реферат бесплатно, курсовые работы
 

Анализ работы Мурманского филиала ЗАО МКБ Москомприватбанка

В процессуальной литературе наиболее правильной признано мнение, согласно которому процесс доказывания разделен на составляющие его компоненты - собирание, проверку и оценку, которые являются самостоятельными частями единого целого «характеризуются завершенностью их уголовно-процессуальной деятельности» [1, c. 113].

Собирание доказательств - это процессуальная деятельность органов предварительного расследования и суда направленная на обнаружение фактических данных, их рассмотрение и процессуальное оформление [2, c. 211]. Собирание доказательств осуществляется предусмотренными законом способами. Ст. 100 УПК РМ выделяет способы собирания доказательств, исходя из специфики существования и передачи различных форм и видов информации [3, c. 369]. Одним из них является экспертиза, как способ получения доказательственной информации, требующей для её обнаружения, получения или передачи специальных познаний. Особенность экспертизы, как способа собирания доказательства, проявляется в том, что в этом процессуальном действии согласуются как бы два самостоятельных процесса: целенаправленная деятельность офицера по уголовному преследованию с целью получения заключения эксперта и деятельность эксперта по формированию фактических данных, его выводов. При этом эксперт становится носителем доказательственной информации не как субъект пассивного отражения имевших место фактов, а в результате целенаправленного исследования объекта экспертизы, в рамках уже возникшего процесса [4, c. 181]. Проведение экспертизы содержит в себе весь комплекс процессуальных действий, связанных с экспертизой.

Назначение экспертизы включает в себя подготовку офицером по уголовному преследованию или судом материалов для экспертного исследования, вынесение постановления о назначении экспертизы, ознакомление с ним обвиняемого и разъяснение ему прав, вызов эксперта и разъяснение ему прав и обязанностей, предупреждение его об уголовной ответственности и поручение ему производства экспертизы либо направление постановления о назначении экспертизы и всех необходимых для этого материалов в экспертное учреждение.

Наиболее важный вопрос, который приходится решать на данном этапе, - это определение основания для назначения экспертизы, так как случаи неправомерного назначения экспертизы приводят к существенной затрате сил и средств, увеличению сроков предварительного следствия и другим негативным последствиям.

Согласно требованиям уголовно - процессуального закона любое следственное действие, в том числе и экспертиза, должны проводиться только при наличии к тому законных фактических и юридических оснований.

Представляется, что более точной является формулировка основания назначения экспертизы - как фактические данные, указывающие на необходимость решения вопросов связанных с применением специальных познаний. Особенность этого следственного действия заключается в том, что оно проводится только при наличии нескольких предусмотренных законом обязательных признаков. Прежде всего, таким является необходимость применения специальных познаний для установления обстоятельств дела и проведение экспертного исследования. То есть должна существовать объективная необходимость в применении специальных познаний для решения тех или иных вопросов из области науки, техники, искусства и ремесла. Это означает, что без этих познаний нельзя установить определенные обстоятельства дела. Например, без познаний из области психиатрии - определить психическое состояние лица, без криминалистических - причину взрыва, тип взрывного устройства и т.д. Для правильного определения объективной необходимости применения специальных познаний в УПК РМ перечислены специально оговоренные случаи обязательного проведения экспертизы, когда офицер по уголовному преследованию и суд обязаны вынести постановление о назначении экспертизы. В обязательном порядке назначается и производится экспертиза для установления: причины смерти; степени тяжести и характера телесных повреждений; психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, подсудимого - в случаях, когда возникают сомнения относительно их вменяемости или способности самостоятельно защитить свои права и законные интересы в уголовном процессе; психического или физического состояния потерпевшего, свидетеля, если возникают сомнения относительно их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания по ним, которые впоследствии исключительно или главным образом лягут в основу решения по делу; возраста обвиняемого, подозреваемого, подсудимого или потерпевшего - в тех случаях, когда это обстоятельство имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие возраст, отсутствуют или вызывают сомнения; в иных случаях, когда посредством других доказательств не может быть установлена истина по делу. На практике круг вопросов, для решения которых требуется обязательное назначение экспертизы, значительно шире указанного в УПК РМ. К ним относятся, в частности, установление наличия наркотических веществ, установление наличия сведений составляющих государственную тайну, идентификация лиц и вещей и т.д. Выводы эксперта должны представлять собой результат произведенных им исследований с применением этих познаний. Без этой совокупности конкретных практических действий эксперта невозможно ответить на возникшие при расследовании дела вопросы. Только выводы, полученные в ходе экспертного исследования, будут иметь доказательственное значение по делу. Ещё одним важным элементом основания назначение экспертизы выступает определение значимости для уголовного дела обстоятельств, установленных в результате экспертизы. В случае, если выводы эксперта не имеют значение для дела, то можно считать, что не было основания для назначения экспертизы [5, c. 122].

Таким образом, при определении основания для назначения экспертизы необходимо исходить из того, что:

1) должна существовать объективная необходимость применения специальных познаний для установления определенных обстоятельств дела;

2) поставленные перед экспертом вопросы должны быть решены только в результате и на основании произведенных им исследований с применением специальных познаний;

3) в результате проведенных исследований эксперт должен представить свое заключение по поставленным перед ним вопросам, а содержащиеся в нем выводы должны быть значимы для дела;

4) должны учитываться случаи обязательного назначения экспертизы, которые перечислены в ст. 143 УПК РМ, а также те, которые сложились в следственной и судебной практике.

Иные основания предусмотрены для назначения дополнительных и повторных экспертиз. Дополнительная экспертиза назначается, в случае, если заключение эксперта является недостаточно ясным или полным. Повторная экспертиза назначается в случаях необоснованности заключения эксперта или сомнения в его правильности, и, наконец, допущенные при проведении экспертизы существенные нарушения процессуального закона ( ст. 148 УПК РМ ).

Основанием назначения комплексной экспертизы является необходимость использования специальных познаний, которые относятся к различным областям науки и техники, для решения одних и тех же вопросов, в связи с тем, что они не могут быть решены экспертом, являющимся специалистом в одной области специальных познаний, что указано в ст. 147 УПК РМ.

Сложные и повторные экспертизы производятся комиссией из нескольких экспертов одного профиля. Эксперты совещаются между собой, и, придя к единому мнению, составляют общее заключение, которое подписывается ими всеми. При наличии разногласий между экспертами каждый из них представляет свое отдельное заключение по всем по всем вопросам или только по тем, в отношении которых возникли разногласия, что указано в ст. 146 УПК РМ о комиссионной экспертизе.

Юридическим или правовым основанием проведения экспертизы является наличие постановления о производстве экспертизы. Этим постановлением законом урегулируется фактическая необходимость проведения экспертизы, а также предоставление правомочий органу уголовного преследования или суду на проведение предусмотренных законом дальнейших действий. Процессуальный закон требует обоснования принятия решения о производстве следственных действий, но ничего не указывает на степень обоснованности этих решений. Поэтому необходимо исходить из того, что в основе решения должны лежать фактические данные с большей или меньшей степенью вероятности обеспечивающие достижение цели проводимого действия и возможность получения имеющих для дела фактических данных. Для принятия решения о производстве экспертизы орган уголовного преследования и суд должны иметь соответствующие данные, указывающие с определенной степенью вероятности на реальную возможность получения заключения эксперта, имеющего отношение к делу. В отличие от других следственных действий, например, обыска или выемки, где в качестве оснований их производства могут быть использованы сведения, добытые оперативно-розыскным путем, сведения, выступающие основанием производства экспертизы, должны быть получены только в ходе проведения следственных действий, и содержаться исключительно в материалах уголовного дела. Эти сведения необходимо указать органу уголовного преследования или суду в постановлении о назначении экспертизы. Например, при назначении судебно-психиатрической экспертизы в описательной части постановления следует перечислить имеющиеся в материалах уголовного дела данные о неадекватном поведении лица либо сведения, о перенесенных им психиатрических заболеваниях и травмах головного мозга, либо сведения о пребывании лица в прошлом на стационарном лечении в психиатрических больницах и другие сведения, на основании которых офицер по уголовному преследованию принял решение о производстве данной экспертизы.

Процессуальный закон (ст. 144,145 УПК РМ) четко оговаривает содержание постановления о назначении экспертизы. В постановлении или определении указывается:

а) по чьей инициативе назначается экспертиза;

б) основания назначения экспертизы;

в) вопросы, поставленные эксперту;

г) предметы, документы и другие материалы, предоставленные эксперту с указанием, когда и при каких обстоятельствах они были обнаружены или изъяты;

д) наименование экспертного учреждения, фамилия и имя лица, которому поручается производство экспертизы.

Постановление или определение о назначении экспертизы является обязательным для учреждения или лица, уполномоченного производить экспертизу. При производстве экспертизы по инициативе и за счет сторон эксперту передается перечень вопросов, предметы и материалы, которыми располагают стороны или которые представляются по их ходатайству органом уголовного преследования. Об этом составляется протокол. Орган уголовного преследования или судебная инстанция в установленный срок: сообщает сторонам и эксперту предмет экспертизы и вопросы, на которые эксперт должен ответить; разъясняет их право: делать замечание по поводу этих вопросов, требовать их изменения или дополнения, а также право сторон потребовать назначения по одному эксперту, рекомендованному каждой из них для участия в проведении экспертизы; рассматривает замечания и заявления сторон; устанавливает срок производства экспертизы; сообщает эксперту, будут ли участвовать стороны в её производстве; направляет решение о назначении экспертизы, соответствующие предметы и материалы, а в случае необходимости и материалы уголовного дела руководителю экспертного учреждения [6, c.173].

Нередко при назначении экспертизы необходимо получить образцы для сравнительного исследования. Наиболее правильным следует считать положение, согласно которому отобрание офицером по уголовному преследованию образцов для сравнительного исследования представляет собой следственное действие, которое не является самостоятельным действием и способом собирания доказательств, Основная цель любого следственного действия - это обнаружение следов преступления, то есть фактических данных, которые будут являться содержанием доказательства, и фиксирования их в протоколе. Действия офицера по уголовному преследованию по отобранию образцов всегда являются составной частью какого-либо самостоятельного следственного действия, выступающего в качестве способа собирания доказательств, и вне этого действия оно не имеет смысла. Так, образцы для сравнительного исследования используются экспертом в своем исследовании в случае, когда непосредственное исследование каких-либо свойств, качеств, состояний объекта невозможно или нецелесообразно либо есть основания полагать, что исследуемые свойства и качества всех предметов являются одинаковыми.

Сами образцы не являются ни вещественными доказательствами, ни иными документами. Это объясняется тем, что они представляют собой только материал для исследования, например, для экспертизы или эксперимента, и получаются только для этой цели. Кроме того, они не устанавливают имеющих значение для дела обстоятельств, и поэтому полученные при этом сведения не будут иметь самостоятельного доказательственного значения.

2.2 Производство экспертизы

Производство экспертизы включает в себя деятельность эксперта по исследованию представленных ему материалов, заявлению ходатайств (о предоставлении ему дополнительных материалов, уточнении поставленных вопросов и т.д.), участию в проведении следственных действиях, составлению письменного заключения либо сообщения о невозможности его дачи и представлению его органу уголовного преследования или суду.

Производство экспертизы может осуществляться в экспертном учреждении или вне его. Но данное обстоятельство не влияет на доказательственное значение получаемых заключений, поскольку требования процессуального закона едины для всех экспертиз независимо от места их производства, например, все эксперты, несут персональную ответственность за даваемые им заключения. Согласно уголовно-процессуальному закону, основное отличие экспертизы, проводимой в экспертном учреждении, заключается лишь в том, что эксперта, работающего в соответствующем учреждении, предупреждает об ответственности и ему разъясняет его права и обязанности как эксперта руководитель учреждения, а эксперта, не состоящего в таком учреждении - орган уголовного преследования или судебная инстанция. Кроме этого, на практике существует еще одна особенность производства экспертизы в экспертном учреждении, связанная с ролью и функцией руководителя экспертного учреждения. Она проявляется в его действиях по руководству работой экспертами, проверке правильности и обоснованности, даваемых ими заключений, что в свою очередь оказывает влияние на проведение экспертизы в экспертном учреждении и на её результаты. Производство экспертизы в экспертном учреждении регламентируется ст.149 УПК РМ. Этот порядок является общим - как для государственных, так и для негосударственных экспертных учреждений. Производство экспертизы вне экспертного учреждения в уголовном процессе регламентировано ст.150 УПК РМ. После получения постановления о назначении экспертизы эксперт обязан провести экспертное исследование, ответить на поставленные вопросы в своем заключении. В случае невозможности дачи заключения по причине недостаточности материалов или информации либо выхода поставленных вопросов за пределы специальных познаний эксперта, эксперт обязан в письменной форме сообщить о невозможности им дачи заключения. На практике существует еще одно основание, по которому эксперт не может провести исследование и дать заключение. Это отсутствие методики исследования объектов. Сообщение о невозможности является одним из результатов проведенной экспертизы и его завершающим этапом, хотя при этом не разрешены поставленные перед экспертом вопросы. Так, в случае несогласия с выводами о невозможности решения вопроса может быть назначена дополнительная или повторная экспертиза, а если вывод эксперта окажется заведомо ложным, то его можно привлечь к уголовной ответственности.

2.3 Завершение экспертизы

Последующие действия офицера по уголовному преследованию или суда по завершению экспертизы. Эта деятельность включает в себя проверку и оценку заключения эксперта, ознакомление с ним обвиняемого, в необходимых случаях допрос эксперта и назначение повторной или дополнительной экспертизы. После ознакомления с заключением эксперта или сообщением о невозможности дачи заключения орган уголовного преследования или судебная инстанция имеют право допросить эксперта, и цели такого допроса строго определенные. Ими являются:

-разъяснение данного заключения в тех случаях, когда требуется объяснить сущность и значение специальных терминов или формулировок, уяснить методы, которые были использованы при исследовании, объяснить каким образом выявленные диагностические и идентификационные признаки позволили ему сделать те или иные выводы, в какой мере выводы они основаны на следственных материалах, обосновать необходимость использования выбранной методики исследования, того или иного оборудования [7, c.47];

-разъяснения возможных противоречий между исследованием и выводами, которые содержатся в заключении;

-разъяснения сущности причин расхождения в выводах, к которым пришли члены комиссии экспертов, уточнения позиции каждого эксперта;

-дополнения данного заключения в случае неясности, конкретизация вывода, уточнения содержания заключения, дополнительное обоснование ранее сделанных выводов.

Некоторые из указанных оснований производства допроса эксперта совпадают с основаниями назначения дополнительной экспертизы - это недостаточная ясность или неполнота заключения. Критерий разграничения между ними будет в том, что при допросе эксперта для разъяснения и уточнения заключения не требуется проведение дополнительных исследований, тогда как основанием для назначения дополнительной экспертизы является необходимость в проведении таких исследований, когда недостаточную ясность или полноту заключения не представилось возможным устранить путем допроса эксперта. Следует учитывать, что полученные в ходе допроса показания эксперта не являются самостоятельным видом доказательств, а являются продолжением заключения, так как даются только после дачи им заключения, в целях разъяснения или дополнения данного заключения. Особенность допроса эксперта, как следственного действия, заключается в том, что:1)эксперт имеет особое процессуальное положение и выступает лицом, обладающим специальными познаниями, без которых невозможно производство экспертизы - этим он отличается от других допрашиваемых лиц;

2)определенная цель этого действия - эксперт не дублирует описание проведенных им исследований и изложенных в заключение, а только поясняет или дополняет их.

Раздел 3 Структура заключения эксперта и его содержание. Проверка и оценка

3.1 Структура и содержание заключения эксперта

Одним из оснований деления доказательств на виды является определенная структура и содержание каждого вида доказательств. Особенности структуры и содержания заключения эксперта наглядно проявляются в следующих требованиях:

1)в определенной структуре, а также объеме и характере имеющих для дела сведений, то есть содержании заключения эксперта; 2)в правильном составлении и оформления этого доказательства.

2)Уголовно-процессуальный закон в общих чертах регламентирует структуру и содержание заключения эксперта. Условия, процесс исследования и устанавливаемые экспертом фактические данные должны быть отражены в заключение эксперта.

Закон устанавливает основные элементы заключения эксперта. В частности, согласно ст.151 УПК РМ в заключение эксперта должно быть указано, когда, где, кем была проведена экспертиза, кто присутствовал при ее проведении, какие материалы использовал эксперт, какие исследования производил, какие вопросы были поставлены эксперту и его мотивированные ответы, предупрежден ли эксперт об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, ученое звание, ученая степень, должность лица, производившего экспертизу, на каком основании была произведена экспертиза. На основании требований уголовно - процессуального закона была выработана более подробная форма, порядок составления и реквизиты заключения эксперта. Это нашло свое закрепление во многих ведомственных актах, которые регламентируют различные виды экспертиз.

Как правило, заключение эксперта состоит из трех частей:1)вводной или введение, 2)исследовательской, 3)выводов или заключения. Каких - либо жестких условий обязательного наполнения содержания каждой из выделенных частей законом не установлено, но в соответствии с принятыми в экспертной практике требованиями, следует указать на то, что, как правило, должно содержаться в каждой из этих частей структуры заключения эксперта.

1) Заключение эксперта должно содержать определенную сумму сведений, на основании которых можно судить о том, кто, с какой целью назначил экспертизу, кто именно её производил, лица, присутствующие при её проведении. Для этого во вводной части обычно указываются следующие сведения: номер и наименование дела, по которому назначена экспертиза, сведения об органе или лице, назначившем экспертизу; фактические и юридические основания назначения экспертизы; обстоятельства дела; материалы, предоставленные эксперту, с указанием способов доставки и вида упаковки исследуемых объектов; дата поступления материалов и дата подписания заключения; сведения об эксперте или экспертах (Ф.И.О., образование, специальность, ученая степень и звание, должность); вопросы, поставленные перед экспертом на разрешение. Порядок группирования вопросов и их очередность может быть изложена экспертом в той последовательности, как он считает наиболее правильным с точки зрения порядка исследования, ясности изложения и т.д. Если эксперт в заключении разрешил какие-либо вопросы по своей инициативе, то они также должны быть указаны во вводной части.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.