реферат бесплатно, курсовые работы
 

Антикризисное управление в кредитных организациях

Существенным фактором сокращения кредитных рисков являются резервы по ссудам. Источником создания резервов в зависимости от категории ссуды являются доходы и чистая прибыль. Однако в настоящее время в банковском законодательстве существуют возможности снизить объемы средств, направляемые в резервы по ссудам, так как банки по своему усмотрению классифицируют ссуды по категориям, а затем недоначисляют резервы. Это чаще всего позволяют себе слабые банки с низкой рентабельностью, доходность которых имеет тенденцию к снижению. Занижая коэффициенты рисковых оценок, банки получают возможность завуалировать неэффективность своей деятельности. Это ведет к искажению финансовой отчетности, создавая на время видимость благополучия в банке.

Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал сам Центральный Банк [18, 30, 32, 33, 36, 40]. Определив экспертным путем кризисное состояние кредитной организации, а также принимая во внимание, что банк с подобными показателями и тенденциями в работе может в самом скором будущем доставить серьезнейшие проблемы как региону, в котором он работает, так и свои клиентам, Центральным Банком России или его Региональным подразделением, если они заинтересованы в эффективном функционировании данного кредитного учреждения (допустим, оно является одним из составляющих звеньев экономики региона или отрасли, на нем завязаны большинство каких-либо платежей и проч.), может быть принято одно из следующих решений (все нижеуказанные четыре категории мы можем отнести к основным принципам санации (т.е. восстановления финансового состояния) кредитного учреждения):

ЦБР имеет право направить предписание о замене руководителей и главного бухгалтера банка с целью коренного пересмотра общей политики банка;

ЦБР может стимулировать мероприятия по реорганизации банка;

ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к реализации программы банкротства;

ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать программу финансового оздоровления кредитного учреждения;

Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы реорганизовать банк

Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и силами самого банка (существующей администрации).

Естественно, ЦБ хотелось бы чтобы банк сам пытался решить свои проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене руководства - это, по существу, последняя инстанция, на которую может опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка.

Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое положение такого банка.

3.1. Санация кредитной организации

Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организа-ции (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требо-ваниями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 “О планах санации кредитных организаций” и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 “О методических рекомендациях по составле-нию планов санации кредитными организациями”, от 28.05.1997 № 457 “О критериях определения финансового состояния банков”.

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной ор-ганизации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстанов-ления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кре-дитной организации в результате выполнения мероприятий по ее фи-нансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной ор-ганизации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рас-считывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возмож-ных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитора-ми и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и не-устойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, по-ручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был со-вершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредит-ной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющих-ся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на осно-ве показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвид-ных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения ме-роприятий по ее финансовому оздоровлению проверя-ется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действу-ющего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем ме-роприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и лик-видности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хо-зяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполне-ние ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по струк-туре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это по-зволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

При оценке реальности мероприятий, предусматривающих по-вышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и по-зволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти на-правления бизнеса, возможности направлять свободные денежные сред-ства в какие-либо активные рентабельные операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организа-ции, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обес-печить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть по-крыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление лик-видности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной ор-ганизацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует ис-ходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депони-руемые в Банке России, и резервный фонд.

Важным моментом в рабо-те с банками, имеющими внешние признаки банкрот-ства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей сани-рования и установления не-посредственно на месте ре-ального финансового состоя-ния в случае, когда бухгал-терская отчетность банка вызывает сомнения в воз-можности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Глав-ным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установ-лено отсутствие реальных возможностей восстановле-ния платежеспособности, а в восьми -- даны положи-тельные заключения о воз-можности финансового оздо-ровления.

В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от- носится работа в них Времен-ных администраций, создава-емых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управле-нию банками с внешними признаками банкротства, следует признать, что в боль-шинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных адми-нистраций было неоправдан-ным, так как осуществлялось в практически недействую-щие кредитные организации, а проведенный анализ их фи-нансового состояния свиде-тельствовал, что санации они не подлежат.

Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.

3.2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения

Разработка плана финансового оз-доровления -- ответственный этап в процедуре сана-ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан-ковского санирова-ния планы в перво-начальном вариан-те не соответство-вали требованиям Банка России, из-ложенным в указа-ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. “О пла-нах санации кредитных ор-ганизаций” и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до-работку.

Какие же ошибки и недочеты наибо-лее часто встречаются в пла-нах санации?

ориентация на недостовер-ный бухгалтерский баланс. Составителям планов сана-ции необходимо точно пред-ставлять размеры дефицита финансовых средств у того или иного банка, иначе пла-нируемые меры окажутся не-адекватными. Поэтому очень важно, чтобы в балансе были достоверно отражены как ак-тивные, так и пассивные операции, вынесены на просрочку невозвращенные ссуды и неуплаченные проценты по ним, созданы в полной мере, в соответствии с действую-щими правилами, резервы под выданные ссуды и под вложения в ценные бумаги, полностью сформирован ре-зервный фонд и оплачен ФОР. В итоге, если в балансе отражены реальные размеры убытков банка, то реальной окажется и величина мини-мально необходимого капита-ла, при которой обязатель-ные экономические нормати-вы будут выполняться;

нежелание или отсутствие возможностей у собственников кредитных организаций осуществлять соответствующие меры, направленные на оздоровление ситуации в их банке. Кроме того, нередки случаи, когда собственники банков, являющихся фактически банкротами, не имея ресурсов для их оздоровления, не передают контроль над банками инвестору, готовому осу-ществить мероприятия по финансовому оздоровлению.

деклара-тивный характер, т.е. отсут-ствие документов, подтверж-дающих реальность заплани-рованных мероприятий. На-пример, если идет речь об увеличении уставного капитала, то необходимо представить протокол общего собрания акционеров банка, приняв-шего такое решение, с указа-нием сроков его выполнения и инвесторов, желающих увеличить уставный капитала банка; их письма, подтверждающие осведом-ленность о реальном финан-совом состоянии банка, бух-галтерские балансы, заве-ренные в ГНИ, с наличием чистых активов, достаточ-ных для инвестирования в уставный капитал банка, ко-пии аудиторских заклю-чений. Запрашиваются также до-кументы, подтверждающие факт представления на реги-страцию проспекта эмиссии ценных бумаг, отчета о ее вы-полнении, нового состава ак-ционеров или участников, из-менения величины уставного капитала. В приложения к плану санации должны быть вклю-чены такие копии договоров банка: о переуступке прав требований, о. переоформле-нии краткосрочной кредит-ной задолженности в долго-срочную, цессии, определе-ния арбитражного суда по взысканию с должников вы-данных банком ссуд и дру-гие документы, подтверж-дающие выполнение банком мероприятий плана сана-ции. В плане санации должен содержаться график выполнения банком тех или иных мероприятий и дости-жения определенных целе-вых установок. При наличии указанных недостатков пла-ны санации возвращаются на доработку с требованием представить подтверждаю-щие документы. Если план финансового оздоровления отвечает предъявляемым требованиям, он принимается Главным управлением;

на сегодняшний день объек-тами санирования являются банки, отнесенные к 4-й груп-пе проблемности, то есть име-ющие внешние, ярко выраженные признаки бан-кротства. Во многих из этих банков убытки и дефицит финансовых ресурсов так ве-лики, что невозможно найти инвесторов для восстановле-ния платежеспособности. Поэтому представляется целесообразным, чтобы Цен-тральный банк подключался к организации банковского санирования в тот момент, когда кредитные организа-ции еще не вошли в стадию банкротства и когда имеется больше возможностей для их финансового оздоровления, то есть необходимо начинать процедуру санации в банках, отнесенных к 3-й группе про-блемности.

Несовершенство банковского законодательства проявляется и в том, что некоторые негативные моменты деятельности кредитной организации, способные нанести серьезную угрозу банку, никак не отражаются в банковском законодательстве. Это происходит в том случае, когда учредители или акционеры банка так тесно связаны между собой (через капиталы или руководящие органы), что определить, каким имуществом владеет данный банк не всегда представляется возможным, а при банкротстве банка ликвидационная комиссия сталкивается с фактом аренды большей части основных средств банков у фирм-акционеров, которые таким способом создают гарантии своих средств, размещенных в банке. Интересы кредиторов в этом случае не являются равными и поэтому необходимо решить эти вопросы на законодательном уровне.

В результате того, что потребности экономики на первых этапах развития рыночных отношений диктовали необходимость значительного увеличения числа кредитных организаций, система получения лицензии на проведение банковских операций отличалась особым либерализмом. Было зарегистрировано значительное число банков, ориентированных только на быстрое получение прибыли даже при очевидном мошенничестве. Такие банки не были нацелены на поддержание своей устойчивости, не имели определенных целей и долгосрочной политики, не вырабатывали тактику работы с клиентурой, базирующуюся на длительных отношениях, а иногда и осуществляли деятельность в неприспособленных помещениях, часто меняли свои юридические адреса, прекращая работу без извещения кредиторов и вкладчиков. Для разрешения проблем с такими банками, кроме ужесточения правил регистрации, необходимо становление полноценных профессиональных служб как внешнего аудита банков, так и служб внутреннего аудита в самих коммерческих банках.

Для преодоления негативных тенденций состояния проблемных банков, а также разрешения вопроса эффективности отечественной банковской системы в целом в настоящее время необходимо определить показатели структурообразующих (социально значимых) банков, крах которых повлечет возникновение системного кризиса в банковском секторе. Для поддержания нормальной работы данной категории банков необходимо дифференцировать показатели ликвидности и по возможности усилить контроль за их деятельностью.

Кроме того, необходимо выработать эффективный механизм поддержки действующих банков путем развития операций рефинансирования со стороны центрального банка. Значительные объемы средств, уже задействованные коммерческими банками в операциях с векселями, ставят для Центрального банка России задачу разработки порядка переучета векселей. Помимо этого необходимо кроме развития ломбардного кредитования совершенствовать практику выдачи расчетных кредитов и прием средств на депозит Центральным банком на краткосрочной основе. Данная система рефинансирования признана эффективной в большинстве экономически развитых стран и вполне могла бы быть применена и в наших условиях.

Для усиления ответственности сотрудников и руководства коммерческих банков за результаты своей работы возможно введение дополнительных регулирующих мер. В международной практике применяется система штрафов работников, допустивших ошибки в своей профессиональной деятельности (в США от 1000 долларов за каждый день), при одновременном действии системы компенсаций и страхования сотрудников. Страховое покрытие, однако, часто не распространяется на уголовные преступления, деяния, связанные с нечестностью служащих, действия, предпринятые для личной выгоды, действия, повлекшие конфликты интересов. В наших условиях, когда личная ответственность руководства и сотрудников банков за удачи и неудачи коммерческого банка минимальна, можно было бы законодательно установить определенные ежемесячные отчисления из доходов сотрудников банка в специальный фонд по заработной плате, средства которого депонируются и при обнаружении недостатков в работе персонала банка направляются на погашение убытков.

Кроме того, необходимо доработать законодательные вопросы залогового обеспечения кредитных сделок и гарантий по выдаваемым банками кредитам.

Необходимо ввести в практику и законодательно закрепить:

основные критерии, при наличии которых управление проблемным банком может быть передано институту санации. Возможность использования признанных в зарубежной практике систем оценок позволит в дальнейшем легче интегрироваться отечественной банковской системе в международные структуры;

ответственность сотрудников банка при противодействии надзорным органам и внешнему управлению банком вплоть до отстранения от должности, как это практикуется за рубежом;

возможности надзорных органов по временному ограничению определенных видов деятельности коммерческих банков, если эта деятельность может негативно отразиться в дальнейшем на их финансовом состоянии;

возможность приостановления начисления штрафов, пени, неустоек по обязательным платежам в период проведения санации кредитной организации.

Кроме того, Центральному Банку необходимо определиться, при каких условиях он готов предоставить прямую помощь проблемному банку. Накопленный международный банковский опыт санации проблемных банков подтверждает необходимость подобной меры. В настоящее время Центральный Банк должен также определить свое отношение к фонду страхования депозитов и тому опыту, который уже есть в России по данному вопросу.

Подытоживая данную главу, мы делаем вывод, что на сегодняшний день институт санирования проблемных кредитных организаций находится на ранних стадиях зарождения. В российской банковской системе отсутствует практика управления кризисными кредитными учреждениями, законодательная база, регулирующая это направление, далека от совершенства. Основные характеристики существующего российского антикризисного управления, приведенные выше, доказывают, что для эффективной работы необходим качественно новый подход к санации кредитных учреждений, основанный на переработке и дополнении существующей практики оздоровления проблемных организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.