реферат бесплатно, курсовые работы
 

Банки в управлении государственным долгом России

Выводы для России.

Наиболее привлекательной, из перечисленных с точки зрения российских властей, может, является схема реструктуризации по "плану Бреди", которая предусматривает списание 30-35% от общей суммы долга, а также оказание кредитной поддержки со стороны международных финансовых организаций. Несмотря на то, что некий аналог этой схемы уже применялся при реструктуризации долгов бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, шансы РФ на вторичную реструктуризацию бумаг типа Prin нельзя считать равными нулю. Во-первых, в момент реструктуризации долгов бывшего СССР никакого их списания фактически не произошло, поэтому Россия вполне может рассчитывать на ослабление долгового бремени путем "прощения" части долга. Во-вторых, обмен Prin на облигации типа Brady bonds, частично обеспеченных US T-Bills, по мнению непосредственных участников рынка, - достаточно привлекательная операция. В-третьих, РФ может предложить в качестве дополнительного объекта обмена облигации с варрантами, обеспеченные поставками природных ресурсов, что может заинтересовать определенную часть инвесторов.

2. Анализ деятельности банков по управлению государственным долгом

2.1 Экономическое положение СССР

Долг Парижскому и Лондонскому клубам.

Резкое ухудшение экономической ситуации, обусловленное слабостью внутренне присущей плановой экономике, и грубыми просчетами в экономической политике, вынуждали советское руководство прибегать к значительным заимствованиям за рубежом. Хотя в период с 1985 по 1989 гг. основная часть заимствованных средств направлялась на инвестиционные цели, проблемы советской экономики, носившие системный характер, не позволили достичь сколько-нибудь значительного повышения производительности труда. Средства, заимствованные на Западе в 1990-1991 гг., были большей частью использованы для обеспечения населения потребительскими товарами с помощью импорта. По состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга Советского Союза оценивалась в 107,7 млрд. долл. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. В течение 1993 г. новые государства согласились передать Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам. Оказавшись перед необходимостью выплатить более 40 млрд. долл. в течение 1992-1993 гг. российское правительство обратилось к государствам и банкам-кредиторам с просьбой о реструктуризации долгов. В результате длительных переговоров членами Лондонского и Парижского клубов порядок и сроки погашения долгов, унаследованных Россией от Советского Союза, были пересмотрены.

Основные методы решения долговых проблем у клуба, следующие: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов. Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности Польши, Болгарии, Румынии, Венгрии и др. Россия реструктурировала свой долг одной из последних, она была осуществлена в 1997 году. Но, уже в конце 1998 года Россия запросила новые отсрочки платежей.

Переговоры с Лондонским клубом завершились в 2000 году подписанием нового соглашения. Хотя в результате реструктуризации задолженности в размере около 29 млрд. долларов было списано более 10 млрд. долларов, общая сумма выплат по этому виду долга в течение 2000 - 2030 годов должна составить свыше 43 млрд. долларов. Взамен списания Россия была вынуждена согласиться на переоформление долговых обязательств в еврооблигации. Статус последних не позволяет провести их дальнейшую реструктуризацию.

Реструктуризация долга Лондонскому клубу изменила структуру российского долга, в котором увеличилась доля чистого российского происхождения. Одновременно в долговых обязательствах возрос удельный вес рыночного сегмента долга - бумаг, котирующихся на вторичном рынке. Эти бумаги можно выкупать, конвертировать их в акции и другую собственность.

В 2001 - 2007 годах по оригинальным обязательствам с учетом уже проведенной реструктуризации Лондонскому клубу необходимо было выплачивать не менее 13 млрд. долларов ежегодно. А рекордным был 2003 год, когда платежи составили 18 - 19 млрд. долларов. Для того чтобы выдержать эту нагрузку, необходимо было резко увеличить доходы бюджета или сократить социальные программы. Первое правительство сделать не могло, а второе - не хотело.

К обязательствам России перед Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованным правительственными страховыми организациями. Парижский клуб, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет около двух десятков стран - крупнейших мировых кредиторов. Двойственное положение нашей страны заключается в том, что мы выступаем здесь в качестве должника одних стран (37 млрд. дол.) и, одновременно, кредитора других (50 млрд. дол.).

В процессе распада бывшего СССР кредитные линии, предоставленные правительствами развитых стран «под перестройку», продолжали действовать (в отличие от займов коммерческих банков), продукция поступала всем бывшим союзным республикам, в то время как обслуживание накопленного долга осуществлялось только за счет средств Российской Федерации. В рамках базового соглашения (1996 год) по долгосрочной реструктуризации официальной задолженности России заключены двусторонние межправительственные соглашения с 18 странами. Кроме того, подписано свыше 60 межбанковских соглашений о порядке учета и погашения задолженности и почти столько же коммерческих контрактов по выверке сумм задолженности. Отсроченный долг подлежал погашению с 2002 по 2020 г. нарастающим, а затем убывающим графиком платежей.

Классификация государственного долга Законом о федеральном бюджете на 1 января 1998 г. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации установлен в размере 630 трлн. руб., а государственного внешнего долга - в размере 136,8 млрд. долл.

При этом предполагается, что платежи по обязательствам перед Парижским и Лондонским клубами будут производиться в соответствии с достигнутыми соглашениями. Планировалось, что при завершении реструктуризации внешнего долга бывшего СССР только 16,5% невыплаченной на 01.07.96 суммы внешнего долга было бы погашено в период до 2001 г. Общая величина расходов по обслуживанию внешнего долга уменьшается с 8,2 млрд. долл. в 1996 г. до 7,5 млрд. в 1997 г., возрастет до 9 млрд. в 1998 г. и 12,2 млрд. долл. в 1999 г. в основном за счет погашения капитальной суммы долга МВФ.

2.2 Анализ экономического положения России в 2004-2007гг.

Анализ социально-экономического развития России разработан по двум сценариям: первый - умеренный - основан на менее благоприятной внешнеэкономической коньюктуре и внутренних условий, а второй - на благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов.

К внешним условиям относят: динамику мировых цен на нефть, темпы роста мировой экономики, объем выплат по внешнему долгу и др. показатели. К внутренним условиям, независящим от политики государства, по крайней мере, в коротко срочной перспективе, относят: демографическую ситуацию, высокую капиталоемкость и ресурсоемкость промышленного производств, изношенность основных фондов. Ряд показателей находится под воздействием экономической политике Правительства РФ: инфляция, реальный курс рубля, тариф на продукцию естественных монополий, налогообложение.

Оба варианта предусматривали улучшение основных макроэкономических показателей. В первом варианте предусматривалось увеличение к 2007 году: ВВП на 3,8% (во втором 5,2%), инфляция - 10,4% (10,2%), инвестиции 6,6%(8,0%), реально располагаемые доходы населения - 6,7%(8,1%). Курс доллара США прогнозировали 27,3 руб. за 1 доллар США (такой курс используется при определение расходов в сфере международной деятельности). И, следовательно, уменьшение с 2006-2007 г. выплат по государственному долгу, что свидетельствует график выплат по внешнему долгу в 2001 - 2010 гг. [Приложение 2]

В Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2003 г. Ставилась задача удвоения ВВП страны за десятилетие. Для этого среднегодовые темпы роста экономики должны были составлять 7 - 8 %, что превышало как фактические, так и плановые показатели с 2000 по 2005 г.

В этом прогнозе отмечалась необходимость оптимизации уровня цен и тарифов на продукцию естественных монополий. Параметры повышения тарифов должны соответствовать возможностям экономики и не приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. Для обеспечения целевого уровня инфляции в 2004-2007 гг. вклад повышения тарифов на продукцию и услуги в прирост потребительских цен не превышал 2,5-3,5% в год.

Эти показатели играют важную роль в развитии экономики России и регионов. Но для ускоренного развития необходим существенный рост производительности труда. По оценкам правительства, за 2002 г. производительности труда возросла на 6,7%,а за первые пять месяцев 2003 г. - на 12,1%. В топливной, медицинской промышленности, черной металлургии и металлообработке, машиностроении производительность труда росла несколько опережающими темпами. Но рост производительности связан не только с большой отдачей работников, но и с другими факторами - выводом бизнеса из тени, изменениями методик расчетов и др. Поэтому в среднесрочной перспективе сохранить такой рост будет не просто. Роль государства в рыночной экономике заключается в создании благоприятных условий развития бизнеса, а производительность труда, в конечном счете, определяется на микроуровне и зависит от использования современных средств производства, повышения квалификации работников и качества управления, как в сфере производства, так и сбыта продукции.

В 2003 - 2005 гг. успешную экономическую политику обеспечивают высокие цены на энергоносители, которые являются главным источником превышении доходов над расходами федерального бюджета, формирования Стабилизационного фонда и, как следствие, уменьшения внешнего долга страны.

3. Развитие роли банков в управлении государственным долгом

3.1. Основные проблемы организации и функционирования государственного долга к России

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путем государственных заимствований порождает государственный долг. Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг возникает в результат размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные казначейские обязательства (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные - ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет).

Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран.

Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.

Возникновение и рост государственного долга обусловливают необходимость управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение их первоначальных условий, например срока, процента и др. Как правило, правительства стремятся максимально отодвинуть во времени выплату задолженности, поэтому чаще всего конверсия сводится к превращению краткосрочных займов в средне- и долгосрочные обязательства. Существуют несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец государственной ценной бумаги может выбирать: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить бумагу. При принудительной конверсии владелец обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий. Конверсия обычно осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга производится путем продления срока действия кратко и среднесрочных займов или путем унификации ранее выпущенных кратко и среднесрочных займов в один долгосрочный заем. Так формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов. Это приводит к тому, что отодвигаются сроки выплат по долгу. Погашение старой государственной задолженности с помощью выпуска новых займов называется рефинансированием.

В экономической науке государственный долг принято определять как все непогашенные долговые обязательства государства (включая процентные платежи) по отношению к частным лицам и институтам внегосударственного сектора, а также к иностранным государствам. Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме, выпуска долговых обязательств для оплаты закупок, принятия на экономических единиц, "безденежного" выпуска долговых обязательств.

Принципиально разные правовые и экономические подходы практикуются в отношении внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией, и вновь возникающего ее долга. Если правовой режим первого задан спецификой заключенных международных договоров, то использование особых экономических подходов и порядка отражения второго в бюджетной отчетности вряд ли оправдано.

Серьезная проблема, связанная с долгом бывшего СССР, обусловлена той ролью, которую исторически играл Внешэкономбанк в расчетах с иностранными кредиторами. Как показали проверки, проведенные Счетной палатой РФ, Внешэкономбанк - агент правительства Российской Федерации по обслуживанию внешнего долга и управлению долговыми активами бывшего СССР и агент правительства по обслуживанию внутреннего валютного займа РФ в течение 1992-1996 гг. до сих пор функционирует вне пределов правового поля и крайне посредственно справляется с возложенными на него функциями. Статус Внешэкономбанка можно привести в соответствие путем внесения изменений в федеральное законодательство.

Операции правительства по размещению еврооблигаций, а также реализуемые Центральным банком РФ механизмы допуска нерезидентов на рынок внешних заимствований (ГКО-ОФЗ) не получили должной экономической и правовой оценки. Влияние данных кредитных потоков на платежный баланс России остается неизученным.

Необходимо отметить, что информация о мероприятиях, проводимых правительством и его агентами по урегулированию вопросов, связанных с российскими внешними долгами и активами, необоснованно закрывается и практически недоступна даже для аудиторов Счетной палаты РФ. Это крайне затрудняет финансовый мониторинг, усложняет контроль над подобными операциями, стимулирует злоупотребления.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства в следующих формах:

* кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

• государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;

• договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

• переоформленные долговые обязательства третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

• соглашение и договоры, в том числе международные заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации (это погашение долговых обязательств с одновременным осуществление заимствований или принятием других долговых обязательств установлением других условий обслуживания и сроков погашения) долговых
обязательств прошлых лет.

3.2 Решение проблемы государственного долга

Важную роль в управлении государственным долгом играет вторичный рынок государственных облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Как правило, операции на первичном и вторичном рынках государственных облигаций осуществляются дилерами (первичными, официальными), среди которых крупнейшие инвестиционные и универсальные банки. Суммы, которые государство получило взаймы, должны быть по истечении срока возвращены кредиторам. Погашение государственных займов, а также выплата процентов в настоящее время производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях резкого роста государственной задолженности правительства редко погашают займы за счет текущих доходов. Нередко они выпускают новые займы, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Такой способ погашения государственных займов называется рефинансированием и связан с конверсией и консолидацией.

В ряде стран к управлению государственным долгом относятся и попытки ограничить его рост путем установления лимита (потолка, максимального значения). В США до Первой мировой войны конгресс принимал решение о каждом дополнительном выпуске и размещении облигаций займа. В 1917 г. был осуществлен переход к практике установления его потолка. В ряде стран (ФРГ, Франции, Великобритании) ограничений на абсолютный размер долга нет. Главным является показатели его прироста за год, т. е. разница между суммой выпущенных и погашенных в данном году займов; при этом указанный прирост не может превышать объем предусмотренных в данном году ассигнований на капитальные вложения в федеральном бюджете и бюджете земель (ФРГ).

Операции по управлению государственным долгом тесно связаны с массовым исполнением бюджета и выполняются обычно эмиссионными банками. Эти банки участвуют в выпуске займов, выплате процентов по ним (оплачивают выигравшие облигации по выигрышным займам и проценты по процентным займам), а также производят оплату облигаций, подлежащих выкупу (часто суммы выплачиваемых процентов по государственному долгу превышают суммы его чистого прироста).

Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Как уже
отмечалось, изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности, называется конверсией. Чаще при конверсии правительство меняет размер номинального процента, иногда уменьшая его и ставя целью снижение государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Довольно часто государство, не изменяя доходность облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга. Консолидация займов, как правило, проводится одновременно с их унификацией, т. е. объединением нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Помимо этих основных методов управления государственным долгом, правительство может выкупать займы, обращающиеся на рынке ссудного капитала, давая такое поручение центральным и коммерческим банкам. К мероприятиям по управлению государственным долгом относятся также и поддержание курса государственных ценных бумаг путем проведения определенной финансово-кредитной политики.

Своеобразным способом решения проблемы государственного долга является банкротство, когда государство аннулирует заем или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств. Примером массового государственного банкротства был отказ от уплаты межсоюзнических долгов после Первой мировой войны (или отказ Советской России от внешних и внутренних обязательств по государственному долгу Российской империи и долгам Временного правительства). Следует отметить, что аннулирование государственных долгов носит экстраординарный характер и практически не применяется развитыми странами.

Важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется конъюнктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по государственным ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.п. Политика правительства не всегда направлена на удлинение срока заимствования. Доход по долгосрочным займам содержит в себе и определенную часть премии за риск. В тех случаях, когда она становится слишком большой, правительствам выгоднее размещать короткие займы. Эта политика может меняться на различных отрезках времени.

За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Вместе с тем управление государственным долгом еще не вышло на современный уровень, отсутствует обоснованная долгосрочная концепция управления государственным долгом.

С точки зрения повышения эффективности работы системы управления государственным долгом, устранения существующих проблем и противоречий необходимо:

1. Принятие Концепции управления государственным долгом.

2. Разработка как среднесрочной, так и долгосрочной долговой политики в непосредственной связи с денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой.

3. Организация прозрачного и полного учета государственного долга по всем видам обязательств и операциям с ними, создание единой базы данных и единой системы управления государственным долгом.

4. Продолжение работы по созданию нормативной и организационной базы для учета и управления задолженностью субъектов Российской Федерации.

5. Создание системы мониторинга и управления частной и корпоративной задолженностью.

6. Управление государственным долгом должно быть тесно связано с управлением активами.

7. Повысить транспарентность операций Минфина России и его агентов.

В данной связи в Бюджетный кодекс Российской Федерации целесообразно внести поправки, обязывающие Минфин России регулярно публиковать основную информацию о состоянии государственного долга Российской Федерации.

Должны быть разработаны законодательные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, ограничивающие применение непрозрачных схем по зачету налогов и других недоимок платежеспособным корпоративным структурам за погашение внешнего долга или наращивание зарубежных активов (выкуп долга, экспортные поставки в счет погашения долга или в счет государственного кредитования).

Кроме того, целесообразно законодательно закрепить предоставление всех расчетных материалов по государственному долгу к проекту закона о федеральном бюджете на очередной год для проведения его качественной экспертизы.

8. Разработать нормативное обеспечение координации действий всех участников долговой политики.

9. Обеспечить нормативное закрепление показателей долговой устойчивости, используемых Внешэкономбанком для оценки внешнего долга; разработка и утверждение подобной системы показателей для внутреннего долга.

10. Разработать и внедрить систему показателей оценки эффективности управленческих решений в сфере государственного долга.

Необходима также разработка проектов стандартов аудита эффективности, технологии мониторинга и анализа государственного долга, методики проведения специальных контрольных мероприятий, направленных на оценку качества решений Правительства Российской Федерации в части управления государственным долгом.

11. Создать нормативную и организационную базы для осуществления оперативного управления госдолгом с использованием преимуществ вторичного рынка долговых обязательств.

12. Решить вопросы урегулирования возврата задолженности перед федеральным бюджетом конечных заемщиков кредитных средств.

13. Создать действенную систему оценки и предупреждения негативного воздействия рисков, присутствующих в процессе управления государственным долгом.

14. В правовом регулировании нуждается порядок применения операций реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, акции и т. п., а также секьюритизации займов.

15. В действующем законодательстве также отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.

Заключение

Положение банкротства по выплате внутренних и внешних займов государства привело к обвалу банковской системы, фондового рынка и ещё больше усугубило состояние реального сектора экономики. Меры по выходу из глубокого затяжного экономического кризиса в России остаются всё теми же - создание условий для нормального развития промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса - как основных источников налоговых доходов бюджета. В ближайшие годы принципиальными задачами фискальной политики являются: проведение налоговой реформы (ввод в действие налогового кодекса, повышение собираемости налогов); сокращение не эффективных бюджетных расходов и увеличение социальных расходов, важных в аспекте стимулирования экономического роста (на науку, образование, медицину). И особенного внимания, конечно же, требует ограничение наращивания нового долга.

После изучения материалов по данной работе, можно сделать следующие выводы:

· понятие и сущность государственного долга тесно переплетаются с бюджетной сферой и кредитными отношениями, кроме того, все это жестко регулируется финансовым правом;

· понятия внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются. Этот процесс ускоряется при использовании такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте;

· причинами возникновения государственного долга, как правило, являются тяжелые периоды для экономики: войны, спады и т.д.;

· большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют краткосрочные заимствования именно и, в том числе, из-за этого на протяжении последних десяти лет так часто возникал вопрос о реструктуризации задолженности;

· отсутствует система долгового управления, долгами в России занимаются Министерство Финансов, Внешэкономбанк, частично Центральный Банк. То есть не существует единого органа, который занимался исключительно проблемами долга, хотя подвижки в этом вопросе есть;

· погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение;

· правительство стало осознавать проблему предстоящих значительных выплат внешнему долгу в ближайшие годы. Об этом свидетельствует прописанный в бюджете механизм создания финансового резерва, и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами;

· выдаваемые России кредиты принесли ей мало пользы, но привели увеличению долгового бремени.

Список используемых источников

1. Годин А.М., Максимова Н. С., Подпорина И. В. и др. Бюджетная система РФ: Учебник. - 3е изд., испр. и доп. 2006г. - 568с.

2. Курьеров В. Г., Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.

3. Афонцев С., Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7, с 5-18.

4. Большаков В., Платить, судя по всему, придется, и Россия должна об этом знать // Правда, 1994 г., №118, с 6.

5. Костюк В. Н., История экономических учений, Москва: Центр, 1997 г., 224 с.

6. Лаврушин О.И. Банковское дело-М., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2002г.

7. Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики// Деньги и кредит, 1995г., №6, с 4.

8. Власов А.В. Внешнеэкономические отношения России: внешний долг. //Деньги и кредит, 2002г., №10, с 7.

9. Дж. Д. Сакс. Макроэкономика. Глобальный подход. М., изд. «Дело», 1996г., с 46.

10. Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит, 1995г., №6, с 10.

11. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В. В. Ковалева. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006г.,с 568.

12. Курс экономической теории. // под ред. Чепурина., Москва: АСА, 1996 г., 624 с.

13. Курьеров В. Г., Внешнеторговая политика, иностранные инвестиции и внешний долг России. // ЭКО, 1999г., №9, с 16-31.

12. Симановский А.Ю. Банковский сектор в переходной экономике России// Деньги и кредит, 1999г., №11, с 26.

13. Банковское дело. / Под ред. О.И.Лаврутина. -- М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992г., с 342.

14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997г.

15. Управление финансами в коммерческих банках; Перевод с английского /Под ред. P.Я. Левиты.

16. Эдвин Долан, «Микроэкономика».- С.-Петербург, 2002г.

Приложение 1

Структура государственного внешнего долга РФ, млрд. долл.

Статья внешнего долга

01.01.2000

01.01.2001

01.01.2002

Государственный внешний долг( включая долг бывшего СССР)

152,0

150,1

149,8

По кредитам правительства иностранных государств

66,5

66,0

65,3

В том числе:

Задолженность официальным кредиторам Парижского клуба

48,6

48,4

48,3

Задолженность бывшим странам СЭВ

14,6

14,5

14,1

По кредитам иностранных коммерческих банков и фирм

39,4

39,1

39,1

В том числе:

Задолженность кредиторам Лондонского клуба

30,1

29,8

29,8

По кредитам международных Финансовых организаций

19,4

18,3

19,7

Государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте

26,7

26,7

25,7

В том числе:

Еврооблигационные займы

15,6

15,6

14,6

ОВВЗ

11,1

11,1

11,1

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.