реформирование банковской системы началась в 1987 году, когда совместным постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР №821 было принято решение о создании двухуровневой банковской системы, включающей центральный (эмиссионный) банк и ряд государственных специализированных банков, при этом республиканские банки наделялись правами министерств союзных республик. Однако, несмотря на принятые меры по усовершенствованию кредитной системы, она оставалась достаточно консервативной. Учрежденные государственные специализированные банки, такие как "Промстройбанк", "Агропромбанк", "Жилсоцбанк", "Сберегательный банк", унаследовав многие негативные черты прежней одноуровневой системы, не обеспечивали свободный перелив кредитных ресурсов в народном хозяйстве, не сложились у банков подлинно партнерские отношения с заемщиками, а у Госбанка не было эффективных методов управления совокупным денежным оборотом. Неэффективной оказалась и ссудная политика, а именно: процентные ставки были весьма низкими (5-8%), что создавало дополнительный спрос на ссуды, слишком часто использовавшиеся для финансирования малорентабельных и неэффективных проектов.

В 1988 году после принятия союзного Закона "О кооперации" (с этого момента и ведет отсчет первый этап развития банковской системы Казахстана) начали создаваться на паевых началах первые кооперативные банки, заложившие впоследствии основу для формирования рыночных отношений в сфере банковской деятельности.

3.2 Этап развития Центрального Банка РК на подходе к суверенитету

Последующие два года отличались исключительной насыщенностью политическими и экономическими событиями. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете Республики Казахстан, подтверждающую стремление Казахстана к проведению более самостоятельной экономической политики. На этой волне в декабре того же года Верховный Совет Казахской ССР принимает Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", заложивший законодательные основы для реформирования банковской системы Казахстана. Данным законом устанавливались основные задачи и функции Государственного банка, в том числе, в сфере денежно-кредитного регулирования, определены перечни осуществляемых им операций. Кроме того, было впервые дано определение коммерческого банка, описан порядок открытия и прекращения деятельности частных банков и банков с участием иностранного капитала, а также иных кредитных учреждений (обществ взаимного кредитования, кредитных кооперативов, пенсионных и инвестиционных фондов, ломбардов).

3.2 Развитие НБ РК в суверенном Государстве

Весь декабрь 1991 года оказался наполнен чередой важнейших для истории современного Казахстана политических событий. Все началось 8 декабря в белорусской Беловежской пуще, где собравшиеся в правительственной резиденции Вискули первые руководители России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и Белоруссии (Станислав Шушкевич) подписали соглашение об упразднении СССР и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 10 декабря подписан Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан и опубликовано постановление Верховного Совета Республики Казахстан "О вступлении в должность Президента Республики". 12 декабря в Ашхабаде состоялась консультативная встреча руководителей республик Средней Азии и Казахстана. И, наконец, 16 декабря 1991 года первый всенародно избранный Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан".

Значительной вехой, определившей дальнейшее направление развития кредитно-банковской системы Казахстана, явилось принятие в апреле 1993 года новых законов - "О Национальном банке Республики Казахстан" и "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан". Это было обусловлено рядом факторов, среди которых первостепенное значение имело формирование суверенного государства, признание Казахстана в мировом сообществе, развитие самостоятельной национальной банковской системы. Ранее действовавший единый закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР" уже совершенно не отвечал новым экономико-политическим реалиям. В нем не был определен статус Госбанка Казахстана как банка суверенного государства, его функции и задачи формировались в соответствии с его статусом республиканской конторы Госбанка СССР.

Закон "О Национальном банке Республики Казахстан" закрепил независимость Нацбанка от правительства и других органов власти и сделал его подотчетным Верховному Совету Казахстана и президенту. Закон расширил и конкретизировал функции и задачи Нацбанка, сделал его более независимым в проведении единой государственной политики в области денежного обращения и кредитования, организации банков и валютных отношений. Впервые был законодательно закреплен единый собственник уставного фонда Нацбанка в лице Верховного Совета Республики Казахстан, определены фонды Нацбанка, прядок их формирования и распределения получаемой прибыли.

За 16 лет суверенного существования в Казахстане очень много сделано, чтобы республика состоялась как самостоятельное и самодостаточное государство, как равноправный партнер мирового сообщества. Казахстан признан страной с рыночной экономикой как Европейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических успехах большая заслуга принадлежит и банковскому сектору страны.

Заключение

Исторически сложившаяся ситуация в развитии Банковской Системы РК в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте - тенге, которая была введена в обращение 15 ноября 1993 года, и проведению Казахстаном самостоятельной денежно-кредитной политики. Это было началом третьего этапа развития банковской системы Казахстана. С принятием новых банковских законов и введением национальной валюты, Нацбанку, наконец-то, представилась возможность заняться вопросами ее внутренней и внешней стабильности, на основе приобретенного опыта продолжить совершенствование механизма косвенного контроля развития банковской системы путем расширения и ужесточения экономических нормативов, таких как минимальный размер уставного фонда, коэффициент достаточности собственных средств, коэффициент ликвидности и т.д.

Опираясь на новый закон "О Национальном банке Республики Казахстан", принятый 31 августа 1995 года, Нацбанк как уполномоченный орган банковского надзора начал осуществление реструктуризации банковской системы. Был взят курс на сокращение числа банков путем жесткой селекции, в результате которой нестабильные и слабые банки или полностью ликвидировались, или объединялись, образуя дочерние банки крупных.

В соответствии с изменениями, внесенными в декабре 1996 года в закон "О банках и банковской деятельности", Нацбанк получил право по согласованию с правительством принимать решение о принудительном ограничении прав и обязанностей акционеров банков, имеющих отрицательный размер капитала. Фактически это означало право Нацбанка на принудительный выкуп акций с последующей реализацией их новым инвесторам по цене приобретения. Что и произошло с "Казагропромбанком", "Казкредсоцбанком", "Жилстройбанком" и рядом других банков, не сумевших увеличить свой собственный капитал в соответствии с темпами инфляции. Они не могли работать, придерживаясь экономических нормативов Национального банка, имели большие невыполненные (и невыполнимые!) обязательства, обусловленные большими объемами невозвращенных кредитов.

В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:

- внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;

- совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;

- содействовать развитию новых финансовых инструментов;

- продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

- обеспечение функционирования платежных систем;

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным Банком на три года вперед, с ежегодным уточнением, что связано с достижением в стране относительной макроэкономической стабильности, которая позволяет осуществлять прогнозы и разработку стратегических направлений на более длительный период с учетом ситуации в экономике и на финансовых рынках. Целевые показатели устанавливаются с использованием индекса потребительских цен. Наряду с ним для внутреннего анализа с 2004 года используется индекс «базовая инфляция», который элиминирует шоковое воздействие на уровень цен немонетарных факторов и показывает основные тенденции инфляционных процессов. С 2004 года выпускается ежеквартальный инфляционный отчет - Обзор инфляции.

В марте 2006 года приняты Основные направления денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на 2006-2008 годы. Национальный Банк определяет приоритетным направлением своей деятельности осуществление денежно-кредитной политики, ориентированной на обеспечение стабильности цен. Соответственно, будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.

Прогнозы основных макроэкономических показателей представлены на три года (2006-2008 годы) с детализацией мер, намеченных к реализации в 2006 году, что подчеркивает среднесрочную направленность данного документа. Показатели на последующие годы будут уточняться в конце текущего года.

Список использованной литературы:

1. Деньги. Кредиты. Банки. Под редакцией Г.С. Сейткасимова. Алмаы

1999.

2. Данные Национального Банка РК. www.nationalbank.kz

3. Данные Статистического Агенства РК

4. Журнал «Банки Казахстана» №6, №7, №8 2001г.

5. Данные Агенства Cтратегического Развития РК

6. "Развитие банковской системы Республики Казахстан за 10 лет независимости". Отчет Национального банка Республики Казахстан

Раева Р. "О банковской системе Казахстана" // журнал "Банки Казахстана", №6 (2001)

7.Парамонов В. "Развитие кредитно-банковской системы Казахстана" // интернет-газета "Навигатор", 6 июля 2000 г.

8. Бондарь Т. "Что происходит в банковской системе Казахстана (Становление банковской системы Казахстана обошлось без кризисов)" // ежемесячный деловой журнал "Финансист", №10 (2001)

9.Ахметжанова Г., Маханов Н. "Основные направления развития банковской системы Казахстана" // сборник "Транзитная экономика", №1 (1998).

10.Баишев Б. "Банки хотят подчинятся закону" // журнал "Аль Пари", №2 (1999)

11.Сейткасимов Г., Жамшиев Б., Воронина М. и др. "Банковская система Казахстана // сборник "Деньги, кредит, банки" (1996).

12.Жакипбеков С. "Нет дыма без огня" // журнал "Финансы Казахстана", №9 (1996)

13.Скворцов Я. "Ельдар Абдразаков: "Худший банковский менеджер - государство" (Как банкам Казахстана удалось завоевать доверие населения) // деловой еженедельник "Компания", №44 (22 июля 2002 г.)

14.Иконников А. "Очень крутой подъем" // журнал "КонтиненТ", №25 (25 декабря 2002 г.)

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.