реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Банковская деятельность и государственный банковский надзор

26

Банковская деятельность и государственный банковский надзор

Введение

Финансовая система стран с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры, несомненно, выступают банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг, которая выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

В странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Россия, развитие рыночных отношений порождает серьезные структурные изменения финансовых систем (в том числе банковских) как главного механизма финансово-кредитных отношений в государстве. Это выражается в возникновении новых, ранее не существовавших кредитных институтов, в модификации взаимоотношений кредитных институтов разного уровня, в изменении пропорций, специализации и динамики развития различных видов финансово-кредитных институтов. Специфика вышеобозначенных процессов определяется тем, что государства с переходной экономикой, с одной стороны, стараются учитывать национальные и исторические особенности формирования внутренней экономической системы, а с другой - пытаются ориентироваться на имеющийся опыт и примеры международного сотрудничества.

Банки играют исключительно важную роль в экономической жизни, и повышение эффективности и стабильности банковской системы представляет значительный интерес для общества. В этом смысле важными являются отдельные функции органов банковского надзора.

1. Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности.

Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального Банка и коммерческих банков: Федеральный Закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 26 апреля 1995 г. в редакции от 19 июня 2001 г. и Федеральный Закон "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. в редакции от 7 августа 2001 г.

В российском банковском праве получил закрепление принцип осуществления Центральным Банком функции пруденциального регулирования и надзора за деятельностью коммерческих и иных негосударственных банков. При этом целью такого регулирования и надзора выступает поддержание стабильного функционирования банковской системы в целом. Так, в ст.3 Закона о Центробанке указано, что основной целью деятельности Банка России является развитие и укрепление банковской системы РФ.

Оба закона содержат отдельную главу, подробно раскрывающую средства, пути реализации и цели поддержания стабильности и надежности банковской системы. Глава X "Банковское регулирование и надзор" Закона о Центробанке определяет, что Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений11Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.).

При проведении анализа российского банковского права необходимо обратить внимание на определение того круга субъектов, на который распространяется банковский надзор со стороны государства в лице Банка России. Российское законодательство употребляет три термина - "банк", "кредитная организация" и "небанковская кредитная организация".

Основная обязанность органа надзора часто зафиксирована в законодательных актах, заключается в защите интересов вкладчиков банка. Однако на практике данная обязанность значительно расширена и включает контроль за надежностью и стабильностью банковской системы. В ряде стран надзор может быть нацелен на обеспечение соблюдения кредитно-денежной политики или политики в отношении обменного курса.

Высшим правом, на котором основаны полномочия большей части органов надзора, является право выдавать юридическому лицу разрешение или лицензию на осуществление банковской деятельности, а также аннулировать разрешение или лицензию. Для того чтобы удовлетворять требованиям на получение банковской лицензии и получить ее, юридические лица обязаны следовать принципам осмотрительности. В разных странах эти принципы могут различаться в деталях; они могут быть в подробностях расписаны в законодательных актах, а могут быть даны в широком толковании, что позволяет органам надзора при рассмотрении конкретной ситуации действовать по своему усмотрению. Однако следующие основные требования в отношении выдачи разрешения соблюдаются в большинстве систем надзора:

- лица, осуществляющие контроль и управление банком, должны быть честны и заслуживать доверия, иметь определенные знания и опыт;

- банк должен располагать достаточными средствами, чтобы иметь возможность противостоять риску, присущему характеру и объемам его деятельности;

- банк должен иметь достаточный уровень ликвидности для восполнения оттока денежных средств.

Несоблюдение банком различных условий и требований для получения разрешения может стать причиной отзыва лицензии контролером. Однако отзыв лицензии, по сути, являющийся остановкой деятельности, может ускорить неплатежеспособность и, таким образом, как правило, является самой последней санкцией и применяется только когда становится очевидно, что исправительные меры невозможны. В качестве менее радикальной меры и в целях исправления незначительных недостатков органы надзора обычно располагают правом издания официальных распоряжений в адрес банка с требованиями предпринять меры по усилению отдельных направлений деятельности, например, путем привлечения дополнительного капитала или усовершенствования системы внутреннего контроля. Однако применение такого рода полномочий довольно редко, и обычно надзор осуществляется в виде неофициального руководства и убеждения.

Одним из основополагающих направлений при осуществлении совещательного надзора является контроль за достаточностью капитала. В большинстве стран требования в отношении минимального размера капитала при учреждении новых банков и проверке достаточности капитала являются составной частью постоянного надзора.

Банки подвержены различным рискам. Наиболее значительный из них в смысле накопленного предыдущего опыта понесения убытков - это кредитный риск, риск непогашения заемщиком взятого кредита. В обязанности органа надзора не входит руководство кредитной политикой банков, однако он заинтересован убедиться, что банки последовательно применяют эффективные процедуры анализа кредитов. Он также стремится обеспечить адекватное распределение риска путем исполнения правил, направленных на ограничение рисков при займах физическими лицами, кредитах промышленности или коммерческим структурам или конкретным странам. Органы надзора также стремятся контролировать и ограничивать диапазон прочих банковских рисков, таких, как риск ликвидности и финансирования, риск процентной ставки и инвестиционный риск, валютный риск и забалансовый риск. Все чаще контролеры пытаются разработать системы мер, позволяющие оценить вероятность подвергнуться конкретному риску. Часто данные системы служат основой для конкретных мер контроля или ограничения по различным категориям риска.

Одним из наиболее важных показателей стабильности банка, хотя наиболее трудным для оценки, является качество активов. Следовательно, исключительно важной для органа надзора является уверенность в том, что были созданы достаточные резервы, например, в отношении безнадежной и сомнительной задолженности. В то время как правильная оценка активов входит в обязанности руководства, часто решение этого вопроса зависит от определенной точки зрения, и орган надзора стремится убедиться в том, насколько правильна данная точка зрения. Например, орган надзора может стремиться получить гарантию того, что банки правильно оценивают риск, возникающий при кредитовании стран с высоким показателем задолженности, например, путем разработки условий и требований по созданию достаточного уровня резервов.

Точность и осмотрительность при оценке активов являются исключительно важными для органа надзора, поскольку они непосредственно влияют на определение размера чистых активов банка и размеров собственных средств (капитал плюс нераспределенная прибыль). Как уже указывалось, капитал широко используется в качестве стандарта для сравнения или минимизации рисков. В общем, до проведения своей собственной независимой проверки орган надзора в вопросе правильной оценки активов в большой степени полагается на суждения руководства и на аудиторскую проверку данной оценки.

Органы надзора придают огромное значение наличию у банков хорошо спланированной организационной структуры, а также эффективной информационной системы и системы контроля для целей управления рисками. Органы надзора также следят за должным ведением бухгалтерских записей и применением стандартных учетных процедур для того, чтобы:

- вся банковская деятельность осуществлялась эффективно и рационально;

- руководство имело прочную базу для осуществления контроля и планирования различных взятых на себя рисков;

- снизить вероятность мошенничества со стороны сотрудников, руководства или клиентов11Ерпылева Н.Ю. Банковское право России: современные проблемы // Гражданин и право, № 1, 2, 2002. С. 24..

Органы надзора озабочены тем, чтобы качество руководства соответствовало характеру и объему деятельности. В странах, где инспекции на местах проводятся регулярно, проверяющие имеют возможность заметить первые признаки, указывающие на проблемы в руководстве. В других странах контролер регулярно проводит с руководством беседы и использует прочие возникающие возможности для контактов. Каков бы ни был характер нормативной базы, контролер должен использовать все возможности для того, чтобы составить свое мнение по вопросу компетентности руководства и убедиться, что он правильно понимает стратегию руководства. Он также должен выяснить, насколько хорошо банк оснащен для выполнения своей роли в плане опыта и компетентности сотрудников, а также оборудования и средств, находящихся в его распоряжении.

В зависимости от правил осуществления надзора способы, гарантирующие их соблюдение, отличаются в разных странах. По сути, существуют два основных подхода:

- проверка на местах;

- сбор и интерпретация регулярной отчетности и прочей статистической информации.

Системы надзора применяют оба подхода, хотя степень предпочтения, которая отдается одному или другому подходу, в разных странах различна.

Проверки на местах требуют привлечения значительных ресурсов органов надзора и могут, за исключением очень небольших банков, регулярно проверять лишь небольшую часть деятельности организации. В ряде стран процедуры проверки концентрируются на качестве кредитных активов и подтверждающей их документации, а также адекватности системы внутреннего контроля, созданной руководством. Если используются системы классификации кредитов, то обычно инспектора будут проверять на выборочной основе кредиты с целью определения правильности их классификации. Также инспектора должны уделять внимание политике в отношении резервов по безнадежной и сомнительной задолженности и делать заключение относительно достаточности резервов в свете состава кредитного журнала. В случае банков с широким спектром деятельности или сложной структурной сетью следует уделить внимание тому, насколько всеобъемлющими являются контроль и управление рисками в целом. В особых случаях, когда органы надзора уже знают о наличии конкретных проблем, проверка будет узконаправленной.

2. Статья 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.) гласит, что Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора обязан обеспечивать поддержание стабильности банковской системы РФ и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Предметом банковского надзора является соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а именно:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

- замены руководителей кредитной организации;

- осуществления реорганизации кредитной организации;

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи. Для осуществления надзорных функций Банка России в его структуре должен быть создан Комитет банковского надзора - специальный, действующий на постоянной основе орган Банка России, объединяющий структурные его подразделения, которые обеспечивают выполнение надзорных функций Банка России11Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Г.А.Тосунян, А.Ю. Викулин) - М.: Издательство "Дело", 2003. С. 56..

Комитет банковского надзора является частью единой централизованной системы Банка России, имеющей вертикальную структуру управления. В связи с этим руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров, а структура Комитета утверждается Советом директоров Банка России.

Для осуществления функций банковского надзора Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации. Поступившая от кредитных организаций информация по их конкретным операциям не подлежит разглашению без согласия соответствующей кредитной организации. Данное правило распространяются и на информацию, собираемую Банком России и передаваемую им по поручению Правительства РФ международным организациям.

Банк России не вправе требовать от кредитных организаций предоставления не предусмотренной федеральными законами информации о клиентах кредитных организаций и об иных третьих лицах, не связанной с банковским обслуживанием указанных лиц.

Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ. Для составления банковской и денежной статистики, платежного баланса РФ, а также для анализа экономической ситуации в стране Банк России имеет право запрашивать и получать необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и юридических лиц.

По результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки. В этом акте отражаются все основные выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки.

Указанный акт проверки передается вместе с докладной запиской, в которой кратко характеризуется состояние дел в проверенной кредитной организации (филиале), сообщается о фактах, имеющих значение для целей надзора, но не отмеченных в акте проверки, а также приводятся данные о мерах, принятых кредитной организацией (филиалом) по устранению выявленных нарушений и недостатков. В случае если ситуация в проверенной кредитной организации (филиале) требует применения к ней установленных мер воздействия, то руководитель рабочей группы может внести предложения о применении таких мер.

Руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший данную проверку, обязан не позднее чем в 2-недельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке - в месячный срок после подписания акта проверки рассмотреть этот акт и принять по нему решение.

Указанное решение принимается на основании заключения соответствующего подразделения банковского надзора и с учетом мнения подразделения, проводившего данную проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению выявленных недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделениями банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

Служащие центрального аппарата Банка России и его территориальных учреждений, принимавшие участие в проверках кредитных организаций (филиалов), а также ознакомленные с материалами проверок, несут установленную законодательством ответственность за нарушения законных прав кредитных организаций и их клиентов.

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов:

- предупредительные;

- принудительные.

Конкретный состав применяемых мер воздействия может как включать меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов.

Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией Банка России № 59, производится надзорными органами самостоятельно исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом:

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.